microbik.ru
1 2 3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии)
РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические указания разработаны доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Садовской И.Г.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ.

Протокол № 5 от 11 апреля 2006 года.

Ответственный за выпуск - Гайбарян О.Е.


ВВЕДЕНИЕ
Что такое мифология? Дать точное определение этому интереснейшему в истории человеческого общества явлению - достаточно сложная задача. Восприятие мира человеком в период существования родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, носило непосредственно чувственный характер. Обозначая то или иное явление окружающей жизни, например, огонь (Гефест) как стихию, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т.д. Впоследствии человеческая фантазия создаст историю возникновения стихии огня и появится рассказ о родителях и деяниях Гефеста. Так рождалось мифологическое мышление с его тенденцией к обобщению, основанное на целостном, син­кретическом восприятии мира. Мифы призваны были ответить на вопросы, всегда волновавшие людей: как, когда, почему и зачем появились земля и небо, звезды, луна и солнце, люди и животные - то есть все то, что составляло огромный и неизведанный мир. Мифы рассказывали о начальном времени возникновения явлений и первопредметов: рождении, смерти, первом огне, первом копье и т.д. Мифы отразили наблюдения человека за природой, а поскольку личность еще не выделяла себя из окружающего мира, то космос представлялся ей живым организмом, очеловеченным и бессмертным.

Следует обратить внимание на уникальность мифологического восприятия мира. Мифология не тождественна философии, хотя в ней мы находим осмысление глобальных проблем бытия; мифология не является литературным жанром, хотя в ней создаются поэтические образы; мифоло­гия не идентична религии, хотя включает в себя различные культы и обря­ды, посвященные богам; мифология не есть историческое повествование, хотя бережно хранит память о великих исторических событиях. Можно сказать, что миф - это и одно, и другое, и третье, и четвертое, и нечто большее, нечто абсолютно универсальное - первая мировоззренческая система, при­званная ответить на самые разнообразные вопросы и поэтому включающая в себя столь противоречивые компоненты.

Подобная уникальная универсальность позволила А.Ф.Лосеву сделать интересный и неожиданный вывод, с которым можно согласиться: «Миф – это чудо». Миф говорит о многом, и из этого тяготения к универсальности вытекает его полифункциональность. Одно из его главных свойств – стремление объяснить возникновение того или другого предмета, обряда, явления; этиологизм (от греч. – «причина», «основание») мифа заложен в самой его природе.

М. Элиаде подчеркивает моделирующую функцию мифа: «Роль мифа в структуре всего человеческого существования неизмерима. Благодаря мифу, понятия реальности, значимости, трансцендентности постепенно обнаруживают свою суть. Благодаря мифу, мир понимается как в совершенстве организованный, разумный и значимый Космос» (М.Элиаде. Аспекты мифа М., 2001. С.161).

Миф связан с ритуалом. Он может быть как основанием исполняемого обряда, так и толкователем (или комментатором) уже сложившегося действия. Древние ритуалы регламентировали общественную жизнь, поэтому сторонники обрядовой теории мифа подчеркивают первичность его «оправдательной» или «законодательной» функции, которую еще называют социально-политической.

Другая родовая черта мифа своими корнями уходит в синкретизм – соединения в мифе сущности и явления, именуемого и имени, который и порождает символизм. Рассказанная мифом история, например, легенда о Нарциссе, не только объясняет происхождения цветка, но становится универсальным знаком, указывающим на явление (в данном случае - черту характера) и символом его определяющим: в приведенном примере - это самолюбование; из мифа придет и синоним этого свойства человеческой натуры - «нарциссизм».

Будучи предельно конкретным, миф всегда говорит о сущностно важном – именно это свойство обеспечило его абсолютную востребованность. Она проявляется и в бесконечной повторяемости мифологических сюжетов в искусстве, их существование в качестве фразеологизмов в языках (Ахиллесова пята, Сизифов труд, и т.д.), в аллюзивности человеческого мышления, привычно использующего для этой цели миф.

