microbik.ru
1 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Добрянкая основная общеобразовательная школа № 2»

«Трудные» слова в загадках.

(300 загадок для детей)

Подготовила:

Кабанова Лариса Николаенва,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория.

г. Добрянка, 2012г.

Нужны ли нам загадки?

Загадки являются неотъемлемой частью детства любого человека. Наверное, каждый вспомнит грушу, которую ни в коем случае нельзя кушать», а также «два кольца, два конца, а посредине гвоздик».

Что же такое – загадки?

Как утверждает «Википедия» (свободная энциклопедия), загадкаметафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

По словарю С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании (1), нечто необъяснимое, непонятное(2).

Как указано в иллюстрированном энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, «загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное сходство. На основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей обстановки. С течением времени это значение загадки утратилось; осталась лишь ее иносказательная аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадку как на простое упражнение ума».

Загадки называют неиссякаемой сокровищницей знаний об окружающей среде, источником мудрости и энциклопедией нравственных ценностей. Загадки ценят педагоги как замечательное средство для развития психических процессов ребенка и формирования личности. Загадки помогают открывать перед ребенком эстетические ценности, создают условия для умственного развития, становятся источником знаний.

Роль загадок в процессе развития ребенка высоко ценили еще наши предки. Известно, что появились загадки еще во времена, когда  для объяснения природных явлений человек широко использовал мифическое символическое описание. Страх перед силами природы и опасение быть «подслушанным» мифическими персонажами заставлял наших предков использовать эдакую «тайную» речь, когда вещи не назывались своими именами, а  описывались посредством других предметов, имеющих отдаленное сходство.  Со временем  такое тайное описание предметов и вещей превратилось в любимую многими поколениями забаву – отгадывание загадок.

Возможность проявить свою сообразительность и наблюдательность и сегодня делает загадки популярным средством для развития детей.  Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, искать сходство и отличие между предметами и явлениями. Загадки стимулируют ребенка внимательно смотреть вокруг и отмечать красоту окружающего мира. Это прекрасная возможность развивать произвольное внимание ребенка, учиться переключать внимание с одного предмета на другой, концентрироваться на выделенных качествах предмета.

Иносказательность загадки способствует развитию догадливости, умению абстрагироваться от несущественных деталей и сосредотачиваться на важных.  В основе загадок лежат сходство или различие между вещами, и  это заставляет ребенка размышлять о связях между предметами и явлениями окружающего мира. Загадка завуалированно указывает на отличительные свойства и признаки, присущие загадываемому явлению или предмету. Таким образом, отгадывание загадок тренирует такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение, нахождение отличий и т.д. Разгадывание загадок способствует также развитию образного, словесно-логического и абстрактного мышления, необходимого для успешного обучения в школе.

Загадки, безусловно, способствуют развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса, умению передавать свои мысли, пониманию переносного значения.

Кроме того, загадки помогают узнавать и запоминать написание «трудных» слов, так как дети сами отгадывают загадки, и при повторном написании слов вспоминают название предмета, признаки которого указанны в загадке.

Разгадывание загадок, поиск замаскированного смысла, замечательное средство развития ребенка, которое к тому же дети очень любят. Кроме всего прочего радость от найденного правильного ответа способствует повышению самооценки ребенка, дает уверенность в своих силах и веру в себя.

Вместе с тем немалое значение имеет, и возможность посредством загадок открывать перед ребенком поэзию окружающего мира, развивать умение видеть прекрасное и возвышенное в обыденных вещах и предметах. Яркие и красочные поэтические образы являются средством эстетического воспитания.  Запоминание и воспроизведение загадок по памяти способствует развитию мнемических процессов.

Очень многие считают, что загадки – это обычная забава, и не больше того, но это вовсе не так. Допустим, народные загадки для детей – это маленькое произведение искусств. Загадка несёт в себе нравственную идею, поэтичность, она умна. Соответственно, она способна развивать не только ум крохи, но и оказывать эстетическое и нравственное воспитание малыша. Благодаря загадкам малыш учиться мыслить и анализировать то, что он говорит и слышит. Сегодня есть загадки, которые касаются любого предмета, явления, животного и человека. Они помогут расширить знания вашего ребёнка, тем более что знания лучше всего усваиваются в активном мыслительном процессе.

В загадке огромное количеств различных эпитетов, сравнительных моментов, малыш благодаря такому творчеству учится понимать всю красоту своего языка, он слышит многочисленное количество сравнений, которые можно придумать для различных предметов. Это помогает развивать не только мышление, но и речь, также такое обилие различных слов помогает увеличить словарный запас. Очень часто в народных загадках встречаются слова, которые ещё незнакомы малышу.

Это, своего рода задачки на логику, которые ставят вопросы (что?, откуда?, из чего сделано?). По своему содержанию загадки очень разнообразны. Среди них можно встретить загадки о предметах и вещах. Чаще всего они носят описательный характер, включающий главные качества предметов.

