microbik.ru
1
Моделирование способов проверки безударного падежного окончания существительных

Разработала:

Витушкина Э.В., учитель начальных классов

Цели:

1. Рассмотреть тему «Проверка безударного падежного окончания существительных» сквозь призму метапредметности «модель и способ».

2. Формировать универсальные учебные действия:

метапредметные

Учебные: анализ ситуации, моделирование; нахождение способов проверки; выполнение работы по образцу; создание творческого коллективного продукта; систематизация знаний с помощью модели- таблицы.

Коммуникативные: работа в группе; защита проекта; публичное выступление

Личностные: формирование адекватной самооценки; формирование рефлексивных действий;

предметные

-нахождение орфограммы; согласование слов в предложении; развитие устной речи.


Этап


Деятельность учащихся


Средства


Компетенции

  1. Создание позитивного настроя, ситуации успеха

- Начать урок хочу с приятного известия.

Почти все ребята нашего класса участвовали в Российском конкурсе «Познание и творчество». Многие уже получили свидетельства и грамоты, подтверждающие участие.

В школу пришел новый пакет с вашими достижениями.

(Вручение грамот)

Свидетельства

Формирование самооценки

  1. Постановка учебной задачи.

- Очень приятно получать награды за свой интеллектуальный труд.

- Каким способом можно добиться этих достижений?

(стараться, трудиться, доп. литер., и т.п.)

- Какова модель (варианты, пути) действий, чтобы достичь данного результата?

(Выбор номинации – выполнение з. – отправка – результат)

Поскольку вы умеете моделировать свои действия, знаете способы достижения цели, поэтому и результат так хорош.

СПОСОБ, -а, м. Действие или система дей- ствий, применяемые при исполнении какой-н. работы, при осуществлении чего-н.

МОДЕЛЬ - Модель – обобщенное представление о процессе, явлении в природе, обществе, произведении. Модель можно преобразовать.


Формирование понятийного аппарата: модель, способ
Формирование умения анализировать

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Кроме грамот, письмо содержит следующее обращение:

Дорогие ребята! Учитывая высокую активность вашего класса (в данном случае по математике), предлагаем вам поучаствовать в создании сборника задач для учащихся начальной школы.

Вам необходимо составить 3 текста к задачам.

Начало условия и вопрос у каждой задачи уже имеется. Составьте основное содержание задач из предложенных слов. Слова можно изменять.

Просим использовать вместо данных переменное значение (Х или У), т.к. задачи будут адаптированы для учащихся разного возраста.

Присылайте задачи по адресу, указанному на конверте.

Руководители Российского конкурса номинации «Познание и творчество»







  1. Создание творческого продукта



  1. Защита группового проекта



Групповая работа

Дети получают листы А-3 с заданиями.

Напишите на листе текст получившейся задачи (черным фл.)
Можно предложить смоделировать условие задачи

Задачи составлены. Вы понимаете, что задачи должны быть не только интересные, но и грамотно составлены

- Какую орфограмму мы учились проверять на последних уроках русского языка?

(Безударное падежное окончание имени сущ.)

- Проанализируйте тексты задач, подчеркните слова, в которых есть данная орфограмма (синим фл.)

- Наверняка не случайно нужно составить 3 задачи. С чем это связано?

( 3 типа склонения)

- Проанализируйте, к какому типу склонения относятся ваши слова. Спрашиваю.

- С каким склонением мы уже знакомы?

- Какие способы проверки вы знаете?

помощью табл; слова-помощника)

- В чем отличие слова-помощника от любого другого слова?

( У него ударное окончание)

- Нет ли в ваших задачах слов-помощников, чтобы проверить безударные падежные окончания? (Красным фл.)

Продолжают работать в группах, проверяют падежные окончания.

Переходим к защите групповых проектов.

  1. Прочитать весь текст задачи

  2. Указать слово-помощник (река, слон, степь)

  3. Попытаться ответить на последний риторический вопрос задачи

- Тексты задач проверены, ошибок нет. Осталось их напечатать и отправить по назначению.

Кто мне может помочь?

- Какой способ проверки вы использовали? (слова-помощники)

1 Щука и лягушка живут на одной реке.
Нужно добраться, лягушка, (до) щука, Х часов,

нужно добраться, щука, (до) лягушка, У часов.

Во сколько раз щука расторопнее лягушк_ и есть ли вероятность, что она её съест?
2 Слона отправили учиться в школу.
На первом (урок), мечтал, (о) завтрак,

на втором (урок) – (об) обед,

на третьем (урок) – (об) ужин.
Сколько времени слон дума о еде, если урок длится Х минут.
3Мыши живут в степи и поле.
(У) мышь, (в) степь, Х кг, (у) мышь, в поле, в 3 раза больше
На сколько кг запас полевой мыш_ больше и почему такая несправедливость?



Умение выполнять действия по предложенному заданию.
Формирование умения согласовывать слова в предложения.
Формирование коммуникативных компетенций.

Формирование умения публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения, мнение группы

Формирование умения анализировать

  1. Систематизировать способы проверки

Попытаемся работу с данной орфограммой систематизировать.

( Справочник таблица)
Имеем ли мы право ее заполнить сегодня до конца?

(Да, т.к. выяснили, что есть слова-помощники и у др. скл.)

Заполним пропуски, используя слова-помощники

- Сколько способов проверки отражает данная таблица?

(Два)

- Какой из них верный?

(Оба)

- Какой удобен для вас лично?

Слайд




1скл.

2скл.

3 скл.

Р.п.

-ы,-и







Д.п.









П.п









Река






1скл.

2скл.

3 скл.

Р.п.

-ы,-и






Д.п.








П.п







Река Слон Степь




  1. Создание модели

- Можно ли создать модель, отражающую способы проверки безударного окончания?

(модель заносим под таблицу)




Формирование умения моделировать проблему

  1. Самооценивание

- Оцените на линеечке на сколько вам понятны способы проверки, поставьте дату.




Формирование самооценки

  1. Контроль и оценка



- Предлагаю проверить ваше умение применять открытые вами способы проверки данной орфограммы. ? коллективно?

Задание

Изменяя слова, составь из данных слов предложение

Изменяя слова, составь из данных слов предложение

можно, способ, отразить, любой, (в) модели, (для) достижение, цель

Варианты ответов:

( 1.В модел_ можно отразить любой способ достижения цел_.
2.Любой способ достижения цел_ можно отразить в модел_.
3.Для достижения цел_ в модел_ можно отразить любой способ)
Выбираем вариант, предложенный детьми.

- Запишите предложение, учитывая изученную орфограмму.

Определим критерии оценки.

Сколько слов содержат данную орфограмму?

2б. – слабая позиция;

1б. – аккуратность

Поставьте предполагаемую оценку
- Кто справился с работой?

- Кто допустил ошибки? Какие?

- Кто завысил (занизил) свои возможности?

- Кто оценил себя адекватно?

- Кому было все понятно?
- Какова цель урока?

(Составить тексты задач по математике.

Применить

способы проверки безударного падежного окончания и смоделировать эти способы)

-На каких школьных предметах мы используем понятия «модель и способ»? Приведите примеры

Цели достигнуты? (Да)

Каким способом?

( Работали в группах, сообща, находили верное решение)


Итог коллективной работы на слайд

Любой способ достижения цел_ можно отразить в модел_.

Желающие вставляют буквы на доске

Любой способ достижения цели можно отразить в модели. Может порядок слов быть и другим!

Проверка: ребенок орфографически диктует написанное предложение



Формирование умения согласовывать слова в предложения

Формирование умения публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения


Формирование рефлексивных действий