microbik.ru
  1 ... 6 7 8 9 10
ТЕМА 6. Местные налоги
Согласно Основам налогового законодательства в 2004 году к местным налогам относятся:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
в) налог на рекламу. Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе;
6.1. Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц введен в действие законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщики — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности движимое и недвижимое имущество.

Объекты налогообложения — находящиеся в собственности физических лиц:

  • жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения и сооружения (недвижимое имущество);

Налоговой базой для исчисления налога на недвижимое имущество является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Ставки налогов. Ставки налогов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах ставок, установленных законом.

Ставки налога на недвижимое имущество устанавливаются в зависимости от стоимости имущества. При стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка налога составляет до 0,1 % , от 300 до 500 тыс. руб. ставка устанавливается в пределах от 0,1% до 0,3% , а при стоимости имущества, превышающей 500 тыс. руб., ставка может устанавливаться в пределах от 0,3 до 2%.

Льготы

Льготы установлены как для всех объектов налогообложения, так и по некоторым видам имущества.

Так, по всем объектам освобождаются от уплаты налога Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР, большая группа лиц, подвергшихся радиации при ядерных катастрофах и при испытаниях ядерного оружия.

Кроме того, от уплаты налога освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, гражданами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия, родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Не уплачивается налог со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования.

В соответствии с федеральным законом налог не уплачивается также с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

От уплаты налога освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 л. с.

Поскольку данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет, то органы местного самоуправления вправе предоставить дополнительные, помимо указанных в федеральном законе, льготы.

Сроки и порядок уплаты. Исчисление налогов на имущество физических лиц возложено на налоговые органы, которые вручают налогоплательщикам платежные извещения не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.
6.2. Земельный налог

Земельные отношения и плата на землю регулируются Земельным кодексом РФ, а до вступления его в силу (до 01.11.2001) регулировались Законом "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и Земельным кодексом РСФСР.

Целью взимания платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы за использование земли являются: земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 (в ред. от 30 декабря 2001 года) с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года. N 146-ФЗ; часть первая в ред. от 30 декабря 2001 года, с изм. от 9 июля 2002 года)
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 12 НК РФ).
Статья 12 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает случаи полного освобождения от уплаты земельного налога.
Органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.
Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения (Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 в ред. от 12 апреля 2002 года).
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

6.3. Налог на рекламу
Согласно Федеральному закону от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

На данный момент в систему нормативного регулирования налога на рекламу включаются следующие акты:

- Налоговый кодекс РФ;

- статья 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ";

- законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- акты представительных органов местного самоуправления.
В Санкт-Петербурге налог на рекламу установлен решением Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992 N 149 "О налоге на рекламу", которое имеет действующий характер в силу следующих обстоятельств.
Статьями 12-15 Налогового кодекса Российской Федерации определена компетенция органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в решении вопросов о налогах. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вышеуказанные статьи НК РФ вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
До настоящего времени статья 21 данного Закона не утратила силу. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи налог на рекламу может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти и местных Советов народных депутатов.
Размер ставки налога на рекламу (5 процентов), установленный с 01.04.1993 с учетом пункта 10 решения Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 25 мая 1993 года N 66, остается неизменным.
ТЕМА 7. Особые налоговые режимы
7.1. Упрощенная система налогообложения.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, раздел VIII_1 НК РФ "Специальные налоговые режимы” был дополнен главой 26_2 "Упрощенная система налогообложения”.

Упрощенная система налогообложения в силу ч. 1 ст. 18 НК РФ является специальным налоговым режимом, т. е. особым порядком исчисления и уплаты налогов, применяемым в случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Важность главы 26_2 Кодекса как института налогового права не исчерпывается определением соответствующего специального налогового режима. По своему значению для налогоплательщиков - субъектов упрощенной системы - глава 26_2 НК РФ закрепила одну из форм налогового планирования, направленного на правомерное уменьшение обязанностей по уплате налогов. Признаком, относящим упрощенную систему налогообложения к форме налогового планирования, выступает то обстоятельство, что согласно прямому указанию п. 1 комментируемой статьи упрощенная система применяется наряду с общей системой налогообложения, и переход на упрощенную систему осуществляется по добровольному волеизъявлению налогоплательщика. Очевидно, что такое волеизъявление налогоплательщика может иметь место в связи с намерением правомерно уменьшить совокупную налоговую нагрузку.
Необходимо учитывать, что упрощенная система налогообложения, вводимая главой 26_2 НК РФ, имеет ряд принципиальных отличий от упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, установленной до 1 января 2003 г. Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Такими принципиальными отличиями являются, в частности, следующие:
1)Упрощенная система налогообложения, применяемая с 1 января 2003 г., не обязывает налогоплательщика получать разрешение налогового органа на переход к данной системе, одним из проявлений которого выступала выдача налоговым органом патента.

