microbik.ru
1


Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессонального образования

«Тамбовский областной медицинский колледж»

Научное направление: Естественно-научное


Тема: «Пищевые добавки и их влияние на организм»

Выполнила:

Сконженко Ирина Сергеевна,

студентка 3 курса, 31 группы

специальности 060301 «Фармация»
Руководитель:

Корчагина Татьяна Валентиновна,

преподаватель химии

Тамбов, 2012
Содержание:

стр.

I. Введение………………………………………………………………………………………... 3

II. Этапы исследования………………………………………………………………………….. 4

1. Теоретический этап……………………………………………………………………………. 4

2. Практический этап…………………………………………………………………………….. 5
III. Заключение…………………………………………………………………………………… 11

IV. Рекомендации для студентов……………………………………………………………….. 11

V. Список литературы…………………………………………………………………………… 12

VI.Приложение…………………………………………………………………………………… 13

I. Введение.

Актуальность исследования

В последние десятилетия, количество населения значительно увеличилось, вследствие чего понадобилось увеличить количество изготовляемой пищевой продукции. Это привело к тому, что химические добавки стали неотъемлемой частью нашей ежедневно употребляемой пищи.

Одним из основных условий рационального (здорового) питания является то, что пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, полезные для человека вещества. К сожалению, все чаще источником опасности для здоровья становятся сами продукты питания, об этом свидетельствуют многочисленные статьи, предупреждения в СМИ. Продукт, который еще вчера был частым гостем в нашем рационе, сегодня, содержит пищевые добавки, наносящие непоправимый вред здоровью. Какие продукты и почему становятся опасными для жизни? Чем предпочитают питаться российские студенты?

Рассмотрим ситуацию, которая сложилась с «быстрым» питанием в нашем колледже. После социологического опроса, в котором участвовало 50 студентов 1 курса ТОМК, мы определили, что из опрошенных студентов 82 % употребляют, практически ежедневно, чипсы, 78% - жевательные резинки, 32% % любят сухарики, 58% предпочитают на переменах покупать шоколадные батончики и 62% пьют газированные напитки. Так что проблема неправильного питания коснулась и нас. Какие вещества содержат все эти любимые для студентов продукты? Почему они являются вредными, и порой даже опасными? Как определить содержит ли купленный продукт пищевые добавки, вредные для здоровья? Все эти вопросы очень актуальны, так как от здорового питания зависит наше здоровье, здоровье будущего поколения, нации в целом. Мы взяли тему нашей работы «Пищевые добавки и их влияние на организм человека», так как в настоящее время многие студенты предпочитают перекусить выше перечисленными продуктами, а не полноценными завтраками и обедами. Эта тема актуальна потому, что в нашей стране громко заговорили о проблеме ожирения, различных аллергических реакциях, причиной которых являются все те же продукты, потому что многие молодые люди не знают об опасности многих пищевых добавок и последствиях употребления таких «лакомств».
Цель работы: Установить какие пищевые добавки содержатся в наиболее часто употребляемых студентами продуктах, к какому виду они относятся: запрещенным или разрешенным.
Задачи:

  1. Изучить литературу о значении пищевых добавок.

  2. Ознакомиться с номенклатурой отдельных групп пищевых добавок.

  3. Изучить перечень неразрешенных и запрещенных пищевых добавок. Познакомиться с характеристикой отдельных продуктов.

  4. Провести анализ продуктов питания, входящих в пищевой рацион студентов.

  5. Выявить, какие продукты питания предпочитают употреблять студенты в промежутках между основными приемами пищи.

  6. Провести практическую работу по анализу содержания пищевых добавок в отдельных пищевых продуктах

  7. Разработать рекомендации для студентов ТОМК по организации оздоровительного питания.


Гипотеза: Пищевые добавки оказывают отрицательное действие на организм.

