microbik.ru
1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Всероссийская перепись населения 2002 года была подготовлена с учетом отечественного и зарубежного опыта, широкого научного обсуждения, рекомендаций ООН и других международных организаций. В методологию переписи по сравнению с прошлыми переписями населения внесен ряд принципиально новых положений, которые отражены в пояснениях к издаваемым томам с итогами переписи.

Метод переписи. При Всероссийской переписи населения 2002 года, как и в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения переписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Переписчики в период переписи обходили все помещения своего счетного участка, где проживало или могло жить население (включая учреждения, предприятия и организации). Вопросы задавались населению в той формулировке, которая дана в переписных листах и в «Руководстве для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов». Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

Время и территория переписи. Всероссийская перепись населения была проведена с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов 9 октября 2002 года. В каждый из восьми дней переписи (единых для всей страны, кроме отдаленных и труднодоступных территорий, а также Чеченской Республики) переписчики вели опрос населения относительно момента счета населения – 0 часов 9 октября 2002 года. Необходимость установки такого момента связана с непрерывным изменением населения (рождения, смерти, переезды людей из одного места жительства в другое).

Для территорий, на которых проведение переписи в общие сроки было затруднено (в основном в отдаленных таежных, горных и северных районах), перепись состоялась в другие сроки, главным образом в летние месяцы и сентябре 2002 года. Сроки проведения переписи населения на отдаленных и труднодоступных территориях установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 231 «Об организации Всероссийской переписи населения в 2002 году».

В Чеченской Республике в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2002 года № 545-р перепись населения проведена в сокращенный срок, в течение двух дней 12- 13 октября 2002 года.

Разработка итогов Всероссийской переписи населения 2002 года произведена по административно- территориальному устройству субъектов Российской Федерации на 9 октября 2002 года.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 декабря 1992 года № 4071-1 в границах бывшей Чечено-Ингушской Республики образованы Республика Ингушетия и Чеченская Республика. Границы между двумя субъектами Российской Федерации не определены в законодательном порядке. Разработка итогов переписи населения произведена в соответствии с перечнем административно-территориальных единиц, уточненных администрациями республик для проведения Всероссийской переписи населения 2002 года.

Категории переписываемого населения. В 2002 году переписывалось только постоянное население в отличие от предыдущих послевоенных переписей населения, когда переписывалось как наличное, так и постоянное население. Такой подход был основан на изучении опыта проведения переписей и использования их итогов, который показывает, что одновременный учет обеих категорий заметно усложняет перепись, требует больше затрат, тогда как в повседневной работе и для исследовательских целей, чаще всего используются сведения о постоянном населении. В последние годы большинство стран проводят переписи постоянного населения. Предложение о переходе при Всероссийской переписи населения 2002 года на учет только постоянного населения и введении системы контрольных мер, направленных на обеспечение полноты и достоверности данных переписи, было одобрено Всероссийским совещанием статистиков, созванным в 1995 году по решению Правительства Российской Федерации, с широким представительством органов исполнительной власти и научных организаций.

Перепись проводилась по месту постоянного (обычного) жительства населения, которым является населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый проживает постоянно. Это место могло совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). Единицей места проживания считалось жилое помещение, в понятие которого входили: а) квартира (включая квартиру в общежитии квартирного типа); б) отдельный одноквартирный дом (изба, коттедж, сторожка или другое одноквартирное строение); в) комната в общежитии (неквартирного типа); г) номер, комната в гостинице и других учреждениях для временного пребывания населения, где были постоянно проживавшие; д) любое другое помещение, приспособленное для жилья (вагончик, бытовка, хозблок, баржа и т. п.); е) палата, отделение или другие подразделения в учреждениях социального назначения (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в больницах для больных с хроническими заболеваниями и т. п.), в казармах, местах лишения свободы, религиозных учреждениях. В каждом жилом помещении переписывались все постоянно (обычно) проживавшие в нем, включая и тех, кто на момент переписи временно отсутствовал.

Ниже приводится порядок переписи отдельных категорий населения, определение места постоянного (обычного) жительства которых могло вызвать затруднения.

1. Лица, постоянно проживавшие в данном помещении и выехавшие в командировку, на работу по контрактам с российскими или зарубежными организациями или учебу на срок до 1 года, а также, выехавшие, независимо от срока, на отдых, в гости к родственникам, знакомым и т. п., переписывались по месту их постоянного жительства с отметкой о временном отсутствии.

