microbik.ru
1
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Буньковская Н.Е.

ГУ «Гимназия №2» г.Рудного Костанайской области
В 2006 году школы Казахстана перешли на профильное обучение. На сегодняшний день программы по математике разработаны пока для двух основных направлений обучения: естественно-математического и общественно-гуманитарного. Но, наряду с этими профилями, огромное внимание уделяется прекрасно зарекомендовавшим себя классам и школам с углубленным изучением математики.

Известно, что математика едина, нет отдельной математики для физика и лингвиста. Вопрос в том, как ее преподавать в классах разных профилей. С обучением в школах с углубленным изучением математики и классах естественно-математического направления ситуация представляется более или менее очевидной: есть программы, есть учебники, есть дополнительная литература, опыт использования которой в изучении отдельных вопросов математики уже имеется, есть методики преподнесения этих вопросов, есть наработанные формы ведения занятий с учащимися, выбравшими естественно-математический профиль, с учетом их психологических особенностей, другими словами, есть опыт, от которого можно оттолкнутся в дальнейшем развитии преподавания математики в классах естественно-математического направления.

Иное дело – вопрос об обучении математике в классах общественно-гуманитарного профиля. Надо сказать, что с момента принятия решения о переходе на профильное обучение появились и программы, и учебники по математике для общественно-гуманитарного направления, но трудности в преподавании остались… Здесь надо исходить прежде всего из того, что математика – наука гуманитарная. Это не покажется парадоксальным, если вспомнить, что математика представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику. Кроме того, математические идеи и методы постепенно проникают в самые что ни на есть гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Это логика, это лингвистика, социология, психология и т.д.

Из всего сказанного следует, что в гуманитарной школе математика не должна быть падчерицей среди других дисциплин. Но преподавать ее нужно с учетом психологии учащихся, выбравших этот профиль. Речь идет о содержании курса и о способах преподавания его. Говоря о содержании любого курса математики, можно выделить три основных аспекта: логический, образный и технический. Для общественно-гуманитарного профиля наиболее важен логический аспект. Формировать понятия, строить классификации, отделяя существенные признаки от несущественных, проводить строгие логические рассуждения и доказательства в попытке убедить кого-то – вот главное достижение в математике для учеников такого класса и такой школы. Марк Фабий Квинтилиан в «12 книгах риторических наставлений» писал: «…нужен порядок в геометрии; не нужен ли он в красноречии? Геометрия предыдущим доказывает последующее и известным неизвестное, не то ли же и оратор делает? Самые сильные доводы называются обычно геометрическим доказательством. Что же более потребно и в речи, как не доказательство?» Нужно, чтобы ученик владел лексикой математического языка: понимал смысл и особенности математических знаков, отличал определяемые понятия от неопределяемых, понимал, что такое определение, аксиома, теорема, умел образовывать сложные математические утверждения из простых. Разумеется, решать все эти вопросы можно и нужно на материале большинства традиционных разделов школьного курса математики. Отрадно, что в учебник для общественно-гуманитарных классов вошла «вероятностная» глава, т.к. стохастическое мышление – это особая форма познания действительности, с принципами которой должен быть знаком каждый человек.

Но математика – это не только школа логического мышления, это еще и источник образов. Ее образный аспект, безусловно, очень важен для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика, зная свойства функции - все это способствует развитию воображения и эстетического чувства. Такое преподавание математики способствует возникновению ассоциаций и помогает чувствовать целостность изучаемых объектов.

Вычислительный аспект математики в гуманитарной школе не играет первостепенной роли, но ее выпускнику, как всякому современному человеку, придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции, не говоря уже о том, что идея числа как одного из элементов культуры должна войти в плоть и кровь гуманитария. Кроме того, ученику гуманитарной школы надо бы познакомиться с некоторыми понятиями и методами вычислительного характера, которые непосредственно прилагаются к психологии, социологии, лингвистике и другим гуманитарным наукам.

Гуманитарный стиль преподавания требует, чтобы ученики свободно владели родным языком: умели четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, научиться правильно употреблять математические термины и т.д.

Разумеется, гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. Здесь речь идет и об истории возникновения математических понятий, терминов, и о выдающихся гуманитариях, хорошо знавших математику. Например, Омар Хайям и Пятый постулат Евклида, А.С.Пушкин и особый математический ритм Онегинской строфы, архитектор А.Вознесенский – прекрасный математик, и потому не похожие на других его стихи, сложенные по особым математическим законам, и много других примеров.

Говоря об изучении математики в школах общественно-гуманитарного направления, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний.

Надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев.

  1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление.

  2. Восприятие красоты математики у гуманитариев направлено на ее проявление в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах.

  3. Внимание на уроке у них может быть устойчивым около 12 минут.

  4. Наибольшим интересом у учащихся-гуманитариев пользуются вопросы истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал.

  5. В гуманитарном классе предпочтительно объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, индивидуальные задания с привлечением научно-популярной литературы.

  6. Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные.

  7. У гуманитариев богаче воображение, сильнее эмоции.

При работе в классах любого профиля надо руководствоваться следующими принципами:

  • направленность обучения на развитие личности ученика, формирование для каждого ученика индивидуального стиля деятельности;

  • вариативность обучения, т.е. разнообразие его содержания, форм и методов;

  • валидность обучения, означающая высокую значимость математического материала для достижения результатов обучения;

  • успешность обучения, означающая, что у каждого ученика должен быть свой успех, пусть даже маленький;

  • открытость методической работы учителя, т.е. каждый ученик не только должен представлять себе цели обучения, но и понимать, зачем он решает эту задачу или доказывает эту теорему, или выполняет это индивидуальное задание.

При таком подходе к обучению можно рассчитывать на его успех.