microbik.ru
1

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Гурьянов Илья Сергеевич

Регион

34 Волгоградская область

Населенный пункт, в котором находится ОУ

г. Волгоград

Название ОУ

Волгоградская Государственная Сельскохозяйственная Академия

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Модель нелинейной парной регрессии

Краткое содержание проекта

В эконометрике для исследования экономических процессов применяются методы статистики и математики. При этом вначале всегда строится математическая модель. Одна из наиболее простых моделей- модель нелинейной парной регрессии . Данная модель помогает выявить нелинейные производственные функции как: зависимость между объёмом произведенной продукции и основными факторами производства-трудом, капиталом и т.п. Функции спроса например: зависимость между спросом на товары или услуги и их ценами или доходом и д.р. Работая над проектом, студенты рассмотрят спецификацию, методы определения параметров и критерии оценки значимости уравнения парной регрессии; научатся применять полученные знания для прогнозирования экономических процессов.

Предметы

Эконометрика.

Основные рассматриваемые направления:

1. Классы нелинейной регрессии.

2. Признаки нелинейных функций.

3. Подходы для оценивания параметров нелинейных функций.

Специальности

для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям

Приблизительная продолжительность проекта

6 часов

Основа проекта

Образовательные стандарты

http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=060500
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление 521600 « Экономика»
Эконометрика

Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК. Показатели качества регрессии. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК). Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. Характеристики временных рядов. Модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация. Система линейных одновременных уравнений. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта студенты смогут:

  • Строить нелинейные модели связи;

  • Делать заключение о наличии связи между факторами;

  • Выполнять точечный прогноз по полученной модели;

  • Рассчитывать коэффициент детерминации;

  • Строить логарифмическую зависимость;

  • Строить полиномиальную зависимость;

  • Строить степенную зависимость;

  • Строить экспоненциальную зависимость;

  • использовать программные средства обработки изображений, создания wiki статьи, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности

  • приобрести навыки самостоятельной работы

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как применить модель на практике?

Проблемные вопросы учебной темы

  1. Что такое нелинейная оптимизация?

  2. Каким методом производится оценка параметров нелинейной регрессии ?

  3. Какие встречаются виды регрессии?

Учебные вопросы

1.Почему соотношение между социально-экономическими явлениями и процессами в некоторых случаях нельзя выразить линейными функциями?

2. Как производится оценка качества уравнения парной регрессии?

3.На какие классы делится нелинейная регрессия?

4.Какие функции являются нелинейными?

5.Какие используются подходы для оценки параметров нелинейных функций?

6.Что такое линеаризация модели ?

План оценивания

График оценивания

До работы

над проектом

Студенты работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы

над проектом

Вопросы

План проекта

  • Планирование презентации

  • Критерии оценивания

  • Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

  • Дневники наблюдений

  • Журнал наблюдений преподавателя

Конференция
Оценочные листы

(wiki статья)
Решение задач
Итоговая рефлексия

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний студентов. В ходе стартовой презентации преподавателя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте по заданным темам и распределяются по группам. Студенты заполняют таблицы Знаю-Интересуюсь-Умею (ЗИУ). Таблица позволяет активизировать предварительные знания студентов и позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить.

Составляется план проведения проекта, в котором обговариваются такие компоненты проекта как цели, процесс достижения, график работы, критерии оценивания обучения.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (wiki статьи), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. В течении проекта студенты заполняют дневники наблюдений.

По итогам работы каждой группы преподавателями ведутся журналы контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.

После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления студентов с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход. В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности (wiki статьи), которые оцениваются экспертом по предложенному листу оценивания.

Завершается проект решением задач по теме проекта, коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

  • Общие знания по высшей математике.

  • Навыки поиска информации в Интернет.

  • Навыки подготовки и проведения презентации.

  • Навыки обработки различных видов информации на компьютере.

Учебные мероприятия

Проект начинается с обсуждения со студентами вопросов по темам проекта (для этого используется Презентация преподавателя, публикация о проекте). Студенты заполняют таблицы ЗИУ. В ходе обсуждения уточняется план работы по проекту. Студенты распределяются на подгруппы, каждая из которых будет исследовать свою тему. 2 часа

Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (wiki статьи), которые затем обсуждаются и по необходимости корректируются. Осуществляется поиск информации по тематике проекта. Выполнение практических работ по проекту, в соответствии с вопросами проекта, - сопровождается ведением дневника наблюдений, в котором студенты фиксируют свои этапы, размышления, наблюдения. Далее происходит обработка материала, оценивание списка наблюдений, проводится совместное обсуждение промежуточных итогов. 4 часа

В завершении работы над проектом создаются отчеты о проделанной исследовательской работе (wiki статьи), идет подготовка к конференции. 2 часа

Проводится итоговая конференция, где каждая подгруппа выступает с итогами своей работы (при выступлении оценивается умение задавать и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход). Оценивание ведется с помощью оценочных листов. 2 часа

Завершается проект решением задач по теме проекта, коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? 2 часа.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Для таких учеников проводятся дополнительные занятия, составляется график и список источников на каждый этап, информацию из которых он должен проанализировать, результаты анализа описываются учеником в блоге. Таким образом, происходит контроль за усвоением материала и оперативная корректировка знаний.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Для организации обучения студентов на не родном языке необходимо использование ассоциативного иллюстративного материала с минимумом текста. При необходимости организовать языковую поддержку можно использовать двуязычные словари и другие средства для перевода. Интернет технологии позволяют делать это оперативно

Одаренный ученик

В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам студент. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Цифровой фотоаппарат, компьютеры, принтер, сканер, сеть Интернет, съемные носители информации, оборудование для видеоконференций

Технологии – программное обеспечение

Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные программы, электронные таблицы

Материалы на печатной основе

  1. Варюхин А.М., Панкина О.Ю., Яковлева А.В. Эконометрика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 191 с.

  2. Кочетыгов А.А., Толоконников Л.А. Основы эконометрики: учеб. пособие – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ» 2007. – 344 с.

  3. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика:Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 311 с.

  4. Луговская Л.В. Эконометрика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 208 с.

  5. Орлов А.И. Эконометрика: Учебник для вузов / А.И. Орлов.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 576 с.

  6. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Н.М. Гордеенко и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 344 с.

  7. Рогачев А.Ф. Эконометрика: Учебное пособие / А.Ф. Рогачев, О.А. Заяц.– Волгоградская ГСХА. Волгоград, 2009. – 80 с.

  8. Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика: Учебник / Н.П. Тихомиров, Е.Ю. Дорохина – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 512 с.

Другие принадлежности

-

Интернет-ресурсы

Википедия|Эконометрика

Ресурсы по статистике и эконометрике

Содержание и применение временных рядов в экономических исследованиях

Степанов.В.Г. Эконометрика; Учебный курс

Другие ресурсы

Для успешного проведения необходимо организовать открытую лекцию по теме проекта