microbik.ru
1 2 ... 9 10


министерство транспорта российской федерации

(минтранс россии)

федеральное агентство воздушного транспорта

(росавиация)

фгоу впо «Санкт-Петербургский государственный

Университет гражданской авиации»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор Университета ГА


____________Смуров М.Ю.

«____»_____________2007г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Специальность 030501 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Санкт-Петербург

2007

Налоговое право

курс лекций

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие, предмет, источники, система налогового права

    1. Налоговая деятельность государства, ее понятие и роль

1.2. Предмет и понятие налогового права

1.3. Налоги как составная часть государственных доходов

    1. Понятия налога и сбора

1.5. Налоговая система. Система и источники налогового права

Тема 2. Налоговый закон, налоговые правоотношения

2.1. Элементы закона о налоге

2.2. Субъект налогообложения

2.3. Объект и предмет налогообложения

2.4. Налоговая база и налоговая ставка

2.5. Налоговый период, отчетный период и сроки уплаты налогов

Тема 3 Налоговый контроль, налоговые правонарушения, налоговая ответственность

3.1. Налоговый контроль

3.2. Налоговые правонарушения и общие положения об ответственности за их совершение

3.3. Защита прав налогоплательщиков

Тема 4 Федеральные налоги

4.1. Налог на добавленную стоимость

4.2. Акцизы на отдельные группы и виды товаров

4.3. Таможенный тариф

4.4. Платежи за пользование природными ресурсами

4.5. Налог на прибыль предприятий

4.6. Государственная пошлина

4.7. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

4.8. Сбор за использование наименования «Россия

4.9. Единый социальный налог

Тема 5. Региональные налоги

5.1. Подоходный налог с физических лиц

5.2. Налог на имущество предприятий

5.3. Лесной доход (платежи за пользование лесным фондом)

5.4. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов

5.4.1. Транспортный налог

5.5. Налог на игорный бизнес
ТЕМА 6. Местные налоги

6.1. Налог на имущество физических лиц

6.2. Земельный налог

6.3. Налог на рекламу

ТЕМА 7. Особые налоговые режимы

7.1. Упрощенная система налогообложения.

    1. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

7.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

7.4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

(единый сельскохозяйственный налог)

ТЕМА 8. Основные характеристики системы налогового законодательства России

и пути ее совершенствования

8.1. Современное состояние налоговой системы России

8.2. Перспективы развития российской налоговой системы

8.3. Российское налоговое законодательство и международное налоговое право

Тема 1. Понятие, предмет, источники, система налогового права


    1. Налоговая деятельность государства, ее понятие и роль


Налоговое право является частью отраслевой дисциплины финансовое право – ее подотраслью. Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. е. финансовую деятельность. В рамках этой деятельности значительную роль играет процесс формирования бюджетов: федерального, субъектов федерации и бюджетов муниципальных образований системы местного самоуправления. Основным источником формирования бюджетов являются налоги.
Итак, налоговая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).
Финансовая деятельность государства в целом и налоговая деятельность, в частности, выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.
Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется в форме прямой финансовой поддержки, - выделения средств на определенные планы, программы и т.п. А так же и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т. п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной.

Налоговой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

Во-вторых, осуществление государством налоговых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти. Например, нормативное (законодательное) установление обязательных налоговых платежей производится представительными органами, а сбор налогов, обеспечение налоговой дисциплины, пресечение налоговых правонарушений, применение санкций к нарушителям – функции исполнительных органов.

В-третьих, сфера налоговой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.
1.2. Предмет и понятие налогового права
Предметом регулирования налогового права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия
Определение общественных отношений в качестве предмета любой отрасли права стало появляться в правовых учебниках лишь во второй половине девяностых годов и является принципиально новым подходом для российской теории права. Прежний подход определял в качестве предмета само право и практику его применения, при этом под понятием право имелась в виду система действующего законодательства.
При данном подходе функция законотворчества отдавалась политикам, а ученым юристам позволялось изучать существующее законодательство, разъяснять его нормы, исследовать их применение и, в крайнем случае, – давать рекомендации по исправлению некоторых его недостатков.
Новый подход принципиально меняет роль юристов. И если теперь предметом отраслевой науки являются общественные отношения, требующие правового регулирования, то и начинать необходимо с исследования данных отношений. Необходимо исследовать качественные характеристики общества, экономические, политические, социальные, исторические и иные предпосылки, определяющие качество и количество тех правовых ограничений, которые необходимо установить в интересах общества для его упорядочения.

