microbik.ru
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет


УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
______________ Б.М.Капустина

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ЛИДЕРСТВО

Направление подготовки
МЕНЕДЖМЕНТ

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Для всех форм подготовки

Форма обучения

Заочная


Екатеринбург 2011

  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «лидерство» является формирование компетенций, направленных на мотивирование и стимулирование персонала организаций, обеспечения контроля за деятельностью команд (групп) работников с целью использования полученных знаний в практической деятельности.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО:


Дисциплина «лидерство» относится к профессиональному циклу дисциплин, базовой общеобразовательной части. Лидерство – межпредметная дисциплина, так как изучает лидерство как явление и процесс с точки зрения его функциональной направленности. Дисциплина объединяет знания нескольких областей и опирается на естественно-научные, социальные законы, которые изучаются в теории управления физическими, биологическими, производственными, социальными и другими системами


  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дисциплина направлена на формирование компетенций, представленных в таблице 1

Таблица 1 – Компетенции, формируемые дисциплиной

№ п/п

Шифр компетенции

Формулировка компетенции

1

ОК-5-080200-00

Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения




2

ОК-8-080200-00

Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

3

ОК-19-080200-00

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

4

ПК-4-080200-00

Способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

5

ПК-5-080200-00

Способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Принципы целеполагания;

  • Виды и методы организационного планирования;

  • Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации;

  • Принципы и методы мотивации;

  • Основы групповой динамики и командообразования;

  • Основы лидерства и управления конфликтами;

  • Основы коммуникаций.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • Организовывать командное взаимодействие для решение управленческих задач;

  • Диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • Разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

  • Диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этических управленческих решений.

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

  • Современными технологиями влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

  • Современным инструментарием управления человеческими ресурсами;

  • Навыками деловых коммуникаций;

  • Методами планирования деловой карьеры.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


4.1.Структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица10/98часов.

Структура и трудоемкость дисциплины представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Структура и трудоемкость дисциплины



п/п

Наименование разделов, тематика

Аудиторные занятия

(час.)

Самост. работа (час.)

Формы текущего контроля. Форма промежуточной аттестации

Лекции

Практика

1

Введение

2




6

ФТК-11

2

Теории лидерства

2




6

ФТК-2

3

Модели лидерства







6

ФТК-11

4

Стили лидерства







6

ФТК-13

5

Власть и влияние







6

ФТК-12

6

Формирование и развитие навыков лидерства




2

6

ФТК-3

ФТК-16

7

Психология лидера







6

ФТК-14

ФТК-15

8

Командное лидерство, управление групповой динамикой




2

8

ФТК-4

ФТК-16


9

Роль лидера в развитии организации и персонала




2

8

ФТК-6

ФТК-13


10

Лидерство в стиле коучинга







6

ФТК-15


11

Лидерство в бизнесе







6

ФТК-11

ФТК-15


12

Навыки и технологии принятия управленческих решений.







8

ФТК-13


13

Технологии эффективных коммуникаций

зачет







8
12

ФТК-15

ФПК-1




Итого:

4

6

98

-


4.2 Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Введение

Актуальность изучения лидерства. Определения лидерства. Типы лидерства и классификации (формальное, неформальное, харизматическое, экспертное). Функции лидера его цели, роли, ресурсы. Поведенческие индикаторы лидерства. Лидерство и руководство. Политическое лидерство. Бизнес лидерство.
Тема 2. Теории лидерства

Источники и классические исследования лидерства. Теория лидерских черт. Ситуационная теория лидерства. Групповая теория лидерства и теория обмена. Теория лидерства «путь – цель». Теория харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Теория социального научения. Заменители лидерства. Гендерные теории лидерства.
Тема 3. Модели лидерства

Практика американского лидерства. Командное лидерство. Особенности японской модели лидерства. Принципы персонального и межличностного лидерства.
Тема 4. Стили лидерства

Стили лидерства в классических и современных теориях. Ситуационный подход к руководству и стилям лидерства. Модель Ф. Фидлера. Модель принятия решений В.Врума. Тренерский стиль. Проблемы адаптации стиля лидерства.
Тема 5. Власть и влияние

