microbik.ru
1
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет философии и политологии

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии

онтологии и теории познания ______________ Ю.Н.Солонин

протокол от

Заведующий кафедрой онтологии и

теории познания д.ф.н., проф. Липский Б.И
2. На заседании методической

комиссии факультета философии и политологии

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

______________ В.М. Дианова


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СД. Р - "Парадигмы классической рациональности"

специальность (направление) – 030101.2


Автор (составитель)

канд. филос. Наук, асс. И.И. Мавринский
Рецензент:

профессор, докт. филос. наук Ю. М. Шилков

Санкт-Петербург 2006 г.
1. Организационно-методический раздел.

1.1. Цель изучения дисциплины:

Изучение парадигм и типов рациональности, формирование методов анализа основных структур рациональности.

1.2. Задачи курса:

Вскрыть взаимосвязь рациональности с основными формами и типами мировоззрения, исследовать динамику развития способов понимания рациональности и методов рационализации действительности, выявить ограничения и сферу применимости указанных методов.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина "Парадигмы классической рациональности" является профильной для подготовки квалифицированного специалиста в области онтологии и методологии познания.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины СД. Ф – "Парадигмы классической рациональности"

Знать содержание курса "Трансформация парадигм классической рациональности", иметь достаточно полное представление о структурах и типах рациональности.

Уметь применять методы анализа парадигм рациональности к теоретико-познавательному процессу, феноменам и структурам повседневности.

Иметь представление о динамике развития типов рациональности и их специфических характеристиках.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля.

Всего аудиторных занятий

34 часа

Из них – лекции

34 часа

- практические занятия

нет

Самостоятельная работа студента

34 часа

Итого (трудоемкость дисциплины)





Изучение дисциплины по семестрам:

Дисциплина читается в течении одного семестра.

Форма итогового контроля - зачет

3. Содержание дисциплины



3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

Понятие рациональности и структуры мировоззрения.

Необходимость проблематизации повседневности и неопределенность ее оснований. Зарождение классической рациональности: проблематика движения и покоя, мыслимого и данного, акта и факта. Онтологическое понимание рациональности. Рациональность как постижение подлинно существующего. Критерии существования и исторические типы мировоззрения: рациональность фактического, трансцендентного, мыслимого. Гносеологическое понимание рациональности: способности сознания и предметность. 4 часа лекций

Классический тип рациональности и динамика его развития.

Понятие классической рациональности и его основные характеристики: законосообразность, мыслимость, непротиворечивость, познаваемость и открытость мира. Мир как целое и способы его рационализации: объяснение, оправдание, конструирование существующего. Достоверность и беспредпосылочность познания. 4 часа лекций

Мышление как метод рационализации повседневности.

Трансформация понимания мышления и его роли в классической и неклассической рациональности. Мышление как внутренняя речь, предел понимания, критерий существования, метод получения достоверного знания, способ редукции предметности. Основные принципы и законы мышления: статус логического, психического и биологического в познании. Дедукция оснований и редукция само-данного. Историчность мышления и непротиворечивость познания. 8 часов лекций

Методологические основания критики классической рациональности.

Принцип тождества и необходимость возвращения к "самим вещам". Пересмотр роли понятийного познания. Онтологический поворот и открытость мира. Критика субъект-объектной оппозиции. Ограничение применимости принципа тождества к вещам и конституирование сознания; к миру и смутная и усредненная понятность бытия; к бытию и возобновление классической проблематики. 8 часов лекций

Неклассический тип рациональности и его модификации.

Понятие неклассической рациональности и его основные характеристики: открытость, коммуникативность, проблематичность, непосредственность. Конструирование и конституирование. Познание и усмотрение сущностей: догматизм разума и само-данность. Понятность и подлинность существования: способы обнаружения и реконструкции смыслов. Взаимоограниченность познания и бытия. 8 часов лекций

Рациональность и экзистенция.

Рациональность в системе ценностей. Необходимость поиска оснований повседневности. Рациональность и свобода: картина мира и способ существования. Человек как носитель смысла существования. Снятие классических предпосылок философствования: роль и место философии в повседневности. Обращение к структурам "обыденного сознания". Экзистенция как способ реализации смысла существования. 2 часа лекций

3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Основные черты классической рациональности

  2. Роль метода в классической рациональности

  3. Понятие парадигмы и типы парадигм научности

  4. Ненаучная рациональность и ее характеристика

  5. Основные подходы к пониманию мира

  6. Проблема целостности и единства в онтологическом дискурсе

  7. Принцип тождества и его применение

  8. Неклассическая рациональность и ее краткая характеристика

  9. Основные способы работы с повседневностью

  10. Общая характеристика проблем неклассической рациональности

3.3. Примерные темы курсовых работ


Курсовые работы программой не предусмотрены

3.4. Примерные темы рефератов


Рефераты программой не предусмотрены

3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Понятие рациональности.

  2. Рациональность и повседневность.

  3. Основные характеристики классического идеала рациональности.

  4. Онтологические и гносеологические трактовки рациональности.

  5. Мир как объект классической рациональности.

  6. Понятие достоверности и программы ее достижения.

  7. Мышление как способ получения достоверного знания.

  8. Познание и достоверность: проблема цели и метода познания.

  9. Познание как объяснение, оправдание, конструирование существующего.

  10. Способы понимания достоверности в классической рациональности.

  11. Законы мышления и непротиворечивость познания.

  12. Основания критики классической рациональности.

  13. Понятийное познания как редукция "самих вещей".

  14. Критика субъект-объектной оппозиции.

  15. Онтологический поворот и программы "возвращения" к бытию.

  16. Конституирование предметностей сознания и становление неклассического идеала рациональности.

  17. Основные характеристики неклассической рациональности.

  18. Понятие экзистенции и проблема смысла существующего.

  19. Обращение к "обыденному" сознанию и изменение динамики философского процесса.

4. Учебно-методическое обеспечение курса


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов, кино и видио- фильмов

Использование обучающих программ и видеоматериалов программой не предусмотрено.

4.2. Активные методы обучения


В данном курсе используются классические аудиторные методы обучения

4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.

4.4. Литература

4.5.1. Основная

  1. Аристотель. Соч. в 4-х тт. М. 1975-1983.

  2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы, ч. 1. М., 1994.

  3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод М. 1988.

  4. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос, 1991, N1.

  5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994.

  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

  7. Зиммель Г. Истина и личность // Логос, 1912-13, кн.1-2.

  8. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия Тбилиси, 1985.

  9. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. М., 1993.

  10. Лапицкий В.В. Структура и функции субъекта познания. Л. 1983.

  11. Липский Б.И. Истина и свобода // Наука и ценности. Л. 1990.

  12. Липский Б.И. Практическая природа истины Л. 1988.

  13. Платон Соч. в 3-х тт. М. 1968-72.

  14. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.

  15. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

  16. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.

  17. Тарский А. Истина и доказательство // Вопросы философии, 1972. N8.

  18. Фреге Г. Смысл и значение // Избранные работы. М., 1997.

  19. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. М., 1993.

  20. Хайдеггер М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге М. 1991.

  21. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и Бытие М. 1993.

  22. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и предназначение истории. М., 1991.

4.5.2. Дополнительная

  1. Башляр Г. Философское отрицание. М., 1995.

  2. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М., 1973.

  3. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М., 1997.

  4. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М., 1984.

  5. Марков Б.В. Разум и сердце. СПБ., 1993.

  6. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени… М., 1977.

  7. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

  8. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

  9. Свидерский В.И. Конечное и бесконечное. М., 1966.

  10. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002.

  11. Уёмов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963.