microbik.ru
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО

от 24 января 2007 г. N 01-26/05-01
О ПРИНЯТИИ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ДЕТЕЙ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В 2006 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Рособрнадзором проведены проверки исполнения законодательства Российской Федерации по соблюдению права детей с отклонениями в развитии на образование.

Результаты проверок Рособрнадзора, Генеральной прокуратуры Российской Федерации свидетельствуют о серьезных нарушениях и недостатках в работе органов управления образованием субъектов Российской Федерации в этой области.

Так, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы управления образованием, образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают организацию и получение инвалидами основного общего, среднего (полного) общего образования по индивидуальной программе реабилитации.

Выявлены нарушения прав детей-инвалидов и детей-сирот на получение социальной поддержки в части организации питания и выделения бюджетных средств на приобретение воспитанникам одежды, обуви, мягкого инвентаря.

В ряде территорий нарушаются требования вышеназванного Закона о создании надлежащих условий для реализации детьми-инвалидами права на дошкольное образование в части необходимого количества групп в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ), а также норм их предельной наполняемости, которые должны устанавливаться в зависимости от категории детей и их возраста. Существующая сеть ДОУ компенсирующего вида не в полной мере удовлетворяет потребности в них детей с отклонениями в развитии. Имеет место тенденция открытия специальных групп для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата в ДОУ при отсутствии кадрового и программно-методического оснащения.

В нарушение ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) не все дети-инвалиды, имеющие для обучения физические и психические возможности, обучаются, так как в ряде территорий отсутствуют необходимые виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп). В основном отсутствуют образовательные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи. В имеющихся образовательных учреждениях нарушаются нормы предельного числа обучающихся в классах, объем максимально допустимой нагрузки. Отмечено, что интегрированный процесс обучения детей данной категории протекает стихийно, в ряде случаев без достаточной подготовленности общеобразовательных учреждений общего назначения, в отсутствие специалистов-дефектологов.

Комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) осуществляется по заключению психолого-медико-педагогических комиссий. Однако в ряде территорий в нарушение Положения о психолого-медико-педагогической комиссии они не являются межведомственными и независимыми, зачастую функционируя на общественных началах.

В нарушение Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, направление и перевод детей с отклонениями в развитии в специальные (коррекционные) образовательные учреждения в ряде проверенных образовательных учреждений производятся без согласия родителей (законных представителей) и заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Органами управления образованием уделяется недостаточное внимание проблеме кадрового обеспечения специального образования. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения не в полной мере обеспечены педагогами-дефектологами, а также медицинскими работниками, в том числе детскими психиатрами.

Отмечены отдельные нарушения в организации образовательного процесса. Не соблюдаются требования к созданию безопасных условий жизни и здоровья обучающихся (здания образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии требуют капитального ремонта, часть из них находится в аварийном состоянии). В ряде регионов отсутствуют необходимые помещения для организации образовательного процесса (коррекционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового обучения). Мастерские для организации трудового обучения ряда проверенных образовательных учреждений не оснащены необходимым оборудованием, инструментами со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников. Не во всех специальных (коррекционных) учреждениях проводятся систематические медицинские профилактические осмотры детей.

Нарушаются права детей-инвалидов по обеспечению необходимым количеством учебников, пособий, слуховых аппаратов и других технических средств, литературы, напечатанной по специальным методикам.

Деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется нормативными и правовыми документами, разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. Лицензирование и государственная аккредитация указанных образовательных учреждений относятся к компетенции субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, как показали результаты проверок, отдельные образовательные учреждения на момент проверки не имели лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Отмечены нарушения лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса. Уставы ряда проверенных школ не соответствуют ст. 13 Закона (не указано основание приема детей в ДОУ и специальное (коррекционное) образовательное учреждение; нарушен принцип добровольности пожертвований со стороны родителей).

В ряде проверенных образовательных учреждений в нарушение п. 2 ст. 16 Закона руководство образовательных учреждений не знакомит родителей при приеме их детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение с уставом образовательного учреждения, учредительными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Остается актуальной проблема профессиональной подготовки детей и подростков с отклонениями в развитии, их трудоустройства.

Органами управления образованием ослаблен контроль за ведением документов строгой отчетности в проверенных образовательных учреждениях, отмечены нарушения прав детей при получении документов государственного образца.

В соответствии с вышеизложенным и учитывая важность проблемы обеспечения конституционных прав на образование детей с отклонениями в развитии, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить проведение соответствующей работы по созданию необходимых условий для реализации детьми-инвалидами конституционного права на дошкольное образование, основное общее, среднее (полное) общее образование, в том числе и по индивидуальной программе реабилитации.

2. Принять меры по развитию сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и обеспечению надлежащего их финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и защиты прав инвалидов в Российской Федерации, а также с учетом потребности граждан.

3. Провести проверки специальных (коррекционных) образовательных учреждений, обратив особое внимание на:

- комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- разработку индивидуальных программ для интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии;

- приведение в соответствие с действующим законодательством учредительных и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность коррекционных учреждений;

- профессиональную подготовку и трудоустройство детей и подростков с отклонениями в развитии.

4. Разработать и реализовать мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров для системы специального образования.

5. В срок до 15.04.2007 направить в Рособрнадзор информацию о результатах проверок и планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и совершенствованию работы по обеспечению соблюдения права детей с отклонениями в развитии на образование.
Руководитель

Федеральной службы

В.А.БОЛОТОВ