microbik.ru
  1 ... 8 9 10 11 12

Выдержки из стенограммы видеоконференции Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева с полномочными представителями Президента России в федеральных округах, посвященной реализации приоритетных национальных проектов.

Д. МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Наша сегодняшняя первая видеоконференция в таком формате - практическое продолжение того разговора, который состоялся на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 7 апреля.

;

Естественно, что сегодня в этом составе предлагаю сосредоточиться на работе регионов. Причина очевидна. От самих территорий зависит реализация национальных проектов и развитие движения по ним, поэтому именно об этом и предлагаю поговорить.

Между тем сегодняшняя действующая сквозная система контроля и мониторинга фиксирует не только определенные достижения, но и серьезные сбои в управлении ряда национальных проектов, как в самих субъектах федерации, так и в муниципальных образованиях. При этом хотел бы сказать, что проблемы в выполнении проектных мероприятий на региональном и на местном уровне имеются у всех национальных проектов без исключения.

Несколько примеров. В ряде субъектов не обеспечено в полном объеме софинансирование проектных мероприятий. Были выявлены и факты снятия муниципальных надбавок работникам первичного звена здравоохранения. В ряде случаев работа по формированию сетевых графиков и особенно муниципальных графиков идет крайне медленно. Об этом всем было сказано на заседании Совета. Президент Российской Федерации обращал внимание на то, что сегодня муниципалитеты нуждаются в колоссальной поддержке со стороны субъектов Российской Федерации, а это значит, что проволочки в работе региональных администраций неизбежно сказываются на качестве работы муниципалитетов. Рассчитываю, что полномочные представители Президента в федеральных округах и главы субъектов федерации смогут наладить должную координацию деятельности по всем вопросам проектных мероприятий.

Что необходимо отметить? Во-первых, считаю необходимым конкретизировать соглашения между министерствами и субъектами федерации, а также между региональными и местными властями. В чем необходима конкретизация? Необходимо дополнить эти соглашения точечными показателями, индикаторами исполнения мероприятий. В них необходимо отметить ответственность за выполнение, в конечном счете - за обеспечение софинансирования проектов.
Во-вторых, необходимо сформировать порядок, при котором возникающие региональные вопросы оперативно рассматривались бы на межведомственных группах, а возможно, и на заседаниях президиума Совета с приглашением глав соответствующих субъектов федерации. Работы на федеральном уровне добавится, но очевидно, что в этом случае взаимодействие между исполнителями проектов станет значительно четче.

Правительство России и федеральные министерства должны ясно видеть те тенденции и состояние дел, которые складываются в субъектах Российской Федерации. Регионы, в свою очередь, должны чувствовать ситуацию в каждом муниципальном образовании. При таком порядке регионы должны яснее формулировать свои требования к федеральным властям - здесь тоже есть о чем поговорить. И в этом случае проще вносить полезные и конструктивные коррективы в планы проектных мероприятий, а такие уточнения явно необходимы.

В ближайшее время мы соберемся на заседание президиума Совета по приоритетным национальным проектам, поговорим о реализации ряда проектов, в том числе в сфере жилища. И такие уточнения, по всей вероятности, потребуются по ходу движения по всем национальным приоритетам. Это нормально, потому что работа над национальными проектами представляет собой живую ткань, живую ткань во взаимоотношении между федеральной властью и регионами.

Несколько примеров на эту тему. Знаю, что, к примеру, не все сельхозпроизводители удовлетворены перечнем лизинговой техники, оборудования, которое предлагается. Можно поговорить об этом. Местная специфика сказывается в здравоохранении и в образовании. В частности, после введения родовых сертификатов в ряде городов отдельные родильные дома оказались просто переполнены.

Еще один важный аспект управления - это система отчетности по нацпроектам. Куда ни приеду, все руководители субъектов говорят, что система неэффективна. Нам нужно, наконец, ввести унифицированные средства отчетности по всем национальным приоритетам.

И, наконец, считаю, что нам нужно уделять неослабное внимание информационному обеспечению национальных проектов. Значительная часть недовольства у наших людей, у наших граждан возникает, прежде всего, из-за сохраняющейся неясности условий исполнения проектных мероприятий. Предлагаю в ходе сегодняшней видеоконференции обсудить все эти вопросы, а также ваши предложения по совершенствованию региональной системы управления национальными проектами.
Это все, что я хотел сказать вначале, приступаем к работе. С учетом того, что у нас на связи вся страна, полагаю правильным установить регламент для выступлений полномочных представителей в округах - по пять минут. Соответственно, впоследствии могут быть заданы вопросы представителям федерального округа, ну и, соответственно, могут быть заданы встречные вопросы представителям федеральных властей.

Д. МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Я предлагаю подводить итоги. Несколько слов в завершение нашей работы. Немного прокомментирую те вещи, которые еще не получили освещение.

