microbik.ru
1 2 ... 9 10



ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНОЙ ОБЛАСТИ, ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА, МАЛОГО ТАЗА, ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

методические указания к практическим занятиям

для студентов медицинских факультетов

(модуль № 2)

Донецк, 2010

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ


УНИВЕРСИТЕТ им. М.Горького
Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНОЙ ОБЛАСТИ, ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА, МАЛОГО ТАЗА, ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

методические указания к практическим занятиям

для студентов медицинских факультетов

(модуль № 2)

Донецк, 2010


УДК 617-089+611.9(075.8)

ББК 54.54я7

О-60
Друкується за рішенням Вченої Ради ДонНМУ

(протокол № 5 від 18 червня 2009 р.)

Оперативна хірургія і топографічна анатомія поперекової ділянки, забрюшинного простору, малого тазу, верхніх та нижніх кінцівок : зб. метод. вказів. для студентів мед. факультетів. Модуль 2. - Донецьк, 2010. - 75 с.
Автори: Антіпов М.В., Сироїд Д.В., Жиляєв Р.О., Зарицький О.Б.

Методичні вказівки призначені для студентів медичних факультетів, що займаються на кафедрі оперативної хірургії і топографічної анатомії. З метою самоконтролю вихідного рівня знань-вмінь пропонується вирішити ситуаційні завдання, до яких наводяться еталони відповідей. Приведена література, необхідна для формування базисних “знань-вмінь” та засвоєння конкретної теми заняття. Сформульовані цілі та основні теоретичні питання, на підставі яких можливе виконання цільових видів діяльності. До кожної теми наводиться система цільових навчальних завдань та контролюючих тестових завдань. Ці завдання сприятимуть формуванню у студентів клінічного мислення. Розроблені графи логічної структури допоможуть студентам у засвоєнні змісту навчання.

Рецензенти:

Гульмамедов Ф.І., д.мед.н., проф., зав. каф. загальної хірургії №2

ДонНМУ.

Кирьякулов Г.С., з.д.н., д.мед.н., проф., зав. каф. анатомії людини

ДонНМУ.

Бутєва Л.В., к.мед.н., доцент каф. соціальної медицини, ООЗ та

історії медицини, методист


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие.............................................................................................

Модуль № 2 «Оперативная хирургия и топографическая анатомия поясничной области, забрюшинного пространства, малого таза, верхних и нижних конечностей»………………............…….......

1. Оперативная хирургия и топографическая анатомия поясничной области и забрюшинного пространства…………………………...

2. Оперативная хирургия и топографическая анатомия полости малого таза и его стенок…………...…………………………………..

3. Оперативная хирургия и топографическая анатомия надплечья (подключичной, дельтовидной, подмышечной, лопатной области) и плеча...........................................................................................

4. Оперативная хирургия и топографическая анатомия локтя и предплечья...........................................................................................

5. Оперативная хирургия и топографическая анатомия кисти………

6. Оперативная хирургия и топографическая анатомия бедра. Бедренные грыжи, их оперативное лечение……….............………….

7. Оперативная хирургия и топографическая анатомия колена и голени…..................................................................................................

8. Оперативная хирургия и топографическая анатомия области голеностопного сустава и стопы…………………….……………….

9. Ампутации и экзартикуляции на верхних и нижних конечностях.......................................................................................................

10. Сосудистый шов, шов нерва и сухожилия.……………………….

11. Прием практических навыков модуля № 2……………………….

12. Итоговый тестовый контроль модуля № 2………………….....….

Список литературы…………………..…………………………………

4

5
5
13

20
25

30
35
40
45
50

55

60

68

74


ПРЕДИСЛОВИЕ

Перечень умений врача-специалиста отображен в его квалификационной характеристике. Согласно этой характеристике специалисты, получающие диплом по специальности «лечебное дело», «медико-профилактическое дело» и «педиатрия», должны уметь осуществлять первичную хирургическую обработку ран в различных областях тела человека, выполнять остановку кровотечения, выполнять внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции и некоторые другие манипуляции. Оперативная хирургия дает топографо-анатомическое обоснование этих видов деятельности. Все врачи должны уметь пользоваться внешними ориентирами тела (для грамотного описания данных объективного обследования пациента и т.д.), предвидеть возможные пути распространения патологических процессов, предусматривать другие осложнения ради их своевременного избежания.

