microbik.ru
1 2 ... 4 5

Негосударственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»


УТВЕРЖДЕНО
Проректор по учебной работе 
_______________Т.Н. Розова
_______________2010 г. 

УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом
факультета конфликтологии
18.11.2010г., протокол № 3

Опубликовано на основании решения
заседания кафедры конфликтологии
от 13 апреля 2011г., пр.№1

Рабочая программа дисциплины

История конфликтологии 

Направление подготовки 040300.62 Конфликтология
Квалификация выпускника бакалавр

  

Санкт-Петербург
2010

Кафедра конфликтологии

Автор:
Семенов Владимир Анатольевич, доктор социологических наук,
профессор кафедры конфликтологии Гуманитарного университета профсоюзов

Рецензенты:
заведующий кафедрой конфликтологии СПбГУП,
доктор социологических наук В.А. Светлов
доцент кафедры конфликтологии СПбГУП,
кандидат социологических наук С.А. Тулаева


 

 

ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» (2003 г.)

Дисциплина ОПД.Ф.03 "История конфликтологии"

Античность: исходные представления о конфликте; природа "агона" в античной философии; идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта; учение Гераклита о "логосе" и диалектике перехода в противоположное; элеаты: противопоставление бытия и небытия; "агон" и философия классического периода античности; "агон" и философия эллинистического и римского периодов; представления о конфликте в Средневековье: природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии; природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике. Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления. Новое и современное время: эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания; западноевропейская мысль XIX-го - начала XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм; конфликтная сущность современного глобализма.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Учебная дисциплина «История конфликтологии» относится к циклу базовых и предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению бакалавриата «Конфликтология». Изучение современных проблем истории и теории конфликтологии – необходимое условие подготовки профессионалов-конфликтологов. Программа учитывает объем и особенности одновременно изучаемых в семестре курсов и спецкурсов, закладывает необходимые основы и условия для предстоящей научной и профессиональной деятельности выпускников в области конфликтологии.

Целями освоения дисциплины «История конфликтологии» являются овладение студентами теоретическими концепциями и подходами к пониманию сущности конфликтов жизнедеятельности общества за период, начиная со времен античности и заканчивая последними достижениями современной конфликтологии (теориями Л. Козера, Р. Дарендорфа, Й. Галтунга, К. Боулдинга, А. Рапопорта, Дж. Бертона и др.), что означает формирование необходимых для будущего бакалавра конфликтологии компетенций: владение методологией современной конфликтологии, знанием общих подходов и понятий, структуры и динамики социальных конфликтов, структурных характеристик конфликта, динамических показателей конфликта. Изучение данного курса даст студентам умение методологически грамотно ориентироваться в конфликтологической экспертизе, концептуально анализировать социальные конфликты.

Знание многообразия методологических подходов исследования конфликтов и конфликтных ситуаций, таких как институциональный, системный, эволюционно-генетический, функциональный, сравнительный или сравнительно-исторический, создаст хорошую теоретико-методологическую основу для дальнейшей научной работы студентов.

Задачами дисциплины «История конфликтологии» является научить студентов:

- анализировать и классифицировать различные теоретические концепции и подходы, существующие в конфликтологии;

- осуществлять сравнительный анализ разных методологий изучения конфликтов;

- дать представление об основных философско-методологических концепциях, описывавших в новое и новейшее время сущность конфликтов, причины их возникновения и способы разрешения;

- рассмотреть истоки и причины возникновения философских учений, определивших методологические основы современной Конфликтологии духовной сферы;

- дать представление об актуальности исторически представленных подходов к созданию современной конфликтологии духовной сферы, рассмотреть и оценить перспективы современного приложения Конфликтологии духовной сферы

- использовать знания для интерпретации понятия глобальных проблем, причин их возникновения, их структуры и причин обострения на современном этапе;

- уметь применять полученные в ходе изучения курса знания для подготовки дипломных работ и магистерских диссертаций. Это необходимые компетенции выпускников в области конфликтологии.

2. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

«История конфликтологии» опирается на всю совокупность ранее изученных (в ходе подготовки бакалавра) философских дисциплин. Современные представления о конфликтологии позволяют обнаружить истоки конфликтологии в философии прошлых веков. Современная конфликтология, таким образом, выступает ключом к пониманию своей собственной истории.

Специфика данного курса заключается также в том, что в нем особо рассматривается вполне конкретная связь философии с жизнью в ее исторических формах - с привлечением исторического и культурологического материала.

Дисциплина «История конфликтологии» формирует знания, необходимые в дальнейшем студентам для лучшего усвоения таких дисциплин как социальная философия, социология, политология, философская антропология, история философии (в таких разделах как античная философия, средневековая философская мысль, немецкая классическая философия, психоанализ, философия жизни и др.), культурология и др.

3. Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)

Освоившие курс бакалавры должны приобрести компетенции в области понимания сущности социальных конфликтов, а также в понимании становления и исторического развития науки о конфликтах, ее философско-мировоззренческого обоснования в новое и новейшее время, вплоть до современности.

Студенты должны:

- иметь представление об истории и становлении основных типов философских методологий конфликтологии;

- об исторических истоках этих методологий, о связи философских учений, на которые данные методологии опираются, с жизнью, с современными им историей и культурой;

- понимать различия типов философских конфликтологий как основных методологических типов, определяющих практику анализа конфликтов в духовной сфере

- уметь вести дискуссию о проблемах, связанных с теоретическими и методологическими аспектами социальных конфликтов, рассматривать эти проблемы в историческом становлении.

Методическая новизна курса

Новизна представленного курса определяется тем, что подавляющее большинство конфликтологических концепций сегодня развивается без осознания своих философско-методологических оснований. В современной конфликтологии представлены и прагматистская, и позитивистская, и философско-антропологическая версии, но при этом ни позитивисты, ни прагматисты, ни философы-антропологи не осознают в полной мере исторических оснований своих учений, представляя свои идеи как исключительно современные. Осознание собственных исторических предпосылок всегда делает человека более критичным по отношению к собственным достижениям. А учет того, что на протяжении всей истории у его единомышленников были оппоненты, побуждают вести сегодня дискуссию обоснованно, с уважением к оппоненту.

Инновационность в методике преподавания заключается в том, что все материалы, необходимые для освоения дисциплины студент получает в мультимедийном и электронном виде. У него есть все возможности для ознакомления с большим объемом материала, причем такого, в котором отражены противоречащие позиции. Это стимулирует к самостоятельному мышлению, заставляет не просто заучивать, но искать ответ на поставленные вопросы и решать проблемы.
4. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Знакомство с данной дисциплиной предполагает наличие знаний, предварительно полученных при изучении общественно-политических и философских дисциплин в средней школе и ВУЗе.

В процессе изучения данной дисциплины студенты получают навыки теоретического исследования конфликтов, возможность их сравнения и сопоставления, что поможет магистрантам стать профессионалами, знающими многообразие различных подходов при изучении конфликтологической проблематики.

По завершению курса «История конфликтологии» студенты должны квалифицированно владеть такими понятиями и категориями как: методологический подход; методологическая парадигма; социология конфликта; политология конфликта; концептуальный анализ.

Изучение данного курса будет способствовать формированию необходимых профессионалу-конфликтологу компетенций.
5. Формы организации учебного процесса и контроля уровня освоения программы дисциплины.
Для осуществления цели и задач дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса.

Лекции – для изложения основных теорий конфликта, методологических подходов к изучению конфликтов и конфликтных ситуаций.

Семинарские занятия – для расширения и углубления знаний студентов по проблематике конфликтологии в сфере ее методологии, подробного анализа конкретных теорий и подходов, их сопоставления и сравнения; получения навыков публичных выступлений и дискуссий.

Самостоятельная работа – для более подробного и углубленного изучения первоисточников, дополнительной литературы, подготовки эссе и рефератов, докладов и дипломных работ.

Формы текущего контроля знаний студентов:

  • Контроль за усвоением студентами учебного материала на лекциях путем проведения экспресс-опросов (письменных или устных) по конкретным вопросам, проблемам, темам курса.

  • Регулярные проверки уровня усвоения материала студентами на семинарских занятиях.

  • Контроль выполнения домашних заданий.

  • Контроль степени готовности курсовой работы.

  • Контроль самостоятельной работы с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, материалами средств массовой информации, Интернет-источниками, профессиональными изданиями, методическими документами учреждений и организаций социокультурной сферы.

Подведение итогов и оценка самостоятельной учебной и научной работы студентов проводится преподавателем во время учебных занятий. Оценки за проделанную работу заносятся в журнал текущего контроля знаний студентов и учитываются при проведении промежуточной аттестации.

Критерии оценки при проведении промежуточной аттестации:

Оценка

 

Опросы (письменные или устные)

Выполнение домашних заданий

Работа на

семинарских занятиях

Проведение курсового

исследования

Работа с литературой, рекомендованной учебной программой дисциплины, Интернет-источниками

Аттестован(а)

Изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями учебной программы. Допускаются несущественные ошибки.

- Своевременное выполнение домашних заданий в соответствие с требованиями учебной программы.

- Творческий подход при выполнении домашних заданий


-0 Активное участие в семинарских занятиях.

-1 Выступления с докладами.

Систематическая, целенаправленная работы над курсовым исследованием в соответствии с учебной программой.

-0 Освоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины.