Первое. ... Процедура предоставления земельных участков - она действительно крайне затруднена, ее нужно радикально упрощать. Но вопрос этот требует самого внимательного обсуждения. Поэтому я предлагаю просто одно из наших совещаний или, может быть, заседаний президиума как раз этому и посвятить.

Второе, что хотелось бы отметить в этой связи. Мы с вами говорили довольно много про градостроительную документацию. Она действительно у нас пока готовится ни шатко, ни валко, и с этим связаны проблемы, касающиеся строительства, касающиеся реализации проекта доступного жилья. Что нужно сделать, мне кажется, во всех федеральных округах и во всех субъектах федерации - это привлечь к этому вопросу общественность, потому что мы не должны заниматься подготовкой градостроительной документации кулуарно. В противном случае получим проблемы со стороны тех людей, которым эта документация и адресована. Поэтому у нас сейчас, по сути, новый период открывается - период, связанный с новыми градостроительными документами. Мы этим будем заниматься, по всей вероятности, достаточно долго, потому что их нужно готовить тщательно. Раз мы этим начинаем заниматься, у меня такая просьба - привлекать по максимуму представителей общественности к обсуждению вопросов градостроительства и вопросов создания соответствующих планов.

Правильно поднимался вопрос, связанный с неувязками между национальными проектами и другими программами. У нас в ряде случаев этой стыковки нет, это, прежде всего, должно быть адресовано к Правительству, к профильным министрам. Необходима состыковка федеральных целевых программ и тех программ, которые существуют в рамках национальных проектов.

Очень важная тема, связанная с реализацией проекта доступного жилья, связана с малоэтажным строительством... Мы обязательно этот вопрос рассмотрим на ближайшем заседании президиума Госсовета. По всей вероятности, потребуется определенная модернизация самого национального проекта. Об этом поговорим чуть позже.
Что еще из того, что звучало, хотелось бы откомментировать. По ведомственным учреждениям. Здравоохранение... Действительно, возможность выплат соответствующим врачам - она формально существует, но, тем не менее, на практике она не реализуется. Губернаторы на эту проблему обращают внимание, что люди выполняют, по сути, общеполезные функции, то есть исполняют врачебные обязанности не только в отношении своего ведомства, но и в отношении контингента людей просто проживающих на этой территории, а реальных выплат не получают. Поэтому мне хотелось бы, чтобы Минздрав на это обратил внимание и в случае необходимости вместе с Минфином представил свои предложения.

По механизмам и критериям оценки тех, кто получает доплаты... Вот здесь я согласен с тем, что мы должны этой проблемой озаботиться. Денег стало больше, но качество оказания медицинских услуг далеко не всегда соответствует тем затратам, которые в данном случае несет государство. Нам следует рассматривать эти выплаты именно как материальный стимул для соответствующих врачей, а не просто пособие, которое по каким-то причинам решило платить государство. Поэтому вот в том режиме, о котором было сказано, я хотел бы подготовить предложения для внедрения соответствующих критериев оценки.

В целом хотел бы сказать, что все, что мы с вами сегодня обсуждали, уважаемые коллеги, естественно, будет внимательнейшим образом проанализировано, стенограммы нашего видеосовещания будут подготовлены. В рамках стенограмм будут даны необходимые поручения по тем вопросам, по которым требуется письменное формулирование соответствующих заданий.

Последнее. Полагаю, что подобная форма работы вполне интересна. Необязательно, наверное, каждый раз обнимать необъятное - я имею в виду нашу огромную страну. Думаю, что мы могли бы наладить подобную работу в рамках отдельных округов или по отдельным национальным проектам, с тем, чтобы сконцентрировать наши совместные усилия, чтобы разговор касался ограниченного, но в то же время вполне конкретного спектра вопросов.

Всем, кто нам помогал, всем, кто обеспечивал нашу работу - болыпое спасибо!

До свидания тем, кто принимал участие в видеоконференции. Всего доброго.

21 апреля 2006 года


Выдержки из стенограммы встречи Первого заместителя Председателя Правительства России Д.А. Медведева с представителями деловых кругов по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Д. МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас сегодня с вами встреча, на которой хотелось бы обсудить практические аспекты взаимодействия власти и бизнеса при реализации национальных проектов. Началом такого рода диалогов послужил разговор с Президентом, который был не так давно. В рамках работы, которая ведется по национальным проектам, уже обсуждались вопросы кредитования в сельском хозяйстве, вопросы строительства жилья. Ну а сегодня предлагаю остановиться более подробно на перспективах делового партнерства в развитии образования.

Очевидно, что условия для такого партнерства, базовые условия, уже есть. Есть понимание того, что повышение качества и доступности образовательных услуг - это наша естественная приоритетная национальная задача, решение которой должно обеспечить конкурентоспособность страны в XXI веке.

