microbik.ru
1
Наши консультации для родителей и учителей
Вариативные программы в начальной школе

На следующий год мой ребенок идет в 1 класс. Хотелось бы узнать, по каким программам обучают в начальной школе. Каковы особенности

каждого комплекта?

В 2007-2008 учебном году в начальной школе г. Белгорода реализуются три государственных образовательных системы:

  • система развивающего обучения Л.В.Занкова (ОУ№№ 1.4,5,9,10,11,12,18,19,29,31,32,35,37,38,39,42,43,45,49,51);

  • система развивающего обучения Эльконина-Давыдова (лицей № 32, 3 класс);

  • традиционная обновленная система обучения младших школьников – УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова,№№2,3,4,6,7,8,10,11,13,14,15,16,17,18,19,20,21,24,27,28,31,32,33,34,35,36,38,39,40,41,43,45,46,47,48,49);

  • УМК «Школа России» (ОУ №№ 1,4, 5, 8, 11,13, 16, 19, 20, 35, 39,40,45,47);

  • УМК «Гармония» (ОУ №№ 22,4,9);

  • УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель проекта Н. Чуракова, экспериментальная апробация УМК, ОУ №№ 42, 10);

Все комплекты реализуют обязательный минимум содержания начального общего образования, разнообразные подходы к изложению курсов, рассчитанных на различную подготовку учащихся в классе, в том числе углубленную.

Особенности комплекта учебников

«Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

В основе комплекта -целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели -полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.

УМК обеспечен программой, концепцией, общей методикой, раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методиками для учителя по предметам.

Интегрированный курс обучения чтению, письму и математике для 1-го класса состоит из учебника, трех рабочих тетрадей «Грамота», тетрадей с развивающими заданиями для индивидуальной работы «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать» и методики для учителя. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая.

Комплект «Чтение и письмо» состоит из учебника и рабочих тетрадей. Предназначен не только для обучения первоклассников чтению и письму, но и для формирования у них учебной деятельности. Задания, включенные в учебник и тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление детей, расширяют их лингвистические представления. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А.Ефросина, М.И. Кузнецова, С.В.Кузнецов.

УМК «Литературное чтение» включает следующие издания: учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебники содержат образцы фольклора, разножанровые произведения русской и зарубежной классической литературы и методический аппарат, обеспечивающий глубокое восприятие произведений, развитие интереса к чтению и формирование основ читательской деятельности. Авторы: Л.А.Ефросина, М.И. Оморокова.

Основная цель курса математики --- математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева, Е.Э. Кочурова.

Интегрированный предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие личности ребенка, школьник начинает осознавать связи человека со средой обитания, учится организовывать свою деятельность в природе, культуре, истории родной страны, осознать ее особенности и индивидуальность. Авторы: В.Ф.Виноградова, С.В.Гаврилова, Г.С. Калинова.

Ведущей идеей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» является реализация одного из возможных путей модернизации на­чального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.)

В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

С этой точки зрения особенно важен адаптивный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику (с учетом его готовности к школьному обучению) безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу :жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса («Грамота», «Окружающий мир» и др.), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали реализацию функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Методика обучения этим предметам строится на использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образованная — формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать. позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»). Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре

обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся ( рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).

Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской . В учебно-методическим комплекте «Начальная школа 21 века» это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль- не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предложение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает во ученику «открыть» для себя и сознательно принять научно .Обновление начальной школы означает усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивным), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса, как воображение, поэтому в учебно-методическом комплекте впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении , которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по окружающему миру, особенно в 1–х и 2-х классах.

Комплект учебников «Начальная школа 21 века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий «эрудиционный» фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и др.). Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса

. Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на «среднего» ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения. В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов.

Особое внимание авторы учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом , что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения(рубрика «Проверь себя», рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).

Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений. Направленность процесса обучения прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода-умения учиться является основой интеграции двух: традиционно разных учебных предметов:
обучения грамоте (чтение и письмо) и математики в единый курс «Грамота» (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся учиться и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения грамоте исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника — учебной.

Именно этим объясняется длительный подготовительный период, обеспечивающий, в том числе, и адаптацию детей к школьному обучению. Важнейшим принципом построения курса «Грамота» является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей. И обучение грамоте, и обучение математике -в курсе «Грамота» является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуется направленностью курса на формирование у младших: школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.