Загадки о различных предметах будут не только близки и интересны детям, но и очень важны для их развития. Ведь мы все время контактируем с различными предметами, вещами, техникой, электроприборами. Без них уже просто немыслима жизнь для человека. А познакомиться детям с этими вещами помогут как раз загадки про предметы. С их помощью малыши узнают и дополнительную информацию, например для чего нужна та или иная вещь, или как она работает.

Ребенок совершенно в любом возрасте должен тренировать свой мозг, и надежными помощниками в этом деле являются любимые всеми загадки. И действительно загадки, не зависимо от их разновидностей, считаются специалистами одним из наиболее оптимальных видов развивающих игр. Они также популярны, как, например, и пазлы, и столь же эффективны для развития детей.

Практически каждая загадка, а особенно если речь идет о народных загадках, не только развивает мышление ребенка, но и воспитывает нравственность и эстетическое воспитание наших деток. Еще одна важная задача этих маленьких по объему строчек – это развитие у малыша чувства юмора, что также очень и очень важно.

 На сегодняшний день особое внимание к разгадыванию загадок нашими детьми уделяют многие логопеды и педагоги, работающие в начальных классах. Они уверены, что именно в такой способ ребенок может быстрее научиться разговаривать, читать, а также усваивать школьный материал.

Именно с помощью загадок, пусть даже и не самых сложных, у детей развивается зрительная память, пространственное мышление, восприятие информации на слух.

Использую загадки при проведении словарной работы на уроках русского языка: они позволяют мотивировать детей на запоминание слов; отгадки предъявляю в виде картинок, что также способствует зрительному запоминанию слов, затем – проговаривание слов-отгадок, их запись, фонетический разбор. Такая комплексная работа дает положительные результаты даже при обучении детей с трудностями усвоения учебных программ.

Загадки.

А - Б

  1. Не летает, не жужжит,
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два слепящих огонька. (Автомобиль).

  2. Это старый наш знакомый:
    Он живет на крыше дома –
    Длинноногий, длинноносый,
    Длинношеий, безголосый.
    Он летает на охоту
    За лягушками к болоту. (Аист).

  3. На окне — стеклянный пруд,
    В нем рыбачить не дают. (Аквариум)

  4. И в морях, и в океанах
    Рыба страшная живет -
    Пасть с ужасными зубами,
    И большой-большой живот. (Акула)

  5. Буквы-значки,
    Как бойцы — на парад,
    В строгом порядке построились в ряд. (Алфавит)

  6. На странице букваря
    Тридцать три богатыря.
    Мудрецов-богатырей
    Знает каждый грамотей. (Алфавит)

  7. Стоит на крыше верхолаз
    И ловит новости для нас. (Антенна)

  8. День и ночь стою на крыше,
    Нет ушей, но все я слышу. (Антенна)

  9. Вдаль гляжу, хотя без глаз,
    На экране мой рассказ. (Антенна)

  10. На бахче растёт бутуз -
    В полоску кругленький … . (Арбуз)

  11. «Тельняшка» немного моя полосата,
    Но в море я не хожу.
    Узнали, конечно, меня вы, ребята,
    На южной бахче я лежу. (Арбуз)

  12. Эта ягода на юге
    На бахче у нас живёт.
    И всегда в тельняшке «ходит».
    Кто её мне назовёт? (Арбуз)

  13. Он сам весь алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).

  14. В прошлый раз был педагогом,
    Послезавтра — машинист.
    Должен знать он очень много,
    Потому, что он …. (Артист)

  15. Внутри — пустой,
    А голос — густой.
    Сам молчит,
    А бьют — ворчит. (Барабан)

  16. Без головы, а в шляпе;
    Одна нога, и та без сапога.
    Раз-два! Раз-два!
    Расступайся, детвора!
    Что за грохот тут и там?
    Мне купили … (Барабан)

  17. Потерял покой и сон
    Говорит с тревогой он:
    - Скоро праздники наступят,
    Снова палочки отлупят. (Барабан).

  18. В белом сарафане
    Стала на поляне.
    Летели синицы,
    Сели на косицы. (Берёза).

  19. Зелена, а не луг,
    бела, а не снег,
    кудрява, а не голова. (Береза).

  20. Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей. (Береза).

  21. Русская красавица стоит на поляне,
    В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Береза).

  22. Клейкие почки,
    Зеленые листочки.
    С белой корой
    Стоит под горой. (Береза).

  23. На лесной опушке стоят подружки.
    Платьица белёны, шапочки зелёны. (Берёзы).

  24. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
    Кудрява, а без волос. (Береза).

  25. Стоит Алёнка: платок зелёный,
    Тонкий стан, и белый сарафан. (Береза).

  26. Стоят столбы белы,
    На них шапки зелены. (Берёза).

  27. Не море, не земля,
    Корабли не плавают,
    И ходить нельзя. (Болото).

