microbik.ru
1
Можаева Г.В.

Томск, Томский государственный университет
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.

Одним из важных направлений модернизации образовательного пространства России является переход от концепции функциональности к компетентстному развитию личности, от знаниевой парадигмы к развивающей. Значительную роль в этих процессах играет развитие непрерывного дополнительного образования, которое может рассматриваться как формальная часть структуры так называемого «обучения в течение всей жизни».

Современная система образования сталкивается с целым рядом проблем, среди которых можно выделить ее отставание от требований рынка труда, снижение конкурентноспособности выпускников, снижение инвестиционной привлекательности самой системы образования. Подготовка специалистов не соответствует потребностям работодателей по содержанию, по численности обученных, по оперативности внесения изменений в требования к необходимым компетенциям по профессиям. Если раньше больше внимания уделялось изучению теоретических основ и положений, концепций, составляющих основу знаний по различным предметным направлениям, то сегодня необходим переход к сознательному усвоению информации, с большей ориентацией на ее дальнейшее практическое использование в профессиональной деятельности и с учетом потребностей работодателей, формирующих рынок труда и заказ на специалистов. Система образования должна быть направлена на формирование гибкой, с определенным набором ключевых компетенций личности, способной успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях информационного общества. Эта задача может быть решена путем создания системы непрерывного образования, ориентированного на потребности работодателей и опережающее развитие личности. При этом наиболее оперативно задачи развития непрерывного образования решает образование дополнительное, позволяющее в короткие сроки решать проблемы, связанные с компетентностным развитием личности (1, с.1-9).

Развитие системы непрерывного дополнительного образования является одной из ключевых задач инновационной образовательной программы Томского государственного университета, направленной на повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Успешность создания системы непрерывного дополнительного образования определяется системностью в подходе к дополнительному образованию, которое реализуется в различных формах и на всех ступенях образования.

В Томском государственном университете создана многоуровневая система дополнительного профессионального образования (ДПО), позволяющая осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов инновационного сектора экономики, работников образования и социальной сферы, система организационно-методической поддержки программ ДПО на основе модульного принципа формирования программ и апробированной в ТГУ накопительной системы повышения квалификации.

Разработано более 250 программ ДПО, обучение по которым в ТГУ в 2006-2009 годах прошли около 15 тысяч человек, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий – более 3 тысяч человек. 150 программ разработано по заказу или совместно с предприятиями-партнерами по приоритетным направлениям инновационной деятельности. В реализации программ ДПО участвуют специалисты практически всех подразделений ТГУ.

ТГУ с 2005 года является базовым вузом по повышению квалификации ППС вузов и с 2009 года – по повышению квалификации преподавателей учреждений НПО и СПО России. В 2006-2009 годах повышение квалификации в ТГУ прошли более 2000 преподавателей из 145 вузов России. Для проведения занятий по программам повышения квалификации приглашено более 350 ведущих российских и зарубежных специалистов.

Важным этапом в развитии системы ДПО стало создание на базе ТГУ сетевой распределенной структуры повышения квалификации ППС вузов России с целью распространения результатов инновационной деятельности на всю систему высшего образования России (ФЦПРО, 2008-2010 гг.), в которую вовлечены специалисты из 60-ти вузов из 6 федеральных округов.

Особое значение для университета имеет совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров собственных сотрудников как основа обеспечения инновационной образовательной деятельности университета, повышения качества и мобильности образования. В 2006-2009 годах более 4000 сотрудников ТГУ прошли повышение квалификации, свыше 800 сотрудников – стажировки в ведущих российских и зарубежных вузах, научных центрах, на предприятиях-партнерах ТГУ, что позволяет Университету получить высокие конкурентные преимущества перед другими вузами и добиться мультипликативного эффекта в экономике.

Многоуровневая система непрерывного дополнительного образования ТГУ включает также обучение студентов старших курсов и магистрантов по программам профессиональной переподготовки для ведения нового вида деятельности или с присвоением дополнительной квалификации, что обеспечивает встраиваемость практико-ориентированного дополнительного в фундаментальное университетское образование. С целью усиления конкурентоспособности выпускников ТГУ на рынке труда для студентов проводятся специальные тренинги по трудоустройству, развитию коммуникативных компетенций и т.д.

