microbik.ru
1
Кафедра социологии труда и экономики предпринимательства

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭССЕ

по дисциплине

«Эргономика АРМ»
Целью эссе является глубокое изучение курса по интересующей студентов проблеме, а также подготовка к выполнению выпускной работы, умению самостоятельно пользоваться литературой, анализировать информацию, обобщать и делать выводы.

Эссе, представленное на защиту, должно иметь титульный лист, содержание, введение, 3 главы, заключение, список литературы, и, по желанию студента, приложения. Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 1 (титульный лист оформляется единообразно по группам по согласованию между студентами).

Эссе должно иметь объем 20-25 листов печатного текста и включать (Приложение 2):

ВВЕДЕНИЕ, в котором дается обоснование актуальности (почему студент выбрал именно эту тему и почему ее необходимо изучать) и степень разработанности выбранной темы (какие ученые занимались тем или иным направлениям изучаемого явления), указывается объект и предмет, определяется цель (по теме) и задачи (по главам), состав эссе. Объем - 2-3 страницы.

В ГЛАВЕ 1 описывается история исследований изучаемого явления, приводятся различные направления и работы ученых в развернутом виде, а также описывается сущность изучаемого явления, определяются понятия, приводится законодательство, относящееся к явлению и т.д. (не менее 6 страниц).

В ГЛАВЕ 2 описывается современная(ые) проблема(ы), прямо связанная(ые) с изучаемым явлением, приводятся статистические данные по проблемному положению в развернутом виде (не менее 6 страниц).

В ГЛАВЕ 3 описывается решение проблем(ы), указанной в ГЛАВЕ 2, на законодательном уровне, на уровне предприятий или по опыту иностранных государств и т.п. (не менее 6 страниц).

После каждой главы необходимо делать обобщение изложенного материала, начинающегося со слов «таким образом», занимающего 5-6 строк (не менее 3 предложений). Кроме того, названия глав определяются студентом самостоятельно, после чего согласовываются с руководителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении приводятся вышеуказанные обобщения (без слов «таким образом»), а также краткие выводы. Объем - 1-2 страницы.

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ должен содержать сведения об источниках, использованных в работе, составленный по библиографическим правилам. Включает не менее 20 источников.

В ПРИЛОЖЕНИЯХ приводится вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных и рисунки (занимающих более ½ листа А4), анкеты, инструкции, и др. Приложения необходимо располагать в порядке ссылок в тексте глав.

Студенту предоставлено право выбора темы эссе.

Эссе выполняется на основе глубокого изучения литературных и нормативных источников: законов, указов, постановлений, инструкций министерств и ведомств и др., которые могут быть подобраны студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек и Интернет-ресурсов.

Эссе должно быть выполнено печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Оформление содержания приведено в приложении 2.

Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для приложений. Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 25 мм, правое 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, 14 размер, выравнивание - по ширине, отступ - 1,25.

Номера страниц размещаются сверху или снизу справа, либо в нижней части листа по центру (по согласованию между студентами, единообразно для группы). Применяется сквозная нумерация страниц, начиная с титульного листа, исключая приложения. Номер страницы на титульном листе не печатается.

Названия всех глав, введение, заключение и список литературы начинаются с нового листа и пишутся 1 интервалом (выравнивание по центру), 18 шрифтом. Названия глав начинаются с прописной буквы, далее пишутся строчными буквами, по центру. Точка в конце названия главы не ставится, переносы слов в заголовках и выход одного слова на следующую строчку не допускаются. Интервал между названием главы и текстом – 12 пт.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху слева страницы слова «Приложение» (18 шрифт, 1 интервал, 12 пт после) и его номера. В тексте должны упоминаться используемые приложения (например: см. Таблицу 3 в Приложении 2).

Перед каждым перечислением в тексте следует ставить дефис. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры с точкой, запись производится с абзацного отступа (Приложение 3).

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы помешается над таблицей справа, с порядковым номером и точкой, 12 шрифтом 1 интервалом. Если название таблицы не вмещается в одну строку, то необходимо использовать мягкий перенос, причем текст в первой строке должен быть несколько короче, чем во второй (Приложение 3). Точка после названия таблицы не ставится.