  28. Это книга не простая:
    По ней буквы изучаю. (Букварь)

  29. Там, где строят новый дом,
    Ходит воин со щитом.
    Где пройдет он, станет гладко,
    Будет ровная площадка. (Бульдозер)

  30. Поле гладко, семя плоско,
    Кто умеет, тот и сеет,
    Семя не всходит,
    А плод приносит. (Бумага)

В - Г

  1. Я не море и не речка,
    Я не озеро, не пруд,
    Но как утро или вечер —
    Люди все ко мне бегут. (Ванна)

  2. Плещет теплая волна
    В берега из чугуна:
    Угадайте, вспомните,
    Что за море в комнате? (Ванна)

  3. Железный дом,
    Покаты стенки в нем,
    Крыши нет – есть дно,
    А на дне – окно. (Ванна)

  4. Могу я в ней на дно нырнуть,
    Но не могу я утонуть,
    А если станет глубоко
    Открою пробку я легко. (Ванна)

  5. Я не море и не речка,
    Я не озеро, не пруд,
    Но как утро или вечер —
    Люди все ко мне бегут. (Ванна)

  6. Плещет теплая волна
    В берега из чугуна:
    Угадайте, вспомните,
    Что за море в комнате? (Ванна)

  7. Железный дом,
    Покаты стенки в нем,
    Крыши нет – есть дно,
    А на дне – окно. (Ванна)

  8. Могу я в ней на дно нырнуть,
    Но не могу я утонуть,
    А если станет глубоко
    Открою пробку я легко. (Ванна)




  1. В колодец нырнуло
    Оно с головой -
    Наверх возвратилось
    С холодной водой. (Ведро).



  1. Белые овечки бегают по свечке. (Верба).




  1. Не сеют, не сажают,

Сами вырастают. (Волосы)


  1. Носить легко,

Считать тяжело. (Волосы)


  1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это? (Воробей).




  1. Мальчишка в сером армячишке,
    По дворам шныряет крохи собирает,
    По полям ночует коноплю ворует. (Воробей).




  1. На рояль я не похожий,
    Но педаль имею тоже
    Кто не трус и не трусиха
    Прокачу того я лихо
    У меня мотора нет
    Я зовусь ... (Велосипед).




  1. Мне загадку загадали:
    Это что за чудеса?
    Руль, седло и две педали,
    Две блестящих колеса. (Велосипед)




  1. На себе он носит воду,
    Груз, людей, еду.
    Горд, горбат, живет в пустыне,
    Ест он на ходу. (Верблюд)

  2. В небе тучи растревожит, Дождь пригонит проливной, Лодке парусной поможет, Засвистит в трубе печной. Побывал везде на свете Озорной, веселый …… (Ветер)

  3. Летит по полю и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет. (Ветер)

  4. Летит, а не птица,
    Воет, а не зверь.
    Тучи нагоняет,
    Воет, задувает.
    По свету рыщет,
    Поет да свищет. (Ветер)

  5. Бежал по тропке луговой-
    Кивали маки головой,
    Бежал по речке голубой -
    И речка сделалась рябой. (Ветер)

  6. Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать не кого не хочу,
    Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Ветер)

  7. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

  8. Без языка, а свистит; без ног, а мчит. (Ветер)

  9. Без рук, без ног, а дерево гнет. (Ветер)

  10. Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит. (Ветер)

  11. Без рук, без ног,
    По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле траву приклоняет. (Ветер)

  12. Без рук, без ног, по полю скачет,
    в село мчится, в двери стучится. (Ветер)

  13. Летит тархан по всем торгам,
    без пол кафтан, без пуговиц. (Ветер)

  14. Расходится детина – удержу нет,
    уляжется – не видать, не слыхать. (Ветер)

  15. Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер)

  16. Рукавом махнул – дерево погнул. (Ветер)

  17. Фырчит-рычит, ветки ломает,
    Пыль поднимает, с ног сбивает,
    Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

  18. Никто меня не видит, а всякий слышит. (Ветер)

  19. Бежит по снегу, а следу нет. (Ветер)

  20. Без крыл летит, без ног бежит. (Ветер)

  21. Летит – не птица, воет – не зверь. (Ветер)

  22. Не зверь, не птица, а в дом просится. (Ветер)

  23. Есть на свете конь – всему миру не сдержать. (Ветер)

  24. Гуляет в поле, да не конь,
    летает на воле, да не птица. (Ветер)

  25. Шумит, гудит целый век, а не человек. (Ветер)

  26. Живет без тела, говорит без языка. (Ветер)

  27. Ты силен и могуч, ты гоняешь стаи туч. (Ветер)

  28. Щука хвостом махнула, лес погнула. (Ветер)

  29. Выше лесу, тоньше волосу. (Ветер)

  30. Чего на свете нет буйнее? (Ветер)

  31. Что быстрее всего на свете? (Ветер)

  32. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек , червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)


  1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой:

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)


  1. Чик-чирик! К зернышкам – прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)


  1. Кричит:«КРАК!»

Червякам – враг. (Ворона)


  1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь – кружат 20 пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Ворона)


  1. Голубочка бела
    В избу залетела,
    Что на свете видела,
    Про всё рассказала. (Газета).

Д - Е

  1. Я удобный, очень мягкий,
    Вам не трудно угадать, -
    Любят бабушки и внуки
    Посидеть и полежать. (Диван)

  2. Рук много, а нога одна (Дерево)

  3. Кто всю ночь по крыше бьёт
    Да постукивает,
    И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь).

