microbik.ru
1 2 ... 4 5
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 25 ноября 2008 г. N 319-ст
Дата введения -
1 июня 2009 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА

ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ, ВНЕДРЕНИЮ И

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ПО

УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

ENVIRONMENTAL CONTROL AND MONITORING SYSTEMS. GENERAL

GUIDELINES ON CREATION, ADOPTION AND ENSURING THE

FUNCTIONING OF THE CHEMICAL WEAPONS DESTRUCTION

ГОСТ Р 53009-2008
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным

законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения

национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской

Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Государственный научно-

исследовательский институт промышленной экологии" (ФГУ ГосНИИЭНП), Открытым акционерным

обществом "Федеральный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля

"Инверсия" (ОАО ФНТЦ "Инверсия"), Государственным учреждением "Научно-производственное

объединение "Тайфун" (ГУ "НПО "Тайфун") и Федеральным управлением по безопасному хранению и

уничтожению химического оружия.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
2. Внесен Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии от 25 ноября 2008 г. N 319-ст.
4. В настоящем стандарте реализованы нормы законов Российской Федерации от 10 января

2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О

гидрометеорологической службе", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24

июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об

уничтожении химического оружия".
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом

информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в

ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае

пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет

опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной

системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Обязательным условием обеспечения требуемого уровня безопасности при уничтожении

химического оружия в Российской Федерации и реализации комплекса защитных мероприятий

является создание надежной системы экологического контроля и мониторинга на объектах по

уничтожению химического оружия. Применительно к объектам по уничтожению химического

оружия экологический мониторинг - это система наблюдений, оценки и прогноза загрязнения

окружающей среды в районах их расположения в целях принятия эффективных управленческих

решений и реализации мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности при

уничтожении химического оружия.
Настоящий стандарт разработан с целью установить единые требования к структуре систем

экологического контроля и мониторинга объектов по уничтожению химического оружия по видам

проводимых наблюдений, числу и расположению точек (постов) наблюдения, периодичности отбора

проб, приборной и методической базе аналитических измерений, обработке и представлению их

результатов.
Применение настоящего стандарта позволит обеспечить создание результативной системы

контроля за соблюдением объектами по уничтожению химического оружия установленных

экологических нормативов и системы регулярного экологического мониторинга состояния

компонентов природной среды в санитарно-защитных зонах и зонах защитных мероприятий, а также

создание эффективных систем экологического менеджмента.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт содержит общие руководящие указания по порядку создания,

внедрения и обеспечения функционирования систем экологического контроля и мониторинга

объектов по уничтожению химического оружия и направлен на совершенствование методов

управления экологической безопасностью процессов химического разоружения в рамках федеральной

целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" [1].
1.2. Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования системы экологического

контроля и мониторинга и формирования программы наблюдений с применением соответствующих

оценочных процедур.
1.3. Настоящий стандарт формулирует требования к методам решения следующих основных

задач по созданию системы экологического контроля и мониторинга, определяющих качество и

достоверность получаемой информации:
- составление и ранжирование по объектам мониторинга приоритетных перечней

контролируемых загрязняющих веществ;
- определение периодичности проведения отбора проб и анализов на источниках загрязняющих

веществ и в компонентах природной среды;
- определение числа и расположения точек (постов) отбора проб;
- определение числа и состава средств измерений;
- анализ данных мониторинга для отображения распределения загрязняющих веществ в

компонентах природной среды и составления прогноза.
1.4. Настоящий стандарт устанавливает программу ведения экологического контроля и

мониторинга, обеспечивающую:
- получение достоверной оценки степени воздействия объектов по уничтожению химического

оружия на окружающую среду;
- прогноз развития экологической ситуации по данным наблюдений, предупреждение и

предотвращение нештатных и чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера;
- своевременное предоставление достоверной информации руководству объектов по

уничтожению химического оружия и в уполномоченные органы государственной исполнительной

власти для принятия управленческих решений в целях проведения эффективных природоохранных

мероприятий [2], [3].
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.11-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации.

Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики

выполнения измерений
ГОСТ Р 8.568-97. Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация

испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 8.639-2008. Метрологическое обеспечение уничтожения химического оружия. Термины

и определения
ГОСТ Р ИСО 5725-2-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов

измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости

стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и

калибровочных лабораторий
ГОСТ 8.315-97. Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные

образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения
ГОСТ 8.417-2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы

величин.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие

ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте

Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по

ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который

опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно

издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный

стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться

заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то

положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 8.639, а также следующие термины

с соответствующими определениями:
3.1.1. Мониторинг окружающей среды [экологический мониторинг]: комплексная система

наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния

окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
3.1.2. Государственный мониторинг окружающей среды [государственный экологический

мониторинг]: мониторинг окружающей среды, осуществляемый федеральными органами

исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
3.1.3. Нормативы в области охраны окружающей среды: установленные нормативы качества

окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, соблюдение которых

обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохранение

биологического разнообразия.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
3.1.4. Объект по уничтожению химического оружия: объект химического разоружения,

представляющий собой совокупность специально выделенной и охраняемой территории и

расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений,

предназначенных для уничтожения химического оружия, в том числе для утилизации и/или

захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.
3.1.5.
---------------------------------------------------------------------

-----¬
¦     Окружающая среда:  окружение,  в  котором  функционирует

организация, ¦
¦ включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей

и  их ¦
¦ взаимодействие.                                                         

¦
¦     Примечание - Понятие "окружение" в данном контексте 

распространяется ¦
¦ на среду в пределах от организации до глобальной

системы.                ¦
¦                                                                         

¦
¦     [ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт

3.5].                                  ¦
L--------------------------------------------------------------------

------
3.1.6.
---------------------------------------------------------------------

-----¬
¦     Воздействие на окружающую  среду:  любое изменение в окружающей

среде ¦
¦ отрицательного  или  положительного  характера,  полностью  или 

частично ¦
¦ являющееся результатом экологических аспектов

организации.               ¦
¦                                                                         

¦
¦     [ГОСТ Р ИСО 14001-2007, пункт

3.7].                                  ¦
L--------------------------------------------------------------------

------
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
3.1.7. Лаборатория мониторинга окружающей среды: аналитическая лаборатория, являющаяся

организацией или структурным подразделением организации, выполняющая аналитические работы

по экологическому мониторингу на объектах по уничтожению химического оружия.
3.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГВС - газовоздушная смесь;
ИАС - информационно-аналитическая система;
ЗВ - загрязняющее вещество;
ЗЗМ - зона защитных мероприятий;
КХА - количественный химический анализ;
МВИ - методика выполнения измерений;
ОБУВ - ориентировочный безопасный уровень воздействия;
ОДК - ориентировочная допустимая концентрация;
ОВ - отравляющее вещество;
ОС - окружающая среда;
ПВВ - предельно возможный выброс;
ПДВ - предельно допустимый выброс;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
ПДС - предельно допустимый сброс;
ПДУ - предельно допустимый уровень;
ПС - природная среда;
СЗЗ - санитарно-защитная зона;
СИ - средство измерений;
СЭКиМ - система экологического контроля и мониторинга;
ФОВ - фосфорорганическое отравляющее вещество;
ХО - химическое оружие.
Используемые сокращения наименований методов анализа загрязняющих веществ:
ААС - атомно-абсорбционная спектроскопия;
ВЭЖХ - высокоэффективная жидкостная хроматография;
ГХ - газовая хроматография;
ГХ-МС - газовая хроматография/масс-спектрометрия;
ГХ-ПИД - газовая хроматография с пламенно-ионизационным детектированием;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
ГХ-ПФД - газовая хроматография с пламенно-фотометрическим детектированием;
ГХ-ППФД - газовая хроматография с пульсирующим пламенно-фотометрическим

детектированием;
ИХ - ионная хроматография;
ИСП-МС - масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой;
РФ - рентгеновская флуориметрия;
УФ - ультрафиолетовая спектроскопия;
ФЛД - флуоресцентный детектор;
ЭД - эмиссионный детектор;
ЭЗД - электронно-захватный детектор.
4. Общие руководящие указания
4.1. Общие требования к системе экологического контроля и мониторинга
4.1.1. Система экологического контроля и мониторинга объектов по уничтожению химического

оружия (далее - объекты по уничтожению ХО) должна обеспечивать получение достоверной

информации при наличии многочисленных случайных факторов (связанных с непрогнозируемыми

изменениями метеорологических условий, колебаниями мощности выброса и др.), влияющих на

распространение ЗВ в компонентах ПС (Приложение А). При ее создании важно определить

оптимальную стратегию мониторинга, сочетающую модельный аналитический подход с

использованием обоснованных показателей приборного (аналитического) контроля (периодичности,

плотности, привязки к местности), а также состав и количество средств контроля.
4.1.2. Общие требования к СЭКиМ включают в себя требования к организации работ по

контролю соблюдения объектами по уничтожению ХО установленных нормативов в области охраны

окружающей среды и мониторингу окружающей среды в их СЗЗ и ЗЗМ, обработке данных, а также к

объектам контроля и мониторинга, перечням исследуемых ЗВ и критериям контроля, средствам

измерений и методической базе, являющиеся основой при проектировании СЭКиМ [2].
4.1.3. Объектами контроля на территории [промышленных площадках (далее - промплощадки)]