2. Граждане России, выехавшие в длительные служебные командировки (на 1 год и более) за границу по линии органов государственной власти Российской Федерации, и находившиеся вместе с ними члены их семей, переписывались по месту их нахождения. Численность этой категории населения представлена в таблице 1 тома 1.

3. Студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений и учащиеся учреждений начального профессионального образования, проживавшие по месту обучения, переписывались по месту их учебы.

4. Лица, призванные на военно-учебный сбор, переписывались дома вместе с членами их домохозяйств с отметкой о временном отсутствии.

5. Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту и проживавшие на открытой территории, переписывались вместе с членами их домохозяйств в общем порядке.

6. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и по контракту и проживавшие на закрытой территории, переписывались по месту их нахождения.

7. Члены экипажей российских торговых и пассажирских судов, находившихся в дальнем плавании, переписывались с отметкой о временном отсутствии в том месте, где постоянно проживало домохозяйство, в состав которого они входили. Члены экипажей судов (кроме имевших домохозяйство), прописанные по судну или по организации, в которой работали, переписывались до выхода в море по месту нахождения организации.

8. Находившиеся в местах предварительного заключения лица, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находившиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу, переписывались по месту своего постоянного (обычного) жительства с отметкой о временном отсутствии.

9. Лица, находившиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, переписывались по месту их нахождения.

10. Постоянно проживавшие в Российской Федерации иностранные граждане (т. е. лица, имевшие гражданство зарубежного государства) и лица без гражданства переписывались по месту их жительства в общем порядке.

11. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на работу по контрактам c российскими и иностранными организациями (кроме иностранных граждан, работавших в представительствах иностранных государств и международных организаций) или учебу на срок 1 год и более, переписывались как постоянные жители России там, где они обычно проживали в Российской Федерации.

12. Лица (независимо от их гражданства), прибывшие из зарубежных стран в Российскую Федерацию на постоянное жительство или в поисках убежища (независимо от того, получили они разрешение на жительство или нет), переписывались как постоянные жители Российской Федерации в том месте, где их застала перепись.

13. В гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и т. п. переписывались только те лица, которые не имели другого места жительства.

14. Лица, не имевшие постоянного места жительства (например, бездомные), переписывались там, где их застала перепись.

Все перечисленные категории населения (кроме категории, указанной в пункте 2) вместе с населением, переписанным по месту своего постоянного (обычного) жительства, составили численность постоянного населения Российской Федерации, находившегося на территории страны.

При Всероссийской переписи населения были учтены по сокращенной программе также лица, временно находившиеся на территории России на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом. В численность населения этой категории вошли лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на учебу или работу на срок до 1 года, прибывшие независимо от срока на отдых, для лечения, в гости к родственникам или знакомым, в качестве туристов, а также транзитные мигранты.

Жители России (кроме указанных в пункте 2), выехавшие на 1 год и более в командировку, на работу по контрактам с российскими или иностранными организациями, на учебу за пределы Российской Федерации, не учитывались при переписи населения.

При переписи также не учитывались: иностранные граждане, работавшие в представительствах иностранных государств в Российской Федерации и проживавшие с ними члены их домохозяйств; иностранные граждане, работавшие в представительствах международных организаций и иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.

Контрольные мероприятия. Для полноты охвата населения, исключения случаев повторных записей и пропусков отдельных лиц в период переписи и после нее осуществлялись контрольные мероприятия. На тех, кто на дату переписи временно находился в жилом помещении, но имел другое место постоянного жительства (где о нем некому было дать сведения работникам переписи), составлялись контрольные переписные листы, которые направлялись по адресу постоянного жительства для проверки и заполнения переписных документов в случае необходимости. На людей, имевших не одно место жительства, заполнялись наряду с переписными листами контрольные фишки и выдавалась справка о прохождении переписи, чтобы исключить их повторный учет. Справка выдавалась также тем, кто был переписан без указания места постоянного жительства (бездомным, переезжавшим с одного места жительства на другое, если перепись застала их в пути) и временно находившимся на территории России, но постоянно проживающим за рубежом.

Сразу же после переписи в течение пяти дней 17-21 октября 2002 года был проведен контрольный обход 10% жилых помещений в каждом счетном участке для проверки полноты и правильности переписи. Люди, пропущенные в ходе переписи и выявленные во время контрольной проверки, вносились в переписные листы, а ошибочно переписанные исключались из них. По результатам контрольных мероприятий были уточнены данные о 215 тыс. человек (0,1% общей численности населения): внесено 124 тыс. человек, не учтенных по месту постоянного жительства, и исключена 91 тыс. человек, переписанных дважды.

