microbik.ru
1 2 ... 4 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

"Витебский государственный технологический университет"

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Методические указания

по курсовому проектированию для студентов

специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

дневной и заочной форм обучения

Витебск

2010

УДК 658 (07)

Экономика организации (предприятия) : методические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» дневной и заочной форм обучения.


Витебск : Министерство образования Республики Беларусь, УО "ВГТУ", 2009.
Составитель: доц. Кахро А.А.

В методических указаниях содержится тематика курсовых работ, примерные планы их выполнения и список литературных источников.

Одобрено кафедрой экономики УО "ВГТУ" 26 ноября 2009 г., протокол № 4.
Рецензент: доц. Китаева Л.И.

Редактор: ст.преп. Коваленко Ж.А.

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО "ВГТУ" «____»____________2009 г., протокол № ____

Ответственный за выпуск : Васильева Н. С.

Подписано к печати _____________Формат _________ Уч.-изд.лист.__________

Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ№____ Цена _____

Отпечатано на ризографе учреждения образования ”Витебский государственный технологический университет”.

Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 г.

210035, Витебск, Московский пр., 72.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

1

Разработка и написание курсовой работы 5

1.1 Цели и основные требования к курсовой работе 5

1.2 Определение темы 5

1.3 Составление библиографии по теме 6

1.4 Изучение литературы 7

1.5. Написание курсовой работы 8

1.5.1 Содержание (план) курсовой работы 8

1.5.2 Введение 8

1.5.3 Основная часть курсовой работы 9

1.5.4 Заключение 10

1.5.5 Список использованных источников 10

2 Защита курсовой работы 11

Литература 13

Приложение А 19

Приложение Б 23

Приложение В 58

ВВЕДЕНИЕ
При формировании и развитии рыночных отношений организация становится важнейшим элементом рыночной системы, поэтому в современных условиях хозяйствования требуется переосмысление форм и методов ведения производственно-хозяйственной деятельности. Именно в организации создается продукция, необходимая для производственных целей и нужд населения. От того, как используют субъекты хозяйствования свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества, как реагируют на инновационные изменения, зависит экономический уровень страны.

Предметом изучения курса «Экономика организации (предприятия)» являются сущность самой организации, ресурсы предприятия и пути улучшения их использования. Поэтому целью данных методических указаний является ознакомление студентов с основами рыночной экономики организации, с методами рационального использования ресурсов (основных средств, оборотных средств, рабочей силы, инвестиций) и управления организацией для получения максимальной прибыли. Предлагаемая тематика курсовых работ охватывает также прогрессивные формы организации общественного производства (концентрацию, специализацию, кооперирование, комбинирование, диверсификацию), проблемы инновационной деятельности, проблемы качества, конкурентоспособности продукции, проблемы снижения издержек производства, увеличения прибыли, показатели и методы оценки производственной и финансовой эффективности и другие вопросы.

Методические указания содержат не только тематику курсовых работ по «Экономике предприятия отрасли», но и служат руководством при выборе темы, изучении литературы, написании курсовой работы.

1 РАЗРАБОТКА И НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Цели и основные требования к курсовой работе
Одной из эффективных форм обучения в направлении формирования у студентов навыков самостоятельной работы выступает курсовая работа.

Курсовая работа призвана углубить знания студентов в области отдельных тем, привить навыки самостоятельной работы при анализе законодательных актов и экономических программ.

Объём курсовой работы должен составлять 25-30 страниц печатного формата. В работе не допускаются сокращения, использование красных чернил, а также дословное списывание текста из книг, газетных статей и журналов без соответствующих сносок на первоисточники.

Каждый вопрос плана работы должен излагаться самостоятельно, творчески, логично на основе глубокого изучения как учебной литературы, так и материалов периодической печати, законодательных и нормативных актов.

В случае несоответствия курсовой работы отмеченным требованиям последняя возвращается рецензентом на доработку с подробным указанием на недостатки работы. В этом случае студент обязан переделать работу и отдать преподавателю на повторную рецензию. При положительной оценке работы рецензентом курсовая работа допускается к защите.

Выполнение курсовой работы складывается из следующих этапов:

1. Определение темы.

2. Составление библиографии по теме.

3. Изучение литературы, составление и согласование с преподавателем плана работы.

4. Написание курсовой работы.