По мнению В.М.Найдыш, мифотворчество связано с вечным стремлением человека разгадать «тайну тайн» - законы мироздания. Тайна (или приобщенность к ней) лежит в основе многочисленных союзов, как древних, так и современных. Миф здесь выступает как тайна, соединяющая этнос (этот национальный миф В.М. Найдыш называет «этномифом»). Однако у мифа-тайны, как у двуликого Януса, есть, на наш взгляд, еще одна функция – универсального ключа, с помощью которого человек пытался понять, постичь, проникнуть в запретное. Невозможно представить себе существование человеческого общества, лишенное этого ключа. Когда древние мифы уходили в прошлое, становясь мифологической историей и литературными сюжетами, на их место приходили новые, потому что само мифотворчество – естественное свойство человеческой природы, оно также вечно, как мир вокруг нас и миф о нем - история умирающего и воскресающего бога.
1 ТЕОРИЯ МИФА

На протяжении всей человеческой истории, начиная с Платона и Эвгемера, шло изучение феномена мифа. Студенту следует изучить романтическую теорию мифа Ф.Шеллинга, антропологическую школу (Э.Тейлор, Э.Ленг), представления Вагнера и Ницше, труды Д.Д.Фрезера и Клода Леви-Стросса, З.Фрейда и К.Г.Юнга, символическая теория Э.Кассирера. Обзор упомянутых школ содержится в работе Е.Н.Мелетинского «Поэтика мира».

Студенту необходимо законспектировать статью А.Ф.Лосева «Диалектика мифа». Лучшим пособием является энциклопедическое издание «Мифы народов мира» в 2-х тт.

Литература

Косарев А. Философия мифа. М., 2000.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980, а также любое издание.

Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002.

Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.

Токарев С.А. Ранние формы религии в их развитии. М., 1964.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифопоэтического. М., 1995.

Фонтенроуз Д. Бэском В. Клакхом К. Хьюмен С. Обрядовая теория мифа. СПб., 2003.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

Элиаде Мирча. Аспекты мифа. М., 2005.
2 МИФОЛОГИЯ ЕГИПТА

Египетская мифология является одной из древнейших в мире. Она возникла задолго до объединения Египта, в эпоху Древнего царст­ва ( 3200-2400г. до и. э.), когда не было государственной религии. В круп­ных городах (номах) существовали свои культы, особенно выделялись такие центры как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы. В процессе разви­тия египетского государства отдельные культы (культ Ра, Осириса, Исиды, Хора) на некоторое время становились общенациональными. Во мно­гом это зависело от того, какой из городов оказывался главной резиденцией фараона. Так, когда Мемфис стал столицей Египта, Культ Пта, бога-демиурга Мемфиса, распространяется по всей стране.

Культ животных и растений

Характерной чертой египетской мифологии является культ живот­ных, насчитывающий тысячелетия. У большинства народов он исчезает в процессе антропоморфизации, оставив лишь некоторые черты. В Египте же культ животных не только не исчез, но и сохранил уникальную живучесть - он продолжал существовать даже в эпоху римского завоевания. Боги Египта так до конца и не стали антропоморфными: часто в них наблюдает­ся половинчатость облика. Распространение культов животных неодно­родно - одним поклонялись на всей территории Египта, другим - в неко­торых областях или только в одной местности: культы быка, льва, крокодила, сокола, кошки, змеи, а также животных, которые оли­цетворяли для египтян злые силы (черепаха, свинья).

Культ животных был составной частью всеобщего поклонения ве­ликой природе. Египтяне воздавали почести деревьям и растениям, а са­мым большим почетом был окружен лотос. С лотосом связывали надежды на богатый урожай, лотос символизировал солнце - источник жизни и пер­возданную красоту, лотос - знак царской власти (с ним изображали царей и цариц).

Региональные культы

В Египте эпохи Древнего царства крупные города имели своих бо­гов-покровителей, каждый из которых представлялся либо в образе жи­вотного, либо был антропоморфен, но чаще всего антропоморфизм допо­лнялся зооморфными элементами (например, бог Тот - человек с головой Ибиса, богиня Сехмет - женщина с головой львицы). Местный бог стано­вится центральной фигурой складывающихся о нем мифов, в которых он мыслился как демиург, творец богов и мира. Особенно была распростра­нена группировка в виде триады: бог-отец, богиня-мать и бог-сын. Вообще же облик и функции египетских богов, в отличие от греческих, лишен яс­ности, нестабилен.