  4. Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

  5. Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило. (Дождь)

  6. Он идет, а мы бежим,
    Он догонит все равно!
    В дом укрыться мы спешим,
    Будет к нам стучать в окно,
    И по крыше тук да тук!
    Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

  7. Без пути и без дороги
    Ходит самый длинноногий,
    В тучах прячется,
    Во мгле,
    Только ноги на земле. (Дождь)

  8. Меня частенько просят, ждут,
    А только покажусь,
    То прятаться начнут. (Дождь).

  9. Кто болен — он капли предложит принять,
    Тому, кто здоров, — Разрешит погулять. (Доктор)

  10. Кто в дни болезней всех полезней
    И лечит нас от всех болезней? (Доктор).

  11. Если б встала, до неба достала б. (Дорога)

  12. Куда бежит – сама не знает, В степи – ровна, В лесу - плутает, Споткнется у порога. Что это? (Дорога)

  13. Шагаешь – впереди лежит, Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

  14. Идешь, идешь, А конца не найдешь. (Дорога)

Ж - З

  1. Он высокий и пятнистый,
    С длинной-длинной шеей,
    И питается он листьями -
    Листьями деревьев. (Жираф)

  2. Чёрненькая собачка

  3. Свернувшись лежит,
    Не лает,
    Не кусает,
    А в дом не пускает. (Замок).

  4. С ним играть опасно в прятки.
    Мчит бедняжка без оглядки.
    След запутал и прилег:
    Обмануть лисицу смог (Заяц).

  5. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц)

  6. Не барашек, и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц)

  7. По полю скачет – ушки прячет. Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)

  8. Я капелька лета на тоненькой ножке,
    Плетут для меня кузовки и лукошки.
    Кто любит меня, тот и рад поклониться.
    А имя дала мне родная землица. (Земляника).

  9. Кто любит меня – тот рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника).

  10. На припеке у пеньков
    Много тонких стебельков.
    Каждый тонкий стебелек
    Держит алый огонек.
    Разгибаем стебельки –
    Собираем огоньки. (Земляника).

  11. Всех и все
    Отображу,
    Но молчу
    И не сужу. (Зеркало)

  12. И сияет, и блестит,
    Никому оно не льстит,
    А любому правду скажет -
    Все, как есть, ему покажет. (Зеркало)

И - К

  1. Худеет с каждым днем толстяк
    И не поправится никак. (Календарь)

  2. Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
    А в каждом гнезде по четыре синицы.
    Где все это хранится? (Календарь)

  3. Очень узкие «ворота»
    Вова сделал для мня,
    Не могу «проехать», что-то -
    Растолстела очень я.
    И разденусь я немного,
    Сорок шуб с себя сниму,
    Не останусь я голой,
    Только сразу не пойму!?
    Почему сажают тесно
    В грядках узких — бок о бок?
    Всем, конечно, интересно:
    Кто я, круглый «колобок»? (Капуста)

  4. Растолстел совсем наш дед,
    В сто шубеек он одет.
    На дворе сентябрь идёт,
    А дедок морозов ждёт,
    Чтобы с грядки мог уйти
    И в другой приют прийти.
    Бочку, банку и стеллаж
    Приглядел дедуля наш. (Капуста)

  5. Семьдесят пять на мне пальто,
    И не застегнёт его никто. (Капуста)

  6. Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для не готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста)

  7. Он признался ножу: —
    Без работы я лежу!
    Построгай меня, дружок,
    Чтобы я трудиться мог. (Карандаш)

  8. В снежном поле,
    На дороге,
    Мчится конь мой одноногий.
    И на много, много лет
    Оставляет черный след. (Карандаш)

  9. Жмутся в узеньком домишке
    Разноцветные детишки.
    Только выпустишь на волю –
    Где была пустота,
    Там теперь красота! (Карандаши)

  10. Башню, дом и самолет,
    И огромный пароход –
    Палочкой волшебною
    Все построю я!
    Вот какая палочка
    Есть у меня, друзья! (Карандаш)

  11. Черный Ивашка,
    Деревянная рубашка,
    Где носом ведет,
    Там заметку кладет. (Карандаш)

  12. Писать отлично я стараюсь, Но для приличия ломаюсь. (Карандаш)

  13. Если ты его отточишь – Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш)

  14. Растём рядками мы на поле,
    Но сами под землёй, конечно.
    Цветём красиво мы на воле.
    Вторым мы хлебом будем вечно. (Картофель)


  15. В ней варят Щи, компот и кашу
    На всю семью Большую нашу! (Кастрюля)


  16. Чайника подружка
    Имеет два ушка,
    Варит кашу, суп для Юли.
    И зовут её… (Кастрюля)

  17. Сидим, пока над нами ночь,
    Как рассветет — уходим прочь. (Кинотеатр)

  18. Повидал сапог он много,
    Век свой прожил у порогов.
    На ботинках грязь и сор -
    Вытри ноги об ... (ковёр).

  19. Я и дом украшаю,
    Я и пыль собираю.
    А меня люди топчут ногами,
    Да потом ещё бьют батогами. (Ковер)

  20. Льется речка – мы лежим, Лед на речке – побежим. (Коньки)

  21. Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки! Кто несет меня? (Коньки).

