microbik.ru
1 2 3 4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра экономики предприятия и менеджмента

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПРЕДПРИЯТИЙ)
Программа дисциплины и методические указания по выполнению

контрольной работы для студентов 2, 3, 4-го курсов всех специальностей

заочной формы обучения


Хабаровск 2006
ББК У9 (2) 305

Х 12

Экономика организаций (предприятий) : программа дисциплины и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 2, 3, 4–го курсов всех специальностей заочной формы обучения / сост.: Т. Н. Бондаренко, О. П. Савватеева, Г. Б. Шпак. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. – 24 с.

Рецензент П.В. Новиков

Утверждаю издательско-

библиотечным советом

академии в качестве

методических указаний

для студентов

Бондаренко Татьяна Николаевна

Савватеева Ольга Петровна

Шпак Галина Борисовна
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Программа дисциплины и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2, 3, 4-го курсов всех специальностей заочной формы обучения

Редактор Г.С. Одинцова

Подписано к печати г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Офсетная печать. Усл.п.л. 1,4. Уч.-изд.л. 1. Тираж 180экз.

Заказ №______

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006

  1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе


Целью изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» является формирование у студентов современного экономического мыш­ления, позволяющего ориентироваться в различных хозяйственных ситуа­циях и обосновывать решения на уровне фирмы.

Назначение дисциплины – заложить основы экономических знаний по экономике организации (предприятия), подготовить студентов для более глубокого изучения дисциплин специализации на последующих стадиях обучения.

Задачами курса являются:

  • изучение экономических основ функционирования фирмы в условиях рынка;

  • овладение методами экономического обоснования рыночной стратегии предприятий;

  • изучение экономического механизма ресурсного обеспечения предприятия;

  • овладение методами оптимизации хозяйственных решений;

  • формирование навыков экономических расчётов.




  1. Программа дисциплины


Тема 1. Организация как хозяйствующий субъект
Понятия «фирма», «предприятие». Функционирование предприятия как производственной системы. Классификация организаций по организаци­онно-правовым формам деятельности, отраслевой принадлежности, разме­рам. Основные цели и результаты деятельности организация. Микросреда предприятия. Предприятие и внешняя среда. Производственный профиль (миссия) организации.

Правовое регулирование образования и деятельности организации. По­рядок ликвидации организации.
Тема 2. Предпринимательская деятельность организации (предпрития)
Понятие предпринимательства. Среда бизнеса" и составляющие её эле­менты. Основы организации бизнеса. Индивидуальное предприниматель­ство: сущность, задачи, сферы деятельности, экономические основы функ­ционирования. Партнёрство: понятие, особенности создания, преимущества и недостатки, учреждение и ликвидация. Корпоративная форма органи­зации бизнеса. Преимущество корпораций, разнообразие форм, особенно­сти функционирования.

Организационно-экономические формы соглашений между организациями: трест, синдикат, концерн, консорциум, хозяйственная ассоциация, картель.
Тема 3. Сущность и оценка экономической эффективности предпринимательской деятельности организации (предприятия)
Понятие эффективности предпринимательской деятельности. Количест­венная оценка затрат и эффекта предпринимательства. Ресурсный и затратный подходы к определению эффективности.

Цель и методы оценки абсолютной эффективности предпринимательской деятельности.

Сравнительная экономическая эффективность. Методика определения оптимального варианта решения хозяйственной задачи. Учёт смежных производств в расчётах сравнительной эффективности. Учёт фактора вре­мени при обосновании выбора оптимального варианта.
Тема 4. Конкурентоспособность организации (предприятия)
Понятие конкуренции. Модель конкуренции М.Е. Портера.

Факторы, влияющие на силу конкуренции. Понятие и типы конкурентных преимуществ фирмы. Преимущества высшего и низшего порядка. Конкурентная стратегия предприятия.

