microbik.ru
1
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Ким Эльвира Васильевна,

зав. методической лабораторией географии,

заслуженный учитель РФ.
Численность населения. Воспроизводство.


Тема урока

1. Численность населения

Воспроизводство населения

Миграции населения

Содержание урока

(ведущие образовательные идеи)

Население любой страны – её богатство и интеллектуальный потенциал, а численность населения – показатель её могущества.

Перепись населения - точный учёт численности. Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.

Численность населения страны определяют естественное и механическое движение населения.


Численность населения любой страны зависит от воспроизводства населения.

Разнообразие типов воспроизводства населения.

Факторы, влияющие на переход от традиционного к современному типу воспроизводства.

Виды и направления миграций в разные периоды истории страны.

Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей.

Внешние миграции, их экономические и политические причины.



Задачи при изучении темы

Формирование новых понятий - естественное движение населения, механическое движение, демографический кризис.
Ознакомление с особенностями естественного движения населения и причинами демографических кризисов.
Чтение графиков изменения численности населения и ее измерений в историческом времени.



Формирование и углубление понятий - традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.
Измерение естественного прироста населения.

Расчёт абсолютных и относительных показателей движения населения.

Выявление различий между абсолютными и относительными показателями движения населения.

Факторы, влияющие на переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения.

Формирование новых понятий и представлений: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.
Выявление причин внутренних и внешних миграций и изменений динамики миграций в историческом времени.

Изучение географии миграций и их влияния на численность населения страны.

Изучение картограмм как источников информации, формирование умений читать и анализировать их.

Требования к подготовке учащихся

(предметные умения)

  • называть численность населения России, своей области, своего населенного пункта;

  • сравнивать с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;

  • объяснять содержание понятия “естественное движение населения”;

объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.

  • раскрывать содержание понятий: воспроизводство населения и его типы; миграции (виды, причины, направления);

  • объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.




  • раскрывать содержание новых терминов;

  • объяснять причины и основные направления миграций населения России;

  • на основе имеющихся знаний об изменении численности населения,

в результате естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).


Метапредметные умения

выделять существенные признаки новых понятий;

Работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;

искать дополнительные источники информации.

Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Практические работы




Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.


Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.



Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ

Численность и воспроизводство населения.

Направления и типы миграции.



СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ.

Половой и возрастной состав населения России


Тема урока

Половой состав населения

Возрастной состав населения

Этнический и религиозный состав населения

Содержание урока

(ведущие образовательные идеи)

Соотношение населения по полу и возрасту – значение для страны, следствие демографической истории страны.

Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни.

Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.

Половозрастная пирамида — “запечатленная демографическая история”.
Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны.

Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.



Разнообразие этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов.

История России — история взаимодействия ее народов.
Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.



Задачи при изучении темы

Формирование новых понятий и представлений: половозрастная пирамида как вид диаграммы.

- объяснение влияния различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

молодежи и лиц старшего возраста;

- сравнение своей местности с другими районами по возрастным показателям, объяснение выявленных различий;

.


Формирование новых понятий и представлений, выявление главных признаков понятий - трудовые ресурсы, качество трудовых
ресурсов, рынок труда, экономически активное население.


- выделение на карте (в качестве примеров) районов с преобладанием мужского и женского населения,

- выяснение значения качества трудовых ресурсов для экономики страны.

Расширение и углубление содержания понятий и представлений: этнический состав, административно-
территориальное деление,
религиозный состав, традиционные религии.

-
Изучение по картам географии проживания народов России;

и влияния этнического и религиозного состава на особенности жизни и деятельности населения.

Требования к подготовке учащихся

(предметные умения)

- объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.

- объяснять причины и основные направления миграций населения России, влияющие на численность населения ;

- на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).

- раскрывать содержание новых терминов;

- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста;

- сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;

- характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.



- раскрывать содержание понятия “этнический состав”;

- выделять на карте “Народы России”: районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.

Метапредметные умения

- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности полового возрастного состава населения России;

- анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;

- представлять результаты в разной форме

- приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды

их обитания;

Практические работы

Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.



Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.



Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.



Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ

Половой и возрастной состав населения.

Народы и основные религии России.



РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Плотность населения. Расселение и урбанизация.


Тема урока

Плотность населения

Расселение и урбанизация

Содержание урока

(ведущие образовательные идеи)

Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о «емкости территории» и определяющих ее факторах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.



Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.



Задачи при изучении темы

Углубление и расширение понятий и представлений: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.
Выяснение главных признаков и отличительных особенностей понятий «плотность населения», «Ёмкость территории».

Чтение и анализ карты плотности населения,

Анализ географии плотности населения, динамики изменений.

Формирование понятий и представлений: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.
Изучение значений понятия «расселение» и типов населённых пунктов.

Выяснение функций городов и различий в образе жизни городского и сельского населения.

Анализ карт атласа с целью выявления географических особенностей размещения городов в России.

Требования к подготовке учащихся

(предметные умения)

- раскрывать содержание новых терминов урока;

- читать график изменения соотношения городского

и сельского населения страны;

- называть показатели процесса урбанизации;

- объяснять разнообразие типов заселения

территории страны на основе анализа текстовых

источников и карт;

- давать характеристику расселения своей

местности.


- раскрывать содержание новых терминов урока;

- читать график изменения соотношения городского и

сельского населения страны;

- называть показатели процесса урбанизации;

- объяснять разнообразие типов заселения территории страны

на основе анализа текстовых карт;

- давать характеристику расселения своей местности.

- называть и выделять на карте крупнейшие города России;

- приводить примеры различных функций городов, в том

числе ближайших к своей местности;

- приводить примеры территориальных различий в условиях

жизни и хозяйственной деятельности в различных типах

поселений;

Метапредметные умения

- называть способы отображения географической

информации на различных видах карт (текстовых, атласа,

демонстрационных).

- выделять, объяснять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

Практические работы

Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.



Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ

Размещение населения. Основная полоса расселения.

Городское и сельское население. Крупнейшие города.