microbik.ru
1 2 ... 4 5
Управление по работе с территориями и кадрами

Администрации Президента Республики Башкортостан

Научно-методический Совет

Ассоциации "Совет муниципальных образований

Республики Башкортостан"
Порядок поступления

на муниципальную службу.

Оформление приема

на муниципальную службу.


Уфа, 2008 год.
Оборот обложки



Управление по работе с территориями и кадрами

Администрации Президента Республики Башкортостан

Научно-методический Совет

Ассоциации "Совет муниципальных образований

Республики Башкортостан"

Порядок поступления

на муниципальную службу.

Оформление приема

на муниципальную службу.

Уфа, 2008 год.
Методическое пособие «Порядок поступления на муниципальную службу. Оформление приема на муниципальную службу». – Уфа: НМС АСМОРБ, 2008, - ___ с.

Печатается по решению Научно-методического совета Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан».

Предлагаемое методическое пособие предназначено для использования в работе муниципальных служащих. Подробно прописаны порядок поступления на муниципальную службу, оформление поступления, проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципального служащего.

Автор-составитель: Заборовская С.Г. – Советник отдела государственной, муниципальной службы и кадров Администрации Президента Республики Башкортостан, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления БАГСУ.
Ответственный за выпуск: Р.А. Исхаков

С НМС АСМОРБ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ


    1. Поступление на муниципальную службу.

    2. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

    3. Квалификационные требования.

    4. Документы, предъявляемые при поступлении на муниципальную службу.


ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМА НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ


    1. Оформление приема на муниципальную службу.

    2. Заполнение трудовой книжки.

    3. Наем и оценка персонала.

    4. Конкурс.

    5. Заключение трудового договора.

    6. Приложения.


ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
В рамках проведения муниципальной реформы актуальной на сегодняшний день остается задача обеспечения органов местного самоуправления высококвалифицированными кадрами.

Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов в своем ежегодном Послании Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан на 2008 год поставил задачи по улучшению кадрового потенциала и уровня профессионализма действующего корпуса муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований и кардинального повышения эффективности исполнения возложенных на них законодательством полномочий.

Реализация принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должна способствовать формированию стабильной и эффективной муниципальной службы, способной решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

Эффективность органов местного самоуправления по оказанию публичных услуг населению во многом зависит от того, насколько грамотно и профессионально будет действовать управленческий аппарат. В достижении этой задачи первостепенное значение имеют надлежащее правовое регулирование муниципальной службы, определение правового статуса муниципального служащего.

Институт муниципальной службы является одним из важнейших элементов в организации местного самоуправления. Самостоятельность данного вида публичной службы обусловлена конституционными нормами о самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, о структурно-организационной неподчиненности органов местного самоуправления органам государственной власти.

Впервые термин «муниципальная служба» введен был Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривал осуществление ее регламентирования федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

В развитие этой нормы был принят Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который раскрыл понятие муниципальной службы, определил основы правового статуса муниципального служащего.

Принятый в 2003 году Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вызвал необходимость совершенствования правового регулирования муниципальной службы.

1 июня 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который урегулировал отношения, связанные с муниципальной службой. В Республике Башкортостан был принят аналогичный закон 12 июля 2007 года.

При применении законодательства о муниципальной службе возникают вопросы, поскольку на муниципального служащего распространяются положения не только закона о муниципальной службе, но и положения трудового законодательства.

В связи с чем Управлением по работе с территориями и кадрами Администрации Президента Республики Башкортостан совместно с Научно-методическим Советом Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан" подготовили первый сборник методических рекомендаций, посвященный вопросам муниципальной службы.

В первом сборнике подробно прописаны порядок поступления на муниципальную службу, оформление поступления, проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципального служащего.

Данный сборник станет настольной книгой для глав сельских поселений, управляющих делами и всех муниципальных служащих.

1. Порядок поступления на муниципальную службу. Оформление приема на муниципальную службу.
1. Поступление на муниципальную службу.