5. Защита курсовой работы.
1.2 Определение темы
Тематика курсовых работ определяется преподавателем согласно списку студентов групп, но при желании студент сам может выбирать тему в соответствии со своими наклонностями, предпочтениями или с учётом практической деятельности (если это студент заочной формы обучения). В случае если студент имеет возможность использовать фактический материал, связанный с его работой или направлением научной деятельности, то он может писать курсовую работу на тему, обязательно согласованную с рецензентом. Без наличия такого разрешения курсовая работа принята не будет.

1.3 Составление библиографии по теме
Первичную ориентировку в литературе, посвященной избранной для
раскрытия в курсовой работе проблеме, можно получить в списке, который прилагается в приложении.

Большую помощь в подборе литературы окажут справочно-поисковые аппараты библиотек. Речь идет о каталогах, картотеках, библиографических указателях. Особенно эффективно подобный аппарат действует там, где введены компьютерные системы хранения и поиска информации.

Если есть необходимость подобрать произведения определенного автора, то основную помощь окажет алфавитный каталог, в котором можно найти описания работ, расположенных по алфавиту фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов, т.е. учреждений или организаций.

Систематический каталог построен по принципу разделения печатных работ по отраслям знаний, темам, такое разделение проводится в логической последовательности.

Нередко в библиотеках есть предметные каталоги, в которых описания работ расположены не по принципу логической последовательности, а в алфавитном порядке предметных рубрик.

В библиотеках имеются и систематические картотеки журнальных статей.

Нередко пишущему курсовую работу приходится узнавать о литературе по избранной проблеме, читая одну из книг, статей, которые им уже были подобраны. Ведь часто автор ссылается на работы своих коллег, используя их выводы для подтверждения своей точки зрения или полемизируя с ними.

Большую помощь студенту окажут специальные обзоры, статьи историографического плана, рецензии на монографии, которые содержатся в научных журналах. Следует помнить и о том, что в библиотеках можно познакомиться со специальными библиографическими изданиями.

В процессе работы над исследуемой темой предварительно составленный список литературы следует дополнять и уточнять.

Составляя таким образом библиографию, студенты формируют навыки научной работы, позволяющие самостоятельно исследовать вновь возникающие экономические задачи и проблемы.

На всех этапах работы по подбору литературы у студента есть возможность получить консультации у своего преподаватели, который может посоветовать не только конкретные книги и статьи, но и способы поиска литературы, а главное – ее изучение.


1.4 Изучение литературы
Составление плана и изучение литературы – взаимовлияющие процессы. С одной стороны, заранее намеченный план, который является перечнем вопросов, рассматриваемых в курсовой работе, позволит изучить литературу под углом зрения уже намеченных для раскрытия проблем, с другой стороны, прочитанные книги, статьи натолкнут на новые вопросы, уточнят постановку задач рассмотрения намеченного.

Первым этапом изучения литературы может быть ее беглый просмотр: ознакомления с аннотацией к ней, оглавлением, знакомство с введением.

Далее, после беглого ознакомления, когда пишущий курсовую работу пришел к выводу о полезности более тщательного изучения книги, статьи, начинается второй этап работы с литературой, которой полезно проводить, ведя записи.

1. Наиболее простой и краткой формой записи является план. Планом курсовой работы будет перечень вопросов, которые в них рассматриваются. План может быть кратким – каждый из вопросов делится на подвопросы. Второй вариант составления плана позволяет более наглядно раскрыть логику автора, углубиться в содержание прочитанного. Возможно составление плана по ходу чтения, возможно после прочтения работы, когда ее структура и логика вступает перед читателем более выпукло.

В любом случае полезно фиксировать страницы, посвященные раскрытию тех или иных вопросов в прочитанном издании. Это позволит в случае необходимости быстро найти нужное место.

2. Другой формой записи прочитанного являются выписки. Это могут быть дословно выписанные отрывки (цитаты), пересказанные, почерпнутые из работы факты, цифровой материал, изложенная близко к тексту оригинала идея автора. И в этом случае важно записывать страницы, которые содержат цитаты, цифры, факты.

Выписки можно делать в рабочей тетради, в которой после указания всех данных о книге, статье (автор, точное название, указание места издания, издательства и года появления, страница) следует текст, разбитый на разделы изучаемой работы, либо рубрикам, нужным для написания курсовой работы.

