microbik.ru
1
Несовершенство системы военного законодательства как фактор правового нигилизма военнослужащих1

Шишканов В.А., кандидат юридических наук, pvs1997@mail.ru

Статья посвящена исследованию такого негативного социального явления в военной организации государства как правовой нигилизм военнослужащих. Установлено, что основанной причиной правового нигилизма среди военнослужащих является несовершенство системы военного законодательства. Сделан вывод том, что борьбу с правовым нигилизмом военнослужащих следует начинать с упорядочения источников военного законодательства.

Ключевые слова: военное право
Imperfection of military law as a factor in military Legal Nihilism

Shishkanov VA, PhD, pvs1997@mail.ru

The article is devoted to the study of such negative social phenomena in the military organization of the state as the legal nihilism of the military man. It has been established that based reason of legal nihilism among the military man is the imperfection of the system of military legislation. It is concluded that the fight against legal nihilism of military man should start with the ordering sources of military legislation.

Keywords: martial law
Legem brevem esse oportet2
Правовой нигилизм – одна из обсуждаемых в нашем обществе тем, является предметом пристального внимания и обеспокоенности высшего руководства страны3. Политики, ученые и юристы ищут его корни в истории российского государства4, в искажении правового сознания5, в воспитании, традициях и менталитете русских людей6. Исследователи просто поголовно убеждены, что Россия – это страна правового невежества, отрицания любого права. Правовой нигилизм сравнивается с «лакмусовой бумажкой», показателем здоровья общества и государства7.

Безусловно, можно долго рассуждать о причинах правового нигилизма и, правового нигилизма военнослужащих в частности, но, по нашему убеждению, правовой нигилизм современного российского общества – это результат «активного» и бессистемного нормотворчества за последние 20-ть постсоветских лет. Итальянский правовед Бруно Леони на страницах своей книги «Свобода и закон» еще в 1961 г. пришел к выводу, что главным препятствием для реализации принципа верховенства права является избыточное законодательство8. Для российской системы права это более чем актуально, так как законодатель вместо консолидации всей нормативной базы, лихорадочно множит нормативно-правовые акты, что ведет к нестабильности правового поля и затрудняет поведение как субъектов правоприменения, так и участников правоотношений9.

Система военного законодательства в настоящее время является неоправданно насыщенной, перегруженной большим количеством нормативных правовых актов разной юридической силы. Складывается впечатление «заурегулированности» военных отношений.

В настоящее время правовое регулирование безопасности государства осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов10, из которых не менее 10 непосредственно опосредуют сферу военных отношений:

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30.12.2006 № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях»;

Федеральный закон от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»;

Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;

Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;

Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;

Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке»;

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;

Закон Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»;

Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

При этом только лишь в 2010 году Президентом Российской Федерации было подписано 15 федеральных законов в сфере военного законодательства, а всего за период действия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва в этой сфере было принято, подписано Президентом Российской Федерации и вступило в силу 39 федеральных законов 11.

Но это лишь «верхушка айсберга», гораздо сложнее с подзаконным нормотворчеством. Количество действующих подзаконных актов даже нет смысла перечислять: справочные правовые системы по запросу «военная служба» выдают список действующих правовых актов, состоящий из более 30 Указов Президента Российской Федерации, более ста сорока постановлений Правительства Российской Федерации и около пятисот правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России и др.). Многие из них носят фрагментарный характер, касаются частных вопросов и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм12. В научной литературе данное явление получило меткое название – «правовая инфляция»13, т.е. обесценивание нормативных актов в силу их непомерного количества14.

При этом одним из способов насыщения правового поля столь большим количеством правовых источников является бессмысленное дублирование положений законов в подзаконных актах. Так, например, Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, – это компиляция норм Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» и Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 №1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» дублирует нормы Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Другим способом является предоставление законодателем необоснованно обширной нормотворческой свободы органам исполнительной власти. Яркий пример – накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих. Так, для организации и функционирования в органах федеральной службы безопасности накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих помимо Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», подлежат применению: Указ Президента РФ от 20.04.2005 № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», 8 постановлений Правительства Российской Федерации15, 4 приказа Министра обороны РФ16, 3 приказа ФСФР17 и 4 приказа ФСБ России18. Неудивительно, что большинство военнослужащих не знают своих прав в сфере накопительно-ипотечной системы, и как вообще эта система работает.