Итоги переписи. Данные переписи населения 2002 года, полученные на основе автоматизированной обработки заполненных переписных листов, публикуются по постоянному населению Российской Федерации, находившемуся на территории страны (далее - постоянное население). Только в таблице 1 тома 1 и в томе 10 приводится численность и характеристика временно находившихся на дату переписи на территории страны, но постоянно проживающих за рубежом.

Национальный состав. Данные о национальном составе населения получены на основе ответов на вопрос 7 переписных листов форм К и Д. В соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации национальность записывалась со слов опрашиваемых по их самоопределению. Национальную принадлежность детей определяли родители. В приложении 1 приведен Перечень встретившихся в переписных листах вариан- тов самоопределения населения по вопросу «Ваша национальная принадлежность».

При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы в 142 национальности и 40 входящих в них этнических групп согласно Списку национального (этнического) состава населения Российской Федерации, разработанному Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и утвержденному решением Рабочей группы по подготовке итогов Всероссийской переписи населения 2002 года к официальному опубликованию.

В таблице 1 настоящего сборника приведена численность населения основных национальностей (выделены жирным шрифтом), этнических групп (выделены жирным шрифтом и расположены со втяжкой относительно основной национальности, к которой они относятся). В скобках курсивом приведены самоназвания национальностей и этнических групп.

Национальный состав населения, представленный в этой таблице, существенно расширен по сравнению с переписью населения 1989 г. В него входят все нацио- нальности, по которым опубликованы итоги предыдущей переписи населения (кроме немногочисленных национальностей, преимущественно проживающих за рубежом – австрийцев, албанцев, белуджей, голландцев, ливов и хорватов, которые при переписи населения 2002 г. учтены в составе группы «другие национальности») и следующие народы, выделенные в качестве самостоятельных национальностей:

  • арабы среднеазиатские (в 1989 г. учтены в составе арабов);

  • бесермяне (в 1989 г. учтены в составе удмуртов);

  • водь, сойоты, тазы, турки-месхетинцы (в 1989 г. учтены в составе группы «другие националь- ности»);

  • езиды (в 1989 г. учтены в составе курдов);

  • индийцы хиндиязычные (в 1989 г. учтены в со- ставе народов Индии и Пакистана);

  • камчадалы (в 1989 г. учтены в составе русских);

  • кереки (в 1989 г. учтены в составе коряков);

  • кумандинцы, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы (в 1989 г. учтены в составе алтайцев);

  • нагайбаки, чулымцы (в 1989 г. учтены в составе татар);

  • русины (в 1989 г. учтены в составе украинцев);

  • хемшилы (в 1989 г. учтены в составе армян);

  • цыгане среднеазиатские (в 1989 г. учтены в со- ставе цыган);

  • шапсуги (в 1989 г. учтены в составе адыгейцев).

У отдельных национальностей выделяются этнические группы, численность населения которых входит в численность основной национальности; при переписи 1989 г. эти этнические группы не выделялись и учитывались в составе основной национальности (исключение составляют юги, которые в 1989 г. были учтены в составе группы «другие национальности»).

В перечне национальностей таблицы 1 назва- ния некоторых национальностей отличаются от соответствующих наименований по переписи населения 1989 года: пуштуны (в 1989 г. – афганцы), монголы (в 1989 г. – халха-монголы), саамы (в 1989 г. – саами), ульта(ороки) (в 1989 г. – ороки).

Владение языками. Сведения о владении языками получены на основе ответов на вопросы 9.1 и 9.2 переписных листов форм К и Д. Владение языком означает умение говорить, читать и писать или только разговаривать на данном языке. При переписи населения 2002 г. впервые была получена информация от всего населения о владении русским языком (вопрос 9.1), который в соответствии с Конституцией Российской Федерации является государственным языком страны. Кроме того, каждый человек мог указать владение еще тремя языками (вопрос 9.2). Для лиц, владеющих четырьмя и более языками (кроме русского) указывались любые три из них по выбору опрашиваемого.

В таблице 6 приводится информация о владении населением языками (кроме русского) по 32 национальным образованиям Российской Федерации – республикам, автономной области и автономным округам. Для каждого из этих национальных образований население коренных и наиболее многочисленных национальностей субъекта распределяется по языкам, владение которыми указали 100 человек и более. Исключение составляют языки коренных малочисленных народов Российской Федерации – такие языки публикуются по субъектам Российской Федерации, где преимущественно проживают эти народы, независимо от числа лиц, указавших владение этими языками.

В таблицах 7-13 характеристика населения по возрастным группам, полу, состоянию в браке, уровню образования, источникам средств к существованию приводится только по коренным и наиболее многочисленным национальностям в каждом субъекте Российской Федерации.

