microbik.ru
  1 2 3 4

HB = f (υохл) для стали 45 и У12А (на одном графике); HB = f (tотп) и HB =f(τотп) при t=400° - для стали 45А.
Вопросы для самопроверки

  1. Какие задачи выполняет термическая обработка?

  2. Правила выбора температуры закалки для эвтектоидной и заэвтектоидной стали.

  3. В чем состоят структурные превращения при термической обработке стали (закалка, отпуск)?

  4. Что такое неполная и полная закалка стали?

  5. В каких случаях применяется закалка в масле?



Лабораторная работа №4
Микроструктура легированных сталей
Введение

Легирующие элементы в стали, растворяясь в феррите и цементите, образуют легированный феррит, например, ,, Легированный цементит, например, и т.д. Легирующие элементы могут присутствовать в стали в виде металлических соединений , а также в виде самостоятельных карбидов (и т.д.).

Легирующие элементы по-разному влияют на условия равновесия. Ni и Mn в сплавах на основе железа понижают критическую точку и повышают точку , расширяя тем самым область γ – фазы (рис. I,а), т.е. способствуют образованию аустенита. Cr, W, Mo, Si, Al повышают точку и понижают точку , сужая тем самым γ – область (рис. I,б), т.е. способствуют стабилизации феррита.


% легирующих элементов % легирующих элементов

а) б)

Рис. I


  1. Большинство легирующих элементов влияют на кине-тику превращения аустенита, как правило, замедляя ее.

2. Существует несколько признаков, согласно которым можно классифицировать легированные стали. Одним из них является классификация по структуре стали после нормализации.

С этой точки зрения различают три основных класса стали: перлитный, мартенситный, аустенитный и несколько промежуточ-ных: аустенитно-мартенситный, мартенситно-стареющий и аустенитно-стареющий.

Для сталей перлитного класса, содержащих небольшое количество легирующих элементов, кривая скорости охлаждения на воздухе пересекает обе ветви С-кривых в области перлитного превращения (рис 2,а). У сталей мартенситного класса, содержащих большое количество легирующих элементов (вследствии чего С-кривые сдвинуты вправо, а мартенситная точка ближе к 0°С), кри-вая скорости охлаждения на воздухе не пересекает С-кривых (рис. 2,б), поэтому при температуре 20°С структура стали состоит из мартенсита. При значительном содержании легирующих элементов С-кривые значительно сдвинуты вправо (рис 2,в), а мартенситная точка находится ниже 0°С. Таким образом, при охлаждении стали на воздухе ее структура при 20°С будет аустенитной.



а) перлитный класс б) мартенситный класс в) аустенитный класс

Рис.2

В лабораторной работе изучается микроструктура различных классов легированной стали.
Характеристика микроструктуры
30ХГСА (хромансиль). Сталь перлитного класса. Состав стали: 0,28-0,35%С; 0,8-1,1%Cr, 0,8-1,1%Mn, 0,8-1,1%Si. После отжига (860°С) структура состоит из зерен легированного феррита и перлита. После закалки (880°С) и высокого отпуска (510°С) структура содержит сорбит, ориентированный по мартенситу. Сталь хромансиль обладает высокими механическими свойствами, широко применяется в качестве одной из основных конструкцион-ных авиационных сталей для силовых двигателей: детали шасси, лонжероны, лопатки, диски компрессора и др.

I8X2H4BA (хромоникельвольфрамовая сталь). Сталь мартенситного класса. Состав стали: 0,14-0,21%С; 1,35-1,65%Сr; 4-4.5%Ni; 0,8-1,2%W. Поскольку отжиг этой стали невозможен, уменьшение твердости стали достигается высоким отпуском при 680°С. После закалки с 850°С и отпуска при 570°С структура состоит из сорбита отпуска. Эта сталь относится к группе высокопрочных сталей; она широко применяется в авиационной технике, например, для валов ротора, коленчатых валов, шестерен, соединительных муфт, ответственных болтов и др. Сталь I8X2H4BA можно подвергать цементации и последующей термической обработке.

I2XI8HI0T (хромоникелевая сталь). Нержавеющая сталь аустенитного класса. Состав стали: С<0,12%; 17-19%Cr; 9-11%Ni; 0,5-07%Ti; остальное Fe. При анализе структуры этой стали следует иметь ввиду, что никель расширяет γ-область в системе сплавов Fe-Ni; хром наобарот сужает γ-область в системе Fe-Cr.

Указанный состав позволяет получить у стали после нормали-зации аустенитную структуру с повышенными механическими и коррозионными свойствами. Хром придает стали антикоррозион-ные свойства. Известно, что двойные железоникелевые сплавы приобретают антикоррозионную стойкость при содержании 12% хрома, когда электродный потенциал сплава становится положи-тельным. При этом на поверхности стали возникает плотная защитная окисная пленка типа шпинели , предохраняющая сплав от окисления. Титан предотвращает интеркристаллитную коррозию. Такая коррозия обычно возникает у закаленной стали, не содержащей титана, после нагрева до 500-600°С.