  22. Два коня у меня, два коня, по воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная. (Коньки).

  23. Он идёт, волну сечёт,
    Из трубы зерно течёт. (Комбайн).

  24. Голодная мычит,
    Сытая жует,
    Всем ребятам
    Молоко дает. (Корова)

  25. Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко. Дважды – трижды в день завод Молоко нам выдает Из особого мешка – Из мешка для молока. (Корова)

  26. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

  27. Посреди двора Стоит копна. Спереди вилы, Сзади – метла (корова).

  28. Если ты устал играть,
    То ложишься на… (кровать).

  29. Днем спит на ней покрывало и подушка,
    А по ночам там спит – Андрюшка. (Кровать).

  30. Четыре ножки,
    Одно тело и две спинки,
    На одной из спинок –
    Перинка для Иринки. (Кровать)

  31. По реке плывет бревно-
    Ох и страшное оно!
    Тем кто в речку угодил,
    Нос откусит … (крокодил)

  32. Нет пути передо мной —
    Я и дома, и не дома,
    Между небом и землей.
    Отгадайте-ка, друзья, Кто же я? (Крыльцо)

  33. Съем червя, попью водицы,
    Хлебных крошек поищу,
    А потом снесу яичко,
    Ребятишек угощу. (Курица).




  1. Наша милая подружка
    Даст нам перьев на подушку,
    Даст яичек для блинов,
    Куличей и пирогов. (Курица)


Л - М


  1. Лежит на спине —
    Никому не нужна,
    Прислони к стене —
    Заберешься вверх по ней. (Лестница)

  2. Деревянная дорога —
    Вверх идет она отлого, —
    Что ни шаг, то овраг. (Лестница)

  3. Я люблю прямоту,
    Я сама прямая.
    Сделать новую черту
    Вам я помогаю.
    Что-нибудь без меня
    Начертить сумей-ка.
    Угадайте-ка, друзья,.
    Кто же я?-… (Линейка)

  4. Линию прямую, ну-ка,
    Сам нарисовать сумей-ка!
    Это сложная наука!
    Пригодится здесь… (Линейка)

  5. Что за зверь опасный
    Ходит в шубке красной,
    Снег разгребает,
    Мышек хватает? (Лиса)

  6. Посмотрите – ка, какая – Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лисица).

  7. Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала – кур пересчитала, А горлана –петуха Унесла с собой в леса. (Лисица)

  8. Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки,
    Но, в отличие от елки,
    Опадают те иголки. (Лиственница).

  9. Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом. Я ребятам помогаю Делать горки, строить дом. (Лопата)

  10. Я землю копала – ничуть не устала, А кто мной копал – тот и устал. (Лопата)

  11. Тихо, тихо снег идет,
    Белый снег, мохнатый.
    Мы расчистим снег и лед
    Во дворе… (Лопатой)

  12. Надо хлеба нам купить,
    Иль подарок подарить, -
    Сумку мы с тобой берем,
    И на улицу идем,
    Там проходим вдоль витрин
    И заходим в… (Магазин)

  13. Вот и лето пролетело,
    А глядишь, в садах поспело:
    Груши, яблоки, калина,
    Черноплодка и … . (Малина)

  14. Бусы красные висят
    Из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи. (Малина).

  15. Вот на краешке с опаской
    Он железо красит краской,
    У него в руке ведро,
    Сам раскрашен он пестро. (Маляр).

  16. На резиновом ходу Все дороги обойду. Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? (Машина).

  17. Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (Машина).

  18. Великан в бору живет,
    Сладкоежка — любит мед.
    А испортится погода,
    Спать идет — да на полгода! (Медведь)

  19. Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос. (Медведь)

  20. Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)

  21. Проспит зиму, Проспит силу, Весной проснется – На волю вернется, Ягод наберет, Меду надерет, Поворчит, поваляется… Как зверь называется? (Медведь)




  1. Над бабушкиной избушкой
    Висит хлеба краюшка.
    Собаки лают, а достать не могут. (Месяц).




  1. По высокой дороге
    Идёт бычок круторогий,
    День он спит,
    А ночью глядит. (Месяц).




  1. Молод был -
    Светло светил,
    Под старость стал -
    Меркнуть стал. ( Месяц).




  1. В синем небе светляки,
    Не дотянешь к ним руки,
    Один большой светляк
    Загнулся как червяк. (Звёзды и месяц).




  1. Я в любое время года
    И в любую непогоду
    Очень быстро в час любой
    Провезу вас под землёй. (Метро)




  1. «Домик в деревне» Видим на пачке.
    Что там налито?
    Простая задачка. (Молоко)

  2. Всем нам пригодится Белая водица. Из водицы белой Все, что хочешь делай: Сливки, простоквашу, Масло в нашу кашу, Творожок да пирожок, Кушай, Ванюшка, дружок! Ешь да пей, гостям налей И коту не пожалей! (Молоко).

