microbik.ru
  1 2 3 ... 11 12

Дмитрий Медведев: выступление на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 5 октября 2006 года

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета! Коллеги!

Позвольте проинформировать вас об основных направлениях национальных проектов на 2007 год, а также о планах нашей дальнейшей работы.

Как вы знаете, планы и задачи Совета значительно расширились и усложнились прежде всего за счет мероприятий демографической политики. При этом сама проектная практика ставит перед Советом все более значимые и более системные вопросы. Должен отметить, что такой вектор развития полностью отвечает и задачам национальных приоритетов, и целевым показателям. На этом же базируются и предложения по основным направлениям нашей дальнейшем работы.

На мероприятия 2007 года из федерального бюджета выделяется почти 230 млрд. рублей, а с учетом государственных внебюджетных фондов - 250 млрд. рублей. Одновременно будут предоставлены государственные гарантии на общую сумму более 33 млрд. рублей. Практически средства увеличиваются более чем на треть по сравнению с текущим годом. Это должно позволить реализовать все намеченные нами программы и дополнительно осуществить ряд новых важных мероприятий.

Теперь кратко о главных параметрах каждого из проектов. Начну с проекта "Образование".

В этом году впервые получают премию 10 тыс. лучших учителей и 11 тыс. молодых талантливых учеников и студентов. А уже на будущий год все школы страны будут подключаться к Интернету. Точнее, эта работа уже идет сегодня. В последующие два года мы договорились, что обеспечим за счет федеральных средств доступ в Интернет, то есть трафик. В итоге практически каждый российский школьник и учитель получит доступ к соответствующим современным образовательным программам. На эти и другие направления проекта "Образование" будет направлено порядка 48 млрд. рублей.

Еще одним новым направлением работы станет развитие системы начального и среднего профессионального образования. Общеизвестно, что экономика страны остро нуждается в квалифицированных рабочих. И весь комплекс сложившихся здесь проблем можно развязать только, если работать совместно государству и работодателям. При этом уже на будущий год отдельные мероприятия в этой области федеральный бюджет возьмет на себя.

В ряде субъектов Федерации мы приступаем к программам комплексной модернизации образования в рамках так называемых пилотных проектов. Они помогут повысить качество услуг и сам уровень отечественного образования. Отбор пилотных регионов пройдет на конкурсной основе и абсолютно открыто. Будут учитываться в том числе и итоги реализации национального проекта в текущем году, а также реальный потенциал региона, его административные возможности.

Оценим и качество муниципального управления. Подчеркну специально, что субъектам Федерации будет необходимо доказать свою готовность к участию в "пилотах", причем не на словах, а на деле.

Пилотные проекты запланированы и в здравоохранении, где они в первую очередь должны коснуться стационаров. Об этом постоянно просят врачи. И должны стать основной системной частью преобразований. Замечу, кстати, что ряд регионов готов заниматься этими пилотными проектами и без федеральных ресурсов, а за счет собственных источников.

В будущем году мы рассчитываем завершить оснащение муниципальных учреждений диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом. При этом ставим задачу перед субъектами Федерации и муниципальными образованиями продолжить начатое и провести системную модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений. Ее стандарты министерством сейчас установлены. В свою очередь, внедрение новых технологий потребует и от врачей повышения профессиональных знаний. Такие программы ведутся и в рамках проекта. Около 300 тыс. человек в течение двух лет должны получить высокотехнологичную медицинскую помощь.

На 2008-2009 годы планируется комплекс мер по снижению смертности от так называемых управляемых причин. И для этого мы будем оснащать дополнительным оборудованием учреждения, оказывающие экстренную медицинскую помощь. На все эти мероприятия в будущем году будет направлено более 130 млрд. рублей.

Проинформирую также о планах по проекту "Доступное жилье". Напомню, что задача была поставлена - до 2010 года увеличить ввод жилья до 80 млн. кв. метров ежегодно, что и должно, по идее, снять остроту жилищной проблемы. И должен сказать, что в текущем году мы идем в проектных показателях. Так, за восемь месяцев введено более 20 млн. кв. метров, и мы рассчитываем ввести 50 миллионов, которые запланированы по этому году.
В рамках проекта мы ставили задачу за два года сделать доступной ипотеку. Определенные результаты уже есть. За первое полугодие ипотечных кредитов предоставлено на сумму 80 млрд. рублей. Это более чем в пять раз превышает показатель за тот же период прошлого года.

