microbik.ru
1 2 ... 8 9
ВВЕДЕНИЕ
Не исключено, что Вы уже задавали себе вопрос, что такое философия. На этот вопрос мы и попытаемся ответить в нашем учебном пособии, а также рассмотрим, как в истории общества менялось отношение к философии, ее назначению, содержанию и функциям.

На протяжении всей своей истории, философия рассматривает такие вопросы, как правильно мыслить и, даже, как правильно жить. Некоторые вопросы, в процессе ознакомления с ними, покажутся вам сложными. Но усилия, затраченные вами, будут вознаграждены.

В данном учебном пособии будут рассмотрены философские учения о главных вопросах бытия, познания, человека и общества в контексте исторического их развития, но и свои мысли можно рассматривать в контексте философских проблем, обсуждаемых великими мыслителями разных эпох, поскольку так, и не найдены ответы на вечные вопросы бытия, хотя сказано немало. Человек философствует потому, что он человек, будучи сознательным существом, он не может поступать иначе, так как это самый универсальный способ осознания собственного существования и ориентации в окружающем мире. На протяжении всей разумной истории своего существования человек пытался понять свое место в нем. Поэтому назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении условий его совершенствования, для обеспечения лучшего состояния человечества. Философия не представляет собой простое собрание истин, которые можно представить в форме легкой для запоминания, это динамичный мир понятий, различных идей и множества концепций, проблем. Разумеется, ориентироваться в этом мире достаточно сложно. Мы выражаем уверенность, что учебное пособие поможет облегчить понимание многих философских проблем, веками волнующих человека. Мир человека - это мир идей. За политикой, средствами массовой информации, за системой образования стоят целые философские системы, хотя не все подозревают об этом.

В данном учебном пособии излагается курс истории философии, затем Вам будет предложено в другой методической литературе ознакомиться с систематической философией. На наш взгляд, такая методика вполне оправдана и обладает многими достоинствами. Чтобы знать настоящее, современное, вначале следует, чтобы "не изобретать велосипед", изучить историю вопроса. Предпринятая нами попытка написать данное учебное пособие должна стимулировать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности, поэтому в пособии предлагается множество вопросов, тестов, литературы и других видов материала, способствующих для дальнейшего размышления. Есть надежда на то, что учебное пособие окажется полезным, поскольку в наш информативный век необходима осведомленность об идеях, стоящих за фасадом современных научных, культурных и социальных перемен.

В данном учебном пособии Вы будете изучать:

- предмет философии, место и роль философии в культуре;

- становление философии и ее структуры, а также основные школы и направления философии;

- научные философские, религиозные и мифологические картины мира;

- этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую, античную философию, философию средневековья и эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения, немецкую классическую философию, философию марксизма, русскую и современную западную философию;

- философские понятия и категории, идеи и концепции.

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Философия, как разновидность мировоззрения.

2. Основной вопрос философии и основные направления.

3. Методы философии.

4 Функции философии.

5. Специфика философского знания. Философия и наука.
Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, миросозерцание, миропонимание, мировосприятие, мифология, религия, материализм, идеализм, метод, онтология, гносеология, диалектика, метафизика, гностицизм, агностицизм, скептицизм, материя, сознание, социальная философия, философская антропология, плюрализм, демагогия, абстракция, материальное, идеальное, иррационализм, вера, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, аксиология, заблуждения, паранаука, креационизм, провиденциализм.
В первой теме мы ответим с вами на вопрос, что такое философия. Рассмотрим проблему социокультурной ценности философского знания. Посмотрим, как будет структурироваться курс философии. Познакомимся с целым рядом основных философских понятий: материальное, идеальное, онтология, гносеология и др. Раскроем функции философии и структуру философского знания. Знакомясь с темой "Философия, ее предмет и место в культуре человечества", мы будем иметь представление о том, что такое мировоззрение, вследствие чего сможем ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей. Мы убедимся, что методы философских и научных исследований пересекаются. Рассмотрим процесс становления и развития философии в исторической перспективе. А самое главное, мы войдем с вами в проблему содержания философского знания и познакомимся с терминологией курса.


      Темы докладов

1. Философия и религия: общее и особенное.

2. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

3. Философия и искусство.
       Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Выберите правильный ответ.

Философия переводится буквально как:

а) мудрость;

б) любовь к мудрости;

в) наука о познании;

г ) стремление к истине.
2. Как Вы думаете, в зависимости от того, какая субстанция - материальная или духовная - признается первоначалом бытия, философские учения разделяются на:

а) материализм метафизический и диалектический;

б) материализм и идеализм;

в) рационализм и эмпиризм;

г) объективный идеализм и субъективный идеализм.
3. В зависимости от количества субстанций, мыслимых как первоначала бытия, философские направления получили названия:
а) монизм, плюрализм, и дуализм;

б) агностицизм и скептицизм;

в) антропоцентризм и теоцентризм;

г) оптимизм и пессимизм.
4. Воззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм;

б) теоцентризм.;

в) космоцентризм;

г) геоцентризм.
5. Какие из приведенных ниже положений имеют материалистический, а какие - идеалистический характер. Поясните, к каким "разновидностям" материализма и идеализма можно их отнести.