Важной частью системы непрерывного образования ТГУ является дополнительное образование детей, направленное на создание условий для выявления и развития талантливой молодежи, формирование личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Для школьников университет предлагает программы подготовки одаренных детей к участию во Всероссийской олимпиаде школьников, подготовки к ЕГЭ, семь заочных и вечерних школ (заочная физико-математическая школа, школы «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер», «Школа молодого журналиста», «Школа юного филолога», «Школа юного криптографа»), в основу деятельности которых положена разработанная в ТГУ концепция открытой профильной школы, основанная на сетевой модели обучения и применении информационно-коммуникационных технологий. Эффективность созданной в ТГУ модели сетевого обучения школьников подтверждается практическим опытом работы в 12-ти регионах страны.

В 2006-2009 годах по программам дополнительного образования школьников в ТГУ ежегодно обучалось более 1,5 тысяч человек. Около тысячи школьников ежегодно включаются в жизнь Университета через конкурсы, олимпиады, проекты, через школьный портал «Университетский проспект» (http://shkola.tsu.ru/), который объединяет школьников, студентов, преподавателей вузов и школьных учителей в сетевые сообщества и позволяет создать равные образовательные возможности для городских и сельских жителей.

Сделать дополнительное образование более эффективным, гибким в подходе к содержанию и технологиям обучения, доступным позволяет применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Важным условием развития дополнительного образования на основе ДОТ является формирование единой образовательной информационной среды (ЕОИС) на основе интеграции образовательных учреждений на административном, учебно-методическом, кадровом и технологическом уровнях, что создает условия для распространения образовательных ресурсов и инновационных методик, разработки и реализации совместных образовательных программ, создания единой системы доступа к образовательным ресурсам и программам региона (2, с. 18).

Реализация дистанционных программ дополнительного образования требует выполнения ряда требований, связанных с техническим, технологическим, кадровым и учебно-методическим обеспечением. В Томской области, как и в ряде других регионов Сибирского федерального округа, эта проблема успешно решается благодаря развитию региональной ЕОИС, базирующейся на инфраструктуре ресурсных центров, оснащенных современным компьютерным оборудованием, имеющих доступ к сети Интернет, подготовленный персонал для сопровождения дистанционных программ.

Дистанционные образовательные технологии позволяют организовать как индивидуальное, так и групповое обучение. Групповое дистанционное обучение организуется в учебных центрах (вузы-партнеры, школы, ресурсные центры, филиалы университета), оснащенных необходимым спутниковым оборудованием, позволяющим осуществить мультисервисное обеспечение учебного процесса с использованием возможностей Томского межрегионального центра спутникового доступа (Телепорта) ТГУ, включающих вещание с применением спутниковых средств связи, видеоконференцсвязь, on-line доступ к образовательным ресурсам, on-line и off-line технологии педагогического общения. Для индивидуального дистанционного обучения обязательным условием является наличие у обучающегося персонального компьютера с выходом в Интернет; наличие web- или видеокамеры, микрофона, наушников или колонок.

Основу дистанционных занятий по программам дополнительного образования составляют видеолекции преподавателей с применением технологий спутникового телевизионного или IP-вещания и формы активной работы на основе видеоконференцсвязи. Трансляция лекций осуществляется через Телепорт ТГУ на образовательные учреждения Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Алтайского и Красноярского краев, Республики Алтай, Республики Якутия (Саха).

Применяются и комбинированные технологии, обеспечивающие проведение IP-вещания с обратной связью в режиме видеоконференцсвязи. С помощью видеоконференций и вебинаров преподаватели ТГУ проводят лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, руководят выполнением проектных работ, организуют внеучебную деятельность. В соответствии со спецификой предметов и учебными планами часть практических занятий осуществляется на основе традиционных технологий аудиторной работы с привлечением обученных тьюторов (3, с.5-10).

В последнее время при дистанционном обучении используются новые средства и технологии, связанные с развитием Web 2.0: электронное портфолио; аудио- и видеоподкаст; технологии «вебквест» и другие.