Текст внутри таблицы - 10 шрифт, 1 интервал, без абзаца. Таблица располагается на всю ширину листа вне зависимости от размеров текста в ней. При этом высота должна быть минимально возможной, что достигается командой «Автоподбор по содержимому», затем «Автоподбор по ширине окна». Расстояние между предшествующим текстом и названием таблицы должно быть минимально (такое же расстояние между названием и самой таблицей). Расстояние между таблицей и последующим текстом - одна строка 1 интервалом, 10 шрифтом. Таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы и т.д.) называются в тексте только словом «Рисунок» и располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. По возможности рисунок должен быть нарисован студентом самостоятельно программными средствами (в случае схем, диаграмм, графиков - обязательно). При этом необходимо стремиться к тому, чтобы рисунки занимали всю ширину листа. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. Иллюстрации, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «рисунок» с номером и его наименование располагается посередине строки (см. Приложение 3), через тире. При текстовом упоминании иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1» или «как следует из рисунка 1» и т.п. Расстояние между рисунком и последующим текстом - одна строка 1 интервалом, 10 шрифтом.

Ссылки в тексте могут быть только подстрочными (описание источника приводится после текста на странице, на которой имеется сноска). Нумерация сносок - только сквозная для всей работы. Интервал в сносках - 1, размер - 10, выравнивание - по ширине.

Список использованных источников литературы включает в себя:

- нормативные акты. Указывается тип нормативного акта, название (полностью), номер, дату принятия (если слово «года» сокращается до «г.», то по всем ссылкам). Например1 или2, а также3 без указания страниц;

- научную литературу (книги, монографии, статьи, авторефераты диссертаций и т.д.); Например4 или5, а также6 или7, в том числе иностранную8 с указанием страниц в ссылке, но не в списке литературы. Обязательным является последовательность описания источников, приведенных в данных ссылках;

- электронные ресурсы. Например9 или10 без указания страниц. При этом указывается сокращенный адрес, например: // bsu.ufa.ru, без индексов «http», «www» и закрывающего адрес слеша «/».

Если при переносе ссылок на следующую страницу появляется длинная разделительная черта, то рекомендуется преобразовать текст, переставив ссылки. Если это невозможно или результат тот же - оставить как есть.

Список использованной литературы называется только «Список литературы» и разбивается на тематические части в последовательности: нормативные акты, авторская литература, электронные ресурсы, источники на иностранном языке. Все источники указываются в алфавитном порядке в пределах соответствующей части (за исключением нормативных актов, которые сортируются по убыванию значимости), записываются с абзацного отступа в одну вертикальную линию (см. Приложение 4). Для всего списка используется сквозная нумерация автоматическим списком, размер шрифта - 14, междустрочный интервал 1, интервал после - 6 пт, выравнивание - по ширине. Работы одного автора располагаются в алфавитном порядке заглавий работ, работы авторов - однофамильцев - в алфавитном порядке инициалов.

Эссе должно быть надлежащим образом оформлено. Особое внимание следует обратить на наличие лишних знаков препинания и двойных пробелов (рассмотреть структуру текста, открыв «скрытые символы форматирования»). Текст должен быть написан научным языком, грамотно.

Недопустимы предложения вопросительного и восклицательного характера (И что же они делают? Ведь эта проблема не решается!), цветной шрифт (кроме как в рисунках), любой курсив, подчеркивания, выделение жирным шрифтом (за исключением ключевых слов во введении (объект, актуальность исследования и т.д.) и оглавления (по согласованию с группой)). Недопустимы местоимения «я», «мое эссе», «это эссе», «я провела анализ» и т.д., а также «данное эссе». Следует: «нами был проведен анализ», «проведенный нами анализ показал» «в эссе мы выявили», «в нашем исследовании представлено» и т.д. Вообще, следует избегать любых местоимений по тексту (кроме как в заключении). Желательно писать от третьего лица («было проведено исследование», «в исследовании, проведенном компанией» и т.д.).

