microbik.ru
1 2 3 4
   


УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ




МОНТАЖ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ



Общие сведения

    
    
    До начала монтажных работ должны быть закончены строительные работы по зданию (сооружению), фундаментам и каналам.
    
    Монтаж оборудования, арматуры и трубопроводов производится следующими подъемно-транспортными механизмами с массой поднимаемых узлов, т:
    
    - переносная тренога с талью - до 0,3;
    
    - таль с кошкой - 0,4-0,5;
    
    - подвесная кран-балка - 0,6-3;
    
    кран мостовой:
    
    - ручной - 3,1-10;
    
    - электрический - более 10.
    
    

Ревизия насосов

    
    
    Насосные агрегаты, поступающие на место монтажа в сборе с заглушенными и опломбированными патрубками, промываются для снятия консервирующей смазки и проверки состояния шеек валов, подшипников и сальников. Насосы, поставляемые в разобранной виде отдельными узлами, подвергаются ревизии по сочлененным узлам. Осевой разбег ротора насоса должен находиться в пределах, указанных заводом-изготовителем.
    
    К подшипникам скольжения предъявляются следующие требования.
    
    1. Вкладыши подшипников должны плотно и равномерно прилегать к соответствующим расточкам в корпусах: число пятен на 1 см при проверке прилегания на краску должно составлять не менее двух.
    
    2. Прилегание шеек вала ротора к вкладышам подшипников должно быть равномерным по дуге, равной 60°, и при проверке прилегания на краску давать не менее трех пятен на 1 см.
    
    3. Размеры зазоров между шейкой вала ротора и вкладышем должны составлять: верхнего - 0,0015-0,002D, боковых - 0,001-0,0015D (где D - диаметр шейки вала).
    
    4. Величина натяга вкладыша должна составлять 0,05-0,15 мм. Поверхности шеек валов не должны иметь рисок, коррозионных пятен и забоин; конусность шеек не должна превышать 0,02 мм. Биение шеек валов, уложенных в подшипники, с насаженным рабочим колесом и полумуфтами должно быть не более 0,02 мм, а торцовое и радиальное биение жестких полумуфт и радиальное биение упругих полумуфт - соответственно 0,04 и 0,06 м,
    
    Полумуфты должны быть насажены на валы насоса и электродвигателя настолько плотно, чтобы щуп толщиной 0,03 мм не входил между ступицей полумуфты и валом. При сборке насосов после ревизии или ремонта необходимо проверить соответствие зазоров нормам, указанным в табл. 1 и 2.
    
    

Минимальные и максимальные зазоры между уплотнениями вращающихся и неподвижных деталей (с каждой стороны), мм

    

Таблица 1

    

Диаметр вращающихся деталей в замеряемых местах, мм

Зазоры

Диаметр вращающихся деталей в замеряемых местах, мм

Зазоры

120-180

0,2-0,3

800-1200

0,8-1,2

180-260

0,25-0,35

1200-1600

1,2-1,6

260-360

0,3-0,4

1600-2000

1,6-2

360-500

0,4-0,5

2000-2500

2-2,5

500-800

0,6-0,8

 




    
    
Минимальные и максимальные зазоры между валом насоса и втулками напорного и всасывающего патрубков, мм


Таблица 2

    

Диаметр вращающихся деталей в замеряемых местах, мм

Радиальный зазор между валом насоса и втулками патрубков (с каждой стороны)

 

напорного

всасывающего

30-50

0,085-0,2

0,17-0,28

50-80

0,1-0,23

0,2-0,33

80-120

0,2-0,26

0,23-0,39

120-180

0,26-0,3

0,27-0,44

180-240

0,3-0,4

0,3-0,5

    
    Примечание. При лигнофолевом вкладыше подшипника зазоры устанавливаются по верхним пределам, при подшипниках зазоры следует увеличивать на 0,05-0,08 мм.
    