Это мы и решили проверить, выяснив какие из вредных пищевых добавок входят в состав наиболее употребляемых студентами продуктов питания.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Проанализировав литературы, мы выяснили:
1.Пищевые добавкиэто вещества, улучшающие цвет, запах, вкус, внешний вид продукта или его консистенцию.
2. Упаковка, этикетка продукта несет информацию о качестве товара в виде штрихового кода, пользуясь которым можно определить страну производителя товара и соответствует ли товар качественным стандартам. Но штрих-код не указывает на наличие в продукте пищевой добавки.
3. Классификация пищевых добавок широка - красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса и аромата, пеногасители, глазирователи и т.д. Все добавки делятся на разрешенные, запрещенные и неразрешенные к применению.
Цифровой индекс поможет определить, к какой группе принадлежит определенная пищевая добавка:
* Е100-Е182 – красители.
* Е200-Е280 – консерванты.
* Е300-Е391 –
антиоксиданты.

* Е400-Е481 – стабилизаторы, эмульгаторы, загустители.
* Е500-Е585 – разные: регуляторы кислотности, влаги, улучшители муки, разрыхлители,


* Е600-Е699 – усилители аромата и вкуса.

* Е900-Е999 – подсластители, антифламенги (пеногасители).

* Е1000-Е1521 – вещества для глазировки, разделители.

4.Мнение специалистов однозначно: употреблять жевательную резинку, чипсы, сухарики, газированную воду не желательно. Все эти продукты несут в своем составе большое количество пищевых добавок, оказывающих вредное воздействие на организм.

В состав газированных напитков входят ракообразующие добавки. В чипсах и сухариках содержится акриламид, который оказывает токсичное действие на нервную систему животных и человека. Он повреждает нервную систему и, по утверждению онкологов, вызывает генетические мутации и образование злокачественных опухолей в брюшной полости.

В ходе практической работы мы изучили состав этих продуктов на наличие в них пищевых добавок, чтобы проверить, правы ли ученые, давая им такую нелестную характеристику.
ПРАКТИЧЕСКИИЙ ЭТАП:

Анализ использования пищевых добавок в отдельных продуктах питания.

Цель: Выявить черты соответствия продуктов питания, употребляемых студентами, российским стандартам.
Материалы: этикетки, упаковки пищевых продуктов с маркировкой состава, справочные таблицы групп пищевых добавок, таблицы запрещенных пищевых добавок и пищевых добавок, не рекомендуемых людям.
Ход работы.

1. Выяснить: какие продукты предпочитают покупать студенты на переменах.

2. Произвести анализ содержания пищевых добавок в отдельных пищевых продуктах.

Результаты занести в таблицу .

3. По справочной таблицам проверить, все ли пищевые добавки относятся к числу

разрешенных, в России.

4. Выявить (если есть) продукты, содержащие:

а) запрещенные пищевые добавки,

б) большое количество пищевых добавок.

5. Разработать рекомендации для студентов

1. Провели социологический опрос, в котором участвовало 50 студентов 1 курса. Анализ проведенной работы показал, что большинство студентов на переменах в колледже покупают следующие продукты:

1. Чипсы

2. Жевательные резинки

3. Газированные напитки

4. Сухарики

5. Шоколадные батончики

Диаграмма 1

Продукты питания


Из диаграммы видно, что 41 человек из 50 (82%) употребляют практически каждый день чипсы, 39 человек (78%) – жевательную резинку, 31 человек (62%) – газированные напитки, 29 человек (58%) – шоколадные батончики, 16 человек (32%) – сухарики.
2. Мы провели социологический опрос среди студентов 1 курса, в котором приняли участие 50 человек, содержащий следующие вопросы:

  1. Покупая продукты, обращаете ли вы внимание на их состав?

  2. Знаете ли вы, как расшифровываются пищевые добавки,

обозначаемые с помощью индекса Е?

  1. Знаете ли вы, как они влияют на ваше здоровье?

Этот социологический опрос показал, что более 80% опрошенных (41 человек опрошенных) не обращают внимание на состав продуктов и не знают о том, как расшифровываются добавки, а также около 60% ( 29 человек опрошенных) не знают об их влиянии на организм.