Это особенно важно на поворотных моментах истории, когда возникает необходимость принципиального изменения правовой системы, как это имеет место для России в настоящий период.

Далее необходимо определить цели и задачи правового регулирования данных отношений. Это важный этап, необходимость которого пока у нас недооценивается. Любая программа общественных преобразований должна опираться, в первую очередь, на точно сформулированную цель (систему целей) и точно установленную систему задач, которые необходимо решить для достижения намеченных целей.
Кроме этого важной задачей юридической науки является установление тех объективных законов, которыми определяется правовое развитие общества, и на основе познанных законов должна быть разработана соответствующая научная теория, которой необходимо руководствоваться при осуществлении правовых преобразований.
И только после того, как мы выполним вышеуказанную предварительную работу, можно приступить к исследованию существующей системы законодательства, определению, в какой степени она соответствует нашим целям. И приступить к выработке на основе научной теории предложений по ее совершенствованию и разработке плана ее преобразований.
Только при этих условиях будут оправданными и эффективными программы: судебной реформы, налоговой реформы, земельной реформы, реформы местного самоуправления и т.п.
Наша современная юридическая наука априори принимает современную наиболее распространенную западную правовую теорию, несмотря на то, что наши условия принципиально отличны от условий правового развития западных стран.
Общественные отношения, составляющие предмет налогового права, имеют свои характерные особенности. Осуществление налоговой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение налогового права: посредством его норм налоговая система приводится в действие и используется государством.
Рассмотрим современное состояние общественных отношений, касающихся области налогового регулирования.
Состояние нашей экономики, наши бюджетные ресурсы

К началу ХXI века российская государственность оказалась ввергнутой в глубочайший системный кризис:

- Государственный бюджет на 1999 год - около 20 млрд. долларов в 90 раз меньше бюджета США, в два раза меньше бюджета Финляндии, численность населения которой в 30 раз меньше, чем в России. Увеличение размера бюджета до 80 млрд. долларов в 2004 году определяется во-первых включением в состав бюджета внебюджетных социальных фондов, а во-вторых - является фактором, основанным на чрезвычайно выгодной конъюнктуре цен на нефть. После 2000 года цены на нефть увеличились с 6 долларов за баррель до 25 – 30 долларов за баррель, и как сказал Герман Греф, 70% прироста бюджета России за последние годы приходится на нефтедоллары;
- Внешний государственный долг России за 8 лет «правления Б.Ельцина» удвоился и к 2000 году достиг 160 млрд. долларов и только в виде процентов по этому долгу необходимо было ежегодно выплачивать сумму, превышающую половину годового бюджета. Благодаря выгодной конъюнктуре цен на нефть и последовательной политике, направленной на снижение внешнего долга, к 2004 году внешний долг удалось уменьшить до 110 млрд. долларов.

Однако и при этом обслуживание внешнего долга (процентные платежи) в 2004 году составляют около 7 млрд. долларов, что равняется расходам бюджета на образование, науку, культуру, промышленное и энергетическое строительство, сельское хозяйство и рыболовство вместе взятые.
- Гнет внутреннего государственного долга превысил тяжесть внешнего долга. Накануне кризиса августа 1998 года только в виде процентов по внутреннему долгу страна должна была выплачивать ежемесячно 36 млрд. рублей при общей сумме месячных бюджетных доходов - 24 млрд. рублей, что привело к внутреннему дефолту, отказу государства от выполнения своих обязательств по ГКО, ОФЗ. В 2004 году размер внутреннего долга равняется 988 млрд. руб., а его обслуживание обходится бюджету в 64 миллиарда рублей (около 2 млрд. долларов).
- При существующей налоговой системе большинство предприятий обязано выплачивать государству более 100% от прибыли.1 Уровень налогового гнета, исчисленный как доля расходов "расширенного правительства" в легальном ВВП, составляет 64%. Такого высокого процента нет ни в одной из стран, сопоставимых с Россией по величине ВВП на душу населения2.
В России до настоящего времени отсутствует научно обоснованная государственная программа реформирования налоговой системы, которая опиралась бы на объективные законы принятой нами рыночной экономики. Все налоговые преобразования осуществляются методом проб и ошибок, причем совершаемые ошибки так велики, что являются главной причиной основных бед современной России.
Именно пороки налоговой системы являются основной причиной того, что:


