microbik.ru
1
ºðºì²ÜÆ ì.´ðÚàôêàìÆ ²Üì²Ü äºî²êÎ²Ü Èº¼ì²´²Ü²Î²Ü вزÈê²ð²Ü

гսï³ïáõÙ »Ù`

è»Ïïáñ` ê.¼áÉÛ³Ý

§___¦______2007 Ã.

ü³ÏáõÉï»ï ___Русский язык, литература и иностранный язык___

ý³ÏáõÉï»ïÇ ³Ýí³ÝáõÙÁ
²ÙµÇáÝ ___Русского и славянского языкознания____ ³ÙµÇáÝÇ ³Ýí³ÝáõÙÁ


лÕÇÝ³Ï _к.ф.н., доцент Маркосян Л.Е._____________

·Çï³Ï³Ý ÏáãáõÙÁ, ·Çï³Ï³Ý ³ëïÇ׳ÝÁ, ²²Ð

ÎáÝï³Ïï ѳëó» +(37491) 42 60 72,_Lmarkosyan@brusov.am


² è ² ð Î ² Ú ²Î ² Ü Ü Î ² ð ² ¶ Æ ð

²é³ñϳ Морфология современного русского языка

³é³ñϳÛÇ ¹³ëÇãÁ ¨ ³Ýí³ÝáõÙÁ` Áëï áõëáõÙÝ³Ï³Ý åɳÝÇ


´³Ï³É³íñdzïÇ Ñ³Ù³ñ: µ³Ý³ëÇñáõÃÛ³Ý µ³Ï³É³íñ
سëݳ·ÇïáõÃÛáõÝ 0217 / 0233 éáõë³ó É»½áõ, ·ñ³Ï³ÝáõÃÛáõÝ ¨ ûï³ñ É»½áõ

Ù³ëݳ·ÇïáõÃÛ³Ý ¹³ëÇãÁ ¨ ³Ýí³ÝáõÙÁ


ºðºì²Ü 2008


Описание курса


Курс «Морфология современного русского языка» включает два основных раздела теории русского языка - “Словообразование” и “Морфология”. Он рассчитан на два семестра и предназначен для студентов второго и третьего курсов факультета русского языка, литературы и иностранных языков, обучающихся по специальности «филолог», «лингвист», «педагог». “Морфология” является одним из основных разделов профилирующего курса «Современный русский язык», непременным компонентом подготовки специалистов-филологов в самом широком смысле этого слова. В содержательном плане Морфология – это лингвистическая дисциплина, изучающая одну из грамматических подсистем языка, морфология изучает морфемный состав слова, способы словообразования в русском языке, грамматические формы слов как элементов лексико-грамматических классов (частей речи), общеграмматические значения и систему частнограмматических значений и категорий внутри отдельных частей речи. Морфология охватывает также круг проблем, связанных с словоизменением как отдельных слов, так и лексико-грамматических классов слов (частей речи), особенности их парадигматики и синтагматики, лексико-грамматические разряды внутри каждой части речи, различия между знаменательными и служебными частями речи, переходные явления между различными частями речи.

Образовательные цели и задачи.


  • научить студентов анализировать грамматическую структуру слова, определять его морфемные и дериватологические характеристики, выделять его частеречную принадлежность и грамматические значения и категории;

  • представить ключевые проблемы морфологии – принципы выделения знаменательных и служебных частей речи - на основе присущих им грамматических признаков; переходные явления между словами разных частей речи;

  • продемонстрировать существующие между словами отдельной части речи системные связи, особенности их словообразования и словоизменения;

  • ознакомить с лексико-грамматическими разрядами внутри отдельных частей речи и их морфологическими особенностями;

  • представить систему грамматических форм, присущих как отдельным частям речи, так и классификационным группам внутри каждой части речи.