Многие предпочитают делать записи на специальные карточки или листочки с тем, чтобы их можно было быстро варьировать, соединять тематические выписки, сделанные из разных источников.

3. Следующей формой записи прочитанного являются тезисы. Под тезисами понимаются кратко сформулированные основные положения, в данном случае книги, статьи.

Составление тезисов значительно более сложная работа, чем выписки. Но и результат их составления может быть более высокий, так как успешное формулирование своими словами основных положений прочитанного свидетельствует о вхождении читателей во внутреннюю логику произведения.

4. Может пригодиться и такая форма записи прочитанного, как аннотация. Она предполагает очень краткое изложение содержания прочитанного. Бывает такой подход полезен, если задачей изучающего литературу является лишь сохранение самых общих сведений о данной работе (например, в случае использования для обзора). Если студент не ограничится лишь знакомством с содержанием работы, а даст краткую оценку прочитанного, то такая запись, характеризующая выводы, главные итоги книги, статьи будет называться резюме.

5. Наиболее полным вариантом записи прочитанного является конспект.

Конспект может быть текстуальным. В этом случае он посвящён определённому произведению. Другой вариант конспекта – тематический. Он ориентирован на определённую тему, поэтому строится на ряде произведений.

При составлении конспекта важно помнить о том, что не только тематический, но и текстуальный не могут считаться гарантированно законченными. Возможны дополнительные записи из других работ, внесение результатов размышлений автора конспекта, вопросов, которые пришли к нему в голову после прочтения работы и составления первичного варианта конспекта.
1.5 Написание курсовой работы
1.5.1 Содержание (план) курсовой работы
Составляется студентом на основе проработанной основной и дополнительной литературы по исследуемой проблеме и согласовывается с руководителем курсовой работы. В зависимости от поставленной цели и решаемых задач содержание (план) отдельных разделов может быть различным и изменяться с согласия руководителя в ходе выполнения работы.

В приложении Б показаны примерные планы (содержание) курсовой работы.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать данные статистической отчетности организации и информацию статистических сборников.
1.5.2 Введение
Введение должно кратко отразить особенности современного этапа развития экономики РБ, характеризовать современное состояние исследуемой проблемы (вопроса), а также цель работы. Во введении следует чётко сформулировать, в чём заключается новизна и актуальность работы и обосновать по существу необходимость её проведения, определить конкретные задачи работы.

Прежде чем приступить к раскрытию содержания темы курсовой работы, следует обратить внимание на «Введение». Очень часто во «Введении» студенты приступают к раскрытию основных вопросов курсовой работы, а такие вопросы, как актуальность, практически остаются без внимания. Параллельно с этим должна раскрыться степень разработанности исследуемой темы в экономической литературе.

Необходимыми элементами этого раздела выступают также постановка целей и задач курсовой работы, способы и методы их достижения. И, наконец, во «Введении» следует обратить внимание на четкое выделение предмета, методологической и теоретической базы исследования.
1.5.3 Основная часть курсовой работы
Основная часть включает в себя несколько разделов и подразделов (как правило, 3-5 разделов), логически связанных между собой.

В этой части работы студентом изучаются и прорабатываются имеющиеся литературные источники по предлагаемой проблеме, характеризующие ее состояние на современном этапе.

Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты известных исследований по рассматриваемым вопросам (фактические сведения по данной теме по отрасли, республике, с приведением данных зарубежных стран). На основе критической проработки исследуемого вопроса обосновывается направление работы, показывается его преимущество.

Каждый из разделов целесообразно завершать краткими выводами, которые, с одной стороны, покажут связь данного раздела с предыдущим и с последующим, а с другой стороны, будут вкладом в решении основной задачи. Под ней понимается основная идея работы, выделенная во введении. Очень важно, что курсовая работа не является простым сведением положений, которые взяты из разных книг и статей, в целое. Курсовая работа предполагает умение логически стройно изложить материал, продемонстрировать собственное понимание исследуемой проблемы.

При формировании курсовой работы возможны различные варианты использования прочитанной литературы.

Например, при одном из них студент показывает умение систематизировать и логически точно скомпоновать основные положения, характеризующие объект исследования.

