microbik.ru
1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра теории и истории искусств и художественного мастерства

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»

(ГОС – 2000)

для студентов заочной формы обучения специальности 050501.65 Профессиональное обучение (дизайн) (030500.04)

Екатеринбург 2012

Задания к контрольной работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Истории искусства» (ГОС -2000) / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. 14 с.

Составитель: канд. филос. наук, доцент каф. ДО О.А. Цесевичене


Одобрены на заседании кафедры теории и истории искусств и художественного мастерства

Протокол от 19 февраля 2012 №7.
Заведующая кафедрой теории и истории искусств и художественного мастерства А.Б. Костерина

Рекомендованы к печати методической комиссией Института искусства. Протокол от 19 марта 2012 №7.
Председатель методической

комиссии ИнИс РГППУ В.П. Фалько

© ФГАОУ ВПО

«Российский государственный

профессионально-педагогический

университет», 2012

© О.А. Цесевичене

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Основные требования к выполнению и оформлению контрольной

работы…………………………………………………………………………6

1.1. Выбор варианта задания контрольной работы…………………………6

1.2. Методические указания по выполнению контрольной работы……….6

1.3. Требования к оформлению контрольной работы………………………6

2. Варианты заданий к контрольной работе…………………………………..8

Литература……………………………………………………………………….13

Приложение:

1. Образец оформления титульного листа ……………..……………….15

ВВЕДЕНИЕ



Дисциплина «История искусства» носит историко-аналитический характер и предполагает изучение студентами изобразительного искусства различных эпох и стран; особенностей развития искусства; специфики и сущности различных его видов; тенденций развития мирового искусства.

Историю изобразительного искусства можно рассматривать как непрерывный процесс развития стилей, изучение которых необходимо для полного понимания произведений изобразительного искусства.

Непременным условием изучения истории изобразительного искусства является чтение и анализ специальной литературы по истории искусства, знакомство с произведениями изобразительного искусства при посещении музеев, художественных выставок, просмотре альбомов репродукций, монографий, каталогов и т.д. Без этого невозможно прикоснуться к заключенной в произведениях искусства красоте, понять особенности художественного языка, развить свой эстетический вкус и творческий подход к будущей профессиональной деятельности.

Для грамотного выполнения контрольной работы студенту необходимо не только знать основные названия стилей, направлений и течений, наиболее известных авторов художественных памятников и произведений, но и уметь изложить в письменной форме свои знания при выполнении работы.

Цель контрольной работы – формирование у студентов в процессе ее выполнения ценностного и эстетического отношения к искусству через анализ и осмысление специфики искусства разных периодов, стилевых особенностей, направлений, течений – для оперирования приобретенными знаниями в будущей творческой и педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести анализ специальной литературы по теме контрольной работы;

  • определить хронологические рамки, специфику, стилевые особенности искусства художественных направлений или течений определенного исторического периода и тенденции развития современного мирового искусства;

  • изучить стилевые особенности творчества авторов памятников архитектуры и изобразительного искусства определенного исторического периода;

  • уметь определять стилевую географическую (национальную) принадлежность выдающихся памятников и произведений искусства;

  • изучить репродукции и фото-слайды произведений искусства.

Приступая к чтению и анализу специальной литературы, необходимо обратить внимание на хронологические рамки стилей, направлений и течений в изобразительном искусстве; а также присущие им характерные особенности.

Выполнение практических заданий контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, учебникам и учебным пособиям.

Сдача контрольной работы проводится в период экзаменационной сессии. Работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту в период сессии на доработку с учетом всех замечаний, сделанных преподавателем, и только после их исправления оценивается положительно.


1. Основные требования к выполнению и оформлению контрольной работы


1.1. Выбор варианта задания контрольной работы



Номер варианта задания определяется по первой букве фамилии студента и последней цифре зачетной книжки (таблица 1). Например, студентка Иванова, номер зачетной книжки которой 950212, выбирает вариант 2.

Таблица 1

Первая буква

фамилии

Последняя цифра номера зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Номера варианта контрольной работы

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечание: варианты заданий представлены в п. 2.

1.2. Методические указания по выполнению контрольной работы


Контрольная работа включает три вопроса.

Первый и второй вопросы являются темами рефератов.