Конечная цель – выработать у студентов навыки и умение грамотно, профессионально анализировать слово как лексико-грамматическую единицу в совокупности его системных морфологических связей на основе терминологических понятий и категорий, входящих в сферу морфологии.
Объем курса и виды работ.

Курс рассчитан на 120 часов. Из них – 48 лекционных и 72 практических часов (на втором курсе - по 2 часа в неделю, на третьем – по 4 часа в неделю). Курс предполагает выполнение как аудиторных, так и внеаудиторных заданий и упражнений различного типа. Вся система упражнений по морфологии объединена единым принципом – проследить системные связи слов внутри отдельных частей речи, выявить специфику их употребления в языке и функционирования в речи, определить их лексико-грамматические параметры (частеречную принадлежность, лексико-грамматические значения и категории, грамматические формы и т.п.).

Основной упор сделан на приобретение студентами практических навыков, связанных с активным овладением материалов всех разделов курса.

Лекционный материал преподносится в интерактивном режиме, что стало возможным благодаря предварительному знакомству студентов с содержанием каждой очередной лекции. Весь теоретический материал представлен в электронном варианте в Банке теоретических курсов Кафедры русской и славянской филологии и находится в свободном доступе.

Серия заданий и упражнений по направлена на формирование умений

  1. разграничивать типы слов как составных элементов частей речи, правильно использовать грамматические формы слов, а также определять их лексико-грамматические разряды и особенности их функционирования в современном русском литературном языке,

  2. выявлять парадигматические связи между лексико-грамматическими разрядами; определять грамматические значения слов;

  3. характеризовать слово с точки зрения его грамматических значений и категорий.


Внеаудиторные задания предполагают

    • выполнение определенных заданий и упражнений по каждой отдельной теме

    • морфологическую и функциональную характеристику знаменательных и служебных слов в предложении

    • реферирование ключевых исследований в области морфологии



Контроль успеваемости.

Контроль за усвоением теоретического и практического материала осуществляется

  1. на практических занятиях путем устного опроса

  2. при выполнении модульных заданий

  3. при выполнении внеаудиторных заданий.

Оценка знаний1


При оценке знаний студента учитывается посещение им занятий, готовность к уроку и активность во время всего урока, выполнение аудиторных и внеаудиторных заданий, а также результаты контрольных работ.


  1. Посещаемость - 10 %

  2. Готовность к уроку и устный ответ - 20 %

  3. Внеаудиторная работа - 30 %

  4. Модуль - 40 %

__________

Всего - 100%

Понедельный план



неделя/вид занятия


кол-во часов


тема

I - лекция




Словообразование как лингвистическая дисциплина. Основные понятия и категории словообразования. Морфемика. Значимые части слова.

II - семинар




Словообразование как лингвистическая дисциплина. Основные понятия и категории словообразования. Морфемика. Значимые части слова.

III - лекция




Основные понятия и категории дериватологии. Способы словообразования. Исторические изменения основы.

IV - семинар




Основные понятия и категории дериватологии. Способы словообразования. Исторические изменения основы.

V - семинар




Основные понятия и категории дериватологии. Способы словообразования. Исторические изменения основы.

VI




Модуль.

VII - лекция

2

Грамматика как наука. Типы грамматик. Морфология как раздел грамматики.Основные понятия и категории грамматики. Общая теория частей речи. Способы выражения грамматических значений.

VIII - семинар

2


Грамматика как наука. Типы грамматик. Морфология как раздел грамматики.Основные понятия и категории грамматики. Общая теория частей речи. Способы выражения грамматических значений.

IX лекция

2


Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных

X семинар

2


Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных.

XI - лекция




Категория рода существительных. Способы определения рода. Род заимствованных существительных и аббревиатур.

XII – семинар

2


Категория рода существительных. Способы определения рода. Род заимствованных существительных и аббревиатур.

XIII - лекция

2


Категория числа существительных. Типы существительных в аспекте категории числа.

XIV – семинар


2

Категория числа существительных. Типы существительных в аспекте категории числа.