Вы знаете, что бюджетное финансирование отрасли выросло. Только на мероприятия в рамках нацпроекта было в этом году выделено 25 млрд. рублей. Соответственно, финансирование будет продолжено и дальше. Очевидно, и то, что бизнес активно участвует в создании собственных образовательных программ, создаются частные образовательные учебные центры, оказывается масштабная поддержка профессиональной школе. Все это позитивно влияет на расширение спектра образовательных услуг.

Корпоративный опыт работы востребован государственной системой. В частности, представители предпринимательского сообщества принимают участие в деятельности Совета по реализации приоритетных национальных проектов, в деятельности межведомственных рабочих групп, которые образованы по каждому национальному приоритету. И очевидно и то, что подходы государства и бизнеса к проблеме образования в последнее время существенно сблизились.

Общим пунктом является то, что система образования должна гарантировать высокий уровень трудового потенциала в стране. И здесь нас объединяет ясное понимание того, что односторонними действиями, движением только с одной стороны - государственной или же со стороны только предпринимательского сообщества - результатов не добиться. Результат может возникнуть только при суммировании наших с вами совместных действий, усилий.

Предлагаю сегодня остановиться на нескольких вопросах.

Первый вопрос - это формирование профессиональных стандартов, в первую очередь - по современным видам экономической деятельности. Фактически такие стандарты отражают спрос рынка труда на уровень, на содержание услуг. И сегодня этот спрос должен работать на соответствующие образовательные программы. Знание рыночного спроса необходимо не только предпринимателям, оно необходимо и учащимся, необходимо студентам. При этом, очевидно, что рынок труда не всегда подает им адекватные сигналы о том, какие квалификационные требования существуют, какие профессии будут востребованы, и этим тоже нужно заниматься.

Между тем такие способы внутрикорпоративного развития, как аттестация профессионала, продвижение сотрудника по карьерной лестнице, должны последовательно стимулировать граждан к получению современных знаний, к приложению собственного труда.

В органах государственной власти также формируется система квалификационных требований, которая должна простимулировать госслужащих повышать свою компетентность. Эта задача очень сложная, не менее сложная, чем формирование соответствующих требований внутри коммерческого сектора, создана ее правовая основа, хотя реформа государственной службы в этой сфере - задача, может быть, еще более сложная, чем реформа собственно образования. Однако и по этому направлению нам необходимо синхронно двигаться, потому что существует объективный переток кадров между двумя этими сосудами, между предпринимательской сферой и государственным управлением.

Стандарты и квалификационные требования можно учитывать уже сегодня при подведении итогов конкурсов в рамках национального проекта. В текущем году значительную финансовую поддержку получат 30 вузов, 6 тыс. школ и около 20 тыс. педагогов. Согласитесь, что, в конечном счете, лучшими среди них являются те, кто наиболее эффективно готовит кадры, востребованные на рынке труда.

Другая не менее важная тема - корпоративные системы профессионально-технического образования. По многим видам производства ситуация просто критическая, и опоздание с подготовкой по-настоящему современных квалифицированных рабочих сегодня ощущается везде. В этой сфере, откровенно говоря, у нас реальные проблемы. Прежняя система подготовки квалифицированных рабочих оказалась разрушена, а новая практически не создана. И, конечно, этим надо заниматься и в рамках обычной деятельности, в рамках тех задач, которые вы решаете на своих производствах, и, естественно, на государственном уровне, в том числе и в рамках национального проекта.

Хотел бы также более предметно обсудить с вами вопросы, связанные с экономикой образования. Нам сегодня нужно искать новые организационно-правовые формы соответствующей активности, образовательной деятельности. Нужно корректировать структуру учебной сети, менять типологию, менять профиль работы учреждений.

Отдельно скажу о том, о чем говорилось недавно на встрече с Президентом, на одной из последних конференций, а именно - о создании специальных фондов поддержки социальных инициатив, так называемых финансовых

эндаументов.

Идея это интересная. Она адаптирована к разным социальным процессам во многих государствах. Нам нужно найти конструкцию для российского эндаумента - конструкцию, которая позволит эффективно использовать преимущества так называемого ресурсного капитала и в то же время впишется в существующую налоговую и в целом в правовую систему нашего государства. Она может быть эффективно использована при организации бизнес-школ в рамках тех учреждений, которые будут созданы при реализации национальных приоритетов. Еще раз повторю: главное - найти приемлемую правовую конструкцию, которая будет хорошо накладываться на существующую правовую систему.

На бизнес-школах остановлюсь отдельно. Значимость вашего участия в их организации, в формировании их учебных планов трудно переоценить. И государство, и бизнес одинаково заинтересованы в том, чтобы сделать эти школы современными центрами подготовки национальной элиты, управленцев, менеджеров - всех, кто занимается этими процессами, и тем самым задать эталонные критерии к этим профессиям, критерии, на которые, в конечном счете будут ориентироваться и другие образовательные учреждения.