Данные о возрасте населения получены на основе ответов на вопрос 3 переписных листов форм К и Д о дате рождения. В таблицах 7 и 14 кроме данных по пятилетним и десятилетним возрастным группам выделяется также население моложе трудоспособного возраста, к которому относятся дети и подростки до 16 лет; население трудоспособного возраста – мужчины 16 – 59 лет, женщины 16 – 54 лет; население старше трудоспособного возраста – мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более. Медианный (средний) возраст – это возраст, который делит все население на две равные группы таким образом, что одна из них является моложе, а другая старше данного возраста. Расчет медианного возраста производится на основе распределения численности населения по однолетним возрастам.

Данные о состоянии в браке, представленные в таблицах 8 и 9, получены на основе ответов на вопрос 4 переписных листов форм К и Д, который задавался всем лицам в возрасте 16 лет и более. В случаях, когда опрашиваемый моложе 16 лет действительно состоял в браке, в вопросе 4 проставлялся соответствующий ответ. Население по состоянию в браке классифицировалось как: состоящие в браке (зарегистрированном или незарегистрированном, то есть фактическом); никогда не состоявшие в браке (ни в зарегистрированном, ни в незарегистрированном); вдовые; разошедшиеся (лица, которые раньше состояли в зарегистрированном браке, а на дату переписи не состояли в браке, независимо от того, оформлен или не оформлен развод, либо раньше состояли в незарегистрированном браке, а на дату переписи разошлись).

Установленный законом минимальный возраст вступления в брак в Российской Федерации – 18 лет как для мужчин, так и для женщин. По решению органов местного самоуправления, он может быть снижен в отдельных случаях до 16 лет.

Данные об образовании получены на основе ответов на вопрос 8.3 переписных листов форм К и Д, который задавался всем лицам в возрасте 10 лет и более. В переписных листах, кроме названий уровней образования, принятых в настоящее время, в скобках даны ранее использовавшиеся названия соответствующих уровней образования. В таблицах настоящего сборника представлено распределение населения отдельных национальностей по уровням образования, установленным федеральными законами Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12-ФЗ и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ. Наличие определенного уровня образования предполагает достижение и подтверждение человеком определенного образовательного ценза, в результате чего ему выдается соответствующий документ. При переписи учитывался высший из достигнутых опрашиваемым уровень образования и, в зависимости от ответа, отмечалось:

послевузовское профессиональное – окончившим аспирантуру, докторантуру, ординатуру и адъюнктуру (независимо от защиты диссертации);

высшее профессиональное – окончившим высшее учебное заведение: институт, академию, университет и т. п.;

неполное высшее (незаконченное высшее) профессиональное –завершившим обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме не менее 2 лет срока обучения и получившим диплом о неполном высшем образовании, а также тем, кто учился и закончил обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме половины или более срока обучения. Тем, кто не имел диплома о неполном высшем образовании и проучился менее половины срока обучения, отмечался уровень образования, полученный до поступления в вуз;

специальное учебное заведение: техникум, училище (например, медицинское, педагогическое), колледж, техникум-предприятие и т. п.;

начальное профессиональное (в отличие от других уровней образования информация получена при обработке материалов переписи населения по сочетанию ответов населения о полученном уровне образования и об окончании учреждения начального профессионального образования) – окончившим учреждение начального профессионального образо- вания (профессиональное или профессионально- техническое училище, профессиональный лицей, школу фабрично-заводского обучения и т. п. ) на базе основного или среднего (полного) общего образования;

среднее (полное) общее – окончившим среднюю общеобразовательную школу, лицей, гимназию и т.п. и получившие аттестат о среднем (полном) общем образовании;

основное общее – окончившим 9 классов обще- образовательного учреждения, неполную среднюю школу, а также учащимся 10-11 (12) классов среднего общеобразовательного учреждения;

начальное общее – окончившим начальную общеобразовательную школу, а также учащимся 4(5)-9 классов общеобразовательного учреждения.

Учащимся и окончившим образовательные учреждения, не дающие общего образования (например, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно- производственный центр, курсы переподготовки и повышения квалификации, подготовительные курсы при учебных заведениях и т.п.), отмечался уровень образования, полученный ими до поступления в эти образовательные учреждения.

Лицам, не имевшим начального общего образования, задавался вопрос, умеют ли они читать и писать. При подведении итогов переписи не умевшие ни читать, ни писать относились к неграмотным.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» основное общее образование является обязательным, требование его обязательности сохраняется до достижения учащимся возраста 15 лет. В связи с этим в таблицах 10 и 11 публикуется информация об уровне образования населения отдельных национальностей в возрасте 15 лет и более.