Результаты представлены на диаграмме 2.
Результаты социологического опроса на знание состава пищевых продуктов и

пищевых добавок

Диаграмма 2

3. Пользуясь информацией, представленной на этикетках, мы исследовали пищевые добавки, используемые при производстве сухариков, чипсов, газированной воды, жевательной резинки и шоколадных батончиков Результаты приведены в таблицах 1 , 2 ,3, 4 (красным цветом показаны вредные пищевые добавки)
Таблица 1 Анализ качественного состава сухариков

Название

Добавки

Производитель

3 корочки (семга , сыр)

Е621,Е527,Е631

Бриджтаун Фудс г.Владимир

3 корочки (чеснок)

Е621,Е635,Е551,Е160

Бриджтаун Фудс

3 корочки (томат, зелень)

Е621,Е627,Е631,Е160

Бриджтаун Фудс

Флинт (красная икра)


Е 621, Е160, 627, 1450 модифицированный крахмал, 551, 340, 951 аспартам

ООО Фактор
г.Днепропетровск


Таблица 2 Анализ качественного состава чипсов


Название

Добавки

Производитель

Лейс

Е 621, Е 631, Е 627

Россия

Эстрелла

Е 621, Е 627, Е 631

Россия

Читос

Е621, Е551

Россия

Московский картофель

Е 621, Е 551, Е 627

Россия


Таблица 3 Анализ качественного состава газированных напитков

Название

Добавки

Производитель

Апельсиновый

Е950,Е951,Е952,Е954, Е330,Е211

Золотая корона

(Тамбов)

Буратино

Е330,Е952,Е950, сахарат натрия.

Лимонадия

Лимонад

Е330, Е211, Е952, Е951, Е950, фенилаланин .

Фруктайм

Экстро Ситро

Е330, Е211,Е951,Е950

Калинов

Pepsi

Е338,Е330,Е124, Е152А

Пепси

Таблица 4. Анализ качественного состава жевательных резинок

Название

Добавки

Производитель

Стиморол

Е 171, 322, 321, 414,903

Россия

Дирол

Е 171, 321, 322, 341, 414, 422, 951, 903

Россия

Орбит

Е 171, 320, 414, 422, 420, 421, 967, 950, 903, 951, 102, 110, 129, 133, 320, 341, 965

Россия

Eclipse (гранат)


Е 420, 421, 422, 965, 950, 951, 320,903,129, 133

ООО «Wrigle»
Россия


Таблица 5 Анализ качественного состава шоколадных батончиков


Название

Добавки

Страна-производитель

«Натс»

Е 307, 551, 621, 627, 631

Россия

«Альпен Гольд»

Е 322, 476

Россия

«Сникерс»

Е 476

Россия

«Пикник»

Е 476, 471, 422

Россия


Результаты:

1. В результате исследования 21 продукта часто употребляемых студентами обнаружено, что:

1) Практически все продукты по штрих-коду соответствует стандарту качества, и указывают код страны изготовителя, но на некоторых продуктах штрих-код состоит из 8 цифр и определить их качество и соответствие начальному образцу нам не удалось (жевательная резинка Stimorol, Dirol, Orbit, батончик Nuts), но на упаковке стоит страна изготовитель «Россия».
2) Все упаковки красочно оформлены для привлечения внимания потребителя. Но не на всех упаковках имеется исчерпывающая информация. Так на чипсах «Lays», «Московский картофель», шоколадных батончиках указано, что они содержат пищевые добавки идентичные натуральным и искусственным (ароматизаторы), но индекс «Е» не указан, что не позволяет определить запрещены или разрешены эти добавки.
3) Качественный анализ сухариков показал наличие следующих вредных пищевых добавок:

Е 527, 621 – очень опасно

Е 160 – вредно для кожи

Е 627, 631, 635, 340 – расстройство кишечника

Е 951 аспартам – вреден для кожи

Продукт может быть использован для питания, но не рекомендуется лицам, страдающим частыми расстройствами желудка и кишечника.
4) Анализ этикеток чипов показал наличие следующих вредных пищевых добавок:

Е 621 – опасный

Е 631, 627 - расстройство кишечника

На чипсах «Lays» со вкусом краба так же предупреждение о содержании в них фенилаланина для больных феникетонурией, на других чипсах этой марки такого предупреждения нет. На всех упаковках чипсов стоит «противопоказание при индивидуальной непереносимости к белку молока и к яичному белку».