Качества и личные свойства эффективного Лидера. Ценности, моральные установки, нравственная позиция и социальная ответственность лидера. Формирование лидера. Цели и направленность лидера в бизнесе и жизни. Принципы личного успеха. Стратегия продвижения лидера. Развитие навыков лидерства, воли, установок к успеху. Методы адаптации в условиях среды. Самообразование, диагностика лидерства. Управление временем, карьерой.
Тема 6.Формирование и развитие навыков лидерства

Природа управления и влияния Легитимность лидера и классификации власти. Виды влияния и технологии влияния. Манипулирование. 48 Законов власти Роберта Грина. Этика власти. Влияние через имидж. Формирование имиджа.
Тема 7. Психология лидера

Психологические характеристики лидера. Психо-физиологический потенциал лидера. Социально-психологический ресурс лидера Особенности мышления, воли и эмоциональной сферы лидера. Эмоциональный интеллект. Природа и основные характеристики установок и восприятия, самооценка, самопрезентация. Имидж лидера, психология и этика лидерского поведения.
Тема8. Командное лидерство, управление групповой динамикой

Понятие команды. Отличие команды от группы. Принципы функционирования команды. Структура. Стадии формирования. Работа в команде. Нормы и правила поведения в команде. Групповое мышление. Управление командой. Технологии мотивации команды. Межгрупповые противоречия. Управление конфликтами и стрессами. Эффективность и результативность команд.
Тема 9. Роль лидера в развитии организации и персонала

Лидерство и организационные изменения. Роль лидера в развитии организации. Модели развития персонала. Развитие карьеры и продвижения персонала. Наставничество. Модели и технологии обучения и развития. Самоуправление команды. Методика создания традиций, ритуалов, организационной культуры в команде.
Тема 10. Лидерство в стиле коучинга.

Коучинг как инструмент лидера. Базовые положения и принципы коучингового подхода. Содержание и цикл коучинга Методы коучинга. Коучинговые шаги для достижения целей и результатов. Мышление в формате SMART. Коуч-подходы к построению будущего. Структура коучинговой сессии Проведение коуч-сессий коучинговый контракт. Открытые вопросы как основной коучинговый инструмент. Характеристика и способы формирования.
Тема11. Лидерство в бизнесе

Управление бизнес процессами. Критерии эффективного лидерства. Выбор стратегии. Постановка цели и планирование. Модели достижения цели. Деловая оценка. Выявление неэффективной деятельности, преодоление проблем, выход из кризисных ситуаций. Организация и делегирование, инструктирование, согласование. Мотивация и лояльность. Контроль и оценка. Поощрение и наказание, критика. Управление изменениями.
Тема 12. Навыки и технологии принятия управленческих решений.

Типы решений. Природа процесса принятия решений. Технологии принятия решений. Этапы принятия решений. Модели принятия решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Индивидуальное решение. Групповое принятие решений. Метод Дельфи. Методика мозгового штурма. Технология и принципы организации мозгового штурма. Технология латерального мышления.
Тема 13. Технологии эффективных коммуникаций

Общение – основа коммуникаций. Общие принципы общения. Стратегия общения. Коммуникационный процесс. Язык общения. Межличностное общение. Неформальное общение. Виды и законы делового общения. Коммуникативные барьеры Этапы общения. Технологии эффективных коммуникаций. Культура спора и дискуссии. Искусство убеждения. Искусство переговорного процесса. Навыки публичных выступлений. Манипуляции и противостояния манипуляциям.
Тематика практических занятий:

Занятие 1 Формирование и развитие навыков лидерства.

Занятие 2Командное лидерство и управление групповой динамикой.

Занятие 3. Роль лидера в развитии организации и персонала.



  1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.


В процессе реализации данной дисциплины (модуля) используются виды учебной работы и образовательные технологии, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Виды и образовательные технологии

№ темы

(из табл.2)

Виды учебной работы

Образовательные технологии

шифр

наименование

шифр

наименование

1

Л, Ср

Лекция

Самостоятельная работа

ОТ-8-5

ОТ-8-3


Лекция пресс-конференция

Исследовательская работа



Продолжение таблицы 3

№ темы

(из табл.2)