Третий вопрос варианта контрольной работы выполняется в виде эссе в соответствии со специализацией студента, если таковая обозначена в задании. В некоторых случаях темы второго и третьего вопросов могут быть логически взаимосвязаны между собой.

При ответе на первый и второй вопросы необходимо тщательно изучить основную литературу по теме вопроса. Ответы должны содержать:

  • краткую характеристику исторического периода, воплощение в архитектуре и пластических искусствах того художественного стиля;

  • характеристику основных особенностей художественного стиля;

  • анализ наиболее значимых памятников искусства и творчества мастеров указанного периода;

  • заключение по теме вопросов.

Ответ на третий вопрос контрольной работы предполагает изучение и анализ литературы по специальности. Ответ выполняется в форме эссе. Формулирование собственного взгляда на вопрос приветствуется, но его необходимо аргументировать.

    1. Требования к оформлению контрольной работы


Контрольная работа выполняется с соблюдением основных правил:

  1. Контрольная работа оформляется на листах формата А4.

  2. Обязательно наличие титульного листа (см. прил.1), содержания, исчерпывающего ответа на вопросы, списка используемых источников литературы (не менее 4-5).

  3. Ответ на каждый вопрос начинается с нового листа.

  4. Перед каждым ответом необходимо записывать сформулированный в задании вопрос.

  5. Работа должна быть написана грамотно, научным языком, иметь только общепринятые сокращения и поля. Текст следует писать разборчивым почерком или набирать на компьютере (поля страниц: правое – 15 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – не менее 20мм.)

К контрольной работе прилагаются необходимые фотографии, копии репродукций и цветные иллюстрации, выполненные на листах бумаги ф А 4.

В контрольной работе должны быть представлены полностью раскрытые темы вопросов.

1.4. Варианты заданий к контрольной работе
Вариант 1

  1. Понятие «художественный стиль» в изобразительном искусстве.

  2. Египетский художественный стиль. Египетские каноны в изобразительном искусстве.

  3. Тенденции египетского стиля в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 2

  1. Понятие «художественное направление» в изобразительном искусстве.

  2. Особенности античного стиля.

  3. Тенденции античного стиля в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 3

  1. Понятие «художественное течение» в изобразительном искусстве.

  2. Готический стиль в западноевропейском искусстве. Особенности архитектуры готического стиля.

  3. Современная интерпретация тенденций готического стиля в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 4

  1. Виды изобразительного искусства.

  2. Поиски канона абсолютной человеческой красоты в живописных произведениях мастеров Итальянского Возрождения.

  3. Использование основных стилевых тенденций архитектуры и живописи мастеров Итальянского и Северного Возрождения в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 5

  1. Жанры изобразительного искусства.

  2. Художественный стиль «барокко» в западноевропейском искусстве. Роль понятия времени в живописной концепции стиля «барокко».

  3. Современная интерпретация тенденций художественного стиля «барокко» в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 6

  1. Художественный стиль «рококо» в западноевропейском искусстве.

  2. Особенности творчества Антуана Ватто и Франсуа Буше.

  3. Элементы стиля «рококо» в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 7

  1. Художественный стиль «классицизм» и стиль «ампир» в западноевропейском искусстве.

  2. Цвет и свет в живописи классицизма.

  3. Современная интерпретация тенденций классического стиля в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 8

  1. Импрессионизм как направление в западноевропейском и русском искусстве.

  2. Новаторство импрессионистов в живописи. Дивизионизм.

  3. Роль цвета в дизайне современной одежды (прически, интерьера).


Вариант 9

  1. Идея, образ, знак, символ в творчестве западноевропейских постимпрессионистов.

  2. Влияние творчества художников постимпрессионистов на искусство Новейшего времени.

  3. Портрет как источник творчества в современном дизайне одежды (прически). Портрет в современном интерьере.


Вариант 10

  1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской и русской архитектуре.

  2. Особенности творчества Антонио Гауди.

  3. Интерпретация архитектурных тенденций художественного стиля «модерн» в современном дизайне одежды (прически, интерьере).


Вариант 11

  1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской и русской живописи.

  2. Творчество художников «Русских сезонов» балета в Париже и его влияние на западноевропейскую культуру и искусство.

  3. Влияние русского театрального костюма начала XX века на развитие моды.