Конечно, только лишь цифры не дают точного представления о качестве системы правового регулирования. Но невольно задаешься вопросом: для чего нужно столько правовых актов для урегулирования военных правоотношений?! Это, во-первых. А во-вторых, зачем дублировать нормы законов в подзаконных актах, зачем создавать законы, имеющие предписания общего характера, и, тем самым, «раздувать» систему военного законодательства? Как справедливо отмечает С.И. Щербак, «повторение, видимо, есть форма доведения содержания закона до исполнителей, но одновременно это признак низкой юридической техники. К тому же повторять в уставах – документах, адресованных широкому кругу военнослужащих, довольно сложные для восприятия неспециалиста выражения и термины, нерационально» 19.

Правоприменение в таких условиях представляется чрезвычайно сложным процессом. При урегулировании практически любого вопроса в сфере военной службы необходимо руководствоваться одновременно несколькими правовыми актами различной юридической силы.

Простой пример – дисциплинарная ответственность военнослужащих. Применению дисциплинарных взысканий к военнослужащим предшествует разбирательство, для проведения которого должны применяться нормы Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статуте военнослужащих» (ст. 28.8), Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 81). Применение же самих дисциплинарных взысканий основывается на нормах Федерального закона «О статуте военнослужащих» (ст.ст. 28.1-28.7, 28.9), Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (п.п. 54-80, 82-101). В том случае, когда к военнослужащему применяется дисциплинарное взыскание в виде дисциплинарного ареста, то в дополнение к вышеназванным правовым актам нужно ещё применять нормы Федерального закона от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста». Если следствием совершения дисциплинарного проступка явилось причинение ущерба имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, то к этому списку следует прибавить Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». А если за совершение дисциплинарного проступка к военнослужащему применяется взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы, то следует руководствоваться ещё и нормами Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237. А ведь все эти нормы законодатель для применения адресовал простым военнослужащим. Не поэтому ли так часто нарушаются права военнослужащих при проведении разбирательств и применении взысканий, и, наоборот, военнослужащие, совершившие дисциплинарные проступки, уходят от ответственности вследствие нарушения порядка применения к ним дисциплинарных взысканий!

Наличие множества нормативных правовых актов, причем различной юридической силы, различных по источнику издания, многие из которых содержат нежизненные нормы, противоречат друг другу и иным нормативным установлениям, – все это существенно снижает их доступность, затрудняет пользование ими в процессе регулирования общественных отношений в военной организации государства, создает почву для злоупотреблений в правоприменительной деятельности20.

Ещё одним «пороком» военного законодательства является его крайняя нестабильность. Так, на сегодняшний день21 в Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» изменения и дополнения вносились 53 раза, в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» – 69 раз, в Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» – 22 раза, в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» – 18 раз, Федеральный закон от 26.021997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» – 11 раз, в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 №1237, – 20 раз.

В контексте рассмотрения жилищного обеспечения военнослужащих в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Е.Г. Воробьев справедливо отмечает, что «государство по-прежнему не стремится к созданию выверенного долгосрочного законодательства, злоупотребляет поправочным подходом22. В результате этого даже некогда гармоничные правовые предписания со временем превращаются в подобие лоскутного одеяла, в смесь из старых и новых правил, не до конца согласованных и даже противоречащих друг другу»23.

Подобное хаотичное изменение военного законодательства, безусловно, негативно сказывается на качестве его правоприменения, на его восприятии военнослужащими. Как отмечает И.И. Шувалов, «обилие изменений, вносимых в законы, быстрая замена принятых норм затрудняют информирование тех, кому эти законы адресованы»24, и, в конечном счете, порождает правовой нигилизм. «Вполне очевидно, – пишет Ю.А. Горбуль, – что нестабильность военного законодательства порождает ряд негативных явлений, последствия которых для военной организации государства и могут быть весьма серьезными. Во-первых, подрывается сам авторитет закона. Во-вторых бесконечные поправки, изменения и дополнения, которым подвергаются действующие законы, порождают такую ситуацию, когда рядовому военнослужащему, а порой и правоприменителю, не удается найти окончательный вариант текста того или иного нормативного акта, а тем более понять, чем же нужно руководствоваться в данный момент времени»25.

