microbik.ru
1
Ольга Александровна Костина

учитель массажа и ЛФК

школа-интернат 3-4 вида

г. Липецк

Методическое пособие по профессиональной подготовке детей-инвалидов по зрению в ОАУ С(К)О школе-интернате 3-4 вида г. Липецка.

Массаж является древнейшим методом лечения, дошедшим до наших дне и значительно обогатившимся в результате новейших достижений в области медицины. Эффективность этого метода лечения проверена тысячелетней историей применения, и сегодня он непрестанно совершенствуется, благодаря усилиям многочисленных исследователей. Применение массажа способствует уменьшению (ликвидации) болей, отеков, нормализации функции суставов, ускорению процесса регенерации тканей. В данной работе я обобщила имеющиеся многочисленные наработки по лечебному массажу, квалифицировала и систематизировала наиболее доступный материал для обучения учащихся 11-12 классов спец-интернатов для слепых и слабовидящих учащихся.

Различные дефекты зрения замедляют формирование точности, быстроты, координации и вносят своеобразие в процесс овладения двигательными умениями и навыками. Преодолеть это в нашей специальности помогают ЛФК в сочетании с массажем и самомассажем , занятия для развития мелкой моторики.

Часто дети с нарушением зрения пользуются только зрительной ориентировкой. На предложение проверить рукой топографию той или иной мышцы, идет отказ: «Я так не умею. Лучше посмотреть». Эти действия характеризуются применением только зрительной ориентации, включение сохранных анализаторов не наблюдается. Ребенок не знает других способов топографии органов и мышц, и только в процессе специального обучения начинает осознавать роль тактильной чувствительности в проведении массажа.

Для слепого ребенка осязание - главный фактор для познания окружающего мира, т.к. посредством осязания учащийся получает основную информацию о форме, структуре поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении.

Поэтому осязание при нарушениях зрения(слепоте) выступает как ведущий фактор компенсаторного развития учащегося. Именно этими особенностями мне и приходится руководствоваться. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений. Учащихся я обучаю различать поверхность, температуру и другие осязательные признаки.

Важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особенностями воспринимаемого субъекта (человека). При этом важно учитывать, что у детей нарушением зрения особенно сложно складываются зрительно-осязательные взаимосвязи.

Система обследующих действий должна быть четко организована, и учащиеся в процессе систематических упражнений приобретают стереотипные, упорядоченные навыки. Значительное количество ошибок, обусловлено неверным анализатором и контролем собственных действий, а у слепых детей при отсутствии зрительной информации предметно-практическая деятельность формируется в условиях активного развития тактильной ориентации, форме предмета и действия с ним познаются совершением иными способами в отличии от зрячих.

Так как для незрячих детей важны осязательные признаки и формы мануальной ориентации требуются специальные способы обучения. В процессе обучения учащихся 11-12 классов в нашей школе-интернате большое внимание уделяется:

  1. Знанию нормальной, топографической и патологической анатомии, особенностями строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела. Кроме того учащиеся обучаются свободной ориентации в расположении кожных зон сегментарной иннервации и умению отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального. Небрежное отношение к этому требованию приводит к тому, что учащийся, а затем и массажист, плохо понимает, почему одни приемы можно делать только в одном направлении, а другие – в любом.

  2. Обучению пальпаторному методу исследования. Повышенная чувствительность пальцев у людей с отсутствием зрения является большим преимуществом при выполнении массажа. Но не у каждого незрячего эта чувствительность осмысленна. Необходима ежедневная тренировка пальцев. Кроме того, я рекомендую проводить специальные занятия по пальпации, начиная с первого курса обучения. Учащийся должен уметь пальпаторно определять отдельные мышцы, мышечные группы, связки, сухожилия, места прикрепления сухожилий к костям, пастозность и отечность тканей, уметь отличать повышенный или пониженный мышечный тонус от нормального и знать расположение основных сосудисто - нервных пучков. Хорошо развитая чувствительность пальцев рук массажиста позволяет ему во время работы определить состояние массируемых тканей и дает возможность понять, когда необходимо закончить массаж в данном месте и переходить на другой участок.