В другом случае он главное внимание уделяет сопоставлению точек зрения авторов, которые по-разному подходят к анализируемому явлению, важным при таком варианте является точное определение тех вопросов, в которых проявляется несогласие исследователей, выявление причин этого (различная методика

анализа факторов, обращение к несовпадающим источникам, расходящиеся человеческие и политические приоритеты и т.д.), значение разных подходов к решению одной и той же проблемы.

Нередко курсовая работа строится как изложение одной или нескольких работ, в которых выражена концепция, чем-то не поддержанная автором работы. Если при этом пишущий курсовую работу не ограничивается простым отрицанием или эмоциональными всплесками, а готов привести аргументы, показывающие, с его точки зрения, несостоятельность в чем-то или во всем критикуемой концепции – то перед нами самый сложный, но и интересный вариант создания студенческой работы.
1.5.4 Заключение
В нем целесообразно в кратком виде представить основные выводы, к которым пришел автор работы. В отличие от выводов, входящих в виде микрозаключений в каждый раздел основной части, положения, являющиеся итоговыми, в заключении дают представление о том, насколько выполнены задачи, указанные во вступительной части. Таким образом, работа как бы строится по схеме : постановка задач – поэтапное решение – общие выводы.

В заключении порой возвращаются к тем задачам, которые в вводной части были вынесены за пределы данной работы. Это происходит в том, например, случае, когда автор считает для себя возможным вновь обратиться к исследуемой теме в своих других студенческих разработках.

Объем курсовой работы (без приложений) должен составлять 25-35 страниц компьютерного текста.
1.5.5 Список использованных источников
Список литературы должен содержать перечень используемых в работе источников.

Литература в списке нумеруется сплошным порядковым номером. Записи в списке литературы располагаются в порядке появления ссылок в тексте или по алфавиту.

Сведения о книгах должны включить: фамилии и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания и количество страниц.

При оформлении курсовой работы и списка использованных источников необходимо руководствоваться «Методическими указаниями по выполнению и оформлению дипломных работ студентов экономических специальностей». Список должен включать не менее 50 литературных источников.


  1. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Критерии оценки курсовой работы устанавливаются преподавателем и заранее сообщаются студентам.

Для студентов дневной формы обучения устанавливаются определенные сроки сдачи готовых работ. Защита проводится в форме собеседования членов комиссии, созданной из преподавателей, с автором работы либо публично на специальных семинарах, конференциях и т.п.

Для студентов заочной формы обучения – подготовленные, согласно учебной программы, курсовые работы могут высылаться в деканат либо фиксироваться у лаборантов кафедры (при персональной сдаче самим студентом курсовой работы).

Опыт свидетельствует, что наиболее уязвимыми местами курсовых работ у многих студентов являются:

- нарушение правил оформления, особенно при составлении библиографического списка литературы использованных документов;

- бессистемность изложения материала; слабость доказательств и неубедительность выводов; злоупотребление цитатами и выдержками из книг в ущерб изложению самостоятельных рассуждений и взглядов самого автора курсовой работы;

- расплывчатость заключения работы.

Основным недостатком защиты курсовых работ, как показывает опыт, является непрочное усвоение тех теоретических концепций, законов и категорий, о которых идет речь в работе. Поэтому, готовясь к защите, студент должен внимательно прочитать и проанализировать основные положения работы, продумать аргументацию в защиту отстаиваемого того или иного теоретического положения. Особое внимание следует уделить ответам на замечания рецензента. На основе рецензии и защиты выставляется оценка курсовой работы.

Курсовые работы, написанные на высоком теоретическом и методологическом уровне с использованием актуального статистического материала, могут послужить основой для дальнейшей студенческой научно-исследовательской работы.

На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по тем или иным вопросам, а также ответить на замечания рецензента и устные вопросы членов комиссии.

Оценки «8-10» получают те работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.

Оценки «6-7» ставятся тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценку «4-5» студент получает за неполное знание материала работы, недочеты при доработке согласно замечаниям рецензента.

Неудовлетворительно оценивается работа в том случае, когда студент не может ответить на замечания рецензента, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям по данной проблеме. В этом случае студенту предстоит повторная защита.

