microbik.ru
  1 2 3

Значение римской мифологии

Литература

Замаровский В. Герои и боги античных сказаний. - М., 1994.

Культура древнего Рима. В 2-х томах. - М., 1985.

Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. – М., 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х томах - М., 1987.

Словарь античности. – М., 1989.

Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х томах. –М., 1989.

Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1986.
6 СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

История создания и гибели мира рассказана в древнейших памят­никах скандинавов «Старшей Эдде», «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, а также в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика.

В скандинавской мифологии выделяются две группы мифов - космогония и героика.

В космогонических мифах доминирует эсхатологический мотив ожидания неизбежной гибели мира.

Само рождение мира представляется как заполнение пустоты мировой бездны, в которой появляются первосущество - великан Имир. От него происходят великаны и люди, а из тела Имира после его смерти был создан весь мир. Пространственная модель вселенной в скандинавской мифо­логии включает горизонтальную и вертикальную проекцию.

Горизонтальная антропоморфична, и строится она на противопос­тавлении Мидгарда (обитаемого мира людей) и Утгарда - холодной земли, населенной великанами, и океана, омывающего землю. Таким образом, миру людей противопоставлен Север, где находится страна мертвых Хель и откуда приходит опасность.

Основу вертикальной проекции составляет мифологическое древо -ясень Иггдрасиль. Он связывает Мидгард (небесный мир людей) с Асгардом (небесным миром богов) и подземным миром мертвых. На вершине дерева находится орел, у корней - змей, листьями ясеня питаются четыре оленя, символизирующие четыре стороны света, а белка, прыгающая по всему дереву, соединяет верх и низ.

Основная группа богов - асы. Они противопоставлены божествам низшего порядка: великанам - ётунам, альвам (природным духам), цвергам (искусным карликам). Скандинавские боги, как и греческие, антропо­морфны, они, в отличие от олимпийцев, даже не бессмертны - их ждет гибель в последней битве с мировым злом.

Изучая скандинавский пантеон, студенту следует обратить внимание на мифологическую биографию Одина, Тора, Локки, Бальдра, Фрейра, Браги.

Героический эпос скандинавов, как и мифологический цикл «Старшей Эдды», проникнут пафосом смерти. Основными темами его яв­ляются муже-, брато-, детоубийство, месть, нарушение клятв, похищение сокровищ. Герои, совершая подвиги, добывают себе великую славу, и следовательно, бессмертное имя, однако в самом деянии часто присутству­ет алогичность, неслыханность, запредельная жестокость (поступки Гудрун, Гуннара). Герой выполняет свой долг в одиночестве, не надеясь на помощь и понимание друзей, не уповая на всесильных богов. Он одинок в жизни и в момент смерти, но именно в смерти, а также в предваряющих ее невероятных обстоятельствах содеянного героем, завершается его жизненный путь и начинается вечная слава.

Центральное место в героическом эпосе скандинавов занимает ис­тория рода Вольсунгов (Сигурда, его жены Гудрун, Брюнхильд и др.).
Значение скандинавской мифологии

Литература

Гурвич А.Я. «Эдда» и Сага. – М., 1979.

Мелетинский В.М. «Эдда и ранние формы эпоса». - М., 1968.

Младшая Эдда. - Л., 1979.

Старшая Эдда //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. БВЛ -М., 1975.
7 КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Крупнейшим варварским народом в Европе во второй половине 1тыс. до н. э. были кельты. Им принадлежали обширные территории: Галлия и Богемия, Англия и Ирландия, Северная Италия и Средний Дунай. Последовавшая в начале первого тысячелетия Римская экспансия, а затем нашествия варварских племен с Севера и Востока привели к утрате кельтами национальной независимости и самобытности. Очагами кельтской культуры теперь остались лишь периферийные области Европы: Бретань во Франции, Ирландия, Шотландия, Уэльс в Англии. Однако и оттесненная в дальние уголки кельтская традиция не затерялась, но, подобно “греческому чуду” античного мира, оставила Новому времени богатейшее наследие, в котором особую роль играет мифология и друидизм.

Общая характеристика кельтской мифологии

Среди мифологических представлений континентальных и островных кельтов следует выделить ее ирландскую ветвь, поскольку валлийская (кельтов полуострова Уэльс и Великобритании) и галльская носят фрагментарный характер: ее отдельные черты известны по археологическим раскопкам и античным историческим памятникам.

