microbik.ru
1
Система уроков общего блока по теме «Непредельные углеводороды. Алкены. Алкины. Алкадиены» - 12ч.

Мотивация

блока


- Развитие логического мышления учащихся на основе соотнесения, сопостав-

ления, сравнения непредельных углеводородов с предельными.

- Расширение знаний учащихся о новых типах химических реакций в орга-

нической химии; пространственном строении веществ; гомологических

рядах; изомерии; полимерных материалах и их применении в народном хозяй-

стве, быту.

- Углубление знаний учащихся об органических соединениях, их свойствах,

получении и применении.


Задачи

блока



- Изучение состава, строения, номенклатуры, изомерии, свойств, процессов получения и применения алкенов, алкинов и алкадиенов.

- Конкретизация и развитие знаний учащихся о π-связи, пространственном

строении молекул алкенов, алкинов и диеновых углеводородов.

- Расширение знаний об основных положениях теории химического строения.

- Углубление понятий о кратных связях между атомами углерода и обусловленных ими химических свойствах органических соединений.

- Углубление знаний о гомологии, структурной изомерии.

- Углубление понятий об общности свойств гомологов, о зависимости свойств от состава и структуры молекул.

- Развитие знаний об электронном характере химического взаимодействия на примере реакции присоединения.

- Формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением непредельных углеводородов.

- Расширение и углубление знаний о генетической связи между органическими веществами.

- Закрепление умений и навыков в решении расчетных задач.

- Развитие умений и навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- Применение аналогии в умозаключениях (т.е. постоянное сравнение строения и свойств непредельных углеводородов с предельными).

- Вовлечение учащихся в процесс самостоятельной учебной деятельности и развитие сотрудничества всех учеников в процессе учения.


Основа

восприятия

и осмысления

блока



- Тема: Предельные углеводороды. Понятия «алканы», «циклоалканы», «гомолог», «изомер».

- Свойства и получение алканов.

- Алгоритмы:

а) шаги систематической номенклатуры;

б) написание формул изомеров.

- Положения теории химического строения.
- Явление гибридизации: второе и третье валентные соединения атома углерода.

- Умение решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества.

- Взаимное влияние атомов в молекулах галогеналканов.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

! Повторить


Понятийный

аппарат блока


Понятия алкены, алкины, алкадиены, второе и третье валентные состояния атома углерода (sp-2 и sp-гибридизация), π-связь, изомер, гомолог, сопряженные связи, цис-транс-изомеры, мономер, полимер, структурное звено, реакция полимеризации, реакция гидратации, правило Марковникова, правило Зайцева, качественная реакция на π-связь, реакции алкилирования.

Структура блока по теме «Непредельные углеводороды»



УЭ-1. Лекция-поиск – 2ч.

Тема: Состав, строение, номенклатура, изомерия и физические свойства непредельных углеводородов.
УЭ-2. Семинар (обучающий)

Тема: Строение, номенклатура и изомерия непредельных углеводородов.

План


  1. Содержание терминов «алкены», «алкины», «алкадиены», «ненасыщенные углеводороды». Состав, общая формула.

  2. Строение этиленовых, ацетиленовых и диеновых углеводородов.

  3. Изомерия и номенклатура непредельных углеводородов.

а) умение писать структурные формулы по названию вещества;

б) давать название углеводородам по систематической номенклатуре;

в) умение писать формулы изомеров;

г) сопоставлять понятия «изомер» и «гомолог»;

д) знать алгоритмы:

  1. шаги систематической номенклатуры.

  2. написание формул изомеров.

  1. Решение задач


УЭ-3. Лекция-диалог 2ч.

Тема: Химические свойства непредельных углеводородов.
УЭ-4. Лекция - 1ч.

Тема: Получение и применение непредельных углеводородов.
УЭ-5. Семинар (обучающий)

Тема: Химические свойства, получение и применение непредельных углеводородов. Генетическая связь между предельными и непредельными углеводородами.

План


    1. Осуществление цепочек превращений веществ (на основе знания химических свойств и получения непредельных углеводородов).

    2. Составление цепочек превращений:

а) на генетическую связь между непредельными углеводородами;

б) на получение углеводорода.

УЭ-6. Семинар (контролирующий) 2 часа


Тема: Предельные и непредельные углеводороды.

План


  1. Общие формулы углеводородов, умение пользоваться.

  2. Виды изомерии предельных и непредельных углеводородов.

  3. Строение метана, этилена, ацетилена, особенности π- связи.

  4. Химические свойства предельных и непредельных углеводородов.

  5. Генетическая связь между предельными и непредельными углеводородами.

  6. Решение задач.



УЭ-7. Практическая работа №2


Тема: Получение этилена и опыты с ним.
УЭ-8. Зачет по теме (релейный)
Литература (в помощь ученику)
1. Егоров А.С. Химия. Пособие репетитор для поступающих в вузы.-Ростов- на-Дону.:

Феникс,2001.

2. Еремин В.В. Химия. Справочные материалы.-М.: Дрофа, 1995.

3. Кузьменко Н.Е.,ЕреминВ.В.,ПопковВ.А. Учебное пособие по химии.Школьный курс.-

М.:Оникс21век,2004.

4. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Сборник задач по химии с решениями 8-11классы.-М.:

Оникс21век,2003.

5. Химия. Справочник абитуриента/Под редакцией к.х.н. В.И.Коробкова/.-М.:МГУ

им.М.В.Ломоносова,1997.

6. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии

10-11 классы.-Санкт-Петербург.: Паритет,2000.

7. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии.- М.: Издат-школа, 1997.

8. Ковалевская Н.Б. Органическая химия 10-11 класс.- М.: Издат-школа,1997.

9. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы.-М.: Новая волна, 1996.

10. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 10 класса.- М.:Просвещение, 2002