Оценка курсовой работы снижается, если в ней:

- не выделена и не обоснована проблема исследования;

- не сформулирована цель, не указаны задачи и методы исследования;

- план работы хаотичен, не выделены узловые вопросы проблемы;

- нарушена логика исследования, в изложении материала есть повторы или же «скачки» мысли, примеры носят случайный характер;

- отсутствует самостоятельность в разработке темы, а курсовая работа сведена к простому пересказу или переписыванию источников;

- допущены ошибки в цитировании, неправильно указаны источники приводимых высказываний;

- крайне ограничен круг изученной литературы;

-встречаются орфографические и грамматические ошибки, страдает стиль изложения;

- нарушены правила составления библиографии;

- работа неаккуратна по внешнему оформлению.


ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук, В. В. Экономика и социология труда : учеб. пособие для вузов / В. В. Адамчук, М. Е. Сорокина. ─ Москва : ЮНИТИ, 1999. ─ 407с.

2. Абдуллаева, Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Н. А. Абдулаева, Н. А. Колайко. ─ Москва : Издательство «ЭКМОС», 2000. ─ 352 с.

3. Азрилян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилян. ─ Москва : Институт экономики, 2001. ─ 523 с.

4. Алексеев, Ю. Г. Создание субъектов инновационной инфраструктуры в регионах / Ю. Г. Алексеев // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси : Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19-20 октября 2005г.). ─ 2005. ─ 100 с.

5. Амбалов, В. В. Формула процветания / В. В. Амбалов // Белорусы и рынок. ─ 2008. ─ № 8.

6. Андрухова, Ю. В. Критерии социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации / Ю. В. Андрухова // Проблемы экономики. ─ 2006. ─ №5 (12).

7. Анищик, В. М. Инновационная деятельность и научно-техническое развитие / В. М. Анищик. ─ 2005. ─ 151 с.

8. Аносов, В. М. Об организации управления финансовыми ресурсами на предприятии / В. М. Аносов // Экономика. Финансы. Управление. ─ 2006. ─ С. 49-54.

9. Архангельский, В. Н. Инновационный менеджмент : курс лекций в двух частях / В. Н. Архангельский. ─ 1997. ─ 340 с.

10. Бабук, И. М. Экономика предприятия : учебное пособие для студентов технических специальностей вузов / И. М. Бабук. ─ Минск : ИВЦ Минфина, 2006. ─ 327с.

11. Бланк, И. А. Управление прибылью / И. А. Бланк. ─ Киев : Ника-Центр; Эльга, 2002. ─ 47 с.

12. Борисевич, В. И. Экономика региона : учеб. пособие / В. И. Борисевич, П. С. Гейзлер, В. С. Фатеев, 2002. ─ 432 с.

13. Булатов, А. С. Экономика : учебник / А. С. Булатов, 1995. ─ 430 с.

14. Вашко, И. М. Государственной регулирование инновационной деятельности / И. М. Вашко, 2003. ─ 140 с.

15. Волгин, А. В. Индивидуальный бизнес / А. В. Волгин. ─ Москва, 2001. ─ 305 с.

16. Волков, О. И. Экономика предприятия : учебник / О. И. Волков. ─ Москва : Инфра-М, 2005. ─ 416 с.

17. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учебник для вузов / А. Г. Гранберг. ─ 2000. ─ 495 с.

18. Головачев, А. С. Экономика предприятия : учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям : в 2-х частях. Часть 1 / А. С. Головачев. ─ Минск : Вышэйшая школа, 2008. ─ 447с.

19. Горфинкель, В. Я. Предпринимательство : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Г. Б. Полякова. ─ Москва : Юнити, 1999. ─ 476 с.

20. Грузинов, В. П. Экономика предприятия : учебник для вузов / В. П. Грузинов, 1998. ─ 410 с.

21. Журавлева, Г. П. Экономика : учебник / Г. П. Журавлева. ─ Москва : Юристъ, 2001. ─ 574 с.

22. Завалин, П. Н. Инновационный менеджмент : справочное пособие / П. Н. Завалин, 1998. ─ 568 с.

23. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия : учебник / Н. Л. Зайцев. ─ Москва : Высшая школа, 2000. ─ 376 с.

24. Иващенко. Н. П. Экономика фирмы : учебник / под общей редакцией проф. Н. П. Иващенко. ─ Москва : ИНФРА-М, 2006. ─ 528 с.

25. Ильин, А. И. Экономика предприятия : краткий курс / А. И. Ильин. ─ Минск : Новое знание, 2007. ─ 236 с.

26. Исламова, Н. В. Особенности стоимостной оценки кризисного предприятия / Н. В. Исламова // Финансовый менеджмент. ─ 2008. ─ № 3. ─ С. 75-78.