Данные об источниках средств к существованию населения отдельных национальностей, представленные в таблицах 12 и 13, получены на основе ответов на вопрос 10 переписных листов форм К и Д. Опрашиваемые, после ознакомления с предложенным перечнем вариантов ответов на вопрос, называли все имеющиеся у них источники средств к существованию. В переписном листе проставлялись метки, соответствующие всем названным респондентом источникам.

Доход от трудовой деятельности (кроме работы в личном подсобном хозяйстве) отмечался тем людям, кто имел или получал вознаграждение деньгами или натурой за свою трудовую деятельность, включая фермерское хозяйство.

Личное подсобное хозяйство отмечалось занятым в своем подсобном хозяйстве (включая сады, огороды и т. п.) сельскохозяйственными работами и (или) выращиванием скота в основном для потребления в своем хозяйстве.

Стипендия отмечалась учащимся, получавшим стипендию (включая стипендии, выплачиваемые учащимся, направленным на обучение предприятием или организацией, службой занятости).

Пенсия (кроме пенсии по инвалидности) отмечалась лицам, получавшим пенсию по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальную.

Пенсия по инвалидности отмечалась лицам, получавшим данный вид пенсии.

Пособие (кроме пособия по безработице) отме- чалось женщинам, получавшим пособия, назначенные на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет; детям в возрасте до 16 лет, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и детям из малообеспеченных семей; детям одиноких матерей; женам военнослужащих, которые проживают по месту службы мужа в местностях, где не могут трудиться по специальности, и другим.

Пособие по безработице отмечалось лицам, зарегистрированным в органах службы занятости населения в качестве безработных и получавшим пособие по безработице, а также получавшим материальную помощь за счет средств фонда занятости.

Другой вид государственного обеспечения отмечался воспитанникам детских домов, учащимся школ-интернатов, живущим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, и т. п. лицам, находившимся на обеспечении государства.

Сбережения отмечались лицам, для которых источником средств к существованию являлись сбережения, доход по денежным вкладам и ценным бумагам.

Доход от сдач внаем или в аренду имущества отмечался лицам, имевшим доход в виде арендной платы за сданные в аренду земельные участки, от сдачи внаем квартиры, гаража и т. д.

На иждивении отмечалось живущим на средства родственников или других лиц, а также тем, на кого выплачивались алименты.

Иной источник отмечался лицам, у которых источником средств к существованию являлось что-то иное, не перечисленное выше (например, попро- шайничество).

Население по гражданству. Данные о распре- делении населения по гражданству, представленные в таблицах 14 и 15, получены на основе ответов на вопрос 6 переписных листов форм К и Д. Гражданство детей в возрасте до 14 лет определяли родители. Если респондент имел двойное гражданство – России и другого государства, то учитывались оба гражданства. Для тех, кто имел два гражданства иностранных государств, при переписи учитывалось только одно из них на выбор опрашиваемого.

Городское и сельское население. В настоящем сборнике приводятся данные о распределении населения на городское и сельское по месту его постоянного жительства в городских поселениях и сельских населенных пунктах. Городскими, как и в предыдущих переписях, считаются поселения, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и дачных поселков). Все остальные населенные пункты являются сельскими.

Программа Всероссийской переписи населения 2002 года (перечень вопросов для получения сведений о населении, собираемых в ходе переписи) включала вопросы сплошного и выборочного наблюдения для постоянного населения, а также сокращенный перечень вопросов для лиц, временно находившихся в Российской Федерации.

Образцы форм переписных листов даны в Приложении 2.

Вопросы сплошного наблюдения задавались всему населению России, то есть проводился 100-процентный опрос населения в отношении жилищных условий (форма П), состава домохозяйств, демографической и национальной характеристик, гражданства, образования, владения языками, источников средств к существованию, наличия работы на предшествующей переписи неделе и положения в занятии (форма К – лицевая и оборотная стороны, форма Д – лицевая сторона). Программа выборочного наблюдения содержала дополнительные вопросы, касавшиеся социально–экономической характеристики населения, миграции и рождаемости (форма Д – оборотная сторона). Эти вопросы задавались 25 процентам постоянного населения. Выбор жилых помещений, в которых опрос населения проводился по форме Д, производился механическим путем со случайным началом отбора. Подробнее о выборочной части программы переписи говорится в методологических пояснениях к томам 7-10, 12.

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации на дату переписи, но постоянно проживавшие за рубежом, были переписаны по краткой программе (форма В).