microbik.ru
1


Методологические основы педагогической науки

В последнее время в России наблюдается общекультурный кризис, одной из причин которого является огромный поток информации, не несущей в себе духовности и нравственности, а зачастую, наоборот, дающей искаженное представление об исторических фактах и общечеловеческой морали, что приводит к изменению в сознании молодежи системы ценностей, размыванию границы между добром и злом, нравственным и безнравственным. Кризис духовной сферы бытия человека имеет глобальный характер, то есть затрагивает все государства мирового сообщества, независимо от их общественно-политического строя и материального уровня жизни людей. Деструктивные явления в обществе, утрата многими людьми четких нравственных ориентиров, духовных ценностей, смысла своего существования придают особую актуальность проблеме духовного возрождения нации, направленной на преодоление этого кризиса. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев, «мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Сегодня в связи с общей гуманизацией образования необходимо внимательно изучить и по достоинству оценить то духовное богатство, которое приобреталось и накапливалось веками нашими предшественниками. И в наши дни актуальны слова И. А. Ильина: «Ныне весь мир стоит на распутье… И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Новое же добывается лишь через духовный опыт и творческое созерцание. Возродить Россию может только новая идея… Все проблемы будут поставлены заново… Мы не отречемся ни от одной национальной святыни. И, тем не менее, мы должны готовить не реставрацию, а новую Россию».

Мир стремится к единству, стирая границы, существующие в самых различных областях той или иной страны, от экономики и управления до стереотипов индивидуального поведения. Модернизационные процессы современной России обуславливают актуальность философского осмысления образования в контексте современной образовательной политики и мирового процесса глобализации, которая порождает схожесть проблем и вариантов их решений. «Философски подходя к данной проблеме, – пишет В. В. Миронов, – необходимо понимать относительность любого процесса развития, который не может быть оценен лишь положительно. В то же время нельзя не понимать, что процесс глобализации идет, и остановить его вряд ли удастся, так как слишком много выгодных и удобных практических результатов его сопровождают. Глобализация усиливает роль транснациональных взаимодействий в мире, расширяет масштабы коммуникации, но, одновременно, столь же мощно воздействует на особенности отдельных культур, часто просто подавляя и растворяя их в некоей суперкультуре американизированного типа. В результате, за завесой красивых слов и концепций, реализуется наиболее простой тип интеграции, не синтезирующий лучшие особенности интегрируемых систем, а подавляющий другие. Это агрессивный тип интеграции, который можно обозначить термином – «интеграция-захват». Резко изменяющаяся система коммуникации, обеспечивающая проникновение новообразований на все уровни общественного сознания, порождает качественно иной тип системного единства, основанный совершенно на иных принципах управления обществом»1.

Прогрессивное развитие современной педагогики немыслимо без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только ретроспективный подход позволяет яснее осознавать ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую связь. Поиски решения современных проблем духовного воспитания принесут более плодотворные результаты, если будут опираться на исторический опыт. Как справедливо отмечает Н. Нарочницкая, «Будущее

___________________

1 Миронов В. В. Модернизационные процессы в управлении образованием / В. В. Миронов // Вестник РФО. – 2008. № 2. – С. 51–59.

России зависит не только и не столько от реформ, и не от Конституции, которую мы приняли, а будущее нашей страны зависит от того, сохранит ли себя русский народ – основатель и стержень российской государственности, как явление мировой истории и культуры, сохранит ли он свою роль носителя православной веры, пронесет ли он сквозь бури и испытания свою православную картину мира, сумеет ли он соединить преемственность своей культуры и цивилизации, свой собственный модернизационный проект, а не заимствованный извне, понятие добра и зла, правды и лжи, греха и добродетели – вечные евангельские понятия, которые будут дальше двигать нас, но при этом мы будем обладать современной технологией и всеми инструментами, необходимыми для того, чтобы действовать в новых условиях. Для того чтобы нация была готова к постоянному изменению исторических и экономических условий, технического характера цивилизации и быта у нее должен быть стержень… Продвижение своей системы ценностей, духовное овладение миром на основе своей картины мироздания было и есть главной нематериальной движущей силой мировой истории»2.

Социокультурные смыслы, определенные стереотипы деятельности и поведения подверглись переосмыслению в изменившихся социально-экономических и общественно-политических условиях, что препятствует построению образовательной парадигмы, отражающей национальную культурную воспроизводственную программу.