-1 Активная работа с Интернет-источниками.

Не аттестован(а)

-0 Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки.

-1 Полное незнание и непонимание учебного материала (студент не может ответить ни на один поставленный вопрос).

Невыполнение домашних заданий.

 

- Пассивность на семинарских занятиях.

 

 

Эпизодическая работа над курсовым исследованием

 

- Знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины.

 

 

 


Рейтинговая оценка знаний студентов


Содержание работы

Критерии оценки

Число баллов
max//min

 

 

 

 

Опросы

(письменные или устные)

- Изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями учебной программы. Допускаются несущественные ошибки.

 

8/4

-  Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки.

 

3/1

- Полное незнание и непонимание учебного материала (студент не может ответить ни на один поставленный вопрос).

 

0

Выполнение

домашних заданий

 

- Своевременное выполнение домашних заданий в соответствие с требованиями учебной программы.

 

8/4

- Несвоевременное и недобросовестное выполнение домашних заданий

3/1

- Невыполнение домашних заданий.

0

Работа

на семинарских занятиях

- Выступления с докладами. Активная работа на семинарских занятиях

8/4

- Пассивность на семинарских занятиях.

0

Проведение

курсового исследования

 

- Систематическая, целенаправленная работы над курсовым исследованием в соответствии с учебной программой.

 

8/4

- Эпизодическая работа над курсовым исследованием

3/1

Работа с литературой,

рекомендованной учебной программой дисциплины, Интернет-источниками

-  Освоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины.

-  Активная работа с Интернет-источниками.

 

 

8/4

- Знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины.

 

3/1


Творческий подход при выполнении отдельного домашнего задания, а также активное участие в семинарских занятиях оценивается дополнительными баллами.

Оценка «Аттестован(а)» ставится студенту если за проделанную работу он набрал от 20 до 40 баллов.

Если студент набрал менее 20 баллов он получает оценку «Не аттестован(а)».

Студенты, получившие во время проведения промежуточной аттестации оценку «не аттестован(а)», к сдаче зачетов и экзаменов не допускаются.

 

Требования к уровню подготовки студента по дисциплине

«История конфликтологии»

Критерии выставления экзамена
Успеваемость студента определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При определении оценки знаний студентов во время экзаменов преподаватель руководствуется следующими критериями:

оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по программе, имеющему творчески и осознано выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, знающему этапы становления и содержание основных теорий конфликтологии и умеющему применять их к анализу современного состояния науки; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля;

оценки «хорошо» заслуживает студент обнаруживший полное знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоивший основную учебную литературу, рекомендуемую в программе; успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего контроля;

оценка «удовлетворительно» выставляется студенту обнаружившему знание основного учебного материала, предусмотренного программой, в объеме необходимом для дальнейшей учебы и работы по специальности, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные формами текущего контроля, но допустившему погрешности в ответе на экзамене и обладающему необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля.

 

6. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Сфера профессионального использования:

«История конфликтологии» как учебная дисциплина является основой для более глубокого и системного исследования следующих учебных дисциплин:

- социология труда;

- социология конфликта;

- политология;

- персональный менеджмент;

- организационное поведение;

- культурология и др.

«История конфликтологии» является одной из наиболее важных социально-гуманитарных дисциплин по направлениям:

- юриспруденция;

- менеджмент;

- маркетинг;

- психология;

- социология.

7. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник по направлению подготовки «Конфликтология» с квалификацией «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

- способен на основе сформированного мировоззрения, отражать достижения гуманитарных, социальных и естественных наук ;

- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к восприятию и использованию новых научных открытий в различных областях знания;

- способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения;

- обладает культурой мышления, ясностью письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности, культурой речи;

- знает и чтит права и с полной ответственностью относится и выполняет обязанности человека и гражданина, демонстрирует ответственное отношение к общественному делу, своему гражданскому долгу;

- готов и способен реализовывать в своей повседневной практике толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным, социальным и иным различиям людей;

- способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе норм морали и права, социально-политических и духовных ценностей.

 

б) профессиональными:

- научно-исследовательская деятельность:

- знает эволюцию представлений о конфликте, природу конфликта, его структуру, виды, причинные факторы, особенности динамики, специфику конфликтов в различных сферах, возможные способы работы с ними, условия, обеспечивающие их прочное разрешение;

- способен проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов ;

- способен применять методологию междисциплинарного анализа конфликтологических феноменов, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта;

- способен оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, тезисов и докладов на конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах ;

- готов и способен к публичной дискуссии по проблемам научных исследований в области конфликтологии, выступлениям в электронных и печатных средствах массовой информации ;

- готов и способен к постоянному повышению научно- теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области конфликтологии, овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы.