Вариант 12

  1. Художественный стиль «модерн» в русской графике.

  2. Влияние творчества О. Бердсли на западноевропейскую художественную графику стиля «модерн».

  3. Влияние стиля «модерн» на современный дизайн одежды (прически, интерьер).


Вариант 13

  1. «Японский стиль» как художественный стиль и его особенности.

  2. Традиционные виды искусства Японии.

  3. Современная интерпретация тенденций «японского стиля» в современном дизайне одежды (прически, интерьера).


Вариант 14

  1. Особенности «русского стиля» в западноевропейской и русской архитектуре XIX-XX веков.

  2. Национальные русские промыслы.

  3. Современная интерпретация тенденций «русского стиля» в современном дизайне одежды (прически, интерьера).


Вариант 15

  1. Течение фовизма в западноевропейской живописи XX века.

  2. Новаторство Анри Матисса.

  3. Эклектические тенденции в современном дизайне одежды (прически, интерьере).


Вариант 16

  1. Художественная концепция кубизма в западноевропейском искусстве XX века. Этапы кубизма.

  2. Современное кинетическое искусство.

  3. Современные направления изобразительного искусства в дизайне одежды (прически, интерьере).


Вариант 17

  1. Абстрактное искусство XX века – разрушение идей классической красоты в искусстве?

  2. Особенности творчества американских абстракционистов.

  3. Геометрическая абстракция и ее влияние на современный дизайн одежды (прически, интерьер).


Вариант 18

  1. Сюрреализм как художественное течение XX века.

  2. Сюрреализм – источник появления новых направлений в изобразительном искусстве.

  3. Сюрреализм и его влияние на дизайн одежды (прически, интерьер).


Вариант 19

  1. Направление «поп-арта» в искусстве XX века.

  2. Оптическое искусство XX века.

  3. Влияние «поп-арта» и «оп-арта» на дизайн одежды (прически, интерьер).


Вариант 20

  1. Примитивизм как художественное явление XX века.

  2. Конструктивизм – художественное направление в советском искусстве
    20-х годов.

  3. Современная интерпретация тенденций конструктивизма в дизайне одежды (прически, интерьера).

ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы: учеб. для вузов [Текст] / Т. В. Ильина. – М. : Высш. обр-е , Юрайт-Издат, 2009. – 435 с.

  2. Ильина, Т.В.. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учебник для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2010. – 473 с.

  3. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. / Н.М. Сокольникова. – 4-е изд., М. : Академия, 2011. – 304 с. : рис. : ил.


Дополнительная:

  1. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. / В.Г. Власов. – СПб. : Азбука классика. 2007. – 433 с.: ил.

  2. Гнедич, П. П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. Т. 1 : Доисторический период. Египет. Передняя Азия. Эллада. Рим. Древнехристианская эпоха. Арабы. Зодчество на Западе / П. П. Гнедич. – М. : Олма-Пресс, 2004. – 478 с. : ил.

  3. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учеб. для вузов. / Т.В. Ильина. – М. : Высш. шк., 2005. – 407 с.: с ил.

  4. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учеб. для вузов. / Т.И. Ильина. – М. : Высш. шк., 2005. – 368 с.: с ил.

  5. Килимник, Е. В. Эволюция замковой архитектуры XIV-XVI вв. в Центральной Европе : научное издание / Е. В. Килимник ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2008. – 162 с.

  6. Пушнова, Ю. Б. Теория и история искусства : курс лекций : [пособие для подготовки к экзаменам] / Ю. Б. Пушнова. – М. : Приор-издат, 2004. – 125 с.

  7. Сокольникова, Н.М. История стилей в искусстве: учеб. пособие / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. – М. : Гардарики, 2006. – 395 с.: ил.


Приложение

Образец оформления титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра теории и истории искусств и художественного мастерства

Контрольная работа

по дисциплине «История искусства»

Вариант №:____

Выполнил студент группы ШК-215 ___________ Иванова И.И.

подпись ФИО

Проверил ст. преподаватель ___________ Петрова А.И.

подпись ФИО

Екатеринбург 20__

Задания к контрольной работе

и методические указания к ее выполнению

по дисциплине

«История искусства»

Подписано в печать Формат Бумага для множит. аппаратов

Печать плоская. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.