microbik.ru
1
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Институт интегрированных форм обучения
Кафедра «Мировая экономика и коммерция»

Иголкина Л.М.

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 351300 «Коммерция» ИИФО

Хабаровск 2005

ВВЕДЕНИЕ
Общепрофессиональная дисциплина «Организация коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения)» в соответствии с государственным образовательным стандартом является базовой для специальности 351300 Коммерция (торговое дело) и содержит знания по организации процессов, связанных с куплей-продажей, обменом и продвижением товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. Организация и управление коммерческой деятельностью рассматривается в курсе применительно к особенностям функционирования предприятий в отраслях народного хозяйства и сфере услуг.

Целью дисциплины "Организация коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения)" является овладение студентами знаниями и действиями организации коммерческой деятельности, направленными на ее совершенствование в предприятиях, функционирующих на отраслевых рынках.

Задачами курса являются:

- изучение особенностей организации и управления коммерческой деятельности предприятий по отраслям и сферам применения;

- исследование информационно-методического обеспечения коммерческой деятельности разных видов предприятий с целью оптимизации;

- планирование и организация процессов закупки и продаж товаров предприятий народного хозяйства;

- формирование товарного ассортимента предприятия с учетом вида его хозяйственной деятельности и характера выполняемых коммерческих операций;

- организация поставок продукции и товародвижения на рынке товаров; организация системы сбыта товаров на отраслевом рынке и его стимулирования; моделирование коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг; анализ и стратегическое планирование коммерческой деятельности предприятия, проектирование и использование инноваций на рынке товаров и услуг;

- изучение особенностей коммерческой деятельности субъектов оптовой и розничной торговли, торгово-посреднического звена, инфраструктуры рынка.

Курсовая работа должна являться результатом самостоятельного научного исследования, сбора и анализа фактических данных, последовательного изложения вопросов и проблем, отражающих специфические особенности деятельности коммерческих служб предприятий и организаций различных отраслей производства, транспорта, строительства и т.п.
Методические указания по выполнению

и оформлению курсовой работы
В процессе изучения дисциплины «Организация коммерческой деятельности (по отраслям и сферам применения)» студенты выполняют курсовую работу, в соответствии с учебным планом.

Цель курсовой работы – закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний, путем самостоятельного изучения и анализа результатов коммерческой деятельности предприятий и организаций.

Тему курсовой работы целесообразно выби­рать с учетом возможности ее дальней­шей разработки и использования в дипломной работе. Но даже если темы курсовой и дипломной работ будут различны, напи­сание данной работы поможет студентам приобрести навыки увязки вопросов теории с практической деятельностью и опыт работы с экономической литературой, и статистическими данными.

Методологической основой курсовой работы являются зако­нодательные акты Российской Федерации по экономике в це­лом и по изучаемой дисциплине в частности, программные документы и решения правительства РФ по хозяйственным воп­росам. По выбранной теме курсовой работы рекомендуется ис­пользовать данные Госкомстата Российской Федерации, мате­риалы Института исследования товародвижения и конъюнкту­ры оптового рынка (ИТКОР), методические разработки Феде­ральной контрактной корпорации «Росконтракт», учебную и спе­циальную литературу, монографии, брошюры, статьи. Целесо­образно изучить зарубежный опыт применительно к рассматри­ваемой проблеме. Важным условием успешного раскрытия из­бранной темы является ознакомление с материалами, опубли­кованными в периодических изданиях, таких, как научно-прак­тический журнал «Рынок. Информация. Снабжение. Конкурен­ция» (РИСК), аналитический еженедельник «Коммерсант», журнал «Вопросы экономики», еженедельная экономическая газета «Эко­номика и жизнь», журнал «Логистика» и др.

Выбор темы и объекта исследования
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятель­но на основе тематики, утвержденной кафедрой. Тема может быть выбрана и индивидуально, с учетом личного практичес­кого опыта студента, но в этом случае требуется ее согласова­ние с научным руководителем.

Наиболее важным моментом выполнения курсовой работы является поиск и выбор такого предприятия, исходные и отчетные данные деятельности которого обеспечат необходимую базу для проведения определенных расчетов, исследования конкретных коммерческих функций, взаимоотношений с внешней средой.

В качестве объекта исследования могут быть выбраны предприятия промышленности, торговли, транспорта, связи, строительства независимо от организационно-правовых форм собственности и на которых осуществляются различные коммерческие функции – закупка, производство, сбыт.