Понятие конкурентного статуса предприятия. Оценка уровня конкурент­ного статуса. Условия обеспечения конкурентоспособности организации (пред­приятия).
Тема 5. Конкурентоспособность продукции организации (предприятия)
Понятие конкурентоспособности продукции. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции организации: качество, цена, особенности дизайна, надёжность поставок, сервис и др.

Способы обеспечения конкурентоспособности продукции организации.
Тема 6. Планирование деятельности организации (предприятия)
Содержание и виды планирования. Методические основы планирования деятельности организации.

Стратегическое и тактическое планирование на организации. Бизнес-планирование. Сущность, назначение, состав, задачи основных разделов бизнес-плана. Система показаний бизнес-плана.

Порядок разработки бизнес-плана организации.
Тема 7. Товарная стратегия организации (предприятия)
Маркетинговое понимание товара. Классификация товаров.

Решения, принимаемые в рамках товарной политики. Соотношения в системе «задачи компании – ресурсы компании – возможности рынка».

Виды товарной стратегии организации (предприятия). Недифференцирован­ный маркетинг. Концентрированный маркетинг.

Позиционирование товара.

Дифференциация товара.

Управление продуктовым портфелем. Концепция жизненного цикла то­вара. Формирование товарного ассортимента.

Разработка и управление продуктами. Причины нововведений. Планиро­вание новой продукции.
Тема 8. Разработка продуктовой программы организации (предприятия)
Понятие и основные признаки продукции организации. Состав продук­ции. Принцип разработки, разделы, исходная информационная база про­дуктовой программы организации.

Выбор номенклатурного типа производства. Характеристика монопро­дуктовых, доминантнопродуктовых, частично и полностью диверсифици­рованных производств. Факторы, определяющие номенклатурный тип организации.

Натуральные показатели объёма продукции, их преимущества и недос­татки.

Методы расчёта стоимостных показателей продуктовой программы.

Назначение и сфера применения различных программ объёма продукции.

Обоснование продуктовой программы потребностью в продукции пред­приятия. Анализ спроса и предложения. Обоснование программы произ­водственной мощностью, наличием производственных ресурсов.

Оптимизация продуктовой программы.
Тема 9. Ценовая стратегия организации (предприятия)
Понятие, функции цены.

Факторы, определяющие выбор ценовой политики организации. Разно­видности ценовых стратегий.

Выработка ценовой стратегии организации. Выбор цели ценообразова­ния. Оценка спроса. Оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования.

Ценообразование на основе анализа текущих цен, на основе анализа без­убыточности и обеспечение целевой прибыли. Механизм корректировки цен. Государственное регулирование цен.
Тема 10. Инвестиционная деятельность организации (предприятия)
Сущность и основные принципы инвестирования. Понятие инвестицион­ной деятельности организации. Субъекты и объекты инвестиционной деятель­ности.

Базовые принципы инвестирования.

Ориентирование инвестиционных ресурсов. Виды ресурсов, структура инвестиционных ресурсов.

Оценка инвестиционных проектов.

Методы расчёта эффективности. Формирование инвестиционного порт­феля организации.

Принятие инвестиционных решений.
Тема 11. Стратегия внешнеэкономической деятельности организации (предприятия)
Особенности внешнеэкономической деятельности организаций в совре­менных условиях. Содержание, формы и методы внешнеэкономической деятельности организации.

Организация зарубежной производственной деятельности организаций. Организационные формы экспертных операций организации. Валютно-финансовые и кредитные операции. Создание и участие в деятельности со­вместных организаций (предприятий с иностранными инвестициями).

Международный маркетинг.
Тема 12. Организация в системе общественной организации

производства
Формы обобществления труда. Эффективность концентрации производства. Обоснование оптимального размера организации. Специализация производства: сущность, виды, формы, показатели уровня. Эффект спе­циализации. Факторы, определяющие выбор форм специализации и коопе­рирование предприятий.

Виды комбинирования. Показатели уровня и эффективности комбинирования.

