microbik.ru
1

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Сообщить необходимые знания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение учащихся.

По средством сенсорных методов обеспечивается наглядность, визуальное восприятие , слуховые и мышечные ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

  • Показа самих упражнений;

  • Демонстрации наглядных пособий;p2150010

  • Видеомагнитофонных записей и дисков

Все методы физического воспитания условно делятся на три группы.

1. Методы использования слова:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- разбор;

- задание;

- оценка;

- указание;

- команда.

2. Методы наглядного восприятия:

- показ;

-демонстрация плакатов, рисунков, кинофильмов;

- световая сигнализация;

- звуковая сигнализация.

3. Практические методы:

- методы строго регламентированного упражнения;

- методы частично регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения

Они обеспечивают оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают:

  • твердо предписанную программу движений (состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

  • точную дозировку нагрузки и отдыха;

  • создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.



Методы частичного регламентированного упражнения

Они допускают относительно свободный выбор действий занимающихся для решения поставленной задачи. Основными здесь являются игровой и соревновательный метод.p2150013
Игровой метод

Игровой метод в физическом воспитании реализуется в основном через подвижные игры. Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры. Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр. Подвижные игры следует рассматривать как средство комплексного развития физических качеств, которое можно применять на любом этапе физической подготовки. В процессе же обучения двигательным действиям игры следует применять лишь на этапе совершенствования навыка, т.е. когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на движении, сколько на его результате. В условиях игры навык не только стабилизируется, но и становится вариативным.

Признаки игрового метода:

  • ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях;

  • изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений.

Сформированные при этом двигательные навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменившимся условиям:

  • высокие требования к творческой инициативе в движениях;

  • отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нагрузке;

  • комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми – футбол, волейбол и т.д.

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность, можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Соревновательный метод может выступать как самостоятельная форма организации занятия (официальные соревнования, контрольно-зачетные и т.п.) и как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений – кто лучше? Кто выше? Кто быстрее? И т.п.

Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека – происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной активности, большая мобилизация ресурсов организма. При этом изменяются объективные показатели – ЧСС увеличивается до 130 – 140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20-30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. p9290005

Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает эффект от физических упражнений. Поэтому влияние одного и того же физического упражнения будет различным, в зависимости от того, где оно выполняется – на тренировке или на соревновании.

В связи с этим соревновательный метод в физическом воспитании приобретает особое значение.