Боги Гелиополя: Атум (изначальный бог), Шу (пространство между небом и землей), Тефнут (женское дополнение Шу), Геб (земля), Нут (небо).

Следует обратить внимание, что в Египте четыре древнейших бога являлись обожествленными космическими стихиями, поэтому храмов, по­священных им, не было. Следующие четыре бога, порожденные Гебом и Нут, - Осирис, Исида, Сет и Нефтида - являются популярнейшими богами Египта. Легенду об Осирисе и Исиде называют ядром египетской культуры. Существует много вариантов этой легенды.

Особое месте принадлежит Исиде. Исида - богиня плодородия, во­ды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплава­ния. Облик и функции любимой богини египтян на протяжении веков значительно менялся. В древнем варианте мифа об Осирисе, принадлежащем эпохе материнского права, Исида выступает против Хора, своего сына, защищая Сета, принадлежащего ее роду. Однако постепенно Исида превращается в милосердную владычицу, любящую жену и мать. В древности Исида почиталась как богиня неба и изображалась в образе коровы или женщины с коровьими рогами. После создания гслиопольского пантеона владычицей неба признается ее мать, богиня Нут, а сама Исида выступает в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Может быть, именно эта многоликость обусловила широкую попу­лярность культа Исиды в греко-римском мире, повлиявшем на христиан­скую догматику; образ богоматери с младенцем на руках восходит к обра­зу Исиды с младенцем Хором.

С 26-25 веков до н. э. главным богом гелиопольского пантеона стано­вится бог Ра, культ которого приобретает общеегипетский характер.

Другими важнейшими региональными культами был культ Тота (бога-демиурга) и Сехмет (богини войны) в Мемфисе, а также Амона - Ра в Фивах.
Представления о загробной жизни

Культ умерших египтян был не отвлеченной религиозной обязанно­стью, а практической необходимостью, обусловленной переводом близких в иной мир, где они не могли существовать без помощи живых. Считается, что утверждение бессмертия человеческой души впервые возникло именно в Египте. Представлялось это таким образом: когда умирает тело, душа переходит в рождающееся в этот момент другое существо. Пройдя через тела всех земных и морских животных, она снова вселяется в тело новоро­жденного, и это круговращение продолжается три тысячи лет. В египетской мифологии боги тоже имели свои души и даже не одну, например, у Ра их было семь. Звезды рассматривались как души богов (Орион - душа Осириса). Само понятие душа в египетской мифологии неоднозначно, ду­ша имела несколько компонентов, которые обозначались разными терминами.
Ба - означало общие представления, а само слово употреблялось в двух значениях: бог и душа. Первоначально обладание Ба приписывалось только богам и фараонам и мыслилось как воплощение их силы и могу­щества. Позднее Ба считалось воплощением жизненной силы всех людей, которое продолжало существовать и после смерти. Ба могло и оставаться в гробнице, и свободно передвигаться, сопутствуя человеку в загробном мире. Ба изображалось в виде птицы с головой и руками человека.

Ка - многозначное понятие. Ка - это и двойник, которым обладают все люди и боги, это и особая жизненная сила, таинственная сущность, определяющая характер и темперамент личности. В отличие от Ба, Ка опре­деляло судьбу человека. Считалось, что портретные статуи умерших, ко­торые ставились в гробницах, являлись вместилищем Ка. Так же как и Ба, Ка могло покидать гробницу и устремляться в загробный мир.

Ах - дух, бессмертная сущность смертного тела. Ах изображался в виде ибиса и мог свободно парить в любой части мира.

Сердце - самостоятельное существо внутри человеческого тела, вместилище человеческого сознания, нечто наиболее осведомленное о его жизни. У египтян существовали специальные заклинания для того, чтобы сердце на великом суде Осириса (при взвешивании на весах) не выдавало человеческих тайн.

С культам умерших связано и искусство мумификации - сохранения человеческого тела как один из факторов бессмертия личности. В гробнице помещалась не только мумия, но и скульптурное изображение человека на случай пропажи мумии. Мумифицировали не только фараонов и бога­тых чиновников, но абсолютно всех египтян, поэтому существовало множество способов мумификации, начиная от сложнейших и очень дорогих и заканчивая простыми и дешевыми. Огромное внимание уделялось гробницам. Последним убежищем фараонов долгое время были пирамиды, которые вошли в историю как одно из семи чудес света.