  3. Деревянная шея,
    Железный клюв,
    Стучит: «Тук,тук,тук!» (Молоток)

  4. Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

  5. Папе гвоздь забить помог
    Деревянный …. (молоток)

  6. Самый бойкий я рабочий
    В мастерской.
    Колочу я, что есть мочи —
    День-деньской. (Молоток)

  7. Я у людей всегда в ходу,
    Хоть мой характер крут.
    Где надо стукнуть — я приду, -
    Ведь мой ударный труд. (Молоток)

  8. Как завижу лежебоку,
    что валяется без проку,
    Я прижму его к доске,
    да как стукну по башке,
    В доску спрячется бедняжка,
    чуть видна его фуражка. (Молоток)

  9. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус- как сахар, сладкая. (Морковь)

  10. Красная девица сидит в темнице, А коса – на улице. (Морковь)

  11. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый нос не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь)

  12. Старик у ворот
    Тепло уволок,
    Сам не бежит,
    Стоять не велит. (Мороз).




  1. Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. ( Мороз).




  1. Какой это мастер На окна нанес И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз).


Н - О

  1. Протянулся мост на семь верст,
    А в конце моста – золотая верста. (Неделя)

  2. Режем мы и вырезаем,
    Маме шить мы помогаем (Ножницы)

  3. Два кольца, два конца,
    А посередине — гвоздик. (Ножницы)

  4. Два брата-акробата —
    Ручки — кольцом, ножки — острые. (Ножницы)

  5. Сделаны из железа,
    Умеют стричь и резать.
    Когда они встречаются,
    Части разделяются. (Ножницы)

  6. Детям мы кроим одежду,
    Стрижем ногти на пальчиках,
    Подстригаем волосы девочкам и мальчикам. (Ножницы)

  7. Они бывают разные:
    Тупые и острые,
    Детские и взрослые. (Ножницы)

  8. Много делать мы умеем:
    Стричь, кроить и вырезать.
    Не играйте с нами, дети:
    Можем больно наказать! (Ножницы)

  9. Проснулась очень рано
    И корчит рожи … (обезьяна)

  10. Сначала плавно, еле-еле
    Они по воздуху летели
    Потом быстрей-быстрей поплыли,
    Как их зовут, вы не забыли? (Облака).




  1. Если рядом нет воды -
    Натворить готов беды. (Огонь).




  1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).




  1. Что за дерево стоит –
    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

П - Р

  1. По волнам плывет отважно,
    Не сбавляя быстрый ход,
    Лишь гудит машина важно.
    Что такое? ... (Пароход).




  1. Тучек нет на горизонте,
    Но раскрылся в небе зонтик.
    Через несколько минут
    Опустился ... ( Парашют).

  2. На коробку я похож,
    Ручки ты в меня кладешь.
    Школьник, ты меня узнал?
    Ну, конечно, я -… (Пенал)

  3. Кто так заливисто поёт
    О том, что солнышко встаёт? (Петух).




  1. Гребешок аленький,
    Кафтанчик рябенький,
    Двойная бородка, важная походка.
    Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух).




  1. Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами,
    Не будильник, а всех будит. (Петух).




  1. Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами,
    Не сторож, а при опасности кричит. (Петух)




  1. Он в мундире ярком, шпоры для красы
    Днём он - забияка, поутру - часы. (Петух).




  1. Что, скажите, за конверт
    Маленький, но яркий,
    Облетит весь белый свет,
    Как наклеишь марки? (Письмо)

  2. Скажи, кто так вкусно
    Готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты,
    Салаты, винегреты,
    Все завтраки, обеды? (Повар).

  3. Скажи, кто так вкусно
    Готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты,
    Салаты, винегреты,
    Все завтраки, обеды? (Повар)

  4. Как растут они красиво
    И в теплице, и во вне.
    Своими сочными плодами
    Дарят праздник всей семье. (Помидоры)

  5. Взбила вечером сестра
    На тахте у Яшки
    Ворох пуха и пера
    В ситцевой рубашке. (Подушка)

  6. Вспушит она свои бока,
    Свои четыре уголка,
    И тебя, как ночь настанет,
    Все равно к себе притянет. (Подушка)

  7. Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

  8. Говорит дорожка —
    Два вышитых конца:
    Помылься хоть немножко,
    Чернила смой с лица! —
    Иначе ты в полдня
    Испачкаешь меня! (Полотенце)

  9. Он заметен среди веток
    В ярких перьях всех расцветок.
    Если в клетке, приручен,-
    Говорить умеет он.
    Эту птицу не пугай.
    Эта птица … (попугай)

  10. Новый дом несу в руке,
    Дверцы дома — на замке.
    Тут жильцы бумажные,
    Все ужасно важные. (Портфель)

  11. Он глотает без разбора
    Всё, что на пути лежит.
    Если много пыли, сора -
    Весь от радости дрожит. (Пылесос).