Вместе с тем очевидно, что во многих регионах набранные темпы строительства не отвечают растущему спросу, и об этом только что сказал Владимир Владимирович. Сейчас мы рассматриваем разные варианты повышения динамики строительства. Рассчитываем, что дополнительный импульс развитию жилищной сферы дадут программы будущего года. Так, начнется финансирование малоэтажного домостроения, субъектам Федерации будут предоставляться субсидии в размере 3,5 млрд. рублей в общей сложности на развитие улично-дорожной сети и автомобильных дорог. По этим и другим направлениям из федерального бюджета выделяется порядка 50 млрд. рублей, а также те государственные гарантии, о которых было сказано.

Между тем совершенно ясно: усилиями одного федерального центра не решить всех проблем населения с жильем. Достаточно большой круг полномочий в жилищной сфере возложен на регионы и муниципалитеты, при этом увеличение объемов жилищного строительства тормозится недостатком мощностей стройиндустрии, и надо искать пути развития смежных областей экономики.

По проекту предстоит решить целый ряд системных правовых вопросов, в частности, разработать и запустить ряд механизмов - и налоговых, и финансово-экономических - для роста объемов строительства и сокращения административных барьеров, о которых постоянно говорится, а также для создания добросовестной конкуренции на рынке жилья. Сейчас прорабатывается ряд таких предложений, все они будут рассмотрены, и уже в ближайшее время мы обсудим возможность наделения органов местного самоуправления правом залога соответствующих земельных участков. Предстоит оценить также целесообразность предоставления субсидий и государственных гарантий на обустройство земельных участков застройщиками и предприятиями коммунального комплекса. Предстоит и доработка механизма государственного участия в подготовке земельных участков под застройку.

Хотел бы заострить внимание еще на одном принципиальном аспекте жилищного проекта, об этом только что сказал Владимир Владимирович. Необходимо, чтобы доступность жилья достигалась совместными усилиями федерального центра, регионов и муниципалитетов. В этом нас убеждают первые результаты реализации национальных проектов и многочисленные итоги региональных поездок. Об этом говорят и участники строительного бизнеса. Необходимо переходить от точечной застройки к освоению больших земельных массивов, к комплексному жилищному строительству. Крупный бизнес уже такие проекты в целом начал. И в Чувашии, и в Подмосковье, и в Екатеринбурге строятся новые районы, фактически новые города, примыкающие к существующим. Для создания нормальных условий жизни необходимо оборудовать все эти перспективные территории современной инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктурами. Стало быть, объемы строительства в этом случае вырастают на 15-20 процентов против заложенных сегодня.

От этих проблем не могут стоять в стороне и наши инфраструктурные монополии. Ввод домов должен вестись согласованно с развитием энергетической инфраструктуры территорий. Завтра состоится встреча с представителями регионов, где мы детально рассмотрим вопросы градостроителъного планирования и комплексной застройки. Уважаемые коллеги, несколько слов о планах работы по проекту в области развития АПК. Федеральным бюджетом предусмотрено выделение на его мероприятия более 23 млрд. рублей. Проект дополнен рядом новых мероприятий. Сельхозпроизводители получат субсидии по инвестиционным пятилетним кредитам, а не только восьмилетним, на которые они смогут приобрести племенных животных, технику и оборудование. Кроме того, государственная поддержка будет оказана искусственному рыборазведению. Также мы поможем традиционным направлениям животноводства, которые являются исконными видами деятельности для коренных народов, проживающих на отдельных территориях, а также отечественным племенным хозяйствам. При этом федеральный бюджет полагает правильным принять на себя гарантирование обязательств на последующие годы.

В заключение несколько слов по программе газификации, прежде всего
сельских территорий. Вчера было в Брянской области совещание, и до этого
были встречи с руководителями субъектов. В целом какой вывод можно
сделать сегодня? Синхронизированы планы работы "Газпрома" и
региональных администраций, по большинству регионов идет эта работа по
графику. Вместе с тем есть и отдельные проблемы в определенных местах.
Но что очевидно, то, что газификация является совместной программой, и у
каждого из ее участников есть и свои обязательства, и своя ответственность.
Без подготовительных работ, которые ведутся регионами,
муниципалитетами, без строительства ими внутренней
газораспределительной сети в поселениях газ в дома не придет.
Спасибо за внимание.
Пресс-служба ПСС 06 октября 2006 года

Дмитрий Медведев рассказал о приоритетах в политике, суверенной демократии и преемнике Путина

Спец по нацпроектам

В четверг исполняется 41 год первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. За последние десять месяцев, перейдя из Администрации президента в Белый дом и взяв на себя работу по осуществлению нацпроектов, он стал одним из главных ньюсмейкеров страны. Многие называют его в числе возможных преемников Владимира Путина. "Московский комсомолец" публикует интервью с Дмитрием Анатольевичем, которое он дал газете, когда приезжал в Санкт-Петербург на первое сентября.