Суммируя сказанное, невольно задаешься вопросом: может ли военнослужащий, не имеющий юридического образования и не использующий в своей повседневной деятельности электронные справочные правовые системы (Гарант, КонсультантПлюс и др.), постоянно не отслеживающий изменения в законодательстве, знать такое количество источников военного законодательства, руководствоваться ими в повседневной деятельности, уметь их применять на практике. Ответ очевиден – конечно, нет! Думается, что это и есть основной фактор правового нигилизма военнослужащих.

Как известно, «правовое государство не определяется количеством имеющихся в нем законов; главное – уважение к ним, их авторитет, исполнение и непререкаемость»26. Summum ius – summa iniuria27. Поэтому борьбу с правовым нигилизмом военнослужащих следует начинать в первую очередь с упорядочения источников военного законодательства и создания системы законодательства, понятной и доступной каждому военнослужащему.
Библиографический список

1. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – №1. – С. 38-43.

2. Боголюбов С.А. Некоторые проблемы экологического кодекса // Журнал российского права. – 2006. – № 5. – С. 6-10.

3. Ведяхин В.М. Некоторые правовые факторы формирования и реализации принципов права // Актуальные проблемы правоведения. – 2005. – №1(10). – С. 4-7.

4. Вишняков В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. – 2005. – № 2. – С. 8-10.

5. Воробьев Е.Г. О новом порядке жилищного обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей, вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года: краткий комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ // Право в Вооруженных силах. – 2011. – № 2. – С. 58-63.

6. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 27-30.

7. Гулина О.Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России: дис. … канд. юрид. наук. – Уфа, 2002. – 31 с.

8. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. – 1992. – №10. – С. 24-32.

9. Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. – 1968. – № 12. – С. 49-53;

10. Корякин В.М. Введение в теорию военного права (монография). Российский военно-правовой сборник №9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». М.: «За права военнослужащих», 2007. – Вып. 73. – 608 с.

11. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. Права, 2004. – 512 с.

12. Леони Б. Свобода и закон / пер. с англ. В. Кошкина. М.: ИРИСЭН, 2008. 307 с.

13. Примаков Д.Я., Дмитриева А.В., Волков В.В. Законодательная активность, стабильность законодательства и качество правовой среды: сравнительный анализ постсоциалистических стран / Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения». СПб.: ИПП ЕУ СПб, 2010. 24 с.

14. Туманов В.А. О правовом нигилизме [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufnovgu.narod.ru/tgp/lituma1.htm (дата обращения: 01.03.2011). 

15. Шишкин М. Дмитрий Медведев расставил точки над "и" // Коммерсант. – 2008. – 16 февраля.

16. Щербак С.И. Размышления, возникшие при перечитывании Дисциплинарного устава // Право в Вооруженных Силах. – 2010. – № 6. – С.41-44.

17. Щукин А.В. О некоторых итогах работы комитета Государственной Думы по обороне в 2010 году // Право в Вооруженных силах. – 2011. – № 2. – С. 2-4.

18. Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. – 2005. – №4. – С. 95-96.


1 © Шишканов В.А., 2011.

2 Закон должен быть краток – лат.

3 Так, по мнению Президента Российской Федерации Медведева Д.А., одна из основных российских проблем – «это правовой нигилизм, который заселил Россию» (В обществе Д. Медведева // Рос. газ. 23 янв. 2008). В качестве основной задачи развития российского государства он видит преодоление правового нигилизма (Шишкин М. Дмитрий Медведев расставил точки над "и" // Коммерсант. 16 февр. 2008).

4 См.: Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. №10. С. 109.

5 См.: Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. № 12. 1968. С. 50; Туманов В.А. О правовом нигилизме [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufnovgu.narod.ru/tgp/lituma1.htm (дата обращения: 01.03.2011). 