Виды учебной работы

Образовательные технологии

шифр

наименование

шифр

наименование

2

Л, Ср

Лекция

Самостоятельная работа

ОТ-8-5

ОТ-8-3



Лекция пресс-конференция

Исследовательская работа

3

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-1

Информационный проект

4

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-1


Информационный проект


5

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-8

Творческий проект

6

Пз, Ср

Практическое занятие

Самостоятельная работа

ОТ-8-2

ОТ-9-4

Деловые игры

Компьютерный тренажер

7

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-2

Исследовательский проект

8

Пз, Ср

Практическое занятие

Самостоятельная работа

ОТ-7-5

ОТ-6-1

Презентационный проект

Групповая работа

9

Пз, Ср

Практическое занятие

Самостоятельная работа

ОТ-7-7

ОТ-7-2


Ролевой проект

Исследовательский проект


10

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-1


Информационный проект

11

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-1

Информационный проект

12

Ср

Самостоятельная работа







13

Ср

Самостоятельная работа

ОТ-7-1


Информационный проект



  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


6.1 Текущий контроль.
Результаты освоения учебной дисциплины (модуля) оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости: контрольная работа №1,

Методическое обеспечение текущего контроля.

Вопросы к контрольной работе:
Контрольная работа

1. Чем групповые теории лидерства отличаются от теорий черт?

2. В чем суть теории лидерства «путь –цель»?

3. Что такое ситуационный подход к лидерству?

4. Назовите основные отличительные особенности американской модели лидерства.

5. На каких принципах основана японская модель лидерства

6.Какие стили харизматического лидерства вы зна

7. Какие навыки нужны лидеру?

8. Выделить и проанализировать навыки эффективного лидерства в современных организациях.

9.Что такое власть и как она соотносится с полномочиями и влиянием?

10. Чем отличается власть от влияния?

6.Источники власти.

7.Лидерство и власть: сходство и различие.

8..Каким образом психология может помочь лидер

9. Имидж лидера и психология лидерского поведения.

10.Как происходит формирование команды.

11.Роли и ролевая динамика в групп

12.Основные принципы функционирования самоуправляющих команд.

13.Как осуществляется развитие персонала в командах?

14.Технологии обучения в команде.

15. Коммуникативные технологии влияния лидера.
6.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

Методическое обеспечение промежуточной аттестации вопросы к зачету:

1.Определение лидерства.

2.Черты и навыки лидера.

3.Теории черт.

4. Теории личностного поведения.

5. Ситуационные теории лидерства.

6. Модели лидерства.

7. Стили лидерства.

8. Атрибутивная теория лидерства.

9. Харизматическое лидерство.

10. Трансформационное лидерство.

11. Природа управления и влияния.

12. Стратегии влияния.

13. Классификации власти.

14. Технологии влияния и манипулирования.

15. Этика и ответственность лидера.

16. Имидж лидера.

17. Психология лидерства.

18. Делегирование.

19. Процесс принятия решений.

20. Управление процессом принятия решений.

21. Понятие команды.

22.Структура и стадии формирования команды.

23. Управление командой.

24. Управление конфликтами и стрессами.

25. Эффективность и результативность команд.

26. Модели и технологии обучения и развития членов команды.

27. Самоуправление команды.

28. Методика создания традиций, организационной культуры в команде.

29. Управление временем.

30. Лидерство в стиле коучинга.

31. Постановка цели и планирование.

32. Модели достижения цели.

33. Методы выявления неэффективной деятельности группы, преодоления проблем, выхода из кризисных ситуаций.

34. Технологии инструктирования и согласования.

35. Технологии мотивации лидера.

36 Роль контроля и оценки деятельности команды в достижении лидерства.

37.Методы поощрение и наказание,

38. Технологии критики.

39.Управление изменениями.

40. Виды и законы делового общения.

41. Технологии эффективных коммуникаций.

42. Искусство убеждения.

43.Искусство переговорного процесса.

44. Навыки публичных выступлений.

45. Манипуляции и противостояния манипуляциям.
Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно рейтинговая система в соответствии с «Положением об академическом рейтинге».


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


а) Основная литература:


  1. Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В.Менеджмент и лидерство+CD (учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Рэндалл Кросби Геометрия лидерства. Аксиомы эффективного лидерства в любой ситуации (аудиокнига CD): Серия: 1 Hour Expert; СиДиКом, 2006.

  3. Джон П. Коттер Лидерство Мацуситы: Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века (3-е изд-е), Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2007 г.

  4. Ричард Л. Дафт, Патрисия Лейн Уроки лидерства.- Изд-во: Эксмо,: 2007.

  5. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие.-М.: Статут, 2007.



  1. Папонова Н. Е. Построение системы оценки персонала. Практическое пособие.- М.:ДИС, 2009.

  2. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации.: Учебное пособие для Вузов. - М.:КноРус, 2010.