Значение египетской мифологии

Литература

Авдиев В.И. История древнего Востока, 2-е изд. - М., 1953.

Антес Р. Мифология в древнем Египте //Мифология древнего мира. -
М., 1977. С.55-121.

Замаровский В. Их величества пирамиды. 2-е изд,- М. 1986.

Кондратов И. История древнего Востока. - М, 1988.

Коростовцсв М А. Религия древнего Египта - М., 1983.

Кузишин В.И. Загадка Сфинкса. - М., 1972.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М., 1956.

Немеровский А.И. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1994.

О происхождении богов. - М., 1990.
3 ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Индийская мифология имеет древние традиции. Ее начало - ведий­ская мифология, которая относится к 11 тыс. до н.э. Источниками ее явля­ются четыре книги вед (слово «веда» означает священное знание): «Ригвсда» (книга гимнов), «Яджурведа» («веда жертвенных формул»), «Самаведа» («веда напевов»), «Атхарваведа» (сборник заговоров и закли­наний). Первые три посвящены героическим подвигам богов и их прославлению в изощренных гимнах, обещающих награду певцам. Особое место принадлежит «Ригведе». Она была создана в архаической форме санскрита племенами ариев, которые вторглись в Индию с северо-запада между 1500 и 1200 г.г. до н.э. Гимны «Ригведы» предназначались для исполнения в ходе общественных ведических жертвоприношений. Посредством ритуала люди и боги совместными усилиями обеспечивали непрерывный про­цесс функционирования мироздания, разрушали козни демонов. «Адхарваведа» адресована всем людям, поэтому содержит интересные сведения о быте, социальном устройстве, культуре, фольклоре, начале ря­да наук в древней Индии.

Изучение индийской мифологии начинается с ведийского пантеона, включающего 33 бога. Центром его являются Хранители мира, олицетво­ряющие четыре стороны света.

Индра правит востоком, страной богов, а ему помогают семь не­бесных мудрецов. Яма владеет югом, миром предков, куда уходят умер­шие: добродетельные души находят там утешение, а грешные страдают в глубинах ада, который находится глубоко под землей. Варуне принадле­жит запад, а севером правит Кубера, владыка богатств. Есть хранители и промежуточных стран света: Северо-Востоком правит бог Луны Сома; Юго-Востоком бог солнца Сурья; Юго-Западом - бог огня Агни; Северо-Западом - Ваю, бог ветра.

Особое внимание студенту следует обратить на Индру – «царя богов» и самого популярного персонажа вед.

Наряду с ведами, древнейшими памятниками, рассказывающими о происхождении мира и бессмертии души, являются упанишады: ранние тексты восходят к УП - VI вв. до н.э. Учение упанишад было связано с по­пулярным в Индии движением аскетов, лесных молчальников, покидавших свои дома, чтобы наедине с природой открыть тайны бытия. Слово «упанишада» буквально обозначает «подсаживание», т.е. сидение у ног учителя, который наставляет ученика. Основное содержание упанишад, как ранних, так и поздних, составляет рассуждение о Брахман – человеческой душе.

В целом упанишады, подобно другим философским учениям, призваны были освободить человека от страха смерти. Полное осознание Брахман приводит к подлинной свободе, свободе космической, которая выводит за пределы радости и страдания, жизни и смерти.

Учение упанишад оказало огромное влияние на поздние мифологи­ческие течения, например, на концепцию образов великих индуистских бо­гов Брахмы и IIIивы.

В I тысячелетии до н.э. ведийская мифология и упанишады оттес­няются на второй план мифологией индуизма. Ранний этап ее становления отражен в эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаянс».

В роли новых верховных божеств, верховной триады выступают Вишну, Брахма и Шива. В определенной степени всем трем богам присущи важнейшие функции созидания, сохранения и разрушения, т.е. они допол­няют и взаимозаменяют друг друга.

Вишну трактуется как «проникающий во все», «всеобъемлющий» и указывает на его роль демиурга.

Студенту необходимо познакомиться с аватарами Вишну, уделив особое внимание главным – Раме и Кришне.

