microbik.ru
1
Экскурсия на тему: Многообразие растений лесного сообщества
Задачи: 1) Развивать основные понятия: "растительность", "растительные сообщества" и частные понятия ( вид, ярус, лесная подстилка и др. );

  1. Расширить и конкретизировать знания учащихся о многообразии растительного мира;

  2. Выявить приспособленность растений к совместному обитанию и факторам неживой природы;

  3. Формировать умения и навыки исследовательской работы, закрепить интерес к изучению живой природы своего края;

  4. Формировать умения коллективной работы;

  5. Воспитывать у учащихся сознательное отношение к природе.

Продолжительность экскурсии: 2 ч.

Место проведения: лес в окрестностях г. Тольятти.

Предварительная работа учителя.

  1. Выбор времени проведения экскурсии.

  2. Посещение леса и выбор мест исследований.

  3. Подготовка инструктивных карточек с заданием для четырех звеньев.

  4. Предварительная работа с учащимися.

Предварительная работа с учащимися.

  1. Объявление темы, разделение на звенья ( экскурсия проводится дважды с каждой подгруппой класса разделенной на 4 звена ).

  2. Названия необходимой литературы для работы.

  3. Знакомство с видовым составом леса г. Тольятти, рассматривание гербарных образцов, фотоиллюстраций.

  4. Знакомство с правилами поведения в природе:

а) плакат " Войди в природу другом "

Рощи сосновые,

Дубравы зеленые,

Бабочки пестрые,

Птицы свободные

К вам обращаются – людям сегодняшним:

Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать на мешало:

Береги лес от пожара.

Не рви, не ломай зеленые насаждения.

Не оставляй после себя мусора.

б) беседа с использованием ситуационных вопросов.

  • Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия ?

  • Вы увидели, что ребята, оказавшиеся в лесу до вас, нарвали букеты цветов, среди которых виды нуждающиеся в охране. Как вы поступите ?

  • Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут ежика ( птенца, ящерицу и т.д. ), чтобы ухаживать за ними дома. Ваши действия ?

  • Вы увидели в лесу ребят, которые ломают ветки деревьев, сбивают ногами грибы, вырывают траву. Что вы скажете по этому поводу ?

  • Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята вместе с плодами обламывают побеги. Ваше отношение к этому ?

  • Вы увидели птенца – слетка на земле. Что вы предпримете ?

в) формирование правил поведения в природе учащимися класса.

г) два ученика подводят итог по правилам поведения зачитывая " указ леса ":

Природа разнообразна, красива и щедра, но не допускайте, чтобы эта щедрость обернулась для нее разорением:

  1. В лесу вы – гости. Старайтесь меньше беспокоить птиц, зверей, насекомых.

  2. Если встретите маленьких птенцов, оставьте их на месте, не берите с собой. Ни кто не создаст им лучших условий для роста и развития, чем родители.

  3. Бережно относитесь к растениям: собирая цветы, мы лишаем природу ее красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи.

  4. В лесу соблюдайте тишину.

  5. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню. Ходите в лесу только по тропинкам.

  6. Соблюдайте чистоту в лесу.

  7. Покидая лес посмотрите, что вы оставляете после себя. Пусть после вашего ухода останется зеленым, трава пушистой, а ваша совесть чистой.

Подготовка учащихся к экскурсии.

  1. ознакомление с задачами экскурсии, характером работы и порядком оформления;

  2. подготовка оборудования;

  3. изучение дополнительной литературы.

Оборудование.

тетради ( блокноты ), карандаши, ручки, рулетки, равнобедренные треугольник, колышки, компас и др.

Ход экскурсии.

Экскурсия состоит из нескольких этапов:

I. Первый этап. ( место сбора ).

1) Вводная беседа по вопросам:

  • что такое "растительное сообщество" ?

  • что такое лес ?

  • какие леса вы знаете ?

  • какие из низ встречаются в нашей местности ?

  • как человек обязан относиться к лесу ? ( закрепление правил поведения в природе ).

2) Инструктаж о ходе работы, объяснение правил работы с инструктивными карточками.

II. Второй этап. ( самостоятельная работа учащихся ).

Инструктивная карточка № 1 ( звено первое )

Изучить состав древесного и кустарникового ярусов леса г. Тольятти.

  1. Заложите пробную площадку размером 10  10 м.

  2. Определите видовой состав деревьев и их количества.

  3. Определите высоту и диаметр деревьев.

  4. Определите видовой состав кустарников, их высоту.

  5. Определите подрост каких видов имеется на площадке и в каком количестве.

  6. Определите, есть ли проростки семян деревьев, их количество и вид древесной породы.

Наблюдения занесите в таблицу.

Название породы

Количество

( шт. )

Высота

( м. )

Диаметр

( см. )

Подрост

количество

Проростки

количество

Например

1.Сосна обыкновенная и т. д.

5

20 – 25

60 – 80

-

2



Инструктивная карточка № 2 ( звено второе )

Изучить видовой состав травянистого яруса леса

  1. Определить проективное покрытие почвы ( в % ).

  2. Определите виды травянистых растений, встречающихся на площадке.

  3. Используя шестибальную шкалу определите обилие трав разных видов.

  • обильно – 6

  • очень много – 5

  • довольно много, разбросано – 4

  • изредка – 3

  • мало – 2

  • единично, очень мало – 1

4) Определите фенофазу растений:

вегвегетативное состояние,

б – бутонизация и колошение,

ц – цветение,

п – плодоношение.

Все результаты занесите в таблицу

Название вида

Обилие

Фенофаза

Например

1) Ландыш майский


6


б, ц, вег


Инструктивная карточка № 3 ( звено третье )

  1. Заложите 5 – 6 площадок размером 1  1 м. на пробном участке.

  2. Измерьте сомкнутость кроны в десятых долях от единицы над метровкой.

  3. Измерьте толщину лесной подстилки.

  4. Определите виды травянистых растений на участке 1  1 м.

  5. Определите проективное покрытие почвы травами.

Данные занесите в таблицу.



п/п

Название растения

Толщина

подстилки, см.

Сомкнутость кроны (в долях)

Проективное покрытие (в %)

1.

Например

Ландыш майский

Чистотел большой и т. д.


2


0,4


60



Инструктивная карточка № 4 ( звено четвертое )

Изучить расположение деревьев и кустарников на площадке и составление схемы ( вид сверху ).

  1. Определить характер размещения деревьев на участке 10  10 м.

  2. Определите особенности расположения кустарников на участке.

  3. Введите условное обозначение для каждого вида деревьев и кустарников.

  4. Начертите схему в масштабе 10  10 см. размещение видов по территории ( вид сверху ).

Например:



1 – сосна обыкновенная

2 – дуб обыкновенный

3 – клен остролистный

4 – осина

5 – малина обыкновенная

6 – вишня степная

7 – бузина красная

8 – бересклет бородавчатый

III. Третий этап. ( подведение итогов ).

Обобщение результатов наблюдения и подведение учащихся к выводы о многообразии растений в природе их совместном произрастании.

  1. Каждое звено отчитывается о проделанной работе и сообщает результаты исследования.

  2. Формулировка выводов работы.

IV. Четвертый этап (оформление результатов в виде реферата ) – выполняется по образцам работ учащихся в классе или дома.

V. Пятый этап.

На основе результатов наблюдений учащиеся готовят рассказ о многообразии растений леса.