  3. Кандалинцев В.Г. Сбалансированное управление предприятием.: Учебное пособие. - М.:КноРус, 2010

  4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Разработка управленческих решений.: Учебное пособие для Вузов. ИЗД - 2. - М.:КноРу, 2010

  5. Литвак М.Е. Как найти хорошего работника и хорошую работу? ИЗД. 2-Е, Изд-во : РнаД.:Феникс, 2010.

  6. Мацусита К. Принципы успеха. – Изд - тво: М.:Альпина Паблишер, 2010

  7. Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования "Человека работающего": Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, ИЦ РИОР, 2010.

  8. В.Е.Ланкин Менеджмент организации: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

.

  1. Бланк Уоррен 108 навыков прирожденных лидеров. /Пер. с англ. – СПб.: «Изд – во «ДИЛЯ», 2006

  2. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Кови Стивен Р. : Пер. с англ. – 2 -е изд. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.

  3. Кови Ст. Р. Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови ; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.


б) Дополнительная литература:


  1. Шермерорн Дж., Хант Дж, Осборн Р. Организационное поведение, 8 – издание. / Пер. с англ. Под ред. Е. Г. Молл. – СПб. : Питер, 2004.

  2. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7 –го изд. – М.: ИНФРА – М., 1999

  3. Боно, Э. Параллельное мышление / Э. Боно; пер. с англ. П. А. Самсонов. – Мн.: «Попурри», 2007.

  4. Вагин, И.О. Вожак, или лидер в России / Игорь Вагин; худож. В. Родин. – М.: АСТ : Астрель: Люкс, 2005.



  1. Пихало В.Т., Ефремова Ю.Е., Петрова С.А., Управление персоналом организации: Учебное пособие. - М.

  2. Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. - М.: ГИППО (HIPPO), 2004. - 122 с.

  3. Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.

  4. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2002. - 288 с.

  5. Тэйлор Д. Голая правда о... лидере / Перевод с англ. - М.: Фаир-пресс, 2005. - 255 с.

  6. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. I: Сборник статей / Отв.ред. Е.В.Кудряшова. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. университета, 2001. - 136 с.

  7. Наир К. Высокий стандарт лидерства: Уроки из жизни Ганди. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005.

  8. О'Лири Д. Принципы центуриона: уроки боя для лидеров на линии фронта / Перевод с англ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 294 с.

  9. Лоуб М., Киндел С. Лидерство для "чайников" / Перевод с англ. - М.: Диалектика, 2005. - 385 с.

  10. Манц Ч.К. Уроки лидерства Иисуса Христа: Практические уроки для современной жизни / Перевод с англ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 216 с.

  11. Крестов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С.73-78.

  12. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб.: Питер, 2001.

  13. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина, 2005. - 301 с.

  14. Гржелаковски М. Мама - лучший лидер: 50 женщин меняют привычные для компаний лидерские традиции. - Р н/Д.: Феникс, 2005. - 285 с.



  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:

- оборудованные кабинеты и аудитории,

- компьютерные классы,

- аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения,

- лаборатории и т.д.

(выбрать из имеющегося перечня и дополнить)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению ____________________________________________(квалификация (степень) «бакалавр»)

Автор(ы) Еговцева Л.Н. к.ф.н. доцент. Еговцева Л.Н.

Рецензент(ы) Корнова Г.Р.- доцент, к.э.н. кафедра туризма и гостеприимства
Программа одобрена на заседании Совета по учебно-методическим вопросам и качеству образования

от ___________ года, протокол № ________.

Приложение 1

Взаимосвязь компетенций, видов учебной работы, образовательных технологий, форм контроля

По дисциплине

Компетенция (код)


Вид учебной работы (шифр)

Образовательные технологии (шифр)

Формы контроля (шифр)

ОК-5-080200-00

Л, П з, Ср

ОТ – 1, ОТ – 11

ФТК – 3

ОК-8-080200-00

Л, П з, Ср

ОТ – 1, ОТ – 10, ОТ - 11

ФТК – 6, 15

ОК-19-080200-00

Л, П з, Ср

ОТ – 1, ОТ – 10, ОТ - 14

ФТК – 3, 12

ПК-4-080200-00

Л, П з, Ср

ОТ – 1, ОТ – 22, ОТ - 31

ФТК – 6

ПК-5-080200-00

Л, П з, Ср