6 См.: Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. №1. С. 39, 40; Ведяхин В.М. Некоторые правовые факторы формирования и реализации принципов права // Актуальные проблемы правоведения. 2005. №1(10). С. 67.

7 Гулина О.Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России: дис. … канд. юрид. наук. Уфа. 2002. С. 3.

8 Леони Б. Свобода и закон; пер. с англ. В. Кошкина. М. 2008. С. 307.

9 Примаков Д.Я., Дмитриева А.В., Волков В.В. Законодательная активность, стабильность законодательства и качество правовой среды: сравнительный анализ постсоциалистических стран. Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения». СПб. 2010. С. 5.

10 Корякин В.М. Введение в теорию военного права (монография). Российский военно-правовой сборник №9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». М. 2007. С. 66.

11 См.: Щукин А.В. О некоторых итогах работы комитета Государственной Думы по обороне в 2010 году // Право в Вооруженных силах. 2011. № 2. С. 2-4.

12 См.: Вишняков В.Г. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 8.

13 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов. 2004. С. 109, 206.

14 Корякин В.М. Указ. соч. С. 66.

15 Постановление Правительства РФ от 15.05.2008 № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; постановление Правительства РФ от 07.11.2005 № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 812 «Об утверждении Правил проведения конкурса по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и Правил определения совокупной взвешенной оценки (рейтинга) специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 686 «Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения»; постановление Правительства РФ от 21.02.2005 № 89 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба»; постановление Правительства РФ от 22.12.2005 № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; постановление Правительства РФ от 08.11.2005 № 666 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих – участников накопительно-ипотечной системы»; постановление Правительства РФ от 07.11.2005 № 656 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

16 См.: Приказ Министра обороны РФ от 20.12.2006 № 540 «Об утверждении Порядка учета сведений на бумажных и электронных носителях, регистрации в книге регистрации именных накопительных счетов, распределения накопительных взносов по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; Приказ Министра обороны РФ от 16.03.2009 № 89 «Об установлении окладов по нетиповым воинским должностям отдельным категориям военнослужащих федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; Приказ Министра обороны РФ от 11.04.2006 № 154 «Об условиях оплаты труда гражданского персонала федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»; Приказ Министра обороны РФ от 08.06.2005 №225 «О документах, необходимых для формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба».

17 См.: Приказ ФСФР РФ от 02.04.2009 № 09-11/пз-н «Об утверждении типовых форм договора об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, договора доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании, осуществляющей доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих»; Приказ ФСФР РФ от 20.12.2005 № 05-84/пз-н «Об утверждении формы и сроков представления специализированным депозитарием отчетности о выполнении операций, видах и рыночной стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющим компаниям, осуществляющим доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих»; Приказ ФСФР РФ от 15.12.2005 N 05-81/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

18 См.: Приказ ФСБ России от 19.10.2005 № 610 «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов Федеральной службы безопасности»; Приказ ФСБ России от 27.07.2009 № 362 «О мерах по реализации Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655»; Приказ ФСБ РФ от 18.12.2007 № 726 «Об утверждении Порядка организации в органах Федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения»; Приказ ФСБ РФ от 07.07.2008 № 335 «Об утверждении Порядка представления сведений об участниках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, изъявивших желание получить целевой жилищный заем».

19 Щербак С.И. Размышления, возникшие при перечитывании Дисциплинарного устава // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 6. С.41.

20 Корякин В.М. Указ. соч. С 66.

21 По состоянию на 1 марта 2011 г.

22 Воробьев Е.Г. О новом порядке жилищного обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей, вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года: краткий комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ // Право в Вооруженных силах. 2011. № 2. С. 62.

23 Там же. С. 62.

24 Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. 2005. №4. С. 95-96.

25 Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. №6. С. 28.

26 Боголюбов С.А. Некоторые проблемы экологического кодекса // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 7.

27 Высшее право — высшая несправедливость (право, доведенное до крайнего формализма, приводит к бесправию) – лат.