Обычно сталь I2XI8HI0T подвергают термической обработке, состоящей из закалки с 1050-1100°С в воде или на воздухе. Микро-структура стали после термической обработки состоит из зерен легированного аустенита (твердый раствор углерода, никеля и хрома в γ-железе). В некоторых зернах видны двойники – следы пластической деформации. Иногда в микроструктуре стали I2XI8HI0T можно наблюдать присутствие карбида титана TiC, абсолютное количество которого невелико, так как общее содержание углерода в стали малое.

Лабораторная работа №5
Микроструктура цветных металлов и сплавов
Введение
Цветные металлы и сплавы в авиатехнике имеют широкое применение. Достаточно сказать, что само становление авиации связано с применением сплавов на основе алюминия (дуралюмины, силумины). Широкое применение нашли медные сплавы (латуни, бронзы), сплавы на основе магния и титана. Титановые сплавы в настоящее время широко применяются для летательных аппаратов, совершающих полеты со скоростью выше звуковой.

Большую перспективу имеют сплавы на основе бериллия, поскольку этот металл будучи весьма легким (γ=1,85) вместе с тем имеет большой модуль упругости (Е=31·10³кг/мм²).

Сплавы на основе бериллия весьма хорошо работают в конструкциях, претерпевающих сжатие, где требуется большая жесткость. Применение бериллия в авиации позволит уменьшить вес двигателя при вертикальном взлете на 35%, а самолета на 50%, тем самым эффективно решается проблема экономии топлива.
Сплавы на основе алюминия
Дуралюмины. Дуралюминами называются сплавы на основе алюминия, содержащие Cu и Mg. Дуралюмины принадлежат к группе легких цветных сплавов, поскольку основной компонент сплава – алюминий – имеет небольшой удельный вес (ρ=2,72 г/см³).

С алюминием элементы сплава образуют соединения состава CuAl2, CuMgAl2(S-фаза), Al2Mg3Zn3 (T-фаза).

На примере дуралюмина Д16 рассмотрим характерные структурные особенности этого сплава.

Все компоненты имеют переменную растворимость в алюминии, в связи с чем дуралюмины могут подвергаться уп-рочняющей термической обработке (закалка, старение).

.


Литейный сплав на основе алюминия-силумин
Силумин – сплав алюминия с кремнием. Силумины содержат от 4 до 13% Si. Например, силумин АЛ2 содержит 10-13% Si. Этот силумин применяется для отливок сложной формы, от которых не требуются высокие механические свойства.

Перед разливкой силумин подвергают модифицированию путем добавки к жидкому сплаву 2% (от веса сплава) смеси NaF и NaCl в соотношении 2:1. После модифицирования сплав приобретает мелкозернистое строение, в связи с чем его механи-ческие свойства увеличиваются: до модифицирования σв=14кг/мм², δ=3%, после модифицирования σв= 18кг/мм², δ=8%.

На рис.1 приведена диаграмма состояния Al-Si. Согласно диа-грамме, силумин АЛ2 до модифицирования (сплошные линии на диаграмме) имеет эвтектическую структуру (α+Si).


Рис. 1
Пластинки кремния, будучи хрупкими, уменьшают прочность сплава и его пластичность. Модифицирование видоизменяет диаграмму Al-Si (пунктирные линии). Структура после модифици-рования силумина становится доэвтектической, а пластинки крем-ния в эвтектике измельчаются. Избыточные (дендритного харак-тера) кристаллы альфа-фазы способствуют повышению пластич-ности силумина.
Литейные сплавы на основе магния
Магниевые сплавы принадлежат к группе легких сплавов.

Чистый магний имеет низкую прочность и пластичность, малую химическую стойкость. Он легко окисляется на воздухе, при плавлении на воздухе загорается. Вследствие этого как конструк-ционный материал чистый магний в авиационной технике не применяется.

Однако в сплавах с другими элементами магний используется, т.к. сплавы магния имеют малый удельный вес (ρ=1,75 г/см³), хоро-шо обрабатываются, и их механические свойства удовлетворяют требованиям, предъявляемым к авиационным материалам, хотя прочность и пластичность магниевых сплавов все же ниже, чем алюминиевых.
Сплавы на основе титана
Благодаря низкому удельному весу (ρ=4,5 г/см³) и высокой прочности, сплавы на основе титана имеют высокую удельную прочность . Это определяет широкое применение тита-новых сплавов в самолетных конструкциях ( > 10%). Значительное применение титановые сплавы нашли в сверхзвуковых самолетах. Недостатком титановых сплавов является низкий модуль упругости (Е=11000 кг/мм²), что затрудняет создание лег-ких и жестких конструкций. Титан обладает хорошей коррозийной стойкостью в морской воде и кислотах. Титановые сплавы могут работать до 550-600°С.

При 882°С титан претерпевает полиморфное превращение : фаза α (Г12) переходит в β (К8). При легировании титана образуют-ся α или β твердые растворы или химические соединения.