Порядок поступления на муниципальную службу регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

В части 1 статьи 16 перечислены условия, необходимые для реализации права на поступление на муниципальную службу:

достижение возраста 18 лет;

владение государственным языком Российской Федерации;

соответствие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы;

отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу.

Следует учитывать, что на муниципальную службу имеют право поступать не только граждане Российской Федерации, но и граждане иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

Знание государственного языка - общее требование, предъявляемое к муниципальным служащим. Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Его статус как государственного языка закреплен ст. 68 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

2. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

Статьей 13 Федерального закона предусмотрены условия, ограничивающие прием на муниципальную службу и нахождение на ней. Данные ограничения устанавливаются для достижения следующих целей:

- предупредить злоупотребление муниципальными служащими своим должностным положением;

- обеспечить наиболее эффективное исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей;

Достижению первой цели способствуют следующие условия, ограничивающие прием на муниципальную службу и нахождение на ней:

- муниципальными служащими не могут быть лица, осужденные к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

- не допускается совместное прохождение муниципальной службы, при условии наличия подчиненности лицами, находящимися в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- условием, исключающим прием или нахождение на муниципальной службе, является прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

- условием, исключающим прием или нахождение на муниципальной службе, является наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

- гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

- гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Лишение права занимать должности муниципальной службы - мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в запрещении занимать должности в органах местного самоуправления. Данный вид наказания применяется на срок: а) от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания; б) от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В последнем качестве лишение права занимать определенные должности может быть назначено (в отличие от штрафа) и в том случае, если оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления (в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью) и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности. Если данное наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК как одно из основных видов наказания, то оно не может быть применено в качестве дополнительного.

О вступлении приговора суда в законную силу см. ст. 390 УПК РФ.

Данный вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если оно назначено в качестве основного наказания или дополнительного, к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении. Если же это наказание назначено в дополнение к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний (исправительные центры, исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части), а после отбытия основного вида наказания - уголовно-исполнительные инспекции. Требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должны быть выполнены администрацией организации, в которой работает (служит) осужденный.

Если муниципальные служащие не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность, уголовно-исполнительная инспекция направляет в их адрес представление. Если и после этого данное наказание не исполняется, то уголовно-исполнительная инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

Данная статья предусматривает исчерпывающий перечень родственников и свойственников, совместное прохождение муниципальной службы которыми не допускается. К их числу относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов.

Муниципальными служащими, если иное не предусмотрено международными договорами, могут быть только российские граждане. Более того, установлено ограничение для лиц, имеющих двойное гражданство, они также не могут быть приняты и находиться на муниципальной службе.

Особо следует подчеркнуть то, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а также находиться на ней в случаях:

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

- непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные ограничения связаны с тем, что органы местного самоуправления должны обладать необходимой информацией о личности муниципального служащего, состоянии его здоровья, профессиональной подготовке, а также имущественном положении.

Вторая цель достигается путем установления следующих ограничений:

- граждане не могут быть муниципальными служащими в случае их признания недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

- гражданин не может находиться на муниципальной службе в случае его отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

- гражданин не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- гражданин подлежит увольнению с муниципальной службы при достижении им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Необходимыми условиями эффективности деятельности гражданина в качестве муниципального служащего являются его возраст, профессиональная подготовка и состояние здоровья.

3. Квалификационные требования

Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы закреплены в статье 9 Федерального закона. Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей.

Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы Республики Башкортостан установлены статьей 7 Закона Республики Башкортостан от 16 июля 2007 года № 453-з «О муниципальной службе Республики Башкортостан». В этой статье установлены типовые требования к уровню профессионального образования и стажу работы в зависимости от группы должностей муниципальной службы.

группа должностей

квалификационные требования

к уровню профессионального образования

к стажу и опыту работы

муниципальной службы

по специальности

высшая

высшее

не менее 6 лет

не менее 7 лет

главная

высшее

не менее 4 лет

не менее 5 лет

ведущая

высшее

не менее 3 лет

не менее 4 лет

старшая

высшее или среднее профессиональное

не менее 2 лет

не менее 3 лет

младшая

высшее или среднее профессиональное

без предъявления требований к стажу


следующая страница >>