Рассчитываю также узнать ваше мнение о перспективах и формах участия бизнеса в работе вузов в целом, общеобразовательных школ, училищ, ибо только такой подход способен серьезно расширить использование рыночных механизмов в образовательной деятельности.

Предлагаю начать работу.
Д. МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Уважаемые коллеги!

За этим столом обсуждались разные вопросы, общегосударственного значения в том числе. В конце разговора - несколько вещей, которые я хотел бы отметить.

Первое - я хотел бы согласиться с тем, что было сказано разными коллегами... Нам нужно распределить приоритеты по финансированию различных уровней образования.

Совершенно очевидно, что профессионально-техническое образование и отчасти то, что раньше называлось техникумами, а сегодня называется колледжами, может стать заботой бизнеса и регионов, причем не только крупных. Вполне возможно использовать региональный средний бизнес.

В том, что касается высших учебных заведений, очевидно, что должны использоваться три источника: это государственное финансирование, это финансирование со стороны работодателей, то есть со стороны коммерческих организаций, и личное финансирование. Потому что высшее образование - это главная, последняя ступень в образовательном процессе. Если мы сумеем здесь правильно отстроить приоритеты, тогда мы сумеем наладить полноценное финансовое обеспечение системы образования в стране.

В отношении вопросов по организационно-правовым формам, связанным с образованием... Это действительно вопрос выбора. Мне кажется, что нам здесь не нужно изобретать велосипед, и та конструкция, о которой сегодня так много говорят, конструкция финансового ресурсного капитала, или эндаумента, - это вполне органичная для образования конструкция. Менее органичной является конструкция учредительства, которая вообще-то, строго говоря, свойственна, все-таки, бизнесу и корпоративному образованию, а вузы - это образование несколько иного порядка, это образовательное учреждение.

Здесь звучала тема, связанная с учебниками... У нас действителъно остается очень сложной ситуация с учебниками, начиная от технических и заканчивая гуманитарными. Масса программ, мы к этому стремились, и, в общем-то, хорошо, что теперь у нас это присутствует, плюрализм в этой сфере. Но с другой стороны, конечно, высшим учебным заведениям очень трудно сориентироваться в этом водовороте учебной литературы. Это не значит, что мы должны ограничивать издание учебников, наоборот, просто мы должны внимательнее относиться к методическим указаниям, которые выдает соответствующее министерство, с тем, чтобы и учителя, и преподаватели вузов могли сориентироваться, что новое выходит, какие тенденции отражает. В частности, в технике все меняется очень быстро, новые технологии. Каждый год должен учебник обновляться, потому что каждый год что-то происходит. Общественные науки - здесь другая у нас беда. У нас нет истории новейшей. Ее просто нет, ее нужно создавать и нужно описывать, причем понятной для наших учеников, наших студентов конструкцией.

Далее. Здесь говорилось о госзаказе. Это действительно важная составляющая, но мне кажется, что основой государственного заказа должен стать корпоративный заказ. Потому что, в конечном счете, все опускается на корпоративный уровень, на уровень работодателей, и именно отсюда должен формироваться государственный заказ.

Льготы, связанные с поддержкой профессионально-технического образования... Нужно продумать систему этих льгот, в том числе вопросы отнесения соответствующих затрат на себестоимость продукции, потому что это, по сути, часть производственного цикла.

Вот, пожалуй, из того, что звучало, почти все.

Да, о миграции. Конечно, мы, прежде всего, должны ориентироваться на то, чтобы полностью использовать российский трудовой потенциал. В то же время в тех ситуациях, когда он уже использован, естественно, мы должны думать и о привлечении специалистов из стран ближнего зарубежья. Там работают люди, которые имеют общую образовательную базу с нами, люди, которые адаптированы к нашим условиям в целом. Так что их тоже можно использовать, но при использовании в первую голову специалистов, рабочих рук из Российской Федерации. Понятно, что это диктуется просто нашей общей демографической ситуацией.

Ну и последнее. По поводу образовательных стандартов. Надо этим заниматься, с этого, наш разговор сегодня начался... Я надеюсь, что соответствующие стандарты будут готовиться, что они будут конкретными - с одной стороны. С другой стороны, мы не будем пытаться подмять под эти стандарты все многообразие жизни. И, наконец, с третьей стороны, что подготовка этих стандартов у нас будет проходить лучше, чем подготовка технических стандартов в рамках государственного технического регулирования, что это не затянется на три или пять лет, а на самом деле даже больше.

Коллеги, всем огромное спасибо. До следующей встречи.

14 апреля 2006 года

http://www.rost.ru/

<< предыдущая страница   следующая страница >>