27. Калинка, А. А. Экономика предприятия : учеб. пособие / А. А. Калинка. ─ Минск : Ураджай, 2001. ─ 256 с.

28. Карпей, Т. В. Экономика, организация и планирование промышленного производства : учеб. пособие / Т. В. Карпей. ─ Минск : Дизайн ПРО, 2004. ─ 328 с.

29. Крум, Э. В. Экономика предприятия : учебное пособие / Э. В. Крум, Т. В. Елецких. ─ Минск : Вышэйшая школа, 2005. ─ 318 с.

30. Касаева, Т. В. Оценка финансовой эффективности / Т. В. Касаева. ─ Экономический рост в условиях трансформации. ─ УО «ВГТУ». ─ 2008. ─ С.138-141.

31. Калинка, А. А. Экономика предприятия : учеб. пособие / А. А. Калинка. ─ Минск : Ураджай, 2001. ─ 256 с.

32. Лапин, Н. Н. Стратегия инновационного развития: национальная инновационная система / Н. Н. Лапин // Проблемы теории и практики управления. ─ №5. ─ 2008. ─ 120 с.

33. Лобкович, Э. И. Переходная экономика: сущность, особенности развития / Э. И. Лобкович. ─ 1998. ─ 287 с.

34. Лосев, В. Н. Комментарий к Указу президента № 1 2007 г. / В. Н. Лосев // ─ Экономическая газета. ─ № 16. ─ 2007.

35. Лобан, Л. А. Экономика предприятия : учеб. комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. ─ Минск : Новое знание, 2007. ─ 236 с.

36. Лобан, Л. А. Экономика предприятия / Л. А. Лобан. ─ Минск , 1998. ─ 287с.

37. Мазоль, С. И. Экономика малого бизнеса / С. И. Мазоль. ─ Минск : Книжный дом, 2004. ─ 272 с.

38. Мазур, У. У. Управление денежными потоками / под науч. ред. П. Г. Никитенко. ─ Минск : Право и экономика, 2008. ─ 96 с.

39. Мейер, М. В. Оценка эффективности бизнеса / М. В. Мейер. ─ Москва : Вершина. ─ 2000. ─ 540 с.

40. Мюррей, Я. Франчайзинг / Я. Мюррей ; пер.с англ. К. Н. Любимова. ─ Санкт-Петербург : Питер, 2004. ─ 144 с.

41. Матюшков, В. Е. Стратегия национального развития Республики Беларусь // Проблемы управления. ─ 2007. ─ № 1. ─ с. 20.

42. Мясникович, М. В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович // Право и экономика. ─ 2003. ─ 280 с.

43. Нехорошева, Л. Н. Государственное регулирование инновационной деятельности / Л. Н. Нехорошева. ─ 2005. ─ 290 с.

44. Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой. ─ 2-е изд. ─ Минск : Высшая школа, 2005. ─ 383 с.

45. Панкевич, С. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / С. П. Панкевич // Планово-экономический отдел. ─ 2007. ─ № 7. ─ С. 55-61.

46. Панкевич, С. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / С. П. Панкевич // Планово-экономический отдел. ─ 2007. ─ № 7. ─ С. 33-45.

47. Почекина, В. В. Эффективность в международной экономике / В. В. Почекина. ─ Минск : Право и экономика, 2007. ─ 390 с.

48. Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент : учебник для вузов / С. Э. Пивоваров, Д. И. Барлан ; под. ред. С. Э. Пивоварова. ─ Санкт-Петербург : Питер, 2000. ─ 624 с.

49. Производственный менеджмент. Управление предприятием : учеб. пособие для вузов / С. Э. Пивоваров, Д. И. Барлан ; под ред. С. Э. Пивоварова. ─ Санкт-Петербург : Питер, 2000. ─ 624 с.

50. Патрушева, Е. Г. Обзор теоретических концепций стратегического управления на основе роста стоимости компании / Е. Г. Патрушева // Финансовый менеджмент. ─ 2008. ─ №1. ─ С. 40-48.

51. Пелих, А. С. Экономика предприятий и отрасли промышленности : учеб. пособие для эконом. спец. вузов / А. С. Пелих. ─ 4-е изд. ─ Ростов н/Д.: Феникс, 2001. ─ 544 с.