С 1 января 2003 г. выдача налогоплательщику специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему, главой 26_2 НК РФ не предусматривается. Налоговый орган не наделен с 1 января 2003 г. полномочиями вынести решение о переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения и выдать ему патент.

Таким образом, разрешительный порядок применения упрощенной системы налогообложения, существовавший до 1 января 2003 г., заменен на уведомительный.

2) упрощенная система налогообложения, регулируемая главой 26_2 НК РФ; устанавливается только федеральным законом. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ не вправе после 1 января 2003 г. издавать законы по вопросам установления, введения в действие и применения на территории соответствующего региона упрощенной системы налогообложения;

3) при определении объектов налогообложения (доходов или доходов, уменьшенных на величину расходов) с 1 января 2003 г. допускается в порядке и пределах, установленных главой 26_2 НК РФ, применение положений главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций” организациями и индивидуальными предпринимателями;

4) упрощенная система налогообложения, введенная в действие с 1 января 2003 г., предусматривает общее понижение налоговых ставок по сравнению с предельными налоговыми ставками, адресованными субъектам малого предпринимательства до 1 января 2003 г.;

5) упрощенная система налогообложения предполагает ведение налогового учета и представление налоговых деклараций по единому налогу;

6) обязанности налогоплательщика единого налога в рамках упрощенной системы исполняются по итогам отчетных (первый квартал, полугодие и девять месяцев) и налогового (календарный год) периодов;

Средняя численность работников для целей применения упрощенной системы рассчитывается и организацией, и индивидуальным предпринимателем. При этом средняя численность работников не может превышать 100 человек.
Налогоплательщики единого налога - организации перестают уплачивать следующие налоги:
1) налог на прибыль организаций;

2) налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с главой 21 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

3) налог на имущество организаций;

4) единый социальный налог

Налогоплательщики единого налога в рамках упрощенной системы налогообложения продолжают уплачивать:
1) государственную пошлину;

2) таможенные платежи (включая НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

3) лицензионные сборы;

4) земельный налог;

5) страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

6) транспортный налог;

7) иные налоги и сборы, не подпадающие под действие упрощенной системы.
Кассовые операции совершаются организациями, применяющими упрощенную систему, в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.
Индивидуальные предприниматели и организации - субъекты упрощенной системы налогообложения - принимают наличные деньги при осуществлении расчетов со всеми другими организациями, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “" применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Организации - субъекты упрощенной системы - обязаны, кроме того, соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, установленный Банком России.
Статистическая отчетность представляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, а также индивидуальными предпринимателями в соответствии с Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 15 июля 2002 г. N 154.
Нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, должностными лицами, ответственными за ее представление, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 13.19 КоАП РФ).

7.2. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
До 1 января 2003 г. данные налоговые отношения регулировались Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. В настоящее время они регулируются Главой 27 части 2 Налогового кодекса РФ.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности установлена Налоговым кодексом РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности относится к специальным налоговым режимам и одновременно выступает налогом субъектов.

Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональными признаются налоги, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях данных субъектов РФ.
Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ);

6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ).
Законами субъектов Российской Федерации определяются:

1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346 НК РФ;

3) значения коэффициента К, указанного в статье 346_27 настоящего Кодекса.
Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Они обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:



Виды предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность

в месяц (рублей)

Оказание бытовых услуг

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

5000

Оказание ветеринарных услуг

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

5000

Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

8000

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы

Площадь торгового зала (в квадратных метрах)

1200

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети

Торговое место

6000

Общественное питание

Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)

700

Оказание автотранспортных услуг

Количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов

4000

Разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения)

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

3000



Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты , , .

К - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях. Он определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности.
К - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
К - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


    1. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Название "соглашения о разделе продукции” (далее - СРП) является дословным переводом термина "production sharing agreement”, принятого за рубежом для обозначения отношений, складывающихся в процессе разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых между государством, на чьей территории осуществляются разработки, и инвесторами, производящими соответствующие работы.
Происходивший в период 90-х годов ХХ в. в России переход к рыночной экономике потребовал разработки новых моделей правового регулирования сложного комплекса отношений, связанных с поиском, разведкой и добычей полезных ископаемых на территории страны.
Коренное изменение экономических условий привело к поискам принципиально новых правовых инструментов управления этой группой отношений. Значимость проблеме придавала и та особая роль, которая традиционно принадлежит в российской экономике добывающим отраслям, а также жесткая зависимость ряда других отраслей хозяйства от экспорта сырья, в первую очередь энергоносителей.
Однако на практике создать необходимый правовой механизм оказалось непросто. Длительное время решению указанной проблемы препятствовали экономические трудности переходного периода, а также недостаточная упорядоченность взаимоотношений между центральными и региональными органами государственной власти и управления.
Первым шагом в этом направлении стало принятие Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами”. Однако организационно-правовые и политические условия последующих лет воспрепятствовали его реализации. Достаточно вспомнить, что в конце 1993 г., когда был издан названный Указ, важнейший вопрос - о разграничении полномочий между центром и регионами - лишь начинал осознаваться обществом во всей его глубине и сложности.
Ключевая идея разработчиков заключалась в создании равновесной конкуренции между двумя инвестиционными режимами, каждый из которых регулировался бы своими "основными” законами:
- лицензионный режим - Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах”* и действующим налоговым законодательством;
- режим СРП - ФЗ о СРП и внесенными на его основе дополнениями и изменениями в соответствующие разделы действующего российского законодательства (по недропользованию, инвестициям, налогам и т. д.).
Совмещение такого подхода с принципом проектного финансированная четко разделяло бы зоны применения двух основных законов и исключало бы возможность двойного толкования в применении того или иного раздела законодательства: проекты, реализуемые на условиях СРП, попадали бы в зону регулирования ФЗ о СРП, остальные - в зону регулирования Закона РФ "О недрах”.
Режим СРП задумывался и создавался как инструмент обеспечения оптимальной доли государственных изъятий в цене произведенного продукта. Эта доля должна определяться в процессе переговоров двух равноправных сторон (государства - собственника природных ресурсов и инвестора) о взаимовыгодных пропорциях раздела произведенной продукции и механизмах достижения этих пропорций в ходе реализации проекта. Определение оптимальной величины государственных изъятий реализуется в случае СРП путем переговоров собственника недр и инвестора по каждому индивидуальному проекту. Это дает возможность использовать в бюджетных целях не налоговые механизмы с достаточно низкой собираемостью налогов, а механизмы рентных платежей, причем со стопроцентной их собираемостью.
Одними из главных задач ФЗ о СРП являются:

- определение основных правовых условий соглашений о разделе продукции,

- установление механизма распределения между сторонами произведенной в процессе реализации соглашения продукции, взаимных прав и обязанностей сторон, порядка заключения и прекращения соглашения,

- установление ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, порядка разрешения возможных споров.
ФЗ о СРП не только является основным актом, призванным в комплексе регулировать процесс заключения, исполнения и прекращения соглашения, но и устанавливает исходные параметры, которым должно соответствовать каждое конкретное соглашение о разделе продукции.
Включение в состав НК РФ отдельной главы 26_4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции” вызвано прежде всего необходимостью четко определить особенности налогообложения, а также раздела продукции при выполнении СРП в целях создания стабильных условий работы для инвесторов, а также обеспечения соблюдения интересов государства при реализации указанных соглашений.
Главой предусмотрена возможность применения двух систем налогообложения на условиях раздела продукции:
- прямой раздел продукции;
- обычная система налогообложения при исполнении СРП.
Отличие системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции от действующей налоговой системы заключается в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей, введении льгот по уплате некоторых налогов, установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, связанных с понятием прибыльной продукции инвестора, а также в замене уплаты отдельных налогов и таможенных платежей разделом продукции.
Главой предусмотрен сокращенный перечень уплачиваемых налогов:

1) НДС, который впоследствии подлежит возмещению из бюджета;

2) налог на добычу полезных ископаемых (роялти);

3) налог на прибыль;

4) единый социальный налог (взнос);

5) платежи за пользование природными ресурсами (лесными, водными объектами, а также платежи за загрязнение окружающей среды);

6) платежи за юридически значимые действия, такие, как государственная пошлина, лицензионные сборы.

Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.
Уплата других налогов, предусмотренных действующей налоговой системой, для участников СРП заменяется разделом прибыльной продукции.

7.4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

(единый сельскохозяйственный налог)
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) как специальный налоговый режим устанавливается НК РФ и вводится в действие законом субъекта РФ об этом налоге.

Таким образом, в отношении введения в действие специального налогового режима утверждена схема, аналогичная действующей в отношении региональных налогов.

Следовательно, принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие данный налог.
Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога предполагает уплату ими этого налога, а также:

- налога на добавленную стоимость, регламентируемого главой 21 части второй НК РФ;

- акцизов (глава 22 части второй НК РФ);

- платы за загрязнение окружающей природной среды (подп. п. 1 ст. 19 Закона РФ “"б основах налоговой системы в Российской Федерации”; ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “"б охране окружающей среды”);

- государственной пошлины (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 “" государственной пошлине”); таможенной пошлины (раздел III Таможенного кодекса РФ);

- налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), регулируемого Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц”;

- налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, представляющие собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом признается полугодие.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ единый сельскохозяйственный налог является регулирующим бюджетным доходом, так как подлежит зачислению в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ по установленным нормативам. Однако данные нормативы должны определяться не налоговым, а бюджетным законодательством РФ.


<< предыдущая страница   следующая страница >>