  • Значительно недополучаются доходы в бюджет государства и, как следствие, подрываются все государственные устои;

  • Большая половина субъектов экономики России в настоящее время действует в «теневой сфере», не подконтрольна государству, не платит налогов, предприятия легальной экономики в массовом порядке применяют т.н. «налоговое планирование», которое заключается в минимизации налоговых платежей путем совершения притворных сделок.

  • Около 80 % предприятий легальной экономики нерентабельно, суммарный долг по начисленным налоговым платежам составил 960 млрд. рублей, что соизмеримо с половиной всех налоговых поступлений за год.

  • Небывалые прежде масштабы приобрела коррупция власти. Субъекты теневой экономики вместо налогов государству «платят» взятки чиновникам и по оценке Фонда Сатарова их размер превышает 33 млрд. долларов (около половины годового бюджета страны).

  • Теневые экономические отношения породили целую систему новых криминальных отношений, включающих:

- преступное «проплачивание» антиобщественных законов (введение гладкой шкалы налога на прибыль, в то время, как во всех цивилизованных странах она является прогрессивной); отмена в 2004 году конфискации имущества в качестве меры наказания за экономические преступления; «построение пирамиды» ГКО, приведшей к полному банкротству государства в 1998 году и т.п.;

- теневые методы экономической защиты (криминальные «крыши» и взятки);

- криминальные «санкции» - заказные убийства, шантаж, криминальные «разборки»;

  • Высокий уровень налогового гнета препятствует поступлению инвестиций в производящую экономику страны и не только внешних инвестиций, но и внутрироссийские доходы не вкладываются в развитие национальной экономики, а вывозятся из страны (до 20 миллиардов долларов в год).


Современные авторы учебников по налоговому и финансовому праву, к сожалению, не знают, либо не придают значения существованию объективного закона рыночной экономики, которым необходимо руководствоваться при разработке теории налогового права. Экономистам этот закон известен в виде «кривой Лаффера».
Кривая Лаффера отображает основной бюджетный закон рыночной экономики, показывая зависимость размеров поступлений в бюджет от уровня налогообложения прибыли предприятий. В данном случае следует рассматривать не размер налога на прибыль, а все налоговые платежи, источником выплаты которых в конечном итоге является прибыль. К ним относится и НДС, и налог на прибыль предприятий, и отчисления во внебюджетные фонды, и налог на имущество предприятия, и дорожный и транспортный налоги, и налог с продаж, и земельный налог и др.
Кривая Лаффера показывает, что по мере увеличения уровня налогообложения размеры поступлений в бюджет сначала растут, затем при величине около 60% рост прекращается и начинается уменьшение поступлений. При 100% изъятии прибыли размер поступлений равен нулю. Причиной снижения размеров поступлений в бюджет является снижение стимулов к предпринимательской деятельности при уровне налогообложения более 60% и полному их исчезновению при 100% налогообложении. Предприятия либо прекращают свою деятельность, либо уходят в теневую сферу, либо продолжают работать в убыточном режиме, доживая на остатках производственных ресурсов. Именно такой уровень налогообложение был установлен в 1993 года и сохраняется до настоящего времени для 80% российских производящих предприятий. Рентабельными остаются лишь некоторые естественные монополии, предприятия торговли и предприятия сырьевых отраслей.
Для понимающих природу и объективность данного закона очевидно, что необходимо кардинальное снижение уровня налогообложения предприятий, а подоходный налог с физических лиц можно было и не снижать, так как он уменьшает лишь ту долю прибыли, которая направляется на потребление, а прогрессивная шкала подоходного налога обеспечивает частичное выравнивание уровня потребления, снижает разницу в доходах богатых и бедных, уменьшает социальное напряжение в стране.