объектов по уничтожению ХО являются:
- выбросы ЗВ в окружающую среду;
- сбросы ЗВ в окружающую среду, ливневые стоки;
- реакционные массы, специфические и общепромышленные отходы (включая объекты

размещения отходов);
- параметры природоохранного оборудования, очистных систем и газоочистных установок;
- загрязнение подземных вод на наблюдательных скважинах;
- компоненты ПС (атмосферный воздух, почва, снежный покров).
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Объектами мониторинга окружающей среды в СЗЗ и в ЗЗМ объектов по уничтожению ХО

являются компоненты ПС:
- атмосферный воздух;
- почва;
- снежный покров;
- природные воды;
- донные отложения (иловые осадки).
4.1.4. Основное требование к СЭКиМ - получение максимально достоверной информации при

минимуме наблюдений (измерений, анализов), которое предусматривает выполнение следующих

условий:
- наличие репрезентативной (представительной) системы отбора проб, достаточной для

достоверного определения ЗВ в компонентах ПС (основные требования к системе отбора проб

изложены далее);
- регулярность и комплексность наблюдений (согласованность сроков отбора проб и

проведения анализов ЗВ в различных средах с учетом результатов моделирования рассеивания и

распространения ЗВ в компонентах ПС);
- согласованность организации наблюдений и сроков отбора проб на источниках ЗВ на

территории объекта по уничтожению ХО и в компонентах ПС в установленной в СЗЗ и ЗЗМ системе

пробоотбора, которые являются основой при разработке регламента функционирования СЭКиМ;
- проведение перед вводом в эксплуатацию СЭКиМ исходного (фонового) мониторинга по всем

подлежащим контролю веществам и параметрам, результаты которого являются основой для оценки

влияния объекта по уничтожению ХО на окружающую среду в течение всего времени

функционирования СЭКиМ.
4.2. Проектирование системы экологического контроля и мониторинга
4.2.1. Проект системы экологического контроля и мониторинга объектов по уничтожению ХО

должен включать в себя проекты двухосновных функциональных подсистем [4]:
- подсистемы контроля за соблюдением объектами по уничтожению ХО установленных

нормативов в области охраны окружающей среды;
- подсистемы экологического мониторинга состояния окружающей среды за пределами

объектов по уничтожению ХО в СЗЗ и ЗЗМ.
Проект подсистемы контроля за соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды

на объекте по уничтожению ХО должен включать в себя следующие элементы системы контроля:
- соответствия выбросов ЗВ в окружающую среду установленным нормативам;
- соответствия сбросов ЗВ в окружающую среду, а также ливневых стоков установленным

нормативам;
- соответствия размещения отходов в ОС установленным нормативам и лимитам, контроля
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
соответствия состава реакционных масс, специфических и общепромышленных отходов паспортным

данным [5];
- параметров природоохранного оборудования, очистных систем и газоочистных установок;
- загрязнения подземных вод на наблюдательных скважинах;
- загрязнения компонентов ПС на промплощадке объекта по уничтожению ХО, включая

объекты размещения отходов (атмосферный воздух, почва, снежный покров).
Проект подсистемы экологического мониторинга в СЗЗ и ЗЗМ объекта по уничтожению ХО

должен включать в себя следующие основные элементы системы мониторинга загрязнения:
- атмосферного воздуха;
- почвы;
- снежного покрова;
- природных вод (поверхностных и грунтовых);
- донных отложений.
4.2.2. При создании СЭКиМ должны быть решены следующие задачи:
- обоснованы перечни подлежащих контролю ЗВ;
- проведено ранжирование перечней ЗВ по средам и периодичности контроля с учетом их

рассеивания и распространения в окружающей среде;
- обоснованы технические, методологические и аппаратурные решения (в том числе

производительность, требуемое методическое и нормативное обеспечение СЭКиМ);
- исходя из статистических моделей рассеивания и распространения ЗВ в компонентах ПС

обоснована и привязана на ситуационной карте-схеме района расположения объекта по

уничтожению ХО система пробоотбора;
- обоснована оптимальная технология проведения экологического мониторинга,

обеспечивающая заданную достоверность его результатов при минимизации привлекаемых

технических средств;
- разработаны и согласованы нормативные документы (программа, регламент), определяющие

порядок контроля источников ЗВ на объекте по уничтожению ХО и порядок проведения

экологического мониторинга в СЗЗ и ЗЗМ.
4.2.3. К нормативным документам (НД), необходимым для проведения экологического контроля

и мониторинга объекта по уничтожению ХО, относятся:
- ранжированные по компонентам ПС (объектам мониторинга) приоритетные перечни

исследуемых ЗВ;
- карта-схема промплощадки объекта по уничтожению ХО с привязанными на этой карте

нормируемыми источниками ЗВ (объектами аналитического контроля);
- ситуационная карта-схема района расположения объекта по уничтожению ХО с привязанной

на этой карте системой отбора проб (пунктами отбора проб в компонентах ПС);
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- карта-схема объектов образования и размещения отходов на промплощадке объекта по

уничтожению ХО;
- планы-графики аналитического контроля источников загрязняющих веществ [сбросов ЗВ в

окружающую среду, ЗВ в подземных водах (на наблюдательных, эксплуатационных скважинах и

колодцах), условий размещения и влияния отходов на компоненты ПС, выбросов ЗВ в окружающую

среду, природоохранного оборудования и очистных систем];
- планы-графики контроля и мониторинга загрязняющих веществ в компонентах ПС СЗЗ и ЗЗМ

объекта по уничтожению ХО [атмосферном воздухе, почве, снежном покрове, природных водах

(поверхностных и грунтовых), донных отложениях (иловых осадках)];
- формы предоставления информации по результатам контроля за соблюдением нормативов в

области охраны окружающей среды и мониторинга загрязнений компонентов ПС;
- перечень МВИ для контроля санитарно-гигиенических нормативов и нормативов в области

охраны окружающей среды;
- перечень требований к отбору проб и проведению аналитических исследований компонентов

ПС.
4.3. Программа (регламент) функционирования системы экологического контроля и

мониторинга
4.3.1. Программа (регламент) функционирования СЭКиМ основана на сочетании модельного

аналитического подхода с измерениями химических и физических характеристик источников ЗВ на

территории (промплощадке) объекта по уничтожению ХО и исследования распределения

концентраций ЗВ в компонентах ПС в СЗЗ и ЗЗМ (рисунок 1).
                    ---------------------------------¬
                    ¦    Разработка и корректировка   ¦
------------------- > ¦ программы контроля и мониторинга ¦
¦                    ¦     объекта по уничтожению ХО   ¦
¦                    L--T---------------------------T--
¦                       \/                          \/
¦   -----------------------¬                      ---------------------

---¬
¦   ¦ Контроль источников ЗВ ¦                      ¦   Мониторинг ЗВ в

СЗЗ  ¦
¦   ¦ на территории объекта ¦                      ¦      и ЗЗМ

объекта     ¦
¦   ¦    по уничтожению ХО  ¦                      ¦    по уничтожению

ХО   ¦
¦   L----------T------------                      L------------T-------
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
----
¦              ¦                                               \/
¦              ¦                                  ---------------------

---¬
¦              ¦                                  ¦   Проведение

фоновых   ¦
¦              ¦                                  ¦     

исследований      ¦
¦              ¦                                  L------------T-------

----
¦              \/                                             \/
¦   -----------------------¬                      ---------------------

---¬
¦   ¦       Проведение      ¦                      ¦     

Моделирование     ¦
¦- > ¦     статистических    +-------------------- > ¦     рассеивания

ЗВ     ¦ < ¬
¦¦ ¦      исследований     ¦                      ¦    в компонентах

ПС    ¦ ¦
¦¦ L----------T------------                      L------------T-------

---- ¦
¦¦             \/                                            

\/           ¦
¦¦ -----------------------¬                      ---------------------

---¬ ¦
¦¦ ¦   Обработка данных,   ¦                      ¦    Обработка

данных,   ¦ ¦
¦¦ ¦   выдача задания на   +--¬               ----+ определение зоны

(зон) ¦ ¦
¦¦ ¦ проведение отбора проб ¦   ¦               ¦    ¦ проведения

мониторинга, ¦ ¦
¦¦ L----------T------------   ¦               ¦    ¦ корректировка

системы ¦ ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦    ¦       отбора

проб      ¦ ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦    L------------T-------

---- ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦                

\/           ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦    ---------------------
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
---¬ ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦    ¦    Выдача задания

на   ¦ ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦    ¦ проведение отбора

проб ¦ ¦
¦¦             ¦               ¦               ¦    L------------T-------

---- ¦
¦¦             \/             ¦               ¦                

\/           ¦
¦¦ -----------------------¬   ¦               ¦    ---------------------

---¬ ¦
¦¦ ¦   Проведение сеанса   ¦   ¦               ¦    ¦    Проведение

сеанса   ¦ ¦
¦L-+ отбора проб и анализов ¦   ¦               ¦    ¦ отбора проб и

анализов +--
¦   L-----------------------   ¦               ¦    L--------------------

----
¦                             \/             \/
¦            -------------------------------------------------¬
L-----------+    Данные контроля и мониторинга для принятия   ¦
            ¦ управленческих решений (карты, графики, прогноз) ¦
            L-------------------------------------------------

следующая страница >>