В России принята «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», рассчитанная на период до 2025 г. Главная ее цель – обеспечение приоритета образования, его высокого качества и эффективности. Образовательная политика все более воздействует на развитие не только образования, но и всего российского социума.

___________________

2 Нарочницкая, Н. А. Россия и русские в мировой истории. – М.: Международные отношения, 2004. - С. 75.

Принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения, вытекают из общей методологии педагогического процесса.

Как отмечает Панарин В. И., «главная особенность методологии как теории заключается в особом характере ее цели. Если непосредственная цель всех теорий состоит в теоретическом воспроизведении сущности объекта их отражения, то целью методологии является обоснование правил деятельности субъекта. Методология как теория отличается от тех теорий, которые лежат в ее основе, и объектом исследования. Объект исследования методологии – метод, регулятивные принципы, которые направляют действия субъекта. Методологическая функция представляет собой регулятивную функцию обеспечения деятельности, а не функцию теоретического воспроизведения сущности объекта»3.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) – «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

  1. передает опыт, накопленный человечеством;

  2. вводит в мир культуры;

  3. стимулирует к самовоспитанию;

  4. помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения4 .

____________________

3Панарин В. И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ). Дисс. Доктора философских наук, Красноярск, 2009

4Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаев М. Ф., История педагогики –М.: Прсвещение, 1982, с.103

В свою очередь воспитанник:

  1. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

  2. работает над собой;

  3. обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Вторая категория – «обучение» – понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

  1. преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

  2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

  3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

  1. учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

  2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

  3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение-воспитание» направлено на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики – «образование» – понимается как:

  1. ценность развивающегося человека и общества;

  2. процесс обучения и воспитания человека;

  3. как результат последнего;

  4. как система5.

В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

Между тем методология – это система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности.

В современной литературе под методологией понимают методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

_____________________

5Латынина Д. Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (X-начало XX в.): Уч.пособие – М.:ИД Форум, 1998, с.71

«В современном науковедении, – пишет В. А. Сластенин, – под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности»6. Точно также определяет методологию П. И. Пидкасистый: она есть учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности7. Практически также определяется методология Я. Скалковой: она занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса8.

Исходя из этих общих представлений о методологии, методология педагогики определяется Я. Скалковой следующим образом: «Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развития общества»9. С ней согласен П. И. Пидкасистый: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов оценки качества исследовательской работы»10.

6Педагогика: учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / ред. В. А. Сластенин, 9-е изд., М.: Школа-Пресс, 2007, с.93.

7Педагогика: Учеб.пособ. для студ.пед. вузов и пед. колледжей. /ред. П. И. Пидкасистый, 3-е изд. (дораб. И испр.), М.: РПА, 1998, с. 32

8Скалкова Я. и коллектив. «Методология и методы педагогического исследования / пер. с чешского. М.: «Педагогика». 1989, с.7

9Скалкова Я. и коллектив. «Методология и методы педагогического исследования / пер. с чешского. М.: «Педагогика». 1989, с.7

10Педагогика: Учеб.пособ. для студ.пед. вузов и колледжей / ред. П. И. Пидкасистый, 3-е изд. (дораб. и испр.), М.: РПА, 1998, с.35

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования: его объекта, предмета, анализа задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

В структуре методологического знания выделяют, как правило, четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

В. А. Сластенин, выделяя философский уровень методологии как высший, замечает, что в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Методология конкретной науки включает в себя как проблемы специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Развитие педагогики и развитие метода в педагогике, как в практической философии, осуществлялось в соответствии с развитием рамочных философских представлений. Представленные в педагогике подходы можно классифицировать на две группы. Первую группу составляют подходы, черпающие свои онтологические представления из других гуманитарных наук – антропологии, культурологии, философии, социологии, психологии. Вторая группа подходов в своей номинации определяет свою ценностную ориентацию – личность, общество, информация и т. д. Причем четко провести границу между подходами очень сложно.

Подход есть в первую очередь наличие метода или средств. Существующие сегодня подходы в педагогике можно назвать онтологическими представлениями, где присутствует тот или иной ведущий системообразующий элемент. В зависимости от него и надстраивается вся остальная научная система – методические предписания, тексты (см. табл. 1).