52. Поршнева, А. Г. Управление организацией : учебник / А. Г. Поршнева, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатина. ─ 1998. ─ 669 с.

53. Программа социально-экономического развития. ─ 2006. ─ 75 с.

54. Романюк, Ф. А. Инновационная инфраструктура БНТУ / Ф. А. Романюк // Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19-20 октября 2005 г.). ─ 2005. ─ 100 с.

55. Раицкий, К. Л. Экономика предприятия : учеб. для вузов / К. Л. Раицкий. ─ Москва : ИВЦ «Маркетинг», 1999. ─ 693 с.

56. Русак, Е. С. Экономика предприятия : учебно-метод. пособие / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. ─ Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. ─ 322 с.

57. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг. ─ 2-е изд, испр. ─ Москва : Инфра - М, 1998. ─ 479 с.

58. Русак, Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования : справочное пособие / Н. А. Русак, В. А. Русак. ─ Минск : «Вышэйшая школа». ─ 2005. ─ 309 с.

59. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / Г. В. Савицкая. ─ 7-е изд. испр. ─ Минск : Новое знание, 2004. ─ 704 с.

60. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. ─ 7-е изд., испр. ─ Минск : Новое знание, 2002. ─ 704 с.

61. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Методологические аспекты / Г. В. Савицкая. ─ 2-е изд., испр. ─ Минск : Новое знание, 2004. ─ 160 с.

62. Самсонов, Н. Ф. Финансы, денежное обращение и кредит / Н. Ф. Самсонов. ─ Москва : ИНФРА-М, 2001. ─ 275 с.

63. Сафронова, Н. А. Экономика предприятия : учебник / под ред. проф. Н. А. Сафронова. ─ Москва : Экономисть, 2003.

64. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ : учеб. пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. ─ Москва : ЮНИТИ, 2002. ─ 294 с.

65. Семенов, В. М. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Семенова. ─ Москва : Центр экономики и маркетинга, 1998. ─ 306 с.

66. Стародубцева, В. К. Экономика предприятия : учеб. пособие / В. К. Стародубцева, Л. В. Решедько, О. А. Кислицина. ─ Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2004. ─ 239 с.

67. Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент / Е. С. Стоянова, Т. Е. Крылова, И. Т. Балабонов ; под общ. ред. Е. С. Стояновой. ─ 5-е изд., перераб. и доп. ─ Москва : Перпектива, 2002. ─ 378 с.

68. Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности промышленности : учебник / под общ. ред. В. И. Стражева. ─ Минск, 1999. ─ 462 с.

69. Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности промышленности : учебник / под общ. ред. В. И. Стражева. ─ 6-е изд. ─ Минск : Выш. школа, 2005. ─ 480 с.

70. Суслова, С. В. Оценка влияния социальных затрат на эффективность работы промышленного предприятия / С. В. Суслова // Известия ТулГУ. Серия «Бизнес, бизнес-процессы и бизнес-системы». Выпуск 5. ─ Тула : ТулГУ, 2006. ─С.79-84.

71. Суша, Г. З. Экономика предприятия / Г. З. Суша. ─ Минск : Академия управления при Президенте РБ, 2003. ─ 163 с.

72. Суша, Г. З. Экономика предприятия : учеб. пособие / Г. З. Суша. ─ 2-е изд., испр. и доп. ─ Москва : Новое знание, 2005. ─ 470 с.

73. Сергеев, И. В. Экономика предприятия : учеб. пособие для экон. спец. вузов / И. В. Сергеев. ─ 2-е изд. ─ Москва : Финансы и статистика, 2000. ─ 304 с.

74. Сенько, А. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / А. Н. Сенько. ─ 2002. ─ 320 с.

75. Сидорский, С. С. Государственная программа и механизмы инновационного развития Республики Беларусь / С. С. Сидорский // Проблемы управления. ─ 2007. - №1. ─ С.6.

76. Степаненко, Д. О. Венчурная индустрия ─ важный компонент национальной инновационной инфраструктуры / Д. О. Степаненко // Директор. ─ 2008. ─ С. 68-70.

77. Тамашевич, В. Н. Наука, инновации и технология / В. Н. Тамашевич // Статистический сборник. ─ 2007. ─ С.14.

78. Томпсон, А. Экономика фирмы : перевод с англ. / А. Томпсон. ─ Москва : ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. ─ 544 с.