После выбора темы и объекта исследования необходимо оз­накомиться с рекомендуемой литературой и составить предваритель­ный вариант плана курсовой работы по выбранной теме. Далее необходимо подобрать фактический материал, составить оконча­тельный вариант плана курсовой работы и согласовать его с науч­ным руководителем. Окончательный вариант плана определяет содержание курсовой работы.
Содержание и структура курсовой работы
Общий объем курсовой работы — 30—35 страниц рукописного или 20-25 страниц машинописного (компьютерного) текста.

Курсовая работа должна включать:

1. Титульный лист (приложение 1);

2. Содержание с указанием разделов, подразделов, пунктов, страниц;

3. Введение - обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, раскрывается структура работы, информационная база, объект исследования;

4. Теоретический раздел – раскрывается современное понимание рассматриваемого вопроса с учетом разных точек зрения на основе использования и изучения специальной литературы, динамика социально-экономических процессов и факторов, определяющих эффективность реализации направлений коммерческой деятельности;

5. Аналитический раздел – содержит анализ коммерческой деятельности конкретного предприятия или организации ( его организационно-правовую, экономическую характеристику; особенности функционирования, исследование результатов коммерческой деятельности с использованием статистической отчетности, данных оперативного и бухгалтерского учета и других рабочих документов фирмы). Аналитический раздел должен заканчиваться выводами о тенденциях развития изучаемых процессов, недостатках и отклонениях от требований, предъявляемых на современной этапе к коммерческой деятельности предприятий и организаций.

6. Рекомендательный раздел – посвящен вопросам совершенствования коммерческой деятельности конкретного предприятия, анализ которого был проведен в предыдущей главе. Здесь необходимо обосновать рекомендуемые предложения, подкрепить соответствующими цифрами и расчетами экономической эффективности ( если такой расчет возможен).

7. Заключение – формулируются выводы по проделанной работе и определяются направления совершенствования работы предприятия.

8.Список литературы включает источники и литературу, кото­рыми пользовался автор при написании курсовой работы.

9. Приложения. В приложения выносятся формы документов, используемые для анализа деятельности предприятия и другой информационный материал. Количество страниц приложений не учитывается в общем объеме курсовой работы.
Курсовая работа в печатном виде оформляется в текстовом редакторе Word версия 6.0 или 7.0, шрифт Times New Roman, через 1,5 интервала, размер шрифта - 14 кегль.

Текст курсовой работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее

-25 мм..

Текст работы делят на разделы, подразделы, пункты. Заголовки раз­делов следует писать симметрично тексту прописными буквами, заго­ловки подразделов - с абзаца (т.е. с отступом 15-17 мм) строчными бук­вами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовка не допускается.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм. Каждый раздел начинают с новой страницы.

В начале работы помещается титульный лист. Затем следует содержание работы. Заголовки в содержании и тексте должны совпадать. Да­лее последовательно размещаются основные разделы курсовой работы, список литературы и приложения.

Все страницы работ нумеруются начиная с титульного листа. На титульном лис­те номер не ставится, на последующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу без точек арабскими цифрами.

Введение и заключение не нумеруются.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей рабо­ты и обозначаться арабскими цифрами с точкой.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраз­дела, разделённых точкой. В конце номера подраздела должна быть точ­ка, например: "1.3." - третий подраздел первого раздела.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого под­раздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделённых точкой. В конце номера должна быть точка, например: " 2.2.2." - второй пункт второго подраздела второго раздела.

Иллюстрации (таблицы, схемы, графики, диаграммы, фотографии), ко­торые расположены на отдельных страницах работы, включаются в об­щую нумерацию. Все они (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведённых в приложении. Номер иллюстра­ции должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстра­ции, разделённых точкой. Например, "Рис. 2.3." – третий рисунок второго раздела. Если в работе приведена одна иллюстрация, то её не нумеруют.

Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами (за исклю­чением таблиц, приведённых в приложении) в пределах раздела. В пра­вом верхнем углу таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием но­мера. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: 'Таблица 1.1" - первая таблица первого раздела. Если в работе одна таблица, то её не нумеруют. При переносе части таблицы на другую страницу слово "Таблица" и её но­мер указывают один раз справа над первой частью таблицы; над другими частями пишут "Продолжение табл. 1.1" или "Окончание табл. 1.1".

Формулы в работе (если их более одной) нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раз­дела и порядкового номера формулы в разделе, разделённых точкой. Номер указывают в правой стороне листа на уровне формулы в круглых скобках, например: "(2.2)" - вторая формула второго раздела.

Примечания. Если примечаний несколько, то после слова "Примеча-ния" ставят двоеточие. Если примечание одно, то его не нумеруют и по- еле слова "Примечание" ставят точку.