- информационно-аналитическая деятельность:

- обладает навыками работы с информацией о конфликтах, знает основные методы, способы и средства ее получения, хранения, переработки для решения профессиональных и социальных задач ;

- способен к эффективному поиску информации о конфликтах и технологиях урегулирования в Интернете, включая поисковые системы и базы данных, пользоваться базами данных, статистическими методами анализа данных, постоянного отслеживания передовых научных достижений в области конфликтологии ;

- способен к оценке и классификации данных о конфликтах, включая занесение разнородных данных в онлайновые каталоги, ведению эффективной дискуссии в Интернете по проблемам конфликтологии, представлять и защищать письменные работы, создавать презентации, работать с мультимедийным оборудованием, понимать основные принципы информационной безопасности ;

-- технологическая деятельность:

- способен включаться в работу по улаживанию, урегулированию и разрешению социальных, политических, этнополитических, социально-трудовых, семейных, межгрупповых и межличностных конфликтов;

- способен анализировать ситуацию конфликта, диагностировать конфликт, выбирать способ работы с ним, планировать и разрабатывать стратегию и тактику вмешательства, реализовывать ее, используя конфликтологические процедуры коррекции неконструктивных способов взаимодействия;

- способен эффективно добывать достоверную информацию, выявлять ложь, точно и понятно передавать необходимую информацию, помогать участникам конфликта, расширить и уточнить их видение ситуации, наделен навыками убеждения, выработки оптимального решения и оценки его эффективности и реалистичности;

- способен отделять правовые, определять и применять альтернативные способы разрешения конфликтов (ADR), мирные и гуманитарные технологии урегулирования конфликта, использовать социально-политические технологии реализации социального интереса в конфликте;

- способен письменно излагать результаты анализа конкретного конфликта, вести документацию истории конфликта, методов применяемых в его урегулировании, составлять отчет, проводить сравнительный анализ однотипных конфликтов;

- способен и готов соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога;

- способен к приращению знаний посредством изучения опыта работы конфликтологов в России и других странах, с тенденциями развития мировой конфликтологии;

- проектная деятельность:

- способен разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогеннности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности;

- способен реализовывать социальные программы, направленные на достижение социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества;

- способен осуществлять экспертизу конфликтогенности социальных проектов, законов, социально-политических стратегий развития сложно организованных социальных систем и процессов;

- педагогическая деятельность:

- понимает социальную значимость профессии конфликтолога, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готов и способен преподавать конфликтологию в общеобразовательных, среднеспециальных и учебных заведениях высшего профессионального образования;

- готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения в предметной области конфликтологического образования;

- способен разрабатывать рабочие программы курсов, читать лекции, проводить семинарские занятия, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний и приобретением навыков обучающимися, осуществлять руководство практикой, учебно- и научно-исследовательской работой обучающихся;

- способен разрабатывать новые образовательные технологии для совершенствования образовательного процесса обучения предметам конфликтологического цикла;

способен организовывать и проводить культурно-просветительские мероприятия, ориентированные на формирование культуры мира и гуманитарных технологий разрешения конфликтов;

- организационно-управленческая деятельность:

- способен организовывать бесконфликтные социальные взаимодействия в организационных системах различной степени сложности;

- способен минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении);

- способен осуществлять консультирование в конфликте, разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций;

- способен к согласованному социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, конструированию социально-партнерских отношений.

 

8. Структура и содержание дисциплины
Учебно-тематический план (заочная форма)


№ п/п

Название темы

1.

Введение в дисциплину. Конфликтологическая мысль в Древнем мире (Китай, Индия)

2.

Античная цивилизация и зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции

3.

Религиозная парадигма: возникновение христианства и первые "отцы церкви"

4.

Конфликтологическая мысль средневековья и эпохи Возрождения

5.

Конфликтологическая мысль Нового и Новейшего времени: Гуго Гроций, Томас Гоббс и Джон Локк, И. Кант, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегель.

6.

Карл Маркс и его учение о классовой борьбе

7.

Проблема конфликта в русской философской мысли

8.

Становление конфликтологической парадигмы социального знания (ХХв.– начало ХХI столетия). Функциональная модель конфликта Зиммеля-Козера

9.

Эволюционная модель конфликта Р.Парка

10.

Конфликт в теории социальных систем Толкотта Парсонса. Конфликтологические индукции Р.Мертона

11.

«Диалектический метод» в конфликтологии Р. Дарендорфа

12.

Социология конфликта Джона Рекса и Рэндалла Коллинза

13.

Конфликты «грамматики форм жизни» Юргена Хабермаса. Коммуникативная концепция конфликта Никласа Лумана




ИТОГО


10. Практические занятия, семинары


следующая страница >>