microbik.ru
1 2 3 4
Приложение
Национальный учебный план

Введение

«В учении основное значение имеет не тот продукт, который оно дает в виде знания конкретного навыка или конкретного содержания, а развитие сил учащегося в определенном направлении».
Дмитрий Узнадзе


Национальный учебный план основывается на документе, имеющем фундаментальное значение для системы общего образования - «Национальные цели общего образования», который указывает, воспитанию каких поколений должна способствовать система общего образования Грузии. Главной задачей Национального учебного плана является создание образовательной среды и ресурсов, необходимых для достижения национальных планов. В соответствии с целью, в центре внимания оказывается образовательная концепция, ориентированная на развитие личности. Утверждению данной концепции в современном образовательном пространстве способствовали интенсивные исследования, проводимые с 70-х годов в различных научных областях (в когнитивной психологии, нейронауках, образовательных науках, психолингвистике, дидактике языков и др.). Они научно обосновали ее преимущество в конструировании прочных, динамичных и функциональных знаний, а соответственно, в воспитании такого гражданина, который отвечает вызовам и требованиям современного мира.

В центре образовательного процесса, ориентированного на личность, стоит учащийся, процесс его развития и достигнутые им результаты. Ориентированность на результат означает не только запоминание информации, а превращение этой информации в прочное, динамичное и функциональное знание.

Именно поэтому фундаментальным принципом Национального учебного плана является ориентированность на результат, что подразумевает оснащение учащегося действеннымиы знаниями. Это существенное требование отражено в структуре предметной программы, состоящей из трех частей:
Структура предметной программы



Предметные программы


Общая часть



Предметный стандарт

Содержание

Цели и задачи обучения предмету, организация обучения предмету в соответствии со ступенями, принципы оценки.

Предметные компетенции – результаты и индикаторы.

Перечень обязательных предметов.

Перечень рекомендуемых предметов.


Общая часть предметных программ определяет задачи обучения предмету и те основные ориентиры, которые вытекают из национальных целей общего образования.

Предметный Стандарт определяет конкретные предметные компетенции, которыми должен овладеть учащийся для достижения намеченных целей. Компетенции, описанные в предметном Стандарте, включают в себя три категории знания: а) декларативное, или знание статического характера, которое не может обеспечить процедурное применение знания; декларативным является знание учащегося, если он владеет правилом проведения конкретной математической операции, но не может применить его; б) процедурное, или динамическое знание, дающее возможность применения, реализации знания; процедурным является знание учащегося, если он выполняет математическую операцию. Овладение процедурным знанием происходит путем многоразовых тренировок; в) ситуационное, или функциональное знание, обеспечивающее адекватное применение знания. Ситуационным является знание учащегося, если он может подобрать должную математическую операцию для решения поставленной задачи.



Три категории знания


декларативное


процедурное

ситуационное

знаю


могу

использую адекватно

статическое


динамическое

динамическое, функциональное



Фундаментальным принципом основной части предметных программ – Стандарта является ориентация на результат. Цели обучения сформулированы в нем в виде конкретных итогов, то есть в виде тех знаний и навыков, которые учащийся должен представить по окончании учебного процесса. В виде результатов и индикаторов, определенных Стандартом, учителю дается конкретное указание по поводу того, как и по какому принципу учащиеся должны прорабатывать данные в перечне содержательные вопросы. Стандарт – это своего рода путеводитель, который указывает, как следует направить учебный процесс с тем, чтобы учащиеся осмысленно и фундаментально приобретали знания.

Содержание программы представлено перечнем обязательных и рекомендуемых учебных вопросов.

Национальный учебный план, разработанный юридическим лицом, являющимся субъектом гражданского права, Центром национальных учебных планов и оценки, предназначается для всех субъектов, работающих или участвующих в сфере общего образования.

Раздел I.

Основные принципы обучения и изучения

Глава I. Организация образовательного процесса

Статья 1. Ступени общего образования

  1. Полное общее образование включает в себя три ступени:

А) начальную - I-VI классы;

Б) базовую - VII-IX классы;

В) среднюю - X-XII классы.

2. Начальное и базовое образование являются обязательными.