Текстовый материал и все иллюстрации выполняются в одном цвете, исправления вносятся черной пастой на закрашенную штрихом ошибку.

Фотографии размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагаются после первой ссылки на них.

Иллюстрации должны иметь название. При необходимости иллюс­трации снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст).

Таблицы со всех сторон ограничиваются линиями. Графу "№ п.п." в таблицу включать не следует. Табли­цу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по ча­совой стрелке.

Ссылки. На все цитаты и материалы из первоисточников необходимо оформлять ссылки. Ссылка проставляется в квадратных скобках в конце цитаты с указанием порядкового номера источника из списка исполь­зованной литературы. Например: [5] или [3, с.15].

Список использованных источников. Список использованных источ­ников должен содержать перечень литературы, использованной при на­писании работы. Сначала в хронологической последовательности ука­зываются нормативно-правовые акты. Далее источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве первого слова в названии.

Все источники нумеруются.

Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы авторов; полное название книги; название журнала или сборника статей; назва­ние города (все названия городов указываются полностью, сокращению подлежат только Москва и Санкт-Петербург (Ленинград), сокращенно соответственно, М. Или СПб (Л)); название издательства (для книг); год издания; номер журнала (для статей из периодической печати).

Приложения. Приложения оформляют как продолжение работы на следующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тек­сте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указани­ем в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ 1", далее его содержа­тельный заголовок.

Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеру­ются арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: "Рис. П. 1.1" - первый рисунок первого приложения; "Табл. П. 1.1" - пер­вая таблица первого приложения.

Рукописные работы выполняются синими или чёрными чернилами на

листах белой бумаги формата А4 с помощью транспаранта для письма № 3.

Защита курсовой работы

Студенты предоставляют курсовые работы на кафедру в установленный срок. По итогам проверки курсовой работы научный руководитель пишет на нее краткий отзыв. Положительный отзыв дает право на защиту курсовой работы. Суть защиты курсовой работы в основном сводится к обоснованию предложений сформулированных студентом по рассматриваемой проблеме. Во время защиты студент должен ответить и на все замечания, сделанные руководителем как в отзыве, так и в тексте курсовой работы. После защиты выставляется одна из оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Позднее представление курсовой работы влечет за собой задержку ее рассмотрения и соответственно нарушение графика изучения дисциплины.
Тематика курсовых работ
1.Организация и развитие малых предприятий в России и за рубежом.

2.Роль планирования в рыночной экономике и его воздействие на коммерческую деятельность.

3.Планирование и организация сбыта товаров и сырья на предприятии (по отраслям и сферам применения)

4.Планирование коммерческой деятельности предприятия на основе учета влияния внешних и внутренних факторов.

5.Проблемы развития коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.

6.Исследование рынков закупок и сбыта товаров в оптовой торговле.

7.Управление товарными запасами в оптовом торговом предприятии: планирование, структура управления и эффективность.

8.Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.

9.Состав и оценка рисков в коммерческой деятельности оптовой торговой фирмы.

10.Исследование конъюнктуры потребительского рынка и ее влияние на коммерческую деятельность розничного торгового предприятия.

11.Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия с использованием маркетинга.

12.Формирование оптимального торгового ассортимента –основа эффективной коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.

13.Оценка эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия с позиций анализа основных экономических показателей.

14.Формирование ассортимента товаров и услуг, оценка его основных критериев и роль в деятельности хозяйственного предприятия.

15.Коммерческая деятельность производственного предприятия во взаимодействии с торгово-посредническим звеном.

16.Разработка закупочно-сбытовой программы хозяйственного предприятия, и ее общие концепции.

17.Управление ассортиментной политикой производственного предприятия в условиях рынка.

18.Послепродажное обслуживание: функции, стратегия и его влияние на имидж предприятия.

19.Стимулирование продаж в коммерческой деятельности предприятия: методы, средства, оценка эффективности.

20.Организация поставок и товародвижения на отраслевом рынке и пути их совершенствования.

21.Методы анализа коммерческих процессов предприятия по отраслям и сферам применения.

22.Планирование коммерческой деятельности предприятий с использованием бизнес-плана (оперативного и стратегического).

23.Бизнес-планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения)

24.Организация коммерческой деятельности различных форм оптовой торговли в России и за рубежом.

25.Роль и развитие сервиса в розничной торговле России и зарубежных странах.

26.Организация развития электронной торговли в России (или на примере торгового предприятия)

27.Анализ эффективности коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка на примере конкретной компании, фирмы (недвижимость, банки, страховые и лизинговые компании, инжиниринг и др.)

28.Организация страхования коммерческих рисков.

29.Анализ коммерческой деятельности лизинговых компаний.