79. Тарасевич, Е. И. Оценка недвижимости / Е. И. Тарасевич. ─ Санкт-Петербург : СПБГТУ, 1997. ─ 422 с.

80. Тарасевич, М. А. Формирование международных компаний в РБ / М.А. Тарасевич. ─ Минск : Право и экономика. ─ 2006. ─ 200 с.

81. Тренев, Н. Н. Управление финансами : учеб. пособие / Н. Н. Тренев. ─ Москва, 2001. ─ 280 с.

82. Тумасян, А. А. Измерение уровня и динамики эффективности работы предприятия / А. А. Тумасян. ─ Научные труды БГЭУ : Минск, 2003.

83. Тория и практика бизнеса : учеб.-практ. пособие / А. И. Самоукин, А. Л. Шилов. ─ Москва : Русская деловая литература, 1997. ─ 320 с.

84. Ушаков, Ю. А. Управление нововведениями в США : проблемы внедрения / Ю. А. Ушаков. ─ 1996. ─ 246 с.

85. Фридман Дж. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости : пер. с англ. / Дж. Фридман. ─ Москва : Дело, 1997. ─ 480 с.

86. Хрипач, Я. В. Экономика предприятия / Я. В. Хрипач. ─ Минск : Экономпресс, 2000. ─ 464 с.

87. Хорнби, У. Экономика для менеджеров : учеб. пособие / У. Хорнби, Б. Гэмми, С. Уолл ; пер. с англ., под редакцией А. М. Никитина. ─ Москва : Юнити, 1999. ─ 535 с.

88. Хрипач, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Е. Н. Суша, Г. К. Андросович. ─ 2001. ─ 309 с.

89. Цветков, В. ИБГ как основная форма существования крупного бизнеса в России / В. Цветков // Проблемы теории и практики управления. ─ 2005. ─ №5. ─ С. 74-79.

90. Швандер, В. А. Курс предпринимательства / В. А. Швандер. ─ Москва : Москва «Финансы», 1997. ─ 439 с.

91. Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси : Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович. ─ 2005. ─ 844 с.

92. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник для ВУЗов / А. Д. Шеремет. ─ испр. и доп. ─ Москва : ИНФРА - М, 2008. ─ 416 с.

93. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа / А. Д. Шеремет. ─ Москва : ИНФРА-М, 2002. ─ 294 с.

94. Эффективность - философский камень бизнеса // КомпьютерПресс. ─ 2006. №4. ─ С. 148-149.

95. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью : учеб. пособие для ВУЗов / БГЭУ ; сост. Г. В.Турбан. ─ Минск : ИО БГЭУ, 2002. ─ 25 с.

96. Экономика предприятия отрасли : курс лекций. Ч.1 / ВГТУ : сост. А. А. Кахро, Л. В. Демко. ─ Витебск : УО ВГТУ, 2003. ─ 45 с.

97. Экономика предприятия отрасли : курс лекций. Ч.2 / ВГТУ : сост. А. А. Кахро, Л. В. Демко. ─ Витебск : УО ВГТУ, 2003. ─ 67 с.

98. Экономика предприятия : учеб. пособие / В. П. Волков [и др.] ; под общ. ред. А. И. Ильина. ─ 2-е изд., испр. ─ Москва : Новое знание, 2004. ─ 672 с.

99. Экономика предприятия : учеб. для экон. спец. вузов / Л. Я. Аврашков [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. ─ 2-е изд., перераб. и доп. ─ Москва : Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000. ─ 742 с.

100. Экономика. Правовые аспекты развития предпринимательства в Беларуси на опыте США / Л. Дайнека // Ларец моих мыслей [Электронный ресурс]. ─ 2008.

101. Экономика предприятия : курс лекций / В. А. Кейлер. ─ Москва : ИНФРА-М. Новосибирск : НГАЭиУ, 1999. ─ 123 с.

102. Экономика предприятия : учеб.-метод. пособие для повышения квалификации и переподготовки преподавателей и специалистов системы образования / Э. В. Крум. ─ Минск : РИВШ, 2005. ─ 152 с.

103. Ясинский, Б. Три стратегии лидерства / Б. Ясинский // Маркетолог. ─ 2007. ─ №2. ─ C. 14-20.
ПРИЛОЖЕНИЕ А



следующая страница >>