Тема 13 Основные фонды организации (предприятия)
Экономическая сущность и основной состав фондов организации. Значе­ние основных фондов в формировании производственного потенциала и оценка организационно-технического уровня производства.

Структура основных фондов и факторы, её определяющие.

Формы учёта и методы оценки основных фондов организации. Сущность и методика переоценки основных фондов организации. Износ и амортизация основных фондов. Ускоренная амортизация основных производствен­ных фондов.

Характеристика наличия, состояния, движения и использования основно­го капитала. Показатели состояния и эффективности использования основ­ных фондов организации.
Тема 14. Оборотные фонды и оборотные средства организации (предприятия)
Виды и источники образования оборотного капитала. Обеспечение фир­мы оборотными средствами. Сущность и классификация оборотных средств. Факторы, определяющие структуру основных оборотных средств. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств.

Расчёт норм и нормативов оборотных средств.

Материальный состав, структура оборотных фондов организации.

Показатели использования оборотного капитала. Пути ускорения обора­чиваемости оборотных средств.
Тема 15. Кадровый потенциал организации (предприятия)
Понятие кадрового потенциала организации. Профессионально-классификационный состав и структура кадров. Принципы формирования кадровой политики на организации.

Рабочее время и его использование. Характеристика производительности труда персонала организации. Показатели и методы измерения производи­тельности труда. Учёт влияния технико-экономических факторов в обос­новании роста производительности труда. Оценка экономической эффек­тивности использования ресурсов рабочей силы.
Тема 16. Организация оплаты труда на организации (предприятии)
Оплата труда и современная практика мотивации труда. Роль материаль­ного стимулирования в обеспечении развития организации. Сущность и функции заработной платы. Принципы организации оплаты труда на организации. Зарубежный опыт организации заработной платы. Государствен­ное регулирование труда.

Тарифная система, её основные элементы. Формы и системы оплаты труда.

Бестарифные формы заработной платы.

Организация оплаты труда специалистов.

Стимулирование результатов деятельности и инициативы работников предприятия.

Тема 17. Издержки организации (предприятия)
Понятие и состав издержек производства и обращения

Классификация затрат на производство и реализацию продукции по признакам. Постоянные и переменные издержки фирмы.

Предельные издержки. Издержки утраченных возможностей. Группиров­ка издержек по экономическим элементам. Группировка по статьям калькуляции

Показатели уровня и динамики себестоимости продукции организации. Технико-экономические факторы снижения себестоимости продукции. Страте­гия обеспечения конкурентных преимуществ за счет минимизации затрат.
Тема 18. Формирование конечных финансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Понятие дохода и прибыли организации.

Значение фирмы в обеспечении развития фирмы. Виды прибыли организации.

Оценка экономической прибыли (экономической ренты) при обосновании хозяйственных решений.

Факторы, определяющие уровень прибыли организации.

Схема формирования балансовой прибыли.

Налогообложение прибыли фирмы.

Условия обеспечения безубыточности организации.
Тема 19. Оценка финансового состояния организации (предприятия)
Анализ рентабельности (доходности). Показатели финансовой устойчи­вости организации. Анализ кредитоспособности организации. Оценка экономиче­ской эффективности применения и потребления капитала.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. По­нятие и признаки банкротства. Реакция фирмы на кризисное состояние. Выбор стратегии предотвращения банкротства.
Тема 20. Инновационная деятельность организации (предприятия)
Инновация: сущность и признаки. Классификация инноваций. Инновационная деятельность предприятия и ее значение. Виды инновационной деятельности.

Факторы, вызывающие инновации и способствующие им. Инновационный потенциал организации. Инновационный процесс и его этапы.

Результативность инновационной деятельности. Оценка инновационной активности организации (предприятия).