  12. Ходит-бродит по коврам,
    Водит носом по углам.
    Где прошел – там пыли нет,
    Пыль и сор – его обед. (Пылесос)

  13. Есть у нас в квартире робот, -
    У него огромный хобот,
    Любит робот чистоту,
    И гудит, как лайнер: «Туу-у»
    С большой охотой пыль глотает,
    Но не болеет, не чихает. (Пылесос)

  14. Он охотно пыль вдыхал,
    Не болел и не чихал. (Пылесос)

  15. Он с хоботом резиновым,
    С желудком парусиновым.
    Как загудит его мотор,
    Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

  16. Хоть я и не прачка, друзья,
    Стираю старательно я. (Резинка)

  17. Он с тобою и со мною
    Шел лесными стежками.
    Друг походный за спиною
    На ремнях с застежками. (Рюкзак)

  18. Осень в сад
    К нам пришла,
    Красный факел
    Зажгла.
    Здесь дрозды,
    Скворцы снуют
    И, галдя, его клюют. (Рябина).




  1. Весной зеленела,
    летом загорела,
    осенью надела
    красные кораллы. (Рябина).




  1. Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина).



  1. Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина).

  2. Платье потерялось –
    Красны пуговки остались. (Рябина).


С - Т

  1. Никогда не ест,
    А только пьет.
    А как зашумит -
    Всех приманит. (Самовар)




  1. Сверху – дыра,

Снизу – дыра,

Посередине –

Огонь да вода. (Самовар)


  1. Летит птица-небылица,
    А внутри народ сидит,
    Меж собою говорит. (Самолёт).




  1. Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)


  1. Три глазища – три огня.
    Очень важно для меня,
    Чтобы глаз горел зеленый,
    Я тогда дойду до дома. (Светофор)




  1. У широкой мостовой
    Встал суровый постовой.
    Как посмотрит глазом красным –
    Значит, нам идти опасно. (Светофор)

  2. На самом перекрестке
    Висит колдун трехглазый,
    Но никогда не смотрит
    Тремя глазами сразу. (Светофор)

  3. Он не так себе,
    Не просто.
    Он начальник
    Перекрестка.
    Тут уж все
    Машины разом
    По его идут
    Приказам. (Светофор)

  4. Запылал у чудища изумрудный глаз.
    Значит, можно улицу перейти сейчас. (Светофор)

  5. Если хочешь винегрет -
    В огород за ней сходи,
    У неё красивый цвет
    И снаружи, и внутри! (Свекла)



  1. Ты откуда, ты откуда
    Прилетел к нам, красногрудый?
    - Облетел я всю Сибирь.
    - Как зовут тебя? (Снегирь).




  1. Лежит — молчит,
    Подойдешь — заворчит.
    Кто к хозяину идет,
    Она знать дает. (Собака).




  1. К «своим» ласкается,
    На «чужих» ругается.
    В своем теремочке
    Сидит на замочке. (Собака)




  1. Если лапы вместо рук,
    Если самый верный друг,
    Если забияка,
    Значит друг … (Собака)




  1. Посмотришь утром
    На восток - увидишь красный колобок.
    И в небесах ему не лень
    Катиться к западу весь день. (Солнце).




  1. Кто без ног и без свирели
    Лучше всех выводит трели,
    Голосистее, нежней?
    Кто же это? … (Соловей).




  1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока).



  1. Как снег бела,
    Как сажа черна.
    Вертлява, как бес,
    Повертелась да в лес. (Сорока)

  2. Сделаны они все из стекла,
    Предназначены для чая,
    Сока, молока. (Стаканы)

  3. Что зимой в доме замерзает,
    А на улице – нет? (Стекло)




  1. Средь облаков, на высоте,
    Мы дружно строим новый дом,
    Чтобы в тепле и красоте
    Счастливо жили люди в нем. (Строители)

  2. Суп, салат, пюре, котлеты,
    Подают всегда в - (Тарелке)

  3. Она бывает глубока,
    Она бывает мелка.
    Но только это не река.
    Зовут её … (тарелка)

  4. Вот так дом: Одно окно,
    Каждый день В окне—кино.
    Живет в нем вся Вселенная,
    А вещь — обыкновенная. (Телевизор)

  5. На моем, друзья, экране
    То моря шумят в тумане,
    То плоды качает сад.
    Есть программы для ребят. (Телевизор)

  6. Через поле и лесок подается голосок.
    Он бежит по проводам -
    Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).

  7. Через поле и лесок
    Подается голосок.
    Он бежит по проводам, -
    Скажешь тут,
    А слышно там. (Телефон)

  8. Поверчу волшебный круг, —
    И меня услышит друг. (Телефон)

  9. Когда порою одиноко —
    Вдруг в тишину ворвется звон,
    И голос друга издалека
    Тебе подарит… (Телефон)

  10. Сперва зазвонит он
    Обычным звонком,
    Потом говорит
    Чьим-нибудь голоском. (Телефон)

  11. Это чудо-аппарат
    Донесет быстрее ветра
    Голос друга, даже если
    Друг – за сотни километров. (Телефон)

  12. То я в клетку, то в линейку, —
    Написать по ним сумей-ка,
    Можешь и нарисовать,
    Называюсь я… (Тетрадь)

  13. В белое поле синие
    Протянулись линии,
    А по ним друзья идут,
    Друг друга за руки ведут. (Тетрадь)