Для повышения качества подготовки специалистов важное значение имеет научно обоснованная организация учебного процесса. Главным средством ее реализации на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии является разработка методических указаний к каждой теме, что дает возможность управлять подготовкой студентов на аудиторном и внеаудиторном этапах с ориентацией на профессиональную деятельность.

В сборнике представлены методические указания для студентов 3-его курса медицинских факультетов, изучающих оперативную хирургию и топографическую анатомию (модуль № 2). К каждой теме сформулирована ее актуальность, общая и конкретные цели обучения. Для определения и обеспечения исходного уровня знаний-умений приведены соответствующие цели, задания для проверки исходного уровня и источники информации. Содержание обучения включает перечень теоретических вопросов, граф логической структуры темы и источники информации. Для проверки достижения конкретных целей обучения приведены наборы тестов формата А с эталонами ответов. Тесты составлены таким образом, чтобы способствовать формированию у студентов клинического мышления. К каждой теме прилагаются короткие методические указания к работе на практическом занятии. Настоящий сборник поможет студентам в изучении оперативной хирургии и топографической анатомии, что будет способствовать уменьшению риска врачебных ошибок в их практической деятельности.

Разработанные методические указания к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии в свою очередь будут способствовать формированию исходного уровня “знаний-умений” при проведении практических занятий на кафедрах хирургии, урологии, травматологии и других.

Модуль № 2: «Оперативная хирургия и топографическая анатомия поясничной области, забрюшинного пространства, малого таза, верхних и нижних конечностей».

Цели модуля № 2

Общая цель: уметь интерпретировать особенности топографической анатомии поясничной области, забрюшинного пространства, малого таза и его стенок, верхних и нижних конечностей для обоснования оперативных вмешательств и врачебных умений.

Конкретные цели:

  1. Уметь интерпретировать топографическую анатомию поясничной области, забрюшинного пространства, малого таза и его стенок, верхних и нижних конечностей.

  2. Уметь обозначать пульсационные точки, границы и внешние ориентиры областей верхних и нижних конечностей, поясничной, ягодичной области и промежности.

  3. Уметь проводить проекции образований и разрезов на верхних и нижних конечностях, в поясничной, ягодичной области и на промежности.

  4. Уметь обосновывать технику оперативных вмешательств и манипуляций, выполняемых в поясничной и ягодичной области, на промежности, на верхних и нижних конечностях, на органах забрюшинного пространства и малого таза.

  5. Уметь моделировать разъединение, соединение тканей, остановку кровотечения и манипуляции, выполняемые в поясничной и ягодичной области, на промежности, на верхних и нижних конечностях, на органах забрюшинного пространства и малого таза.

  6. Уметь распознавать и оценивать сосудистые швы, швы нерва и сухожилия.


1. ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНОЙ ОБЛАСТИ И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА

Актуальность темы. Знание оперативной хирургии и топографической анатомии поясничной области и забрюшинного пространства позволяет решать сложные вопросы диагностики и лечения заболеваний 12-перстной кишки, поджелудочной железы, восходящей и нисходящей ободочной кишки, почек, надпочечников, мочеточников, аорты, нижней полой вены, симпатических стволов, а также предотвращать различные осложнения при оперативных вмешательствах на этих органах и образованиях.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: уметь интерпретировать особенности топографической анатомии поясничной области и забрюшинного пространства для определения возможных путей распространения патологических процессов и обоснования оперативных вмешательств и манипуляций.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ

"ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ"

УМЕТЬ:

1. интерпретировать особенности топографической анатомии поясничной области и забрюшинного пространства;

2. определять возможные пути распространения патологических процессов в поясничной области и забрюшинном пространстве;

3. определять проекцию внебрюшинных доступов к почкам, обосновывать принципы проведения операций на органах забрюшинного пространства;

4. обосновывать и моделировать паранефральную блокаду.

распознавать органы и образования забрюшинного пространства и поясничной области (каф. нормальной анатомии).


следующая страница >>