3. Получение полного общего образования возможно в случае одоления уровня, установленного Национальным учебным планом для всех трех ступеней общего образования.
Статья 2. Задачи ступеней общего образования

1. Основные задачи начальной ступени:

А) создать учащемуся условия для проявления собственных возможностей и выработки нужных навыков обучения;

Б) формировать у учащегося позитивное отношение к учебе и интерес к познанию мира;

В) создать для учащегося условия и сформировать основы для успешного продолжения учебы на последующей, базовой ступени; для овладения теми знаниями, формирования и развития тех навыков и отношений, которые понадобятся ему в будущем.

2. В связи с началом обучения в пятилетнем возрасте, в первом классе:

А) в урочном процессе должны быть использованы развивающие, дидактические игры;

Б) через 15 минут после начала урока должно быть уделено время физическим активностям (3-5 мин.);

В) рекомендуется проводить урок со сменой активных и пассивных активностей (напр. вслед за заданием по чтению следует предложить рисование или ролевую игру);

Г) в рамках возможного, рекомендуется разделить учебную среду на несколько частей, как минимум одна из которых будет отведена отдыху и свободной активности.

3.Основные задачи базовой ступени:

А) помочь учащемуся в достижении национальных целей общего образования;

Б) создать учащемуся условия для развития тех навыков, которые особенно важны на протяжении всей жизни;

В) создать учащемуся предпосылки для продолжения учебы или для правильного выбора на рынке труда.

4. Основные задачи средней ступени:

А) создать учащемуся условия для получения образования, соответствующего современным требованиям;

Б) помочь учащемуся сделать будущий выбор (для продолжения учебы и/или включения в трудовую деятельность);

В) дать учащемуся качественное полное общее образование.
Статья 3. Календарь учебного года в публичной школе

1. Учебный год делится на два семестра. На семестры его делят зимние каникулы.

2. Даты начала и окончания учебного года и время, и продолжительность каникул определяются законодательством.

3. Учебная неделя состоит из пяти дней. При необходимости, допустима и шестидневная учеба. В частности, шестидневная учеба допустима, если:

А) школа решит разгрузить ежедневную почасовую сетку;

Б) по непредвиденным причинам в школе пропадет учебный день/дни.

4. Продолжительность урока составляет 45 минут. Исключение составляет первый класс, где продолжительность урока - 35 минут. В связи с продолжительностью уроков могут быть допущены исключения во время экстремальных условий (мороз, особая жара и т.д.), когда школа может на некоторый срок изменить продолжительность учебного процесса с целью сокращения времени.

5. Продолжительность минимум одной перемены между уроками должна составлять 15 минут. Продолжительность остальных перемен определяется школьным учебным планом.
Статья 4. Количество учащихся в публичной школе

1. Максимальное количество учащихся в классе должно составлять 30 учащихся.

2. В связи с максимальным количеством учащихся, установленным первым пунктом данной статьи, исключение допускается в результате письменного договора с Министерством образования и науки Грузии. В таком случае количество учащихся не должно превышать 35.

3. Существование параллельных классов допустимо в том случае, если минимальное количество учащихся в каждом параллельном классе будет составлять 18. Исключение в связи с количеством учащихся допускается на основе договора с Министерством образования и науки Грузии.

4. Если в течение учебного года из-за мобильности учащихся их количество в классе не будет соответствовать установленной норме, школа обязана уведомить об этом Министерство образования и науки Грузии, которое уполномочено принять решение о разделении/объединении класса или оставить по его фактическому положению.

5. Порядок, определяющий прием максимального количества учащихся, касается учащихся, которые пошли в школу в первый класс в 2005-2006 учебном году, а также каждого последующего поколения. В более высоких классах школа может ввести этот порядок лишь в том случае, если данное действие не вызовет освобождения учащихся от школы.

6. Деление класса допустимо по грузинскому языку и литературе и по иностранным языкам, но лишь в том случае, если количество учащихся в классе превышает 25, и при наличии у школы соответствующих финансовых возможностей. По иностранным языкам допустима комплектация подразделений с учетом владения учащимися языков.

7. В школах с малым контингентом допустимо создание класс-комплектов. В класс-комплектах общее количество учащихся не должно превышать 15.