  3. Физиологическому действию массажного приема, знать показания и противопоказания массажного приема. В течении всего периода обучения каждый учащийся овладевает техникой выполнения приемов классического массажа, являющегося основой почти всех разновидностей массажа.

  4. В нашей школе дополнительно читается курс клинических дисциплин, необходимых массажисту для того, чтобы следить за реакцией пациента во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда.

  5. На уроках массажа так же большое внимание уделяется вопросам деонтологии. Взаимоотношению с пациентами и коллегами.

  6. Совершенствованию знаний и умений путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах и курсах повышения квалификации.

Список литературы

1. Азов С.Х, Курьянов А.К. «Организация лечебного массажа». Ставрополь, СтГМИ, 1993г.

2. Аленькин Б.Ф. «Массаж и движение», г.Екатеринбург, Ср-урал. Книжное изд-во 1992г.

3. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. «Гистология» г.Москва, Медицина, 1989г.

4. Белая Н.А. «Руководство по лечебному массажу», г.Москва, Медицина, 1974г.

5. Белая Н.А., Штеренгерц А.Е. «Массаж для взрослых и детей», г.Киев, Здоровья, 1993г.

6. Бирюков А. А. «Массаж и самомассаж», г.Ростов на Дону, Феникс, 1999г.

7. Васечкин В.И. «Справочник по массажу», г.Ленинград. Медицина. 1980г.

8. Вельховер Е.С., Кушнир Г.В.«Экстерорецепторы кожи»,г.Кишенев, Штиинца, 1991г.

9. Вербов А.Ф. «Основы лечебного массажа». г.Москва, Медицина, 1966г.

10. Глезер О., Далихо В.А. «Сегментарный массаж», пер. с нем., г.Москва, Медицина, 1965г.

11. Глотова О.Н. «Основы традиционной китайской медицины», 3кн., г.Москва, 1996г.

12. Голъдблат Ю.В. «Точечный и линейный массаж в невролгии», г.Ленинград. Медицина, 1989г.

13. Дикке Е. «Соединительнотканный массаж», пер. с нем.. г.Москва, Медицина, 1965г.

14. Дубровский В.И., Дубровская Н.М. «Практическое пособие по массажу» г.Москва, Шаг, 1993г.

15. Дунаев И.В. «Массаж отдельных анатомических областей тела человека», г.Москва, ВОС, 1989г.

16. Дунаев И.В. «Руководство по классическому массажу», г.Москва, ВОС,1989г.

17. Куликов С.Н., Вшивцев С.Ю. «Учебные карты по точечному массажу при
неотложных состояниях», СОМК. г.Екатеринбург, 1996г.

18. Куничев Л.А. «Лечебный массаж». г.Киев. Вища школа. 1983г.

19. Лопаткин Н.А., Лопухин Ю.М. «Эфферентные методы в медицине», г.Ленинград, Медицина, 1974г.

20. Лувсан Г. «Очерки методов восточной рефлексотерапии», 3 изд., г.Новосибирск, Наука Сиб. Отд., 1991г.

21. Лувсан Г. «Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии», г.Москва, Наука, 1990г.

22. Меерсон Ф.З. «Общий механизм адаптации и профилактики». г.Москва, Медицина. 1973г.

23. Обысов А.С. «Надежность биологических тканей», г.Москва. Медицина, 1971г.

24. Пишель Я.В. и др. «Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии», г.Москва, Медицина, 1991г.

25. Саркизов-Серазини И.М. «Спортивный массаж», г.Москва, Физкультура, 1963г.

26. Страковская В.Л. «Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни», гЛенинград, Медицина, 1991г.

27. Уибе П., Цайбиг Б. «Массаж», г.Москва, Медицина. 1983г.

28. «Физиология человека», Зт., под редакцией Шмидта Р. и Тевса Г. г.Москва, Мир, 1996г.