    

Монтаж насосных агрегатов

    
    
    Монтаж и центровка горизонтальных насосных агрегатов. Монтаж центробежных горизонтальных насосов начинают с установки плит или рам на фундамент и выверки их в плане, по высоте и горизонтали. Допускаются отклонения плиты (рамы) в плане и по высоте до 10 мм, а по горизонтали до 0,1 мм на 1 м длины плиты. Узлы насосных агрегатов устанавливают на общей раме или на отдельных рамах (рис.1 и 2).
    
    



         

Рис.1. Установка насосных агрегатов на общей фундаментной раме

    
    1 - насос;
    
    2 - электродвигатель.
    
    
    Фундаментные рамы устанавливают на прокладки и крепят к фундаменту с помощью глухих или анкерных болтов. Прокладки помещают по обе стороны каждого болта и по всему периметру рамы через 300-1000 мм в зависимости от ее жесткости. Число прокладок по высоте не должно превышать пяти, включая тонколистовые, применяемые для окончательной выверки. После подливки рамы бетоном и затвердевания его до проектной прочности выполняют затяжку болтов. Окончательная центровка агрегата производится с помощью прокладок, помещенных между опорной поверхностью рамы и лапами двигателя. Установка прокладок под опорные поверхности гидромуфт и редукторов, а также под опорные поверхности насоса в агрегатах без гидромуфт и редукторов не разрешается и допускается только при наличии указаний завода-изготовителя. Плотность прилегания поверхностей прокладок друг к другу, а также к опорным поверхностям фундаментных рам (плит) и установленному на них оборудованию, проверяется щупом. Щуп толщиной 0,05 мм не должен входить в стык сопряженных поверхностей.
    
    



         

Рис.2. Установка насосных агрегатов на раздельных фундаментных рамах

    
    1 - насос;
    
    2 - электродвигатель.
    
    
    Если горизонтальный насосный агрегат поступает на монтаж отдельными узлами, то в агрегатах без редуктора электродвигатель прицентровывают к выверенному и закрепленному на раме насосу, а в агрегатах с редуктором насос и электродвигатель - к выверенному и закрепленному редуктору. В агрегатах с трубопроводом насос прицентровывается к закрепленному трубопроводу, а в агрегатах с гидромуфтой редуктор, насос и электродвигатель - к выверенной и закрепленной гидромуфте.
    
    При центровке насосных агрегатов с клиноременной передачей следят за тем, чтобы оси валов электродвигателя и насоса были параллельны, а канавки шкивов - расположены без смещения относительно друг друга.
    
    Насосные агрегаты горизонтального исполнения на общей фундаментной плите-раме или на раздельных плитах-рамах перед подливкой бетонной смесью выверяют по высотным отметкам относительно репера или насечки по высоте, а также проверяют положение насосного агрегата по осям в плане и в горизонтальной плоскости. Для этого натягивают горизонтально-продольные и поперечные струны (рис.3). На струны подвешивают отвесы так, чтобы они совпали с соответствующими насечками, нанесенными на фундамент. На натянутые и закрепленные продольные струны каждого насоса или группы подвешивают отвесы таким образом, чтобы один отвес совпал с центром всасывающего патрубка насоса и насечкой, нанесенной на фундамент. Второй отвес должен совпасть с осью электродвигателя и насечкой. Поперечную струну необходимо натягивать, если одновременно устанавливают два или несколько насосов в одном ряду. При этом отвесы, опущенные с натянутой струны, должны совпасть с центрами нагнетательных патрубков (см. рис.3). При монтаже насосов, работающих на горячих жидкостях, обязательно проверяют зазор в продольных шпонках и зазор между дистанционной втулкой и отверстиями в лапах насоса. Они должны соответствовать зазорам, указанным в паспорте насоса.
    
    



         

Рис.3. Натяжение струны для проверки установки насосов

    
    1 - насос;
    
    2 - отвес;
    
    3 - струна;
    
    4 - плита;
    
    5 - фундамент;
    
    6 - насечка осевая;
    
    7 - электродвигатель.
    