В зависимости от структуры в равновесном состоянии дефор-мируемые сплавы на основе титана делятся на три группы:

1. α – сплавы.

2. α+β – сплавы.

3. β – сплавы

Рассматриваемый в работе сплав ВТ3-1 (5,5% Al, 2% Сr, 2% Mo) относится к группе жаропрочных сплавов с α+β – структурой.

Алюминий повышает прочность сплава; хром увеличивает коррозионную стойкость и способствует старению; молибден, стабилизирующий β – фазу, увеличивает сопротивление сплава ползучести.
Латуни
Сплавы меди с цинком называются латунями. Латуни, содер-жащие менее 10%Zn, называются томпаком, а содержащие от 10% до 20% Zn – полутомпаком. В зависимости от содержания цинка различают однофазные α – латуни и двухфазные α+β – латуни.

Введение в латунь свинца способствует хорошей обрабатываемости латуни резанием и давлением.
Бронзы
Бронзами называют сплавы меди с различными элементами (за исключением цинка). Сплавы меди с марганцем и никелем также получили специальные названия манганин и мельхиор.

В зависимости от содержания основного легирующего элемен-та различаются следующие типы бронз:

а) оловянистая бронза – сплавы Cu с 2-14% олова с добавками свинца, никеля, фосфора. Такие бронзы имеют хорошие литейные и антифрикционные свойства. Они хорошо обрабатываются резанием, свариваются и паяются;

б) алюминиевые бронзы – сплавы Cu с 9-10% алюминия с добавками железа, никеля, марганца. Обладают повышенной жаростойкостью;

в) бериллиевые бронзы – сплавы Cu с 2-2,5% бериллия. Обладают высокой химической стойкостью, износостойкостью и упругостью;

г) кремнистые бронзы – сплавы Cu с 1-3% кремния и с неболь-шим количеством никеля и марганца. Обладают высокой упру-гостью и выносливостью, большой коррозионной стойкостью и антифрикционностью;

д) свинцовые бронзы – сплавы Cu, содержащие до 30 % свин-ца, обладают высокими антифрикционными свойствами и приме-няются только для изготовления деталей, работающих на трение.
Подшипниковый сплав. Баббит
По условиям работы подшипниковый сплав должен иметь гетерогенную структуру и состоять из мягкой основы и твердых включений. Мягкая основа сплава обеспечивает хорошую прираба-тываемость подшипника к валу, твердые включения служат опорными точками для трущихся частей вала. Небольшая поверх-ность соприкосновения вала и вкладыша уменьшает трение, а имеющиеся промежутки между валом и мягкой основой обеспечивают хорошую подачу смазки и ее равномерное распределение. Число твердых частиц должно быть небольшим, и они должны равномерно распределяться по объему металла.

Антифрикционные сплавы на оловянной или свинцовой основе называются баббитами. В настоящей работе исследуется оловянистый баббит Б83 (цифры после буквы указывают на сред-нее содержание олова).
Характеристики микроструктур
Дуралюмин Д16. Химический состав сплава: Cu=4,3%; Mn=0,3-0,9%; Mg=1,2-1,8%; Si≤0,5%; Fe≤0,5%. После закалки и естественного старения структура состоит из пересыщенного твердого раствора элементов в Al и зон Гинье-Престона (ГП-1), которые могут наблюдаться только в электроном микроскопе или методами рентгеновского анализа.

Применение: лонжероны, стрингеры, обшивка самолетов.

Силумин АЛ2. Химический состав сплава: Si=10-13%,

Fe≤0,8-1,5. До модифицирования на микроструктуре видны крупные темные пластины кремния на общем белом фоне твердого раствора Si и Al (крупнопластинчатая эвтектика). После модифицирования пластинки становятся значительно меньше и структура состоит из эвтектики (темный фон) и светлых областей раствора Si и Al. Применяется для корпусов компрессора, корпусов тормоза, барабанов тормоза, картеров, корпусов топливных агрегатов.

Магниевый сплав МЛ5. Химический состав сплава: Al=7,5-9%; Mn=0,15-0,5%; Zn=0,2-0,8%. По границам зерен δ – твердого раствора видны включения .

Применение: барабаны и детали авиаколес, кронштейны, корпуса приборов.

Титановый сплав ВТ3-1. Химический состав сплава: Al=4-6,2%; Cr=1,5-2,5%; Mo=1,0-2,8%. Сплав ВТ3-1 в целях стаби-лизации структуры подвергается изотермическому отжигу, предва-рительный нагрев при 870°С в течение 1ч. и выдержка при 650°С в течение 2ч. с последующим охлаждением на воздухе. Микро-структура состоит из α+β – фаз “корзиночного характера”. Максимальная температура эксплутации сплава 450°С

Применение: диски и лопатки компрессора.

Латунь ЛС59-1. Химический состав: Pb=0,8-1,9%; Cu=57-60%; остальное – Zn. После отжига образуется двухфазная структура (α+β’). β’ – фаза (CuZn) видна как более темные зерна на светлом фоне

<< предыдущая страница   следующая страница >>