Кривая Лаффера

Процент налоговых платежей из прибыли


Поступления в бюджет
Рис. 1



40%

20%

С
0 Размеры поступлений в бюджет
Рис.1 Кривая Лаффера

100%

80 %

60%

40%

20%

0


По установившемуся определению:

налоговое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые требуют образования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
С позиции «философии права» данное определение является легистским, приравнивающим право к совокупности юридических норм. В данном случае следует понимать, что имеется в виду «позитивное право», которое по своей философской сути правом не является.

Совокупность юридических норм может содержать в себе и неправовые законодательные установления, а также - «мертвые» (писаные и реально не действующие) нормы.

Кроме того, совокупность юридических норм может не соответствовать требованиям «эффективного права» (см. об этом конформационную теорию права, в курсе «Философия права»).
К предмету налогового права относятся закрепление структуры налоговой системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Налоговые правоотношения многогранны и многоплановы. Они возникают:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти в процессе установления и сбора налоговых платежей;

б) между налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением налоговых обязанностей перед государством;

в) между представительными и исполнительными органами власти федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в связи с введением или отменой налогов, изменением налоговых ставок,

г) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Итак, предмет налогового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.


    1. Налоги как составная часть государственных доходов

Все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным относятся доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Конституция РФ (ст. 8) государственные доходы подразделяет по социально-экономическому признаку, где за основу принимаются различные формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

К неналоговым платежам относятся: - платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина).

Государственные доходы по методу мобилизации делятся на:

- доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);

- платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства);

- поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Таким образом, налоги — это порождение государства. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Главная юридическая черта налога — односторонний характер его установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке пне влияют на характер платежа в целом.

Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев для уплаты налогов применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако в случае отступления от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение.

    1. Понятия налога и сбора

Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания и контрибуции.

Статья 8 Налогового кодекса определяет понятия налога и сбора следующим образом:

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (взнос, сбор, такса и т. п.), является неправомерным, если он не установлен законом.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, есть налоги. Например, взимаемые по приговору суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Попробуем отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги). Однако налоги никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в чью пользу уплачивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо в отношении установления различных регистраций и т. п.

В дореволюционной России считались пошлиной любые платежи в бюджет (фискальные пошлины). Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж назывался сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

1.5. Налоговая система. Система и источники налогового права

Налоговая система — совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, налоговая система состоит из следующего ряда систем:

  • система налогов (действующий комплекс налогов и сборов);

  • система контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

  • система пресечения налоговых правонарушений и преступлений.

Налоговую систему определяют как совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются следующие:

  • порядок установления и ввода в действие налогов;

  • виды налогов (система налогов);

  • порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;

  • права и обязанности налогоплательщиков;

  • формы и методы налогового контроля;

  • ответственность участников налоговых отношений.

В зависимости от основания, которое выбрано для сравнения, возможны различные классификации налогов.

Ныне действующую систему налогов и ее основные характеристики можно классифицировать по объектам и субъектам налогообложения, механизму формирования налогов, их источникам и принципам взыскания.

По субъекту налогообложения все применяемые налоги делятся на налоги с юридических лиц, которые уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, на налоги с физических лиц, которые взимаются с граждан и лиц без гражданства, и на налоги с хозяйствующих субъектов — филиалов, отделений, представительств, не имеющих статуса юридического лица.

По объекту налогообложения налоги можно классифицировать на налоги с доходов (предприятий или населения), имущества, ресурсов, а также на налоги с определенных видов сделок и прочих объектов налогообложения.

По механизму формирования можно выделить прямые налоги (подоходно-поимущественные), взимаемые непосредственное владельцев имущества, получателей дохода, и косвенные налоги (налоги на потребление), взимаемые в сфере реализации и потребления товаров и продукции, т. е., в конечном счете, с потребителей (НДС, акцизы, налог с продаж). Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог на прибыль с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый, нормальный, средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т. п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real англ. «имущество»). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от того или иного имущества или вида деятельности. Например, сложно проконтролировать водителя такси, игровой автомат. В таких ситуациях установление платы за патент на занятие или платы за игровое место в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

По источникам уплаты разделяются налоги, включаемые в себестоимость продукции (услуг, работ), налоги, относимые на финансовые результаты, и налоги, включаемые в выручку от реализации.