Новизна подходов к построению курса «Русского языка » заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

Курс «Русский язык» состоит из трех: безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма ) «развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Ведущей идеей «Литературного слушания», являющегося частью курса « Литературное чтение», является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1 год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с детальным «препарированием» текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения.

Конструирование курса «Литературное чтение» подчинялось приоритетной задаче — углублению интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля. Исходя из этого, обновление содержания курса шло за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделялось сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Обновление содержания курса «Математики» шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира , развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления содержания — отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая[деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать , играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради « учимся думать и фантазировать», « Учимся познавать окружающий мир».

В основе комплекта -целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели -полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.

УМК обеспечен программой, концепцией, общей методикой, раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методиками для учителя по предметам.

Интегрированный курс обучения чтению, письму и математике для 1-го класса состоит из учебника, трех рабочих тетрадей «Грамота», тетрадей с развивающими заданиями для индивидуальной работы «Я учусь писать и читать», «Я учусь считать» и методики для учителя. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая.

Комплект «Чтение и письмо» состоит из учебника и рабочих тетрадей. Предназначен не только для обучения первоклассников чтению и письму, но и для формирования у них учебной деятельности. Задания, включенные в учебник и тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление детей, расширяют их лингвистические представления. Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А.Ефросина, М.И. Кузнецова, С.В.Кузнецов.

УМК «Литературное чтение» включает следующие издания: учебник, учебную хрестоматию, рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебники содержат образцы фольклора, разножанровые произведения русской и зарубежной классической литературы и методический аппарат, обеспечивающий глубокое восприятие произведений, развитие интереса к чтению и формирование основ читательской деятельности. Авторы: Л.А.Ефросина, М.И. Оморокова.

Основная цель курса математики --- математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебниках и рабочих тетрадях содержится много оригинальных познавательных, творческих и практических задач. Включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников. Авторы: В. Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева, Е.Э. Кочурова.

Интегрированный предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие личности ребенка, школьник начинает осознавать связи человека со средой обитания, учится организовывать свою деятельность в природе, культуре, истории родной страны, осознать ее особенности и индивидуальность. Авторы: В.Ф.Виноградова, С.В.Гаврилова, Г.С. Калинова.


Учебно-методический комплект «Гармония»


(под редакцией Н.Истоминой)

Включен в Федеральный перечень учебной литературы.
В учебниках комплекта «Гармония», с учетом специфики каждого учебного предмета, реализуется на методическом уровне концепция гуманизации процесса обучения. Система учебных знаний, предложенная в каждом учебнике, поможет учителю организовать систематическую целенаправленную работу по формированию у младших школьников учебной деятельности (умения учиться), по формированию приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и классификация, обобщение) и развитию таких качеств мышления как гибкость и критичность. С помощью заданий учебников учитель сможет организовать продуктивное общение детей на уроках, учитывая при этом их опыт и индивидуально-типологические особенности.

Соблюдение в содержании заданий баланса между логикой и интуицией, вариативностью и алгоритмизацией, способствует развитию у младших школьников познавательного интереса, самостоятельности в усвоении программного материала и повышению качества знаний, умений и навыков.
Реализация данной концепции обеспечивается:

  • логикой построения содержания курса, которая с одной стороны, учитывает опыт ребенка и его психологическое развитие, с другой стороны, создает условия для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий;

  • новыми методическими подходами к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат изменения признаков (свойств) предметных, графических и символических моделей, установление соответствий между ними, выявление закономерностей и различных зависимостей.

Учебные пособия соединяют в себе две функции: и учебника, и рабочей тетради для выполнения учениками индивидуальных работ в классе и дома.

Своей структурой, содержанием и системой развивающих заданий учебники-тетради обеспечивают ученику возможность и ознакомления с новым учебным материалом, и выполнения заданий первичного закрепления знаний, умений и навыков в классе, и выполнения домашних работ.

Создавая новые учебники, авторы стремились как сберечь то лучшее, что создано традиционной методикой обучения, так и учесть достижения лингвистики, психологии, педагогики за последние десятилетия.
Русский язык

М.С.Соловейчик Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»,

учебник 1-4 класс

Рабочие тетради

Литературное чтение

О.В.Кубасова «Любимые страницы», учебник 1-4 класс
Математика

Н.Б.Истомина «Математика» 1-4 класс

Рабочие тетради
Окружающий мир

О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник-тетрадь 1-4 класс