microbik.ru
1
ГБОУ СО СПО

«Саратовский областной

химико-технологический техникум»

Структурное подразделение

«Отделение нефтегазохимической отрасли»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина: «Русский язык»

Разработала:

преподаватель

Смирнова Л.В.


2011
Практическое занятие № 1

Тема: «Орфоэпические нормы русского языка и нормы ударения»
Цели:

- Обобщить и систематизировать знания студентов;

- закрепить знания студентов об особенностях русского ударения;

- закрепить понятие орфоэпической нормы;

- обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;

- систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в словах;

- закрепить умения пользования словарями различных типов;

- познакомить с новыми пометами в словарях.
Пояснения к занятию
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

Правила произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения).

Произносительные нормы по тем или иным причинам могут начать "расшатываться": возникают колебания произносительных норм, которые в случае приобретения ими массового характера приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем - к возникновению и укреплению новой произносительной нормы. Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые сосуществуют в языке в какой-то момент времени, когда старый (обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шн] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается (оба варианта - [чн] и [шн] - правильны) в словах булочная, прачечная,пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шн] в настоящее время воспринимается как устаревший.
Особенности ударения

Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу.

Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок - замОк, засЫпать - засыпАть.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магАзин, - неправильно; магазИн - правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.


Задание №1
Расставьте ударение в следующих словах (сверьте со словарем ударений)

Вероисповедание, партер, осужденный, жалюзи, диспансер, газопровод, августовский, красивее, закупорил, нефтепровод, бармен, феномен, сосредоточение, гальванометр, хронометр, километр, флюорография, асимметрия, договор, большие средства, эксперт, упрочение, обеспечение, каталог, некролог, аналог, избаловал, запломбировал, начался.
Задание 2.

Спишите. Проставьте ударение в словах.

Упрочение, флюорография, по мосту, премировать, жалюзи, завидно, вероисповедание, украинский, запломбировал, долбит, цыган, усугубит, мокрота, шестерня, приободрить, щавель, оптовый, углубленный, начался, звонит, избаловал, партер, каталог, пиала, танцовщик.

Задание 3.

Определите тип произношения согласного перед е: твердый или мягкий. Подчеркните только случаи твердого произношения.

Интеграл, дефис, диспансер, генезис, дисплей, сессия, инертный, партер, водевиль, мадера, гинея, кортеж, компьютер, депрессия, кибернетика, анемия, антенна, каре, майонез, грейдер, брюнет, резерв, агрессия, бизнес, крем.

Задание 4.

Определите, что произносится: [э] или [о] после мягких согласных и шипящих под ударением.

Шестивесельный, опека, недоуменный, новорожденный, навлекший, засекший, планерный, грубошерстный, одновременно, раздвоенный, маневры, оседлость, никчемный, приемный, современный, двухвесельный, маркер, вояжер, ведерный, разжиженный, бытие, раздвоенный, белесый гололедица, восприемник.

Задание 5.

Определите тип произношения ч в начале слова и

в сочетании чн ([ч’н] или [шн]).

Очечник, яичница, Фоминична, конечно, гречневый, тряпочный, прачечная, закусочная, лоточный, нарочно, копеечный, горничная, порядочный, скучно, что.

Задание 6.

От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа, проставьте ударение. Укажите возможность вариантов, зависящих от значения слова.

Торт, лист, катер, слесарь, сектор, инспектор, инженер, профессор, жерло, лагерь, ректор, атлас, кузов, шофер, крейсер, порт, ордер, токарь, корпус, цех.

Рекомендуемая литература

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. –М.: Рус. Язык. 1985.

2. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

4.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

Практическое занятие № 2

Тема: «Морфология»
Цели:

- совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор;

- систематизировать и обобщить правила правописания;

- совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки;

- закрепить знания студентов о морфологии;

- совершенствовать орфографическую грамотность;
Пояснения к занятию
Род иноязычных несклоняемых существительных.

Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом:

К мужскому роду относятся:

  1. названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);

  2. названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго); 

  3. слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро).

Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и птиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду, шимпанзе, пони).

Если по условиям контекста требуется указать на самку животного, согласование осуществляется по женскому роду. Существительные кенгуру, шимпанзе, пони сочетаются при этом с глаголом прошедшего времени в форме женского рода. Например: Кенгуру несла в сумке кенгурёнка. Шимпанзе, видимо самка, кормила детёныша бананом. Пони-мама стояла в стойле с маленьким жеребёнком.

Существительное цеце является исключением. Его род определяется родом слова муха (женский род). Например: Цеце укусила туриста.

В случае, если определение рода несклоняемого существительного затруднено, целесообразным является обращение к орфографическому словарю. Например: хокку (японское трёхстишие) — ср.р., такку(японское пятистишие) — ж.р., су (монета) — ср.р., фламенко (танец) — ср.р., табу (запрет) — ср.р. Некоторые несклоняемые существительные зафиксированы только словарями новых слов. Например:суши (японское блюдо) — ср.р., таро (карты) — мн.ч. (род не определяется).

Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: По (река), Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро), «Юманите» (газета).

Род несклоняемых сложносокращённых  слов в большинстве случаев определяется по роду стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет  — м.р.) МФА (академия — ж.р.).
Правописание числительных.


  1. Сложные числительные пишутся слитно (тридцать);

  2. Составные и дробные числительные пишутся раздельно (сорок пять, три седьмых);

  3. Порядковые числительные, которые оканчиваются на -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишется слитно (тридцатитысячный);

  4. Числительные пять-девятнадцать и двадцать, тридцать пишутся с ь (мягким знаком) на конце, а числительные пятьдесят - восемьдесят, пятьсот — девятьсот ь (мягкий знак) пишется в середине слова между двумя основами;

  5. Есть две формы: ноль и нуль. Вторая используется в терминологическом значении в косвенных падежах, в устойчивых выражениях встречаются обе формы.



Задание №1
Выпишите существительные, которые не имеют формы единственного числа, у остальных напишите форму ед. ч.

Макароны, будни, перила, ворота, карандаши, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, вода, уши, крестьяне, сутки, двери, чулки, колени.

ЗАДАНИЕ № 2

Определите род имен прилагательных и исправьте ошибки, там где это необходимо.

Центральное авеню, кружевной манжет, настенная бра, дальневосточная лосось, зеленый имбирь, говорящий какаду, вместительная бутыль, четкий штемпель, женский туфель.

ЗАДАНИЕ № 3

Запишите словами числительные

  1. к 864 прибавить 3;

  2. о 852 спортсменах;

  3. хозяин 876 участка;

  4. за 5849 рублями.

ЗАДАНИЕ № 4

Произведите морфологический разбор существительного (по выбору студента).

Образец

Стол – сущ., (что?), обозначает предмет;

  1. Н.ф. – стол, нариц., предметно – вещ., неодуш.;

  2. м.р., ед.ч., 2 скл, И.п.;

  3. синтаксическая роль - подлежащее.

Рекомендуемая литература

1. Русский язык./ Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.

2. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский я зык и культура речи. – М.: Гардарики, 2004.

Практическое занятие № 3

Тема: «Словообразование и орфография»

Цели:

- закрепить знания о нормах словообразования;

- совершенствовать умения образовывать новые слова различными способами;

- повторить написание сложных слов различных частей речи.

- совершенствовать орфографическую грамотность;
Пояснения к занятию
Основные способы словообразования в русском языке
В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:

1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем);

2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).


Морфологический способ

Неморфологический способ

1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

1. Морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую).

2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).

2. Лексико-синтаксический (сращение).

 

3. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы.

Так, в словообразовании имён существительных преобладают:

- приставочный,

- суффиксальный,

- приставочно-суффиксальный,

-способ сложения.

Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами.

Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.
ЗАДАНИЕ № 1
Подберите к 2-3 словам из ряда слов по 5-6 родственных слов приставочным способом (приставки выделите).

Например: Старик – застарелый, престарелый, устаревать
1) Старик, муж, жена, сын, дочь, бабка.

2) Ветер, голос, гусь, квартира.

3) Смеяться, гулять, стоять, петь.

4) Круглый, смелый, черствый, способный.

5) Близко, плохо, красиво, ужасно.
ЗАДАНИЕ № 2

Образуйте от данных ниже слов родственные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Произведение, работа, дело, воин, отвращение, добрый, вредный, жадный.
Для справок: -иц(е), - як(а),- ц(е), -як(а), - енк(а), -еночк(а),- еньк(ий),

-ющ(ий).
ЗАДАНИЕ № 3

Образуйте от данных слов новые различными способами ( в скобках укажите способ словообразования):
Ехать, прыгать, вода, красиво, свет, мучать.
Рекомендуемая литература
1. Русский язык./ Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.
Практическое занятие № 4

Тема: «Функциональные стили речи»

Цели:

- актуализировать знания студентов о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;

- формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

- закрепить умение определять стиль речи.
Пояснения к занятию
 Основные функциональные стили
Принято выделять два стиля речи: книжный и разговорный. 

Книжный делится на четыре вида: 

- научный,

- художественный,

- публицистический,

- официально-деловой. 

Все они существуют как в устной, так и в письменной речи, поэтому принято говорить о различиях в их формах.

Краткие характеристики функциональных стилей:

  1. Научный.

 Цель – по возможности точно и полно объяснить факты действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями. Сфера употребления – научные статьи, доклады, монографии, учебники. Основные стилевые черты:

- логическая последовательность изложения;

- однозначность, точность, сжатость при информационной насыщенности;

- конкретность, беспристрастность, объективность;

- терминологическая насыщенность;

- преобладание абстрактной лексики.


  1. Официально деловой стиль. 

Цель – сообщить информацию имеющую практическое значение, дать указания, инструкции. Сфера употребления – документы, международные договоры, государственные акты, законы, деловые бумаги.

Стилевые черты:

- сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

- стандартное расположение материала, обязательная форма;

- конкретность, беспристрастность, официальность высказывания.


  1. Публицистический стиль.

Цель – воздействие на массы, призыв к действию, сообщение информации, имеющей важное общественно-политическое значение. Сфера – общественно-политическая литература, периодическая печать, ораторская речь.

Стилевые черты:

- лаконичность изложения при информационной насыщенности;

- доходчивость изложения;

- эмоциональность, образность, непринужденность высказывания;

- субъективность;

- общественно-политическая лексика;

- использование речевых клише.


  1. Художественный стиль.

 Цель – передать свое отношение к окружающему, нарисовать словами картину. Форма – художественная литература.

Основные стилевые черты:

- образность, эмоциональность;

-единство коммуникативной и эстетической функции;

- субъективность (проявление авторского стиля);

- использование изобразительно-выразительных средств.
5.Разговорный стиль.

 Цель – общение, поделиться впечатлениями. Форма – беседа.

Стилевые черты:

- субъективность;

- образность;

- эмоциональность

Задание № 1.

Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

"В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об оружии" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранениие или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно Приложению № 1".

Задание № 2.

Напишите заявление в профсоюзный комитет с просьбой предоставить вам путёвку на базу отдыха. Используйте конструкции официально-деловой речи

Задание № 3.

Составьте доверенность на получение стипендии.

Задание № 4.

У вас в трудовой книжке на первой странице, где содержится запись о только что выданном документе, отсутствует печать, в самой книжке все в порядке. 

Напишите письмо на имя руководителя того предприятия, где вы начинали свою работу. Укажите в письме, что сотрудником данного предприятия была допущена ошибка при оформлении трудовой книжки.