Космогония кельтов как последовательная система не сохранилась, известны лишь имена отдельных богов и некоторые обряды. Мифология Ирландии отражена в ее эпосе, рассказывающем, в первую очередь, о заселении и многочисленных битвах за будущую родину – знаменитый «зеленый остров». Таким образом, ядром кельтской мифологии оказалась не космогония и даже не героика как таковая (кельтский Геракл Кухулин сражается не с чудовищами, а с врагами свой родины), а мифическая история и отчасти география. Долгая колонизация Ирландии представляется собой непрерывную борьбу сменяющих друг друга племен. Все они приплывают на кораблях предположительно с других островов или континентов и даже из морских глубин (фоморы) и стремятся остаться здесь навсегда. Островной характер новой цивилизации предопределил и зависимость людей от моря, и ту роль, которая отводилась морской стихии в мифологии кельтов.

Главными божествами кельтов были Племена Богини Дану или Туатха Де Данаан (валл. Дон - «богатство», «процветание»). Не существует конкретного указания на то, откуда они появились в Ирландии, хотя известна «точная» дата – 1мая. Древнейшее предание гласит, что они спустились с самих небес, согласно другой, более распространенной версии, их родиной были острова на южной окраине света, где и находились их четыре города. Там изучалась поэзия и магия, оттуда в Ирландии появились четыре сакральных предмета, четыре сокровища, обладание которыми – залог процветания всего народа: из Финиаса попал меч-победитель, которым владел вождь богов Нуаду; из Гориаса – разящее копье Луга; из Муриаса – знаменитый котел Дагды – символ изобилия; из Фалиаса – священный камень, называемый «Камнем судьбы» («Файлский камень»). Впоследствии этот камень стал олицетворять королевскую власть и находился в Таре – древней столице Ирландии.

Одного из старейших богов кельтов зовут Дагда, что означает «добрый бог». Речь идет не о доброте-милосердии, но о пригодности ко всякому делу. Возможно, имя это было дано ему после совета перед битвой при Маг Туиред, когда на вопрос Нуаду (что он готов сделать для своего племени), был получен ответ: все, что угодно. Кельты приписывали этому богу множество функций, его называли даже отцом богини Дану. Возможно, древнейшая из них непосредственно связана с плодородием, а реализуется она в самом наличии у Дагды одного из четырех сакральных предметов кельтов – волшебном котле. Котел – неисчерпаемый источник пищи, от которого никто не уходил голодным, великий символ жизни; ему приписывались возможности исцеления раненых и воскрешения мертвых. Эти функции священного котла позволяют понять другие имена и ипостаси Дагды: Руад Рофесса (Красный Многомудрый или Совершенное Знание) и Эохайд Олатайр (Эохайд Отец Всех).

Луг – бог, называющий себя Йолданах («Повелитель всех искусств»). Он – великий воин; в долгой битве с фоморами Луг не только руководил действиями богов, но и принимал непосредственное участие, причем в виде воина с одним глазом или одной рукой, он умертвил Балора – предводителя фоморов, поразив его единственный глаз магическим камнем. Луг – герой и отец героев. От него и сестры короля уладов Дейхтире родится Кухулин – самый прославленный воин и защитник своей родины.

У кельтов выделялся культ трех богинь войны, трех сестер – Маху, Морриган и Бадб. Главной среди них считалась Морриган (Морригу) – великая королева, богиня-воительница. Она изображалась в воинских доспехах и с двумя копьями.

Миф о Прекрасной Стране или мечта о бессмертии

Считается, что на кельтский миф о Прекрасной Стране оказали влияние христианские представления о рае и греческие мифы – о Елисейских островах. Действительно, достаточно ранняя христианизация Ирландии (6в.), носила к тому же «мягкий» характер. У кельтов при изображении этой сказочной страны бросается в глаза важнейшая черта – стремление представить свой рай бесконечно прекрасным; описанию этой красоты посвящена большая часть песен. Земля там не только плодородна, но украшена деревьями с ветками из белого серебра и хрустальными яблоками, дивными цветами; даже пасущиеся на ее равнинах кони поражают обилием красок: они желто-золотые, красные, небесно-голубые. Здесь живут, не ведая печали и старости, голода и жажды, проводя время в пирах и состязаниях; здесь нет времени, ибо эта страна вечна. У нее множество имен, но ни одно не будет единственным и точным, например, Эмайн, Равнина Блаженства, Страна Юности, Мир Теней

Друиды

«Друидами» назывались те, кто связывал свое служение со священным деревом, и их роль в кельтском обществе трудно переоценить. Возможно, наиболее точно многоаспектным функциям друидов соответствует современное слово «маг» - властелин мудрости. Считается, что первые друиды оказались на земле Ирландии вместе с богами Туатха де Данаан, то есть спустились с небес. Это были могучие волшебники, способные менять свой облик, подчинять своей силе природу и людей. В дальнейшем функции друидов в кельтском обществе соответствуют их роли жрецов: они проводили практически все обряды (похоронный, очищения, жертвоприношения), предсказывали будущее и, кроме того, активно участвовали в управлении государством в мирной жизни и обрушивались на врагов во время битвы.

