microbik.ru
|
|
1
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИКим Эльвира Васильевна,зав. методической лабораторией географии,заслуженный учитель РФ.Численность населения. Воспроизводство. Тема урока
| 1. Численность населения
| Воспроизводство населения
| Миграции населения
| Содержание урока
(ведущие образовательные идеи)
| Население любой страны – её богатство и интеллектуальный потенциал, а численность населения – показатель её могущества.
Перепись населения - точный учёт численности. Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.
Численность населения страны определяют естественное и механическое движение населения.
|
Численность населения любой страны зависит от воспроизводства населения.
Разнообразие типов воспроизводства населения.
Факторы, влияющие на переход от традиционного к современному типу воспроизводства.
| Виды и направления миграций в разные периоды истории страны.
Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей.
Внешние миграции, их экономические и политические причины.
| Задачи при изучении темы
| Формирование новых понятий - естественное движение населения, механическое движение, демографический кризис. Ознакомление с особенностями естественного движения населения и причинами демографических кризисов. Чтение графиков изменения численности населения и ее измерений в историческом времени.
| Формирование и углубление понятий - традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия. Измерение естественного прироста населения.
Расчёт абсолютных и относительных показателей движения населения.
Выявление различий между абсолютными и относительными показателями движения населения.
Факторы, влияющие на переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения.
| Формирование новых понятий и представлений: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков. Выявление причин внутренних и внешних миграций и изменений динамики миграций в историческом времени.
Изучение географии миграций и их влияния на численность населения страны.
Изучение картограмм как источников информации, формирование умений читать и анализировать их.
| Требования к подготовке учащихся
(предметные умения)
| называть численность населения России, своей области, своего населенного пункта;
сравнивать с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
объяснять содержание понятия “естественное движение населения”;
объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
| раскрывать содержание понятий: воспроизводство населения и его типы; миграции (виды, причины, направления);
объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.
| раскрывать содержание новых терминов;
объяснять причины и основные направления миграций населения России;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения,
в результате естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).
| Метапредметные умения
| выделять существенные признаки новых понятий;
Работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;
искать дополнительные источники информации.
Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
| Практические работы
|
| Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
| Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.
| Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ
| Численность и воспроизводство населения.
Направления и типы миграции.
| СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ.Половой и возрастной состав населения России Тема урока
| Половой состав населения
| Возрастной состав населения
| Этнический и религиозный состав населения
| Содержание урока
(ведущие образовательные идеи)
| Соотношение населения по полу и возрасту – значение для страны, следствие демографической истории страны.
Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни.
Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.
| Половозрастная пирамида — “запечатленная демографическая история”. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны.
Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.
| Разнообразие этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов.
История России — история взаимодействия ее народов. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.
| Задачи при изучении темы
| Формирование новых понятий и представлений: половозрастная пирамида как вид диаграммы.
- объяснение влияния различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
молодежи и лиц старшего возраста;
- сравнение своей местности с другими районами по возрастным показателям, объяснение выявленных различий;
.
| Формирование новых понятий и представлений, выявление главных признаков понятий - трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически активное население.
- выделение на карте (в качестве примеров) районов с преобладанием мужского и женского населения,
- выяснение значения качества трудовых ресурсов для экономики страны.
| Расширение и углубление содержания понятий и представлений: этнический состав, административно- территориальное деление, религиозный состав, традиционные религии. - Изучение по картам географии проживания народов России;
и влияния этнического и религиозного состава на особенности жизни и деятельности населения.
| Требования к подготовке учащихся
(предметные умения)
| - объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.
- объяснять причины и основные направления миграций населения России, влияющие на численность населения ;
- на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).
| - раскрывать содержание новых терминов;
- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста;
- сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
- характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.
| - раскрывать содержание понятия “этнический состав”;
- выделять на карте “Народы России”: районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
| Метапредметные умения
| - строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности полового возрастного состава населения России;
- анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;
- представлять результаты в разной форме
- приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды
их обитания;
| Практические работы
| Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.
| Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.
| Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.
| Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ
| Половой и возрастной состав населения.
Народы и основные религии России.
| РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯПлотность населения. Расселение и урбанизация. Тема урока
| Плотность населения
| Расселение и урбанизация
| Содержание урока
(ведущие образовательные идеи)
| Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о «емкости территории» и определяющих ее факторах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.
| Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.
| Задачи при изучении темы
| Углубление и расширение понятий и представлений: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения. Выяснение главных признаков и отличительных особенностей понятий «плотность населения», «Ёмкость территории».
Чтение и анализ карты плотности населения,
Анализ географии плотности населения, динамики изменений.
| Формирование понятий и представлений: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий. Изучение значений понятия «расселение» и типов населённых пунктов.
Выяснение функций городов и различий в образе жизни городского и сельского населения.
Анализ карт атласа с целью выявления географических особенностей размещения городов в России.
| Требования к подготовке учащихся
(предметные умения)
| - раскрывать содержание новых терминов урока;
- читать график изменения соотношения городского
и сельского населения страны;
- называть показатели процесса урбанизации;
- объяснять разнообразие типов заселения
территории страны на основе анализа текстовых
источников и карт;
- давать характеристику расселения своей
местности.
| - раскрывать содержание новых терминов урока;
- читать график изменения соотношения городского и
сельского населения страны;
- называть показатели процесса урбанизации;
- объяснять разнообразие типов заселения территории страны
на основе анализа текстовых карт;
- давать характеристику расселения своей местности.
- называть и выделять на карте крупнейшие города России;
- приводить примеры различных функций городов, в том
числе ближайших к своей местности;
- приводить примеры территориальных различий в условиях
жизни и хозяйственной деятельности в различных типах
поселений;
| Метапредметные умения
| - называть способы отображения географической
информации на различных видах карт (текстовых, атласа,
демонстрационных).
- выделять, объяснять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
| Практические работы
| Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.
| Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
| Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ
| Размещение населения. Основная полоса расселения.
Городское и сельское население. Крупнейшие города.
|
|
|