Вторым по значимости в мифологии индуизма является Брахма. В ведах слово «брахман» означает молитвенную формулу. Предполагается, что генеалогия Брахмы происходит от абстрактного понятия, означающего «священное знание» или мудрость. Брахма - великий подвижник, наставник, духовный учитель.

В эпосе Брахма чаше всего одаривает, утешает, дает советы, испол­няет просьбы. Постепенно культ Брахмы был поглощен культами Шивы и Вишну.

Шива, третий великий бог индуизма, так же как и Вишну, предста­вляет собой синкретический образ, в котором соединились противоречивые черты. Это и жестокое божество, связанное с плодородием, объект фалли­ческого культа, оргаистического ритуала, и идеальный аскет, бог углуб­ленной медитации; грозный бог, сокрушитель демонов, и покровитель все­го живого, поэтому одно из его имен - Пашупати, т.е. Владыка тварей. Ча­сто Шива выступает как бог-целитель.

Помимо главных божеств в индийской мифологии присутствуют боги, олицетворяющие абстрактные чувства, а также множество полубогов и духов.

Самыми известными являются Кама - бог любви; Хануман - обезьяний бог, могущественное сельское божество, в честь которого обезьяны считаются божественными, священными; гандхарвы - слуги Индры, небесные музыканты и воины, часто по­кидающие просторы неба, чтобы помочь или, наоборот, ввергнуть людей в искушения; апсары - небесные танцовщицы, напоминающие гурий магометан­ского рая. Их танцами так же, как и песнями гандхарвов, наслаждаются попавшие на небеса праведники; наги – полулюди - полузмеи - обитатели подземного мира, храните­ли сокровищ, которые они иногда дарят людям.

Среди духов зла особую опасность представляли ракшасы. Самым знаменитым среди них был Равана - десятиголовый царь Ланки, побеж­денный Рамой.

Итогом развития индийской мифологии является буддизм. История жизни и духовных подвигов основателя одной из великих религий Суддхарта Гаутамы, называемого «будда» («просветленный»), полна чудесных событий. Студенту необходимо познакомиться со знаменитой биографией Гаутамы.

Суть учения Будды состоит в следующем:

Истинный мудрец не должен стремиться к двум целям, олицетворяющим две крайности жизни: чувственные желания, которые ведут к бес­конечным новым рождениям, и аскетизм - путь мучительный , «бесполез­ный». Срединный путь проникнут духом разума, поэтому он ведет к прозрению и нирване. Это благородный восьмеричный путь: правильное воззрение, правильное решение, правильная речь, правильное усилие и правиль­ная медитация. Страдание - неотъемлемая часть человеческой жизни, а, как подчеркивал Будда, именно его учение призвано освободить мир от страданий. Только избрав третий путь, чистый и благопристойный, человек может чувствовать себя освобожденным. Главной целью существова­ния человека является достижение нирваны (состояние высшего покоя). Любой человек, совершая акты милосердия, совершенствуясь в мудрости, может достичь нирваны.

Студенту следует подробно изучить основы буддизма.
Значение индийской мифологии

Литература
Атхарваведа. Избранное. - М., 1976.

Бонгард-Левин Г.Н. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. - М., 1983.

Кочетов А.Н. Буддизм. - М., 1965.

Культура древней Индии. - М., 1975.

Махабхарата. Рамаяна. БВЛ - М., 1976.

Невелова С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. - М., 1975.
Рерих Е.И. Основы буддизма. - С.-П., 1982.

Ригведа. Избранные гимны. - М., 1973.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - М., 1982.

4 КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ


Китайская мифологическая система имеет ряд характерологических особенностей. Вероятно, самой принципиально важной является эвгемеризация (историзация) мифологических персонажей, которые под влиянием рационального конфуцианства истолковывались как жившие в глубокой древности политические деятели. К другим особенностям следует отнести установку на конкретное действие и дидактизм. Мифология отразила особенности национальной ментальности: наравне с традиционными воинскими подвигами китайские боги и герои были великими изобретателями благ – гончарами, создателями письменности и музыкальных инструментов, инженерами- рационализаторами (боролись с потопом при помощи строительства каналов) и, конечно, мудрыми правителями. Однако представления о китайской мифологии не исчерпываются древними сказаниями о богах и героях, но являются, по сути, удивительным сплавом архаических взглядов с даосизмом, буддизмом и конфуцианством – тремя религиями, распространившимися в Китае во второй половине 1 тыс. до н.э.