5) Анализ этикеток газированной воды показал наличие следующих вредных пищевых добавок:

Е 951 аспартам – вредно для кожи

Е 952, 152 – запрещено к применению

Е 954, 330, 211 – канцерогены

Е 338 – вызывает расстройство кишечника

Е 124 – опасное вещество

6) Жевательные резинки «Orbit», «Dirol», «Stimorol», Eclipse содержат пищевые добавки, вредные для организма:

Е 171 – вещество под подозрением

Е 331, 320 – повышает уровень холестерина

Е 341 – вызывает расстройство кишечника

Е 951 – вредно для кожи

Е 414 – ракообразующий

Е 102, 110, 129 – опасный

На жевательной резинке «Orbit» предупреждение, что они противопоказаны для больных фенилкетонурией, т.к. содержат фенилаланин. Но запись сделана таким мелким шрифтом, что ее трудно прочитать. На жевательной резинке «Stimorol», «Dirol», просто указано, что они содержит фенилаланин, а противопоказаний нет.

7) Анализ упаковок шоколадных батончиков показал наличие следующих вредных добавок:

Е 476 – запрещенная добавка

Е 627 – вызывает расстройство кишечника

Е 631- вызывает расстройство кишечника

Е 621 – опасный

Шоколады « Альпен Гольд», «Сникерс» и «Пикник» содержат запрещенную пищевую добавку Е 476. Кроме того, на упаковках не указаны индексы ароматизаторов и эмульгаторов, но есть ссылка, что они идентичны натуральным, т.е. их опасность невозможно определить.

7. По количеству пищевых добавок первое место занимают газированные напитки. На втором месте – жевательные резинки и на третьем – сухарики.
Диаграмма

Содержание вредных пищевых добавок в продуктах питания


8. По классам опасности пищевые добавки распределилсь следующим образом:

Диаграмма 3

Содержание пищевых добавок по классам опасности


Как видно из диаграммы 3, по количеству канцерогенов первое место занимают газированные напитки, по количеству добавок, способных вызвать расстройства ЖКТ – сухарики, жевательные резинки больше всех содержат опасных веществ и по числу запрещенных добавок лидируют снова газированные напитки.
8. Таким образом, при исследовании продуктов, наиболее часто потребляемых студентами нашего колледжа, было обнаружено, что они содержат пищевые добавки не всегда полезные для организма. А продукты, содержащие запрещенные добавки (газированные напитки) не могут быть использованы для питания.

III .ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив, поставленный в начале работы вопрос о вреде пищевых добавок, мы предлагаем воздержаться от таких популярных, широко распространенных и часто употребляемых, но не всегда полезных продуктов, как чипсы, сухарики, жевательные резинки и газированный напитки.

Гипотеза о том, что продукты, наиболее часто употребляемые студентами, могут содержать вредные пищевые добавки полностью подтвердилась.
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1) Внимательно изучайте этикетку. Обращайте внимание на маркировку и срок годности продукта.
2) Ограничьте потребление продуктов питания с неестественно яркой окраской (в них содержатся искусственные красители);
3) Избегайте продуктов с длинным перечнем "E"-добавок и длительным сроком хранения (он говорит о присутствии консервантов); Чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;
4) Исключить из своего рациона чипсы и сухарики, так как в них находится огромное количество пищевых добавок, негативно влияющих на организм человека, а именно, вызывающих заболевания желудочно-кишечного тракта, а также болезни почек и печени;
5) Исключить из своего рациона газированные напитки, так как они содержат запрещенные и ракообразующие добавки.
6) Если Вы склонны к аллергическим реакциям, исключите из своего рациона продукты, содержащие пищевые добавки, вызывающие аллергию.
7) Продукты, употребляемые между основными приемами пищи, заменить на фрукты, овощи и соки. Так как овощи считаются богатым источником минеральных веществ, а фрукты –витаминов. Фрукты очищают организм