Судьбы богов

Недолго правили Ирландией племена богини Дану: они были вытеснены новыми пришельцами, которые вошли в историю как Сыновья Миля, или гойделы – предки современных ирландцев. Объяснений изгнания прекрасного народа Дану может быть несколько. Первая восходит к традиционной для индоевропейских мифологий идее о «старении мира», падению моральных норм и как следствие – его неизбежной смерти. Другая версия складывалась, возможно, под влиянием распространения христианства, когда Племена Богини воспринимались как Волшебный Народ, чье время управления страной истекло. Ему на смену пришло сильное племя людей со своими друидами и героями, а Племена Дану, как это уже было с фоморами, набросив на себя покров невидимости, переселились в зеленые холмы.

Короли и герои

Дальнейшее освоение Ирландии осуществляют Сыновья Миля. После споров и войн правителем страны сделался Эремон, а его резиденцией стала легендарная Тара. Истории королей Ирландии включают, как правило, их борьбу за власть, победы в войнах и поэтические истории любви, которые по своему бесконечному разнообразию сопоставимы разве что с греческими легендами. Важную роль в кельтской мифологии играет уладский цикл мифов, в котором действие из столицы Ирландии Тары перемещается в Ульстер и его столицу Эмайн-Маху. Гавным героем племени уладов, а возможно, и всего кельтского народа, является Кухулин. Студенту следует обратить внимание именно на этот цикл мифов, поскольку Кухулин – центральный персонаж кельтской героики.

Другой тип героя, занимающего значительное место в кельтской мифологии, - это путешественник и мореплаватель. Саги о путешествиях принято выделять в отдельный цикл – цикл Финна. В мифах о путешествиях особенно отчетливо проявляется контаминация различных сюжетов – здесь рассказы о христианских монахах-отшельниках соседствуют с легендами о чудесах моря и его древних обитателях, а обитель Св. Бреннана Бирского – волшебным озером, возвращающим молодость (Орлиный Остров).

С распространением христианства мифологические воззрения постепенно умирали, а связанные с ними легенды оставались жить в героическом эпосе. Указанная тенденция сохраняется и у кельтов, однако сильнейшая мифотворческая традиция не иссыхает, но создает новую мифологию, которая, по сути, стала правопреемницей древней, а по жизнеспособности, возможно, не имела и имеет равных – это Королевство Артура. Артур - король прошлого и будущего. Артур занимает такое важное место в мифологической истории кельтов и бриттов, что вряд ли можно найти фигуру, сопоставимую с ним. По сути, создается новый пантеон с Артуром во главе, где царят четко прописанные законы: равенство рыцарей, подчеркнутое концепцией круглого стола, строгое вассальное служение, которое предопределяет торжество верности и благородства. Артуровские легенды содержат описания битв короля и его рыцарей, любовных перипетий героев и их прекрасных дам (цикл о Гиневре и Ланселоте, Тристане и Изольде), но особую долгую и прочную популярность артуровскому мифу обеспечивает легенда о Святом Граале. Когда Артуровская мифология себя исчерпала, с любимым героем поступили так же, как и с богами Племени Дану – отправили в волшебную страну. На острове Аваллон находится даже не столько могила, сколько прибежище Артура, где он спит, и будет спать, пока не понадобится своему народу – тогда Король прошлого и грядущего появится вновь. Между древней мифологией кельтов и Артуровскими сказаниями существует четко выраженная преемственность.

Значение кельтской мифологии

Литература

Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.

Кельтская мифология. Энциклопедия. М., 2002.

Леру Ф. Друиды. М., 2000.

Мифология Британских островов. Энциклопедия. М., 2003.

Мэттьюз Джон Традиция Грааля. М., 1997.

Предания и мифы средневековой Ирландии. Под ред. Г. К. Косикова. М., 1991.

Представление о смерти и локализация иного мира у древних кельтов. М., 2002.

Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. М., 2004.

Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961.

Цезарь Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. М., 1991.

Широкова Н.С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Л.,1989.

Широкова Н.С. Кельтские друиды. Л., 1984.



<< предыдущая страница