Космогонические мифы

Космогонические мифы Китая отличаются удивительным разнообразием, причем один из них, - может быть, древнейший - хорошо известен в современном мире. Он гласит, что в изначальном, бесформенном хаосе обитали два великих духа – Инь и Янь. Трансформируясь, Янь стал небом, мужским началом, югом, светом, солнцем, нечетными числами, а Инь – его противоположностью: землей, женским началом, севером, луной, смертью, четными цифрами. С этого вечного разделения и взаимодействия не только начинается история мира, но именно этим объясняется и вся его многоликость, представляющая собой вечные и бесконечные воплощения этих великих духов. Студенту следует познакомиться с другими космогоническими мифами Китая: например, историями о Пань-гу, Хунь-дуне и Нюй-ва.

Священные животные Китая

Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. У китайцев дракон воплощает прежде всего стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон – знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов.

Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») – царь птиц. Он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу – павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем – восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания.

Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция.

Студенту следует знать особенности культа черепахи, тигра и петуха.

Главным враждебным существом животного мира в Китае была лиса. Лиса – царь демонов, она может явиться человеку в любом облике, посулив многое, и, конечно, обманув, она его погубит. Главные свойства лисы - коварство и умение перевоплощаться: в возрасте 50 лет – в женщину, в 500лет – в прекрасную девушку, в 1000 лет – в небесного лиса, бессмертного существа, владеющего всеми тайнами мира.

Пространственная модель мира

В китайских представлениях о мироустройстве доминирующую роль занимает феномен неба, воплощение Янь, обитель солнца. Впоследствии великий дух, олицетворяющий мужское начало, трансформируется в Шан-ди – Верховного владыку, императора неба. Кроме него, почитались еще два его брата – бог земли Чжун-юань и бог вод Ся-юань, вместе их называли сань-юань («тремя первоначальными»). Небо правит миром и наблюдает за живущими людьми, одаривая добродетельных и наказывая провинившихся. Вся мудрость и бесконечное разнообразие мира связаны с небом, местом в китайской мифологии необычайно густонаселенным. На вершинах горного массива Куньлунь находится дворец Верховного владыки, где растет чудесное дерево фусан – дом братьев солнц и появляется птица феникс. В небе обитают прекрасные и мудрые феи и могучие драконы, поэтому взгляд китайца обращен к небу, а все, что делается на земле, соответствует его высшим (!) законам, а называется китайская империя - Поднебесной.

Древние представления об архитектонике разделяют космос на три части: небо, толща земли с массой воды и подземный мир. Земля утверждена на восьми столбах и плавает на воде; другие же восемь столбов поддерживают небо. Оно представляет собой девять сводов, расположенных один над другим, каждый из первых семи является самостоятельной ареной движений семи известных китайцам планет (Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн), восьмой вместе со звездами вращается вокруг Полярной звезды, высший – девятый, поддерживающий и регулирующий все происходящее. Далее пространственная модель мира усложняется представлениями о существовании четырех стран света, цари которых назывались Небесными владыками. Они, с одной стороны, были богами стихий, имевшими в своем имени тот или иной цвет, с другой - олицетворяли собой власть, а с третьей - выступали как культурные герои, которые несут миру блага цивилизации.

Подземное царство – обитель мертвых

В исследованиях, посвященных китайской мифологии, подземный мир назван «адом», вероятно, по аналогии с его европейским аналогом - местом, где страдают грешные души. Это определение неточно, в первую очередь, потому, что китайский ад устроен по образу и подобию судебного учреждения. Особенности этического кодекса китайцев нашли свое отражение в классификации грехов, так, например, среди традиционных нарушителей законов – воров, убийц, клеветников и т.д. - обнаруживается куда более суровое прегрешение – непочтительность к родителям. Однако, по представлениям китайцев, даже самый отъявленный грешник в конце концов попадал в десятую палату и узнавал, каким будет его следующее рождение. А было их шесть вариантов: высшее – рождение на небе, вечное и неизменное. Остальные продолжали участвовать в круговороте рождений. Второе – желательное – получали те, кто творил добро. Они рождались на земле, повышая свой социальный статус, т.е. становились полководцами и важными сановниками, менее добродетельные – в облике купцов, ученых, ремесленников или земледельцев. Третий вариант, несмотря на кажущуюся экзотичность, казался желательным - рождение в мире подводных демонов. Три остальных считались нежелательными или просто ужасными: перерождение в мире демонов (подземных или блуждающих по свету) - 4 и 5 варианты, и, наконец, 6 – рождение в мире животных, насекомых, растений.