Процесс обучения по программам дополнительного образования на основе ДОТ отличает высокий методический и технологический уровень. Обучение осуществляется с использованием автоматизированной системы дистанционного обучения «Электронный университет» (http://edu.tsu.ru/main.php), разработанной в Институте дистанционного образования ТГУ. Система позволяет обеспечить управление учебным процессом и организовать его сопровождение – доступ к информационным и учебно-методическим материалам (специализированным базам данных, электронным учебным пособиям, аудио- и видеоматериалам, тестирующим системам и др.), опосредованную коммуникативную среду для обеспечения непрерывной Интернет-поддержки учебного процесса.

Применение ДОТ усиливает конкурентоспособность дополнительных образовательных программ, создавая условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса, позволяет привлекать к учебному процессу по программам дополнительного образования ведущих преподавателей университета и специалистов-практиков, оперативно распространять уникальный практический опыт. Сетевая модель организации дистанционных программ дополнительного образования позволяет расширить выбор образовательных технологий, академическую мобильность обучающихся и преподавателей, создать сетевое коммуникативное пространство. Использование различных педагогических и информационных технологий позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, групповую работу, оперативное и систематическое взаимодействие с педагогами. Устойчивость результатов развития системы непрерывного дополнительного образования обеспечивается системностью подхода к программам дополнительного образования, их ориентированностью на новейшие технологии и модели обучения, на современный уровень развития инновационных сфер.

Обучение по дистанционным программам дополнительного профессионального образования сопровождается мониторинговыми исследованиями, которые позволяют сделать выводы о качестве проводимых занятий, о соответствии программ поставленным целям обучения и т.д. Полученные результаты позволяют выявить сильные и слабые стороны в организации обучения, разработке учебных материалов, прогнозировать дальнейшее развитие программ.

Сложившаяся многоуровневая система дополнительного образования ТГУ обеспечивает устойчивое развитие интеллектуального потенциала университета, его капитализацию в сфере бизнеса на основе тесного взаимодействия с работодателями, а также позволяет привлекать талантливую молодежь в университет и осуществлять непрерывную поддержку инновационной деятельности в вузе и регионе.

Вместе с тем, существует ряд проблем, которые препятствуют развитию системы непрерывного образования.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовых норм, регламентирующих применение дистанционных образовательных технологий в России. Утвержденный Приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий» не решает эту проблему, что существенно сдерживает развитие дистанционного обучения.

Во-вторых, отсутствуют условия для формирования сетевой распределенной структуры и информационной системы сетевого взаимодействия в области дополнительного образования, нормативно-правовое регулирование совместной образовательной деятельности.

В-третьих, слабость маркетинговых исследований рынка труда и образовательных услуг в регионах и отсутствие единого банка данных, полученных в результате проводимых исследований.

Решение этих и подобных проблем позволит не только расширить систему непрерывного дополнительного образования, включить в нее все социальные и возрастные группы населения, прогнозировать перспективные направления развития дополнительных образовательных услуг, но и обеспечить широкое применение дистанционных образовательных технологий для организации программ дополнительного образования, что позволит создать условия для реального сетевого взаимодействия образовательных учреждений всех уровней, служб занятости и предприятий реального сектора экономики, организовать совместную деятельность по разработке и реализации дополнительных образовательных программ, обеспечить россиянам равные условия для обучения в течение всей жизни.
Литература:


  1. Бутко Е.Я., Мосичева И.А., Шестак В.П. Дополнительное образование России XXI век // Высшее образование в России. № 5. 2005. С. 1-9.

  2. Майер Г.В., Демкин В.П., Можаева Г.В., Вымятнин В.М. Академический университет в открытой системе образования. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 200 с.

  3. Можаева Г.В. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2007. № 3 (27). С. 5-10.


Авторская справка
1.Ф.И.О.: Можаева Галина Васильевна

2.Научная степень: кандидат исторических наук

3.Ученое звание: доцент

4.Область научных интересов: , информатизация образования, гуманитарная информатика, дополнительное образование

5.Значимые публикации (1-3):

6.Должность и место работы: зав.кафедрой гуманитарных проблем информатики философского факультета, директор Института дистанционного образования Томского государственного университета

7.Почтовый адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

8.E-mail: mozhaeva@ido.tsu.ru

9.Контактные телефоны: (3822) 529-579, (3822) 529-494