    
    При монтаже насосного агрегата, имеющего раздельные опорные рамы или плиты, следует особое внимание обращать на зазор между торцами полумуфт, который всегда указывается в чертеже.
    
    Наиболее ответственной операцией при монтаже горизонтальных насосных агрегатов является центровка валов по муфтам. Вначале выполняют предварительную, а затем окончательную центровку валов. В зависимости от конструкции муфты предварительную центровку производят линейкой и щупом или только щупом (рис.4).
    
    



         

Рис.4. Установка муфты с помощью линейки и щупа

    
    а - центровка с помощью линейки и щупа;
    
    б - центровка с помощью щупа;
    
    в - круговые диаграммы результатов центровки;
    
    1 - линейка;
    
    2 - щуп.
    
    
    Окончательную центровку валов выполняют индикаторами, устанавливаемыми с помощью магнитных присосов на полумуфтах, а при отсутствии присосов - приспособлением с индикаторами. В некоторых случаях окончательную центровку валов производят с помощью скобы и щупа (рис.5).
    
    



         

Рис.5. Центровка валов с помощью скобы и щупа

    
    а - центровка упругой муфты;
    
    б - центровка зубчатой муфты;
    
    в - положения I, II, III, IV полумуфт при совместном повороте;
    
    1 - полумуфта;
    
    2 - скоба;
    
    3 - щуп.
    
    
    Для определения величин перекоса и параллельного смещения осей делают замеры в четырех положениях при совместном повороте полумуфт на 90°. Перекос а и параллельное смещение b подсчитывают по формулам:
    

;

    
.

    
    Центровка агрегата считается удовлетворительной, если разность диаметрально противоположных замеров перекоса и параллельного смещения осей валов не превышает величин, указанных в табл. 3.
    
    

Определение величин центровки осей вала

Таблица 3

    

Частота вращения вала, мин

Допускаемые величины перекоса и параллельного смещения, мм, муфт (диаметром до 500 мм)

 

упругих кольцевых

зубчатых

>3000

0,04

0,08

1500-3000

0,06

0,1

750-1500

0,08

0,12

500-750

0,1

0,15

<500

0,15

0,2

    
    
    После центровки агрегатов подливают бетонную смесь, набивают сальники, монтируют систему смазки (если она имеется), присоединяют трубопроводы. Затем насосные агрегаты испытывают вхолостую и под нагрузкой.
    
    Монтаж и центровка вертикальных насосных агрегатов. Последовательность монтажа вертикальных насосов рассмотрим на примере монтажа насоса типа В, поступившего на площадку в разобранном виде отдельными узлами (рис.6).
    
    



         

Рис.6. Установка насоса типа В

    
    1 - электродвигатель;
    
    2 - вал;
    
    3 - насос;
    
    4 - напорный патрубок;
    
    5 - всасывающий патрубок.
    
    
    После проверки фундамента под насосы через проем для электродвигателя на нижний этаж к месту монтажа подают узлы. Вначале устанавливают фундаментные плиты насоса и предварительно выверяют их по высотной отметке металлической рулеткой, а в горизонтальной плоскости уровнем. Отклонения не должны превышать по вертикальной отметке 1 мм, а по горизонтальной 0,1 мм на 1 м, Затем приступают к центровке агрегата по вертикальной оси с помощью струны и отвеса. За базу принимают уплотняющее кольцо корпуса насоса (рис.7).
    
    



         

Рис.7. Установка и выверка корпуса насоса типа В

    
    1 - опорная плита;
    
    2 - фундаментный болт;
    
    3 - контрольная линейка;
    
    4 - брусковый уровень;
    
    5 - корпус насоса;
    
    6 - струна.
    