Особенности китайской героики

В китайской мифологии трудно найти традиционное для греческой или скандинавской мифологии разграничение на космогонию и героику. Китайские Небесные владыки, как правило, сочетают в себе функции божества и культурного героя, занимаясь как мироустройством, так и изобретением различных благ. Даже спаситель мира стрелок И является небесным посланцем, а пережитая им трагедия связана, в первую очередь, с невозможностью вернуться на свою бессмертную родину. И, хотя большинство китайских божеств так и не стали антропоморфными и часто поражают воображение своим экзотическим обликом (чего стоит одно существо шижоу – зрячая плоть, - похожее на печень зверя, но обладающее зрением), они предельно очеловечены, поскольку мыслят и ведут себя как люди.

Студенту необходимо познакомиться с мифами о потопе и подвигами стрелка И.

Конфуций и его учение

Конфуций родился 22 сентября 551 года до н.э. – в день осеннего равноденствия. Согласно легенде, в этот момент с небес хлынула дивная музыка, а неведомый голос изрек: «Небо, вняв твоим мольбам, дарует тебе мудрейшего из сынов человеческих». В основе философии Конфуция лежит представление о человеческом идеале, к которому необходимо стремиться. В беседах мудреца он фигурирует как «благородный муж» (цзюньцзы), человек высоких моральных качеств, безупречно воспитанный и образованный – подлинный аристократ духа. Он обладает волей и стойкостью, не ведает страха и спокойно принимает превратности судьбы, он учтив и милосерден, но не стремится быть «как все», ибо презирает стадность; разумеется, он умеет управлять людьми достойно и ведет образ жизни знатного человека. Для получения права называться «благородным мужем» (цзюньцзы) надо было, в первую очередь, быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае и тем самым открыло путь к просвещению всем, кто к нему стремился, всем, обладающим упорством и терпением. Важнейшей чертой философии Конфуция является человечность – Путь каждого человека к самому себе: это и вечное совершенствование духа, продолжающееся на протяжении всей жизни, и высшая цель, итог, к которому приходят (если это вообще возможно) по завершению земных трудов.

Лао Цзы и даосизм

Его имя Лао Цзы означает «старый учитель»; родился он в 604 г. до н.э., работал историографом и архивариусом при Чжоуском дворе. Лао Цзы был современником Конфуция, и между ними и их сподвижниками велись споры о том, что же считать истинным Путем. Он вошел в историю как создатель философского учения, которое со временем трансформировалось в религию – даосизм. Дао (букв. – путь, дорога) – универсальное и всеобъемлющее понятие. Дао – душа и источник естественной силы природы, который обеспечивает всему жизнь и нормальное здоровое развитие. Таким образом, природа предстает как некое целесообразное целое, руководимое своей душой – Дао, соединяющей в себе функции разума и блага. В руках Дао соединены бразды правления, поэтому человек, обретший единство с Дао, подобен возничему колесницы, объезжающему как хозяин свои владения: «Великий муж спокойно бездумен и беззаботен. Небо служит ему балдахином, земля – основанием колесницы, времена года – конями, инь-янь – возничими». Его стремительное движение не ведает усталости, потому что в руках у него «рукоять Дао». Цепочка небо–земля–человек выстраивается следующим образом: человек следует законам земли, земля повинуется небу, небо – Дао, Дао – самому себе. Однако совершенно мудрый может следовать непосредственно Дао. Дао совершенного – это деяние без борьбы.

Даосизм вместе с распространившимся буддизмом, в отличие от конфуцианства, учил жить, в первую очередь, соблюдая законы природы (а не общества), в нем доминировало не действие, а спокойное созерцание, приносящее гармонию и счастье. Однако, как показала многовековая история Китая, все три ведущих учения вместе с древними мифологическими воззрениями прекрасно дополняли друг друга. пможность свободно развиваться.


следующая страница >>