XV - лекция

2

Категория падежа существительных. Значения падежей.

XVI – семинар

2

Категория падежа существительных. Значения падежей.

XVII - лекция

2

Типы склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Вариантные окончания существительных.

XXVIII - семинар

2

Типы склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Вариантные окончания существительных.

XIX

2

Модуль II.

ХХ

2

Устный опрос.

XXI - лекция

2

Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

XXII - семинар

2

Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

XXIII - лекция

2

Семантические группы качественных прилагательных и их грамматические признаки.

XXIV - семинар

2

Семантические группы качественных прилагательных и их грамматические признаки.

XXV – лекция

2

Краткая форма прилагательных: образование, значение и употребление.

XXVI – семинар

2

Краткая форма прилагательных: образование, значение и употребление.

XXVII – лекция

2

Относительные, качественно-относительные,

притяжательные и притяжательно-относительные прилагательные.

XXVIII - семинар

2

Относительные, качественно-относительные,

притяжательные и притяжательно-относительные прилагательные.

XXIX - лекция

2

Склонение прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

XХХ – семинар

2

Склонение прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

XХХI – лекция

2

Имя числительное, грамматические особенности числительных. Разряды числительных.

XХХII - семинар

2

Имя числительное, грамматические особенности числительных. Разряды числительных.

XХХIII

2

Модуль I.

XХХIV – лекция

2

Количественные числительные и их склонение. Собирательные числительные. Вопрос о порядковых числительных.

XXXV - cеминар

2

Количественные числительные и их склонение. Собирательные числительные. Вопрос о порядковых числительных.

XХХVI – лекция

2

Местоимение как часть речи. Классификация местоимений. Вопрос о местоимениях в русистике.

XХХVII - семинар

2

Местоимение как часть речи. Классификация местоимений. Вопрос о местоимениях в русистике.

XХХVIII – лекция

2

Наречие, грамматические признаки наречий. Разряды наречий. Пути и способы образования наречий.

XXXIХ - семинар

2

Наречие, грамматические признаки наречий. Разряды наречий. Пути и способы образования наречий.

ХL – лекция

2

Категория состояния. Место категории состояния в системе частей речи. Глагол, грамматические признаки глагола. Глагол и имя.

ХLI – семинар

2

Категория состояния. Место категории состояния в системе частей речи. Глагол, грамматические признаки глагола. Глагол и имя.

ХLII – лекция

2

Система глагольных форм. Парадигматика глагола. Инфинитив в системе глагольных форм. Грамматическая категория лица глаголов.

ХLIII – семинар

2

Система глагольных форм. Парадигматика глагола. Инфинитив в системе глагольных форм. Грамматическая категория лица глаголов.

ХLIV- лекция

2

Безличные глаголы. Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Категория наклонения. Изъявительное и сослагательное наклонение.

XLV – семинар

2

Безличные глаголы. Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Категория наклонения. Изъявительное и сослагательное наклонение.

XLVI

2

Модуль II.

XLVII – лекция

2

Категория наклонения. Изъявительное и сослагательное наклонение. Образование, значение и употребление повелительного наклонения. Переходные явления в системе наклонений.

XLVIII – семинар

2

Категория наклонения. Изъявительное и сослагательное наклонение. Образование, значение и употребление повелительного наклонения. Переходные явления в системе наклонений.

XLIX - лекция

2

Категория времени. Абсолютное и относительное время. Настоящее время и его разновидности. Образование, значения и употребление прошедшего и будущего времен.

L - семинар

2

Категория времени. Абсолютное и относительное время. Настоящее время и его разновидности. Образование, значения и употребление прошедшего и будущего времен.

LI - лекция

2

Категория вида. Связь категории вида и категории времени. Способы определения вида глаголов. Видовые оппозиции.

LII - семинар

2

Категория вида. Связь категории вида и категории времени. Способы определения вида глаголов. Видовые оппозиции.