стимулируя работу кишечника;
8) Зимой рекомендуется употреблять «оживленные» сухофрукты;

9) Употребляйте как можно больше зелени, она является чудесным источником витамина А в виде каротина. Самые большие запасы витамина А находятся в морковном соке.
Список литературы:

  1. Артеменко А.И. Органическая химия и человек - М.: Просвещение, 2000 г.

  2. Булдаков А.С. Пищевые добавки - М.: Просвещение, 1990 г.

  3. Журнал «Домашний очаг», № 1, 2005 г., ст. «Мы суть то, что едим».

  4. Зайцев А.Н. О безопасных пищевых добавках и зловещих символах «Е» / А.Н.Зайцев // Экология и жизнь . – 2000. - № 1.

  5. Кольчинский А.Г. Дюжина классических пряностей глазами химика - М.: Просвещение, 1995

  6. Научно – методический журнал «Классный руководитель»,№ 4, 2004 г., ст. «Как сохранить здоровье».

  7. Фримантл М. Химия в действии - М.: Дрофа, 2002 г.


Интернет ресурсы:


  1. http://immunologia.ru

  2. http://www.womenhealthnet.ru

  3. http://www.tiensmed.ru

  4. http://vperedi.ru/archives/39

  5. www.souz.info

  6. www.ipclub.ru


Приложения

Приложение 1

сканирование0003.jpg
Приложение 2

Штриховой код

Штриховой код содержит информацию о товаре и его производителе. Самые распространенные штриховые коды - это 13 разрядный европейский код EAN-13 (European Article Numbering) и полностью совместимый с ним 13-разрядный код UPC, применяемый в США и Канаде.

Расшифровка штрихкода
Возьмем, к примеру, цифровой код: 4820024700016. Первые две цифры (482) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие 4 или 5 в зависимости от длинны кода страны (0024) - предприятие-изготовитель, еще пять (70001) - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. EAN - 13

http://www.liveshm.ucoz.kz/barcode.gif

Для кода товара:
1 цифра: наименование товара,
2 цифра: потребительские свойства,
3 цифра: размеры, масса,
4 цифра: ингредиенты,
5 цифра: цвет.

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара

  1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18

  2. Полученную сумму умножить на 3: 18x3=54

  3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 4+2+0+4+0+0=10

  4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54+10=64

  5. Отбросить десятки: получим 4

  6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-4=6

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.
Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. Обращаем внимание потребителей на то, что код странны никогда не состоит из одной цифры. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая - когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

Страны, соответствующие первым трем цифрам штрихового кода.

00-06

США, Канада

73

Швеция

600-601

ЮАР

20-29

Резервные номера

740-745

Гватемала,Никарагуа,Коста-Рика,

Сальвадор,Панама

619


Тунис

30-37

Франция

750

Мексика

64

Финляндия

380

Болгария

759

Венесуэла

690

Китай

383

Словения

76

Швейцария

70

Норвегия

385

Хорватия

770

Колумбия

729

Израиль

400-440

Германия

773

Уругвай

93

Австралия

460-469

Россия и СНГ

775

Перу

94

Новая Зеландия

471

Тайвань

779

Аргентина

977

периодическая печать

489

Гонконг

780

Чили

976-979

книги

49

Япония

786

Эквадор

98-99

чековые книжки

50

Великобритания

789

Бразилия

90-91

Австрия

520

Греция

80-83

Италия







529

Кипр

84

Исландия







535

Мальта

850

Куба







539

Ирландия

859

Чехия







54

Бельгия и Люксембург

860

Югославия







560

Португалия

869

Турция







569

Исландия

87

Нидерланды







57

Дания

880

Южная Корея







590

Польша

885

Таиланд







599

Венгрия

888

Сингапур