  14. Хоть он ростом невелик,
    А к почтению привык:
    Перед ним дубы и клены,
    И березы бью поклоны. (Топор)

  15. Я, мой друг,
    Хоть и железный,
    Но зато такой любезный,
    Если попадется
    Неровная доска, —
    Вмиг подровняю ей бока.
    100 поклонов отдам я ей,
    Сразу станет доска ровней. (Топор)

  16. До обеда сгоряча
    Поработает с плеча –
    И в итоге, будь здоров,
    Наломает столько дров! (Топор)

  17. Замечательный дружище,
    Деревянная ручища
    Да железный обушок,
    Закаленный гребешок.
    Он у плотника в почете —
    Каждый день с ним на работе. (Топор)

  18. Кланяется, кланяется,
    Придет домой — растянется. (Топор)

  19. Едет конь стальной, рычит,
    Сзади плуги волочит. (Трактор).




  1. И катком, и бороною
    Он в полях наводит гладь.
    И лежат они весною,
    Словно в клеточку тетрадь. (Трактор).




  1. Конь стальной, овса не просит,
    А пашет и косит. (Трактор).

  2. Едет силач

Добывать калач. (Трактор)


  1. Он по рельсам катит резво,
    Все колеса из железа.
    Эй, прохожий, не зевай –
    Это катится?… (Трамвай)




  1. Он с усами, словно жук,
    Пассажирам лучший друг.
    Коль над ним есть провода,
    Отвезёт вас хоть куда. (Троллейбус).




  1. Здесь не катится автобус.
    Здесь трамваи не пройдут.
    Здесь спокойно пешеходы
    Вдоль по улице идут.
    Для машин и для трамвая
    Путь-дорога есть другая. (Тротуар)




  1. Как зовутся те дорожки,
    По которым ходят ножки?
    Различать учись их точно,
    Не лети, как на пожар.
    Пешеходные дорожки –
    Это только? … (тротуар)

  2. Где встречается такое,
    Что земля над головою? (Туннель)

У - Ф

  1. В два ряда дома стоят —
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на дружку глядят. (Улица)

  2. Дома стоят,
    Друг на друга глядят.
    Пешеходы идут,
    Сумки несут.
    И автомобили
    Куда-то покатили. (Улица)

  3. Вдаль бежит — не тужит,
    С ножками дружит. (Улица)

  4. Шагаешь — впереди лежит,
    Оглянешься — домой бежит. (Улица)

  5. Уродились грибочки
    Одного росточка,
    Стоят вдоль тропинки –
    Ровные спинки,
    Когда старый гриб ломается,
    Новый растет. (Улица)

  6. Кто учит детишек
    Читать и писать,
    Природу любить,
    Стариков уважать? (Учитель)

  7. Кто учит детишек читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

  8. Кто учит детишек читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать? (Учитель).

  9. Кто у постели больного сидит? —
    И как лечиться он всем говорит.
    Наведёт стеклянный глаз,
    Щёлкнет раз — и помним вас. (Фотограф)

Х - Ц - Ч

  1. Летом папа нам привез
    В белом ящике мороз —
    И теперь мороз сухой
    У нас и летом и зимой
    Бережет продукты:
    Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

  2. В нашей кухне круглый год
    Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

  3. Полюбуйся, посмотри:
    Полюс Северный внутри,
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет.
    Навсегда нам эту зиму
    Привезли из магазина. (Холодильник)

  4. Посмотри-ка,
    Что за дом –
    Даже летом
    Стужа в нем. (Холодильник)

  5. В этом белом сундучище
    Мы храним на полках пищу.
    Во дворе стоит жара,
    А в сундучище — холода. (Холодильник)

  6. Он на дом похож снаружи,
    Но внутри такая стужа!
    Нет, ты только посмотри:
    Полюс северный внутри!
    До чего ж холодный дом!
    Как живут продукты в нем? (Холодильник)

  7. Кормит дом
    Шкаф со льдом. (Холодильник)

  8. Желтые комочки,
    Легкие, как вата!
    Бегают за квочкой.
    Это кто? … (Цыплята).

  9. Явился в желтой шубке:
    -Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок)


Ш - Щ


  1. Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень. (Шоссе)

  2. Меж сёлами и деревнями,
    Посёлками и городами,
    Средь лесов, полей, долин
    Вьётся серый серпантин.
    Он их объединяет,
    Друг к другу приближает. (Шоссе)

  3. Встаю я очень рано, ведь моя забота –
    Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

  4. Раньше был он сорняком,
    А теперь на грядке
    Всходит он густым пучком,
    В щи идёт в достатке. (Щавель)

Э - Ю - Я

  1. К нам во двор забрался крот,
    Роет землю у ворот.
    Тонна в рот земли войдёт,
    Если крот откроет рот. (Экскаватор).




  1. Начинает он копать, заменяет сто лопат. (Экскаватор).

  2. К дальним селам, городам
    Кто идет по проводам?
    Светлое Величество!
    Это … (Электричество)

  3. Русский, польский и английский,
    Итальянский и бельгийский –
    Разговорные друзья.
    Так о чем же это я? (Язык)

  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).




следующая страница >>