    
    Струну натягивают через центр насоса и статора. Зазоры между струной и уплотняющим кольцом насоса замеряют микроштихмассом и электроакустическим способом (несоосность не должна превышать 0,15-0,2мм), производят предварительную центровку насоса и статора, подливают бетонной смесью фундаментные болты и после затвердевания бетона окончательно центруют агрегат. Допустимые отклонения по соосности не должны превышать 0,03-0,05 мм После этого на нижнюю крышку корпуса устанавливают ротор насоса, ставят верхнюю крышку насоса с вкладышами подшипника и предварительно выверяют вертикальность вала насоса с помощью рамного уровня: допустимое отклонение от вертикали не должно быть более 0,04 мм на 1 м. Указанной точности добиваются установкой в зазор между шейкой вала и вкладышами подшипника полуколец, изготовленных из металлических пластин толщиной 0,1-0,4 мм. После предварительной выверки вертикальности вала монтируют трансмиссии. Далее собирают электродвигатель и проверяют зазоры между ротором и статором, замеряемые вверху и внизу в четырех диаметрально противоположных точках. Размеры зазоров не должны отличаться от проектных более чем на 10%.
    
    Несоосность ротора по отношению к статору можно устранить передвижением вала ротора по сегментам подпятника опорного подшипника с помощью прижимных болтов (рис.8).
    
    



         

Рис.8. Установка сегментов направляющего подшипника

    
    1 - прокладки изоляционные;
    
    2 - болты, оттягивающие сегменты;
    
    3 - болты, прижимающие сегменты.
    
    
    Затем выверяют общую линию вала агрегата, измеряя биение вала двумя индикаторами, установленными в горизонтальной плоскости под углом 90° (рис.9).
    
    



         

Рис.9. Места проверки биения вала индикаторами и проверяемых зазоров

    
    а, б - зазоры соответственно в верхнем и нижнем направляющих подшипниках электродвигателя;
    
    в - зазоры между валом и вкладышем подшипника;
    
    г - зазоры между уплотняющий кольцом корпуса и защитным кольцом рабочего колеса насоса.
    
    
    Биение шеек вала трансмиссий, насоса, электродвигателя должно соответствовать допускам, указанным в инструкции завода изготовителя. Если биение вала превышает допустимое, его устраняют шабровкой сопрягаемых плоскостей монтажных полуколец или торцов полумуфт. Далее выверяют вертикальность вала агрегата с помощью четырех струн (рис.10).
    
    



         

Рис.10. Выверка вертикального вала агрегата с помощью четырех струн

    
    
    Расстояния от поверхности вала агрегата до струн необходимо замерять в двух сечениях по высоте вала: в самой верхней точке под нижней крестовиной электродвигателя (сечение1-1) и в самой нижней на валу насоса (сечение 2-2). Допускаемую неточность замеров определяют по формуле . Неточность измерений при сопоставлении восьми замеров не должна превышать 0,02 мм.
    
    Отклонение вала агрегата от вертикали находят по выражению
    

,

    
    где и - отклонения в направлениях х и у. Величины отклонений составляют:
    

;

    
    
.

    
    Отклонение размеров вала по вертикали определяют по формуле
    

,

    
    где - длина участка вала между местами замеров; - допускаемая величина отклонения (0,02 мм на 1 м).
    
    Если отклонение вала агрегата от вертикали более 0,02 мм на 1 м, необходимо его уменьшить, изменив установку сегментов подпятника с помощью опорных винтов (рис.11).
    
    



    

Рис.11. Установка опорного винта сегмента подпятника

    
    1 - плита;
    
    2 - подпятник;
    
    3 - опорный винт;
    
    4 - винт;
    
    5 - стопорная планка;
    
    6 - сегмент;
    
    7 - медная прокладка.
    
    
    Выверив вертикальность вала, проверяют зазоры в подшипниках. Затем подливают бетонную смесь под плиты насоса и электродвигателя. После затвердевания бетонной смеси перебирают сальники, ставят вспомогательное оборудование и трубопроводы. По окончании этих работ приступают к опробованию и испытанию насосного агрегата.
    
    


следующая страница >>