Разговор с Дмитрием Медведевым состоялся поздно ночью в Стрельне. Первый вице-премьер прилетел в Северную столицу практически сразу из Китая. Было видно, что к вечеру он изрядно устал. Но от предложения перенести разговор он сразу отказался: "Давайте начнем, поработаем, а там посмотрим". Работали почти три часа.

В этом упорном желании довести запланированное до конца, как ни странно, ярко проявились изменения, которые произошли с Дмитрием Анатольевичем за последние годы. Он не просто стал заметно старше. Он даже выглядит жестче, чем раньше. И четко знает, что должен сделать. До работы в правительстве он, пожалуй, все-таки таким не был.

- Дмитрий Анатольевич, 5 сентября прошлого года президент Путин первый раз публично озвучил программу нацпроектов. Это сразу изменило политический ландшафт в стране. Но ко всему прочему это изменило и вашу жизнь. Из главы Администрации президента вы превратились в первого вице-премьера. Переход на работу в правительство не стал для вас шоком? Ведь чистую политику пришлось поменять на вполне практическую работу.

- Из вашего вопроса следует, что вы считаете работу в администрации абсолютно неконкретной, не дающей результата. Это совсем не так.

А был ли у меня шок? Я уверен, что между работой правительства и администрацией нет никакой китайской стены. Да, Администрация президента - это главный аппарат страны, который обслуживает главу государства. Там работают помощники президента. Их задача - помочь президенту реализовать свои полномочия. Работа в правительстве - скорее работа менеджера. Но и то, и другое - государственное управление на высоком уровне. Ответственность и там, и там очень высокая. Цена ошибки - тоже.

Впрочем, не буду лукавить. Работа в новом качестве потребовала от меня дополнительной мобилизации, потому что поставленные задачи приходится решать от начала до конца самому. Это, конечно, не означает, что я занимаюсь национальными проектами в одиночку. Но означает другое: весь процесс от и до находится в компетенции правительства. Он не может быть в порядке перепоручения отправлен в другую структуру.

СПЕЦ ПО НАЦПРОЕКТАМ

- Но раз так, невозможно не спросить: в каком состоянии находятся сейчас нацпроекты?

- Полагаю, что в целом ситуация с реализацией национальных проектов нормальная. Прежде всего важно, что в ходе работы не открылись какие-то огромные дыры, о которых мы не думали раньше, начиная подходить к формированию идеологии проектов. В то же время за последние восемь месяцев - реальное начало реализации проектов январь нынешнего года - не случилось чуда. Ни одна проблема не оказалась легче, чем ожидалось. Ничего подобного. В основном, к сожалению, предварительные оценки трудностей, с которыми нам предстоит столкнуться, оказались верными.

- Давайте попробуем пройти шаг за шагом по проектам.

- Тогда начнем с образования. Традиционно считается, что Советский Союз имел развитую и фундаментальную систему образования, которая сохранила свой потенциал, несмотря на трудности 90-х годов. Пожалуй, это так. Действительно, за 70 с небольшим лет у нас была создана вполне передовая, неплохо продуманная, опирающаяся на блестящие педагогические кадры, но абсолютно заидеологизированная система образования.

Эта система была хороша для своего времени. Наша задача заключается в том, чтобы сохранить те плюсы, что были созданы в российской и советской системе за 150-200 лет. Очевидно, что в рамках нацпроектов невозможно решить всех проблем современного образования. Поэтому были выбраны несколько ключевых позиций, которые бы показали направление развития отрасли в XXI веке. Они должны продемонстрировать и учащимся, и педагогам, что государство хочет и будет решать образовательные проблемы.

Уверен, что приоритеты выбраны правильные. Во-первых, мы решили заняться материально-техническим оснащением школ. Оно в целом либо посредственное, несовременное, либо вообще удручающее. Лаборатории для занятий отсутствуют, техника либо устарела, либо разрушена. В результате образовательный процесс похож на уроки информатики в советские годы. Компьютеров нет, а на доске рисуют какие-то черточки, обозначающие виртуальный мир. Помню, когда я впервые все это увидел, то подумал, что никогда в жизни не смогу сесть за РС. Вот так же сейчас - с лабораториями химии, физики, биологии. Поэтому было принято решение направить средства на восстановление материально-технического оснащения школ. Решает ли оно все проблемы? Нет, конечно. Но это все-таки создает другую образовательную микросреду. Школьник может прямо смотреть за химическими процессами, которые текут в каком-нибудь аппарате Киппа, а не разглядывать учебник. Это и важно, и, кстати, интересно.