LIII – лекция

2

Одновидовые глаголы несовершенного и совершенного видов. Двувидовые глаголы. Вид и способы глагольного действия.

LIV – семинар

2

Одновидовые глаголы несовершенного и совершенного видов. Двувидовые глаголы. Вид и способы глагольного действия.

LV - лекция

2

Категория залога. Переходность-неперходность глаголов. Система залоговых отношений. Причастие, виды и образование причастий. Деепричастие, виды деепричастий.

LVI - семинар

2

Категория залога. Переходность-неперходность глаголов. Система залоговых отношений. Причастие, виды и образование причастий. Деепричастие, виды деепричастий.

LVII - лекция

2

Служебные части речи. Классификация предлогов, союзов, частиц. Междометия.

LVIII - семинар

2

Служебные части речи. Классификация предлогов, союзов, частиц. Междометия.

LIX - семинар

2

Грамматические категории глагола. Обобщение.

LX

2

Модуль III.



Рекомендуемая научно-учебная литература


  1. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.

  2. Русская грамматика. В 2-х тт. Т.1: Морфология. М., 1980.

  3. Краткая русская грамматика. Под ред. Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина. М., 1989.

  4. Современный русский язык. Под ред. Д.Э.Розенталя. М.,1984.

  5. Современный русский язык. / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткина и др. М., «Дрофа», 2002.

  6. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981.

  7. Современный русский язык. Под ред. Л.А.Новикова. М., 1999.

  8. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М., 1976.

  9. Арутюнова Н.Д. О значимых единицах языка. – Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.

  10. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. М., 1976.

  11. В.В.Виноградов. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972.

  12. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977.

  13. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М., 1976.

  14. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.

  15. Бондарко А.Б. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.Л.,1983.

  16. Бондарко А.В. О значениях видов русского глагола // Вопросы языкознания, 1990.№4.

  17. Бондарко А.Б. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л., 1983.

  18. Булыгина Т.В. О предмете грамматики. – Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.

  19. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира: На материале русской грамматики. М., 1997.

  20. Гловинская М.Я Семантические типы видовых противопоставлений русского языка. М., 1982.

  21. Головин В.Г. Очерки по русской морфемике и словообразованию. Воронеж, 1990.

  22. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976.

  23. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1976. С. 19-91

  24. Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974.

  25. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.

  26. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977.

  27. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.М.,1981.

  28. Панов М.В. О частях речи в русском языке. Филологические науки, 1960. №

4.

  1. Прокопович Е.Н. Глагол в предложении. Семантика и стилистика видо-временных форм. М., 1982

  2. Плунгян В.А. Общая морфология. М., 2000.

  3. Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис русского литературного языка. М., 1968. С. 9-232

  4. Тихомирова Т.С. К вопросу о переходности частей речи. Филологические науки, 1973. № 5.

  5. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. В его кн.: Избр. работы по русскому языку. М., 1957.



Сборники упражнений


  1. Сборник упражнений по современному русскому языку. (Аникина А.Б. и др.) М., 1983.

  2. Современный русский язык. Сборник упражнений. М., «Просвещение», 1975.

  3. Сборник упражнений по русскому языку: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л.Кленчук, Л.Л.Касаткина. М., 2006.

  4. Практический курс современного русского языка: сборник упражнений (Под ред. П.А.Леканта). М., Высшая школа, 2002.

  5. Современный русский язык. Сборник упражнений. (Авт. Н.П.Голубева и др.). М., Просвещение, 1975.

Шкала оценок.


97%-100%

4,0

A

90% - 96%

3,7

А

85% - 89%

3,3

В

80%-84%

3,0

B

70%-79%

2,7

C

65%-69%

2,3

D

60%-64%

2,0

E

55%-59%

1,7

FX

54%

1,0

F



1 Шкала оценок и их процентное соответствие определяются по общепринятому стандарту. См. ниже.