Таблица 1. Подходы в педагогике

№,

п/п

Наименование подхода


Системообразующий элемент

Специфика




Личностно

ориентированный


Личность

Представление о личности в основном «берется» из психологии. Ценность личности определяет ориентация исследователя на разработку соответствующих технологий и методик обучения. Личность рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача педагога заключается в создании условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Деятельностный


Личность и его деятельность

Образование мыслится как системный объект деятельности, над которым осуществляется системная деятельность (деятельность над деятельностью).

Задача педагога: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).




Креативный

Творчество и личность

Преувеличение психологических методов в исследовании этих феноменов. Практически исключает логические и технологические аспекты и работает на интуитивных личностно ориентированных представлениях.




Антропологи-ческий

Человек, личность, культура


Объект исследования достаточно объемный, но при отсутствии логической системы становится размытым и неопределенным. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.




Культурологи-ческий

Культура как ценность


Объект «культура» онтологически не определен и размыт. И каждый исследователь начинает формировать свое представление о культуре. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Задача педагога в приобщении к культурному потоку, активизации творчества.




Этнопедагоги-ческий подход

Этнос, нация


Опирается на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача педагога – в изучении этноса, использовании его воспитательных возможностей.




Социологический

Общество, социум


Методы и средства исследования транслируются из социологии в чистом виде. Рассматривает ряд личностных и педагогических аспектов достаточно глубоко в зависимости от аксиоматических установок на общественное устройство.




Технологический

Технология как система взаимодействий педагога и ученика


Часто путается с методиками обучения. Находится на этапе формирования и накопления множественности частных и глобальных технологий. Методологические представления о системных и информационных технологиях, что приводит к вычленению и расширению обобщенных представлений о технологиях и места человека и личности в технологических процессах.




Информаци-онный

Информация


Информация рассматривается как базовый определяющий элемент в технологической и педагогической системе. Поэтому все методические разработки направлены на совершенствование способов освоения информационного потока и коммуникативных техник. При определении отношений информации и человека выходит на психологические, а не логические и мыслительные средства, что является основным тормозом в распространении подхода в педагогике и совмещением с технологическим.




Холизм (целостность),

синергетика

Ориентация на системность

Рассматривает систему как комплекс материальных компонентов и структур. В педагогике развивается в рамках философского образования.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

  1. определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

  2. проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить порядок их значимости (иерархию);

  3. реализовать гуманистическую парадигму образования.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: уч. пособие для вузов. М.: высш.шк., 2003.

  2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

  3. Бородько М. В. Философия воспитания. // Педагогика, 1993, № 1.

  4. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика, 1997, № 3.

  5. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики / Спб., 1992.

  6. Диалектический материализм: учебник. Ред. Б. Н. Бессонов. М.: Мысль, 1989.

  7. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. 2-е изд.доп. М.: Политиздат, 1984.

  8. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. – М., 1984.

  9. История педагогики / учебник для студентов пед.институтов, Н. А. Константинов, 5-е изд., доп. и переработанное, М.: «Просвещение», 1982.

  10. Кедров Б. М. Проблемы логики и методологии науки. М.: Наука, 1990.

  11. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. – М., 1969.

  12. Краевский В. В. Методология педагогических исследований / Самара, 1994.

  13. Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Педагогика, 1997, № 3.

  14. Крупник С. А. Методология подходов к предмету педагогики // Педагогика, 2000, № 4.

  15. Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. М.: изд.-во МГУ, 1980.

  16. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Самара, 1998.

  17. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. / М.: «Прометей», 1996.

  18. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1996.

  19. Педагогика / ред. Ю. К. Бабанский, М.: Просвещение, 1983.

  20. Педагогика: уч.пособие / науч.ред. Л. А. Колосова, Воронеж: изд. ВГТУ, 1998.

  21. Педагогика: уч.пособие / ред. В. Г. Максимов, Чебоксары, 1999.

  22. Педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.вузов и пед.колледжей / ред. П. И. Пидкасистый, 3-е изд. (дораб. и испр.), М.: РПА, 1998.

  23. Педагогика: учебное пособие для студентов пед.уч.заведений / ред. В. А. Сластенин, 3-е изд., М.: Школа-Пресс, 2000.

  24. Штофф В. Введение в методологию научного познания. Л.: ЛГУ, 1972.

  25. Эльконин Д. Б. О теории начального обучения // Народное образование, 1963, № 4.