а) Все существующее - проявление безличного духовного активного начала - "абсолютной идеи".

б) Исторический процесс направляется Провидением.

в) Участвуя в процессе производства и вступая в определенные отношения, друг с другом, люди творят историю.

г) Потенциальная материя становится действительностью под воздействием разумного начала.

д) Общественное сознание определяется общественным бытием.

е) Мысль вырабатывается мозгом так же, как желчь печенью.

ж) Исходный принцип мира - бессознательное творческое начало, жизненный порыв.

з) Материальный мир никем не создавался, но существует вечно, меняя формы своего существования.

и) Реально лишь сознание человека, а все, что его окружает - иллюзорно и проблематично.

к) Первоосновой всего сущего является независимая от сознания вещественная, "телесная" реальность.

л) Химические процессы - универсальная основа объяснения духовной сферы.

м) Природные закономерности объективны и доступны человеческому познанию.

н) Сознание нельзя свести только к его материальному носителю - мозгу, поскольку оно является продуктом и условием функционирования и развития общества.
6. Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения. Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор.

а) мифологического;

б) религиозного;

в) философского;

г) научного?
1) Яркое, образное мышление.

2) Опора на разум.

3) Опора на веру.

4) Поиск универсальных объективных закономерностей.

5) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным.

6) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов.

7) Наличие ценностного компонента.

8) Использование предельно обобщенных категорий.

9) Сохранение традиции в меняющихся условиях.

10) Сохранение традиции в меняющихся условиях
11) Единство мировоззрения, переживания и действия, основанное на вере в священное.

12) Логическая непротиворечивость знания и его согласованность с ранее накопленными знаниями.

13) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения.

14) Использование принципов творения и откровения.

15) Использование принципа порождения.
7. Как Вы думаете, какая особенность философского мировоззрения заключена в словах Роберта Зенда: " Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ".
8. "Мы называем философским умом такой, который не удовлетворяется хотя бы самою твердою, но безотчетною уверенностью в истине, а принимает лишь истину удостоверенную, ответившую на все запросы мышления" В.С. Соловьев. Прокомментируйте слова философа.
9. Философия и религия: общее и особенное.
10. В чем заключается философский метод?
11. Воззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм;

б) космоцентризм;

в) теоцентризм;

г) геоцентризм
12. Чем отличаются идеалистическое и материалистическое понятие бытия?
13. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение? Всякое ли мировоззрение является философией?
14. Как Вы ответите на вопрос: " Что такое философия"?
15. "Наука без религии хрома: религия без науки слепа". А.Эйнштейн. Согласны ли Вы с ученым.
16. "Самым непонятным в нашем мире является то, что он все-таки понятен". А. Эйнштейн. Прокомментируйте слова ученого.
17. Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?
18. Разъясните предметные особенности и структуру философского знания?
19. В чем заключается специфика философских проблем и их отличие от проблем науки и религии?
20. В чем отличие мифогенной, гносеогенной и гносео-мифогенной причины возникновения философии?
21. Термин "философия" означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональная деятельность;

г) любовь к мудрости.
22. Кто впервые употребил термин "философия":

а) Демокрит;

б) Платон;

в) Пифагор;

г) Гераклит
23. Согласно Пифагору, смысл философии состоит:

а) в поиске истины;

б) в поиске философского камня;

в) в достижении счастья;

г) в стремлении быть самым умным.
24. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежной смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.
25.Философские решения не могут быть:

а) гипотетическими;

б) окончательными;

в) неоднозначными;

г) сложными.
26. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

а) природных явлений;

б) объективного мира в целом;

в) социальной жизни;

г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
27. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.
28. Философия - это наука:

а) о Вселенной;

б) о мире в целом;

в) о судьбах человечества;

г) о настоящей любви.
29. В философии миф - это:

а) особый вид мировоззрения;

б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;

в) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем;

г) сказка, выдумка, заведомый обман.
30. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является:

а) вера в сверхъестественное;

б) культовая система;

в) единство единоверцев;

г) обряд крещения.
31. К "вечным" философским вопросам не относятся:

а) сколько звезд в нашей галактике?

б) из каких элементов состоит живая клетка?

в) кто есть человек?

г) какова родословная русских?

д) как произошел мир?
32. Основной вопрос философии формулируется так:

а) что первично: материальное благосостояние или  душевное спокойствие?

б) жить или жить не стоит?

в) что первично: идеальