microbik.ru
1




МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ , "ДП" №210 от 26.11.2002





Утилизация шин должна идти как по маслу

Большая помойка Петербурга "радует" своим широким ассортиментом. Среди прочего здесь постоянно присутствуют продукты автомобильной жизнедеятельности.
Опрошенные "ДП" специалисты поведали, как можно решить проблему утилизации отработанного автомобильного масла и шин.

Елена Буйнич,
ведущий специалист отдела госконтроля за обращением с отходами Минприроды Белоруссии:
"На фоне бурного роста парка автомобилей в республике отдельного рассмотрения требует проблема сбора и утилизации отбегавших свое автомобильных шин. Их угрожающе много, и к тому же они долговечны, не поддаются биологическому разложению, требуют больших площадей для хранения, могут вызвать воспламенение, а кроме того служат отличным "жилфондом" для различных насекомых, грызунов и прочей живности.
Учитывая опыт обращения с резиносодержащими отходами в Западной Европе, где эта проблема практически полностью решена, Минприроды совместно с Минторгом разработало положение о порядке обращения с изношенными покрышками и другими резиносодержащими отходами. Согласно ему каждый гражданин обязан сдавать изношенные шины в заготовительные или перерабатывающие организации, возместив при этом расходы, связанные с переработкой таких отходов.
Этот подход, прямо скажем, мало приемлемый для нашего менталитета, хотя принцип "загрязнитель платит" присутствует в законодательстве давно. Вокруг разработанного документа еще идут споры, не позволяющие придти к единому решению. С одной стороны, действительно, странно: сдавая изношенные шины, гражданин должен еще и приплатить (а ведь за стеклотару, например, платят нам). Но ведь и логика неумолима: каждый из нас -- производитель отходов, т. е. загрязнитель, и обязан чтить закон. Да и почему, собственно, "чистюля Иванов" должен собственноручно и за свой счет убирать за "грязнулей Петровым"? Ведь сбор и переработка изношенных шин стоят немалых денег. Особенно переработка, поскольку требует дорогостоящего в приобретении и эксплуатации оборудования, значительных энергетических затрат. Поэтому многие специалисты считают, что в нашей экономической ситуации нормально, что гражданин оплатит гаражно-строительному кооперативу, шиноремонтной организации или заготовительной организации "Белкоопсоюза" услуги по сбору, хранению, транспортировке и переработке изношенных шин. По предварительным подсчетам, в среднем 3 рубля за штуку. Затраты, как видим, невелики, тем более что автолюбители меняют покрышки примерно раз в 2 года, отдачу же почувствуют и современники, и потомки.
Для более удобной организации системы сбора резиносодержащих отходов планируется создать сеть заготовительных пунктов, что сократит расходы, связанные с их транспортировкой".

Лев Федоров,
доктор химических наук:
"Опасность вовлечения в оборот старых автомобильных покрышек возникает уже на стадии их хранения. Известно, что в местах складирования автопокрышек происходит загрязнение подземных вод за счет вымывания из них целого ряда токсичных органических соединений. Кроме того, существует группа органических веществ, о которых может быть и неизвестно, поскольку в разных странах при создании автомобильных покрышек используют разные пластификаторы, мягчители и т. п. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них чрезвычайно редко.
Не существует необходимых гарантий безопасности и при сжигании старых автопокрышек.
В этом процессе всегда образуются такие органические соединения, как пирен, который опасен при поступлении через кожу, фенантрен (канцероген для мышц) и др. Опасность каждого из этих органических веществ может повыситься при их совместном воздействии на человека".

Сергей Макаров,
генеральный директор ООО "Классикус" (сеть пунктов замены масла "Автоняня"):
"Мы уже больше года занимаемся созданием в городе сети постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел.
По данным Управления транспорта и связи правительства Москвы, в настоящее время в городе зарегистрировано около 2,5 млн автомобилей, в том числе более 80% легковых. К 2005 году данная цифра может возрасти на 25-30%. В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос утилизации отходов, появляющихся в результате работы частных автомобилей. Одним из самых опасных отходов при этом является отработанное автомобильное масло, которое в условиях эксплуатации такого мегаполиса, как Москва меняется практически в 2 раза чаще, чем в нормальных условиях эксплуатации. На сегодняшний день порядка 10-12 тысяч тонн отработанных масел и спецжидкостей попадает в почву, чем наносится непоправимый ущерб корневой системе, подавляется жизнедеятельность бактерий, участвующих в процессах обмена почвенного питания и органического разложения. А вблизи гаражей и стоянок автомобилей можно увидеть жирные масляные пятна на земле.
В Москве вышло два распоряжения мэра, посвященных созданию в городе сети постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел и мощностей по их переработке. В рамках этих документов и работает наше предприятие. Пока в городе функционирует 10 постов "Автоняня". На постах автовладелец может приобрести необходимое для замены автомобильное масло, масляный фильтр и другие сопутствующие товары. При этом если автомобильное масло приобретается на посту, то работы по его замене проводятся персоналом поста бесплатно. От персонала поста всегда можно получить квалифицированную консультацию по подбору масла для автомобиля, осмотреть свой автомобиль на подъемнике, а также устранить незначительную неисправность.
В 2001 году нами было собрано свыше 115 тонн отработанного масла, а в I квартале этого года -- свыше 38 тонн. Это как раз те тонны, которые уже никогда не попадут в землю. Если смотреть шире, то на таких постах можно производить сбор не только отработанного масла, но и аккумуляторных батарей, автошин, тосола".