Другой срез - компьютеры. Сегодня почти нет школ, где бы они отсутствовали. Но само по себе их наличие ничего не решает. Если он используется просто как пишущая машинка, ценности в нем немного. Поэтому наша задача - не просто приобрести современное "железо", а создать условия для получения знаний. А знания эти можно закачать только из глобальной Сети. Отсюда и была определена задача всеобъемлющего подключения школ к Интернету. К такой постановке вопроса, кстати, мы пришли не сразу. Вначале полагали, что обойдемся, подключив лишь 30-40% школ. Но потом поняли, что это сегодня один из самых важных вопросов. За таким решением следуют довольно недешевые шаги. Большинство школ не способны платить за доступ в Интернет, за трафик. Поэтому необходимо было найти средства для того, чтобы оплатить их доступ в Сеть, по крайней мере в течение двух лет с момента подключения.

- Дмитрий Анатольевич, как и всякий другой нацпроект, проект "Образование" больше всего вызвал критику в сфере выделения дополнительных грантов учителям, школам, институтам.

- Это верно не только для образования, но и для всех других нацпроектов. В основе идеологии выделения грантов лежит простая мысль, что поощрение только тогда и достигает цели, когда грантами отмечаются не все, а именно лучшие. Когда в этой форме поощрения заложен очевидный стимулирующий элемент. Или когда нам нужно сделать акцент на каком-то отдельном звене (например, первичной медицинской помощи).

Наверное, это нравится не всем. Потому что традиции уравнительной оплаты труда в нашей стране глубоко укоренились. Но иного пути нет.

То же самое касается программ для высшей школы. Стало уже общим местом, что высшее образование должно развиваться по инновационному пути развития. Но как определить, кто идет по инновационному пути, а кто нет? Мы провели конкурсы и отобрали небольшое число высших учебных заведений. Всего два десятка. Они получили достаточно существенные средства, которые смогут потратить по своему усмотрению на материально-техническую базу, научно-исследовательские работы, увеличение зарплаты. Помимо материального аспекта важно то, что победители в честном соревновании добились признания их лучшими. А это дорогого стоит.
- Давайте переходить к здравоохранению, а то в газете не будет хватать места даже про образование.

- Состояние здравоохранения можно определить как посредственное. Поэтому нужно было найти все тот же набор приоритетов, вложив деньги в которые, можно было бы за относительно короткий срок создать внятный результат. И такие приоритеты были определены. Я не буду их сейчас перечислять. Но мне кажется, что работа по заданным направлениям раскачала, сдвинула ситуацию. Пока не так глубоко, как нам бы хотелось. Но перемены ощущаются не только начальниками от медицины или самими врачами. Потихоньку они становятся ясными и для пациентов.

- Вас не смущает критика с мест, что врачи-специалисты, например, не получают таких надбавок, как врачи общей практики?

- Не смущает. С самого начала действительно был сделан крен в сторону врачей, врачей первичного звена - терапевтов и педиатров. Но сделано это было только для того, чтобы восполнить те бреши, которые образовались в этом звене за последние годы. Кроме того, при помощи новых методов организации финансирования зарплата так называемых узких специалистов тоже сейчас повышается.

Модель, где одномоментно происходит повышение зарплаты для всех, бесперспективна. Это тупиковый путь. Мы его уже прошли, ничего хорошего он не дает. Именно об этом я говорил, когда рассказывал о проекте "Образование".

- Что происходит в области сельского хозяйства?

- В каком-то смысле сельское хозяйство - самый "земной" проект. Потому что, как известно, сельское хозяйство - не только сфера производства, но и образ жизни огромного числа людей. А у нас на селе живет почти треть населения. Главная задача в этой области состоит в том, чтобы деньги дошли до селян, которые хотят заниматься развитием животноводства, приобретать новую технику.

Знаете, может быть, одной из самых приятных неожиданностей в ходе реализации проектов лично для меня стал невероятно высокий энтузиазм людей в деревне. Количество обращений за кредитами превзошло все ожидания. Где бы мы ни были, с кем бы ни общались, основные вопросы: как быстрее получить кредит? как дела с обеспечением? можно ли получить его в упрощенном порядке? То есть люди хотят использовать финансовый ресурс, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
Еще совсем недавно у многих было ощущение: сколько денег деревне ни давай, они все равно исчезнут, будут пропиты и разворованы. Теперь после опыта работы над этим приоритетом стало очевидным: люди хотят развивать свой маленький бизнес. Они готовы потратить эти деньги на инвестирование в производство. В итоге мы перевыполнили показатели выдачи кредитов. Уже выдано 106 млрд. рублей, что почти в три раза превосходит запланированный норматив этого года.


<< предыдущая страница   следующая страница >>