При защите студент обязан ответить на вопросы руководителя, после чего дается оценка - отлично, хорошо, удовлетворительно. При наличии замечаний руководитель передает студенту работу для доработки и устанавливает срок окончательного ее предоставления.

Студенту следует иметь в виду, что руководитель работы не является ни соавтором, ни редактором эссе. Вся ответственность за теоретически и методологически правильную разработку темы, качество содержания и оформления эссе полностью лежит на студенте.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Башкирский государственный Университет
Экономический факультет

Кафедра социологии труда

и экономики предпринимательства


Эссе
по дисциплине:

«Эргономика АРМ»

на тему:

«[Тема эссе]»
Выполнил(а) : студент(ка) группы 1.3М дневного отделения

Фамилия Имя

Научный руководитель:

асс. пр. Фамилия И.О.


Уфа-2012

Приложение 2

Примерное содержание и структура эссе

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы исследования [Тема эссе] .....……………………….

Глава 2. Проблема [Тема эссе] …………………………………………..

Глава 3. Решение проблемы [Тема эссе] ..……………………………………..

Заключение ...……………………………………………………….……………………

Список литературы .……………………………………………………………………..

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Глава 1. [Название главы]

Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст. Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст:

- текст текст текст текст текст;

- текст текст текст текст текст текст текст:

1. текст текст текст текст текст текст текст текст;

2. текст текст текст текст;

3. текст текст текст текст;

- текст текст текст текст текст.

Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст (См. таблицу 1).

Таблица 1. Текст текст текст текст текст текст
текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст11

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст текст текст

Текст

Текст текст текст

Текст текст текст


Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст представлен на рисунке 1.



Рисунок 1 - Текст текст текст текст текст текст12
Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст.

Приложение 4

Список использованной литературы

  1. Принципы ООН в отношении пожилых. Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 46/91 от 16 декабря 1991 г.

  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 г.

  3. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 год. Утверждена постановлением Правительства РБ № 64 от 3 марта 2010 г.

  4. Барлыбаев А.А., Набиуллина Л.Ф. Развитие сельского предпринимательства в полиэтничном регионе // Состояние, проблемы и перспективы развития АПК. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ (30 сентября - 1 октября 2010 г.) Часть III. Уфа: БГАУ, 2010.

  5. Лялина Е.Г., Палехова П.В., Терентьева Т.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

  6. Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического образования // Социологические исследования. №4, 1999.

  7. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Дисс. д. психол. н. М., 2006.

  8. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // rusmedserv.com

  9. Инновационный потенциал Республики Башкортостан - 2009. Отчет Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан // innov.minpromrb.ru

  10. Habermas Y. Teorie des kommunikativen Handelns. Bd. 1-11. FR-an-M., 1981.

1 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 г.

2 Принципы ООН в отношении пожилых. Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 46/91 от 16 декабря 1991 г.

3 Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010 год. Утверждена постановлением Правительства РБ № 64 от 3 марта 2010 г.

4 Лялина Е.Г., Палехова П.В., Терентьева Т.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. - с. 48.

5 Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического образования // Социологические исследования. №4, 1999. - с. 31.

6 Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Дисс. д. психол. н. М.: МГУ, 2006. - с. 227.

7 Барлыбаев А.А., Набиуллина Л.Ф. Развитие сельского предпринимательства в полиэтничном регионе // Состояние, проблемы и перспективы развития АПК. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ (30 сентября - 1 октября 2010 г.) Часть III. Уфа: БГАУ, 2010. - с. 186.

8 Habermas Y. Teorie des kommunikativen Handelns. Bd. 1-11. FR-an-M., 1981. - р. 58.

9 Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. [Электронный ресурс] // rusmedserv.com (дата обращения: 14.01.2012)

10 Инновационный потенциал Республики Башкортостан - 2009. Отчет Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] // innov.minpromrb.ru (дата обращения: 14.01.2012)

11 Источник: [Ссылка]

12 Источник: [Ссылка]