30.Роль франчайзинга в организации коммерческой деятельности фирмы.

31.Пути улучшения использования основных фондов торгово-посреднических организаций.

32.Организация и эффективность лизинговой деятельности.

33.Оптимизация издержек обращения торгово-посреднических организаций.

34.Кадровое обеспечение деятельности коммерческой службы предприятия (торгово-посреднической организации), его совершенствование.

35.Совершенствование деятельности розничной организации.

36.Совершенствование закупочной (сбытовой деятельности предприятия.

37.Управление запасами (производственными, готовой продукции, товарными) пути его совершенствования.

38.Совершенствование коммерческой деятельности на рынке транспортных услуг.

39.Выработка и совершенствование товарной политики предприятия (торгово-посреднической) (на примере различных отраслей: с\х, строительство, туризм, транспорт и т.д.)

40.Система хозяйственных связей предприятия (торгово-посреднической организации), пути ее оптимизации.
Список рекомендуемой литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 от 21 октября 1994г. Ч.2 от 22 декабря 1995г.

2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. №948-1(редакция от 2 января 2000г.)

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» от 12 июля 1999г. № 7993 ( в редакции от 8 апреля 2000г. № 307, от 30 сентября 2000г. № 741)

4. Аванесов, Ю. А. Основы коммерции: Учебник / Ю.А. Аванесов, А. Н. Васькин Е. В., Клочко А. Н. – М.: ТОО Изд-во «Люкс-Арт», 1999. -148с.

5. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб-практ. пособие / А.Н. Алейников - М.: Изд-во ООО «Новое знамя», 2003. – 303с.

6. Васильев, Г.А., Коммерческая деятельность промышленной фирмы / Г.А. Васильев, Л.В. Осипова – М.: Экономическое образование, 1995. -138с.

7. Витт, Ю. Управление сбытом / Ю.Витт; Пер. с нем. – М.: Изд-во ИНФРА-М. – 112с.

8. Ворст, И. Экономика фирмы: Учебник / И.Ворст, П.Ревентлоу Пер. с датск. – М.: Изд-во Высшая школа, 1994. – 272с.

9. Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учеб.пособие / А.М. Гаджинский – М.:1995. – 122с.

10. Герчикова, И. Н. Международное коммерческое дело: Учеб.пособие / И.Н. Герчикова - М.: Изд-во Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 280с.

11. Дашков, Л.П., Коммерция и технология торговли: Учебник / Л.П.Дашков ., В.К. Памбухчиянц - М.: Изд-во Маркетинг,1999г. - 350с.

12. Ильин, А.И. Планирование на предприятии в 2-х частях: Учеб.пособие / А.И. Ильин – Минск Изд-во «Новое знание». 2000. -700с

13. Камаев, В.Д. Экономика и бизнес / В.Д. Камаев – М.: Изд-во МГТУ, 1993. - 416с.

14. Козлов, В.К. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация управление: Учеб.пособие / В.К Козлов, С.А Уваров – СПб.: Изд-во Политехника, 2000. - 320с.

15. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер – СПб.: АО «Коруна» АОЗТ «Литера Плюс», 1994. -698с.

16. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер - СПб.: Изд-во ПитерКом,1999. - 520с.

17. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз – М.: Изд-во Дело ЛТД, 1993. - 309с.

18. Мескон, М. X. и др. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. – М.: Изд-во «Дело ЛТД», 1992. - 702с.

19. Мясникова, Л.А. Хозяйственная деятельность коммерческих предприятий: Учеб.пособие / Л.А. Мясникова - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. - 280с.

20. Новиков, О.А. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): / Учеб. пособие О.А.Новиков, В.В. Щербакова –э СПб, Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - 300с.

21. Покровский, А.Б. Организация и планирование использования материальных ресурсов на промышленных предприятиях / А.Б. Покровский – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. – 120с.

22. Романов, А.Н. Оценка коммерческой деятельнос­ти предпринимательства: Учеб.пособие / А.Н. Романов , И.Я. Лукасевич - М.: Изд-во Финансы и статистика, 1993. - 350с.

23. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник / Б.И.Синецкий – М.: Изд-во Юристъ, 1998г. - 490с.

24. Филоненко, В.Г Система материально-технического обеспечения.: Учеб. пособие / В.Г Филоненко - М.: Изд-во Юнити, 2003. – 61с.

25. Эванс, Дж. Р. Маркетинг / Дж.Р. Эванс, Б. Берман - М.: Изд-во Экономика,1990г. – 300с.

26. Экономика и организация предпринимательства: Учеб.-метод, материалы / Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. - М., 1996.