  1. Порядок выполнения контрольной работы


Вариант контрольной работы зависит от начальной буквы фамилии студента


А

Б


В

Г


Д


Е,Ё Ж

3 И


К


Л


М


Н


О


П


Р


С Э


Т

Ю


У

Я


Ф

Ш


X

Щ

Ц Ч


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19

20



Объем контрольной работы – 20 – 24 страниц школьной тетради или 12 – 15 листов печатного текста формата А4. Контрольная работа состоит из двух частей – текстовой и расчетной. В текстовой части должны быть раскрыты все вопросы, предусмотренные планом темы. В ходе написания работы студент должен показать знание общей и специальной литературы по выбранной теме, умение связывать вопросы теории с практикой хозяйственного механизма, делать выводы по освещаемым вопросам.

Контрольная работа должна быть результатом экономического анализа практических и литературных источников. Работу необходимо иллюстрировать соответствующими схемами, графиками, таблицами, диаграммами, основными статистическими и практическими материалами работы предприятия.

В расчетной части следует дать решение задачи.

Необходимо уделить большое внимание аккуратному оформлению кон­трольной работы. Страницы должны быть пронумерованы (в середине нижнего поля страницы), на них оставлены поля для замечаний рецензента. На титульном листе контрольной работы надо писать номер зачетной книжки, фамилию, инициалы, указать адрес, место работы, занимае­мую должность, на второй странице – привести план работы с указанием стра­ниц разделов.

Излагать вопросы контрольной работы следует короткими четкими фра­зами, заголовки разделов в тексте выделять.

Текст работы следует писать с абзаца, так как их отсутствие крайне за­трудняет чтение. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. При использовании в работе цитат, статистических данных и других ма­териалов должны быть приведены ссылки на источники этих данных.

При подборе литературы внимательно ознакомьтесь со списком, приве­денным в методических указаниях.

В конце контрольной работы необходимо привести полный список дейст­вительно использованной литературы со строгим соблюдением правил библио­графии. Для книг и брошюр указываются фамилии и инициалы авторов, полное название произведения, наименование издательства, год издания: для статьи из журнала или газеты – фамилия и инициалы авторов, название статьи, наимено­вание журнала или газеты, год издания и номер.

Контрольную работу следует подписать, указать дату ее выполнения и представить на кафедру в установленные для рецензирования сроки.

Контрольная работа, отвечающая предъявленным к ней требованиям, возвращается студенту с рецензией на нее с указанием о допуске к собеседова­нию. Зачет по контрольной работе студент получает после собеседования, в пе­риод сессии.

Повторно выполненную работу следует направить на рецензирование вместе с первоначальной работой и рецензией.

По всем вопросам, возникшим в ходе написания контрольной работы, студенту следует обращаться на кафедру экономики предприятия и менеджмента.

Ниже приведены варианты контрольной работы с указанием перечня вопросов, которые обязательно должны быть освещены в работе.

Вариант 1
Основы функционирования организации (предприятия)


  1. Предприятие как производственно-хозяйственная система.

  2. Организационно-правовые формы предприятий.

  3. Принципы рационального хозяйствования предприятий в рыночных условиях.

Задача

Определите валовую прибыль, если годовой объем реализации изделия А – QА = 2 000 шт.; изделия Б – QA = 3 000 шт.; цена единицы продукции: ЦА = 0,75 тыс. руб.; ЦБ = 0,65 тыс. руб.; ликвидационная стоимость основных производственных фондов: Цл1 = 120 тыс. руб.; Цл2 = 150 тыс. руб.; остаточная стоимость ликвидируемых объектов: Цо1 =70 тыс. руб.; Цо2 = 180 тыс. руб.; себестоимость единицы продукции: СА = 0,6 тыс. руб.; СБ = 0,55 тыс. руб.
Вариант 2
Предприятие в системе общественной организации производства


  1. Специализация и кооперирование организаций: понятие, виды, формы, показатели уровня.

  2. Концентрация производства. Обоснование оптимального размера организации.

  3. Комбинирование производства. Эффект диверсификации производства.


Задача


следующая страница >>