microbik.ru
1 2 ... 10 11


Министерство общего и профессионального образования Российскрй Федерации
Государственный Университет Управления
Институт информационных систем управления
Кафедра информационных систем


Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. Ю.Л. Старостиным

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению лабораторных работ

по дисциплине

«Имитационное моделирование экономических процессов»
для студентов специальности

“Прикладная информатика в управлении” - 351400

Москва 2003

Цели и порядок выполнения практических занятий


Практические занятия имеют целью закрепление теоретических основ дисциплины "Имитационное моделирование экономических процессов" и освоение студентами современной технологии имитационных исследований, приобретение практических знаний по разработке и исследованию имитационных моделей при работе на базе системы моделирования GPSS World.

Практические занятия проводятся по четырем темам:

  1. Построение концептуальных моделей сложных систем

  2. Инструментальные и технологические возможности современных систем моделирования

  3. Освоение языка имитационного моделирования GPSS

  4. Планирование и проведение направленных вычислительных экспериментов на имитационной модели.

Практические занятия по темам 2-4 посвящены освоению языка и системы моделирования GPSS World и построены в форме обучающих компьютерных уроков (уроки 1-7). При выполнении компьютерных уроков следует ознакомиться с лекционным материалом, дополнительной литературой [1-6] и приводимыми ниже пояснениями к компьютерным урокам. Используя настоящие методические указания, студент выполняет уроки 1-8, построенные в виде компьютерных сценариев. В компьютерных уроках слева приведено содержание сценария, а справа - последовательность команд системы моделирования, вводимых студентом с клавиатуры компьютера. Пояснения к компьютерным урокам необходимы для ознакомления с основными командами системы моделирования и использования их в процессе создания и верификации имитационной модели, а также при выводе выходной статистики и обработке результатов имитационного эксперимента.

По результатам изучения теоретических и практических курсов студент самостоятельно выполняет разработку и исследование имитационной модели экономической системы. В работе должно быть отражено содержание выполненных исследований на всех технологических этапах имитационного моделирования. Имитационное моделирование включает технологические этапы, представленные ниже:

1.Формулирование проблемы: описание исследуемой проблемы и определение целей исследования.

2.Разработка концептуальной модели: логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы.

3.Формализация имитационной модели.

4.Создание имитационной модели средствами системы моделирования.

5.Подготовка исходных данных моделирования.

6.Испытание и исследование имитационной модели ( оценка адекватности, верификации; анализ устойчивости, чувствительности, точности результатов моделирования)

7.Планирование и проведение направленного вычислительного эксперимента на имитационной модели.

8.Анализ и интерпретация результатов моделирования.

9.Выводы и принятие решений.

Тема 1. Разработка концептуальной модели


Студенты самостоятельно выполняют концептуальное описание моделируемой системы в соответствующей проблемной отрасли (например: системы массового обслуживания, производственные системы, склад и т.д.).

На первом этапе составляется содержательное описание объекта моделирования, формулируется проблема и обосновываются цели моделирования.

В результате изучения проблемы обосновывается сущность и место исследуемой проблемы, выявляется полное множество значащих факторов. Важно четко сформулировать и обозначить проблему, стоящую перед исследователем. Далее исследуются объективные условия решения проблемы и обосновываются цели моделирования и задачи исследования. Выполняется системная классификация задач моделирования. Обосновывается выбор метода моделирования. Принимается решение о целесообразности применения метода имитационного моделирования. Приводится описание альтернатив (управленческих решений), которые будут проиграны на модели.

Определяется и изучается объект моделирования, те стороны его функционирования, которые представляют интерес для исследования. Результатом работы на этом этапе является содержательное описание объекта моделирования с указанием целей моделирования и аспектов функционирования объекта моделирования, которые необходимо изучить на имитационной модели.

На этапе составления концептуального описания осуществляется переход от реальной системы к ее логической (алгоритмической) схеме функционирования системы, составляется логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы, описание объекта в терминах математических понятий и алгоритмизация функционирования ее компонент.

В ходе составления концептуального описания устанавливается основная структура модели, выделяются подсистемы (существенные элементы) и описывается характер их взаимодействия. Системный аналитик выполняет описание границ моделируемой системы, обсуждается уровень детализации моделируемых процессов. Статическое описание моделируемой системы выполняется в ходе структурного анализа моделируемого объекта (может быть представлено в виде функциональных схем и т.п.) Динамическое описание системы позволяет построить функциональную модель объекта.

Концептуальное описание моделируемой системы включает следующий состав документации:

- подробная постановка задачи (содержательное описание реальной системы и проблемной ситуации, обоснование целесообразности построения модели, формулировка целей моделирования);

- концептуальное описание объекта моделирования (перечисление основных гипотез, выдвинутых при построении модели);

- функциональная схема объекта моделирования;

- список параметров и переменных модели;

-состав выходных статистик моделирования и соотношения для критериев эффективности;

- функциональные зависимости, используемые в концептуальной модели.





следующая страница >>