Приведенная классификация налогов носит условный характер, существует еще ряд классификаций.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Так, таможенные пошлины зачисляются в доход федерального бюджета РФ.

Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрыть дефицит. В качестве регулирующих налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении бюджета на конкретный год.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране с конца 1980-х гг. потребовал создания адекватной им налоговой системы. В экономике рыночного типа налоги, налоговый механизм являются одним из основных экономических регуляторов. Первостепенное значение приобретает управление доходами — процессами их формирования, распределения и использования, что может быть обеспечено прежде всего на основе налоговых методов.

В 1991 г. был принят пакет законов, включающих 16 собственно налоговых законов и три закона более широкого содержания, но также определяющих некоторые виды налогов — законы о плате за землю, о дорожных фондах, а также закон о недрах. К этим законам нужно добавить еще закон «О Государственной налоговой службе РСФСР», в котором определяется организационная сторону сбора налогов и контроля за соблюдением налогового законодательства, а также закон «Об основах бюджетного устройства РСФСР», где определяется роль и место налогов в доходах бюджетной системы РФ, порядок зачисления их в соответствующие бюджеты.

Пакет законов состоял из базового закона «Об основах налоговой системы в РФ» и отдельных законов о налогах по различным сферам деятельности, категориям плательщиков, формам доходов и накоплений.

По своей структуре и принципам построения налоговая система России в основном отражает распространенные в мировой практике налоговые системы. Практически все современные системы используют набор различных налогов, представляющих собой разнообразные формы налоговых изъятий.

С 1999 г. вступила в силу первая (общая) часть Налогового кодекса РФ. При этом практически полностью утратил силу закон «06 основах налоговой системы Российской Федерации». Система налогов (т. е. перечень законодательно утвержденных налогов) с введением в 2001 году глав II части НК постепенно трансформируется.

Законодательно принята квалификация налогов по уровню государственного регулирования.

Налоговая система РФ включает налоги трех уровней: федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. Некоторые налоги являются общеобязательными, другие налоги могут вводиться местными органами власти.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ. Федеральные налоги взимаются на всей территории России. Налоговым кодексом (ст. 13 части 2 НК РФ) к ним отнесены: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы.

Налоги субъектов Федерации (региональные) также установлены частью второй НК РФ (ст. 14), к ним отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы.
Из ранее установленных региональных налогов некоторые были обязательными на всей территории РФ (например, налог на имущество предприятий, лесной доход и некоторые другие). На федеральном уровне принимается базовый, или нормативный, закон, на основе которого органы исполнительной власти субъектов Федерации принимают региональные законы. Представительные органы власти субъектов Федерации, устанавливая региональные налоги, определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, указанных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному региональному налогу.
Местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге — законами этих субъектов РФ). До введения в полной мере второй части НК РФ часть местных налогов является общеобязательной на всей территории России: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Прочие местные налоги - налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы могут устанавливаться решениями районных и городских органов государственной власти, сборы по ним зачисляются в местные бюджеты.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых на его основе федеральных законов о налогах и (или) сборах. Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

НК РФ не предусматривает издания методических указаний и инструкций по применению законодательства органами Госналогслужбы и Минфином РФ, как это было в законе РФ №2118-1. Для налогоплательщиков и налоговых агентов обязательными к применению являются только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения. Все остальные акты ГНС обязательны только для налоговых органов (п. З ст. 30 НК РФ).

Акты Президента РФ и Правительства РФ также не входят в состав налогового законодательства.

НК РФ устанавливает исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

  • налогоплательщики и плательщики сборов;

  • налоговые агенты;

  • Госналогслужба РФ;

  • Государственный Таможенный Комитет России;

  • органы исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов (сборщики налогов);

  • органы Минфина России при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов.



следующая страница >>