Петр Леоненков,
заведующий кафедрой промышленной экологии КГТУ:
"Сотрудниками нашего университета разработана полимерно-битумная композиция, основными компонентами которой являются отходы термопластичных полимеров и отработанное минеральное масло (моторное, индустриальное, трансмиссионное). Разом решаются две задачи: утилизация отходов промышленного производства и создание состава, обладающего улучшенными структурно-механическими свойствами, устойчивостью к температурным колебаниям среды и хорошей эластичностью. Предлагаемая композиция может быть использована при производстве асфальтобетона, а также для изготовления мастики, которая, в свою очередь, может быть использована для изготовления гидроизоляционных покрытий и рубероида".

Яна Огаркова,
координатор проектов общественной организации "Байкальская экологическая волна":
"Масло в автомобиле ежегодно заменяют 2-4 раза. Каждая такая замена -- это 2-4 литра ценного нефтехимического сырья, которое безвозвратно теряется и наносит серьезный урон окружающей природе. Отработанное масло всего лишь от одного автомобиля за одну замену способно привести в негодность годовой запас питьевой воды для 50 человек. С другой стороны, одного литра отработки будет достаточно, чтобы произвести 250 мл высококачественного смазочного материала, что сэкономит 160 литров сырой нефти. Хорошо было бы поучиться нам у тех стран, кто уже переболел "автомобильной лихорадкой" и выработал иммунитет к ее токсичным прелестям. В Германии, к примеру, не только масла, но и фильтры, антифризы, антикоррозийные средства строго собираются и утилизируются.
В США любое моторное масло содержит залоговую стоимость, т. е. вы заранее платите за его утилизацию и переработку. Часть этих денег возвращается вам, когда вы его сдаете, в виде более дешевого нового масла, либо в виде услуг по обслуживанию вашего автомобиля. Специальный фонд содержит и затем расходует по назначению эти средства. Каждая канистра с маслом имеет надпись, призывающую сдавать и запрещающую его выбрасывать. Штрафы за вылитое масло очень существенные. Но самое главное -- это разумная и рациональная система сбора и переработки этих масел. Цистерны для приема масла со своей мини-лабораторией есть в каждом микрорайоне. Услугами автосервиса пользуются 99% водителей, так как это удобней и дешевле, чем возиться самому. В результате возникли целые нефтехимические компании, живущие исключительно на отработанных нефтепродуктах! А масляные пятна на их земле теперь большая редкость и ЧП. На всех импортных маслах вы обязательно увидите знак или надпись "сдать на переработку" и запрет на вбрасывание". (А. Н. )

Шины на большой помойке
Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются в 25 млн тонн при ежегодном приросте не менее 7 млн тонн. В России и СНГ ежегодный объем выбрасываемых автошин оценивается цифрой более 1млн тонн, при этом в Москве накапливается 50-60 тыс. тонн, в Петербурге и Ленинградской области -- около 50 тысяч тонн.
Одной из главных проблем при утилизации отходов является разработка механизма финансирования этих работ. В Австрии, Швейцарии, Финляндии введены дополнительные налоги на изготовление и /или продажу шин. Эти деньги идут на финансирование НИР, строительство предприятий по переработке, компенсацию затрат на сбор и доставку.
В настоящее время существуют следующие технологии переработки автошин:
1. Использование целых шин при изготовлении труб и звукоизолирующих покрытий вдоль автострад, защита склонов от эрозии.
2. Сжигание шин с целью получения энергии.
3. Переработка шин в резиновую крошку и порошки при низких и нормальных температурах (при изготовлении полимерных смесей и строительных материалов). Это направление считается самым перспективным, однако пока только 10% российских шин перерабатываются таким способом.
4. Получение регенерата для производства резиновых смесей и резинобитумных композиций для изоляционных и кровельных материалов (мягкой и жесткой кровли, мастик).
В странах ЕС объемы утилизации шин распределяются следующим образом: на экспорт -- 16%, на восстановление -- 12%, на регенерацию -- 9%, в гражданское строительство -- 9%, на сжигание в цементных печах -- 16%, на получение энергии -- 4%, на свалки и в запасы -- 34%.
В Москве в 2002 году организовано производство по переработке шин с годовой производительностью (по сырью) 30 тыс. тонн в год.
В Петербурге действует соглашение "О комплексной утилизации изношенных автопокрышек и других резиновых изделий", утвержденное в сентябре 1997 г.
Специалистами петербургского ЗАО "Камея" предложена схема комплексной утилизации изношенных автопокрышек в Северо-Западном регионе России, объединяющая все существующие методы переработки.
Проект предполагает на первом этапе основную массу отходов направлять на утилизацию совместно с горючим сланцем, а на последующих этапах (2003-2005 гг. ) -- увеличить объемы утилизации автопокрышек в виде резиновой крошки, регенерата и изделий технического назначения.

Ваши мнения о мусорной проблеме и предложения по ее решению присылайте редактору отдела
"Мнения и комментарии" Дмитрию Грозному. E-mail: grozny@dp. ru, факс 326-97-01, 326-97-03.





dp.ru