8. В случае создания класс-комплекта рекомендуется создать его в рамках ступени, так, чтобы в одном класс-комплекте было объединено не более двух классов.

9. В случае создания класс-комплекта учащемуся каждого класса должно проводиться количество обязательных часов, определенных Национальным учебным планом для соответствующего класса/предмета.

10. В класс-комплекте процесс изучения-обучения должен полностью основываться на принципах дифференцированного обучения.
Статья 5. Общая культура школы

1. Школа должна способствовать соблюдению принципа взаимоуважения и равноправия.

2. Школа должна способствовать созданию творческой и дружественной обстановки для членов школьного общества.

3. Школа должна способствовать и осуществлять организацию спортивных, художественных, классных активностей и школьных проектов, в которые будут включены учащиеся разных классов, учителя и родители.
Статья 6. Классный руководитель

1. В публичной школе у каждого класса должен быть руководитель. Классный руководитель должен преподавать в руководимом им классе.

2. Цель работы классного руководителя заключается в помощи учащимся в достижении национальных целей общего образования, в развитии личных, нравственных, умственных и физических возможностей. Классный руководитель должен способствовать укоренению здорового образа жизни среди учащихся, развивать у них гражданское сознание, основанное на демократических ценностях, и помогать им в осмыслении прав и обязанностей в отношении собственной семьи, общества и государства.

3.Обязанности классного руководителя:

А) ознакомление учащегося и его родителя/законного представителя (в дальнейшем родителя) с их правами и обязанностями (внутренним распорядком школы, кодексом этики учащегося, вопросами, соответствующими школьному учебному плану и др.);

Б) регулярное проведение классного часа (на начальной и базовой ступенях);

В) помощь учащемуся в решении различных проблем, возникающих в академической или школьной обстановке;

Г) посредничество между учащимся, родителем и учителем в случае возникновения проблем;

Д) регулярное информирование родителя об академической успеваемости, дисциплине, личных проблемах и успехах учащегося. Недопустимо беседовать о дисциплине и академической успеваемости учащегося в присутствии другого человека;

Е) при необходимости, встреча с заинтересованным родителем и передача ему информации, касающейся учащегося и происходящих в школе процессов;

Ж) знание причины пропусков учащегося;

З) анализ академической успеваемости, посещаемости и поведения каждого учащегося руководимого класса на основе информации, поступившей от учителей, и написание краткой характеристики на каждого учащегося. В характеристике должны быть описаны сильные стороны учащегося, его успехи, как с академической точки зрения, так и с точки зрения социальных отношений, участие учащегося в кружках, спортивных соревнованиях и других мероприятиях; вопросы, важные для академического, физического, эмоционального и социального развития учащегося, на которые ему следует обратить внимание;

И) в случае перехода учащегося в другую школу классный руководитель должен подготовить информацию об его академических успехах и посещаемости им уроков.

4. Работа классного руководителя должна опираться на следующие принципы:

А) полноценное воспитание – воспитательная работа должна быть направлена на физическое, психическое, социальное и духовное развитие личности;

Б) выявление способностей учащегося – функция классного руководителя состоит в активизировании внутренних сил учащихся и создании должных условий для проявления их способностей и возможностей;

В) развитие у учащихся чувства ответственности – для того, чтобы способствовать их активности, классный руководитель должен дать им возможность участвовать в планировании активностей (утренников, походов, экскурсий и др.), в урегулировании возникших при этом проблем. Классный руководитель должен максимально учесть интересы учащихся;

Г) принцип сотрудничества – отношения классного руководителя с учащимися должны основываться на сотрудничестве, взаимоуважении и взаимодоверии. В процессе работы классный руководитель публичной школы должен использовать методические учебники и путеводители, разработанные и/или рекомендованные Министерством образования и науки Грузии (в дальнейшем – Министерство), юридическим лицом гражданского права – Центром национальных учебных планов и оценки (в дальнейшем – Центр) и юридическим лицом гражданского права – Национальным центром профессионального развития учителей.
Статья 7. Предметные кафедры в публичной школе

1. Публичная школа имеет полномочие создания кафедры по предметным группам, на которых будут объединены все учителя предметной группы. В том случае, если в школе, в предметной группе по одному учителю, возможно объединение на одной кафедре педагогов различных предметных групп (напр., математики и естественных наук); возможно также создание школой кафедры начальной ступени.

2. Функции кафедр:

А) координация обучения предметной группы предмету/предметам;

Б) обмен опытом между членами кафедры, определение предпосылок успеха и поиски путей решения проблем;

В) подбор и представление педагогическому совету образовательных ресурсов для урочного процесса, профессионального развития учителей и школьной библиотеки;

Г) координированная работа с другими кафедрами (напр., договоренность по поводу общей тематики по истории и грузинскому языку и литературе, придумывание общих заданий для экскурсий и др.);

Д) забота о профессиональном развитии учителя;

Е) разработка рекомендаций в связи с внедрением современных методологий и подходов в обучении.

3. Устройство кафедр:

А) члены кафедры избирают председателя кафедры сроком на один год;

Б) каждый член предметной кафедры по принципу ротации становится председателем кафедры. Вторичный выбор одного и того же лица возможен лишь после того, как каждый член предметной группы хотя бы раз будет председателем.

4. Функции председателя кафедры:

А) организация встреч кафедры (подготовка распорядка дня, ведение и сохранение протоколов и других документов);

Б) информирование органов школьного правления о решениях, принятых на встречах кафедры (например, по поводу выбора грифированных учебников или другого учебного материала);

В) организация активностей, полезных для профессионального развития (встреч с коллегами, тренингов, конференций и др.).

5. Кафедра собирается минимум два раза в семестр. Кафедра обязательно должна собраться до начала учебного года.
Глава II. Образовательные ресурсы
Статья 8. Управление образовательными ресурсами

1. В учебном процессе, как учителям, так и учащимся необходимо пользоваться разнообразными образовательными ресурсами.

2. Школа должна обеспечить учащимся и учителям доступность имеющихся в школе образовательных ресурсов (библиотеки, компьютерной лаборатории и др.).

3. Школа должна разработать и ознакомить учащихся с правилами пользования различными образовательными ресурсами, имеющимися в школе.
Статья 9. Типы образовательных ресурсов

Типами образовательных ресурсов являются:

А) грифированные школьные учебники;

Б) вспомогательная литература;

В) образовательные электронные ресурсы;

Г) различные наглядности (карты, плакаты, модели и др.);

Д) библиотека, театр, музей, исторические памятники, природная среда и др.
Статья 10. Грифированные учебники

1. Администрирование процесса присуждения грифа школьным учебникам осуществляет Центр.

2. Учебники выбирают учителя/кафедры (в случае существования кафедр).

3. Педагогический совет по договоренности с попечительским советом в соответствии с классами/ступенями и предметами утверждает перечень выбранных педагогами из грифированных Центром учебников.

4. Выбранный грифированный учебник действует в конкретной школе как минимум в течение 6 лет со дня выбора.

5. В связи с шестилетним сроком, исключения допускаются лишь в том случае, если:

А) в Национальном учебном плане произойдет существенное изменение, которое потребует замены учебников;

Б) учебник будет лишен грифа по правилу, установленному Законодательством Грузии.

6. В случае, предусмотренном пятым пунктом данной статьи, школа обязана заново выбрать учебник для соответствующего класса/предмета, в соответствии с установленным правилом.

7. В рамках одной школы во всех параллелях каждого класса предмет должен преподаваться по одному и тому же учебнику.

8. При подборе учебника должны учитываться оценки учебников, что доступно для школы благодаря подготовленному Центром «Каталогу грифированных учебников». «Каталог грифированных учебников» публикуется Центром на его официальной веб-странице.

9. При подборе учебников учителя могут ознакомиться с экземплярами учебников, размещенными в ресурсцентрах.

10. Список выбранных учебников школа должна повесить на видном месте минимум за неделю до начала учебного года.

11. Учитель вправе применить любой учебный материал, выбранный и утвержденный по установленной процедуре лишь в качестве вспомогательного/дополнительного материала. При этом, учителю/школе запрещается требовать от учащегося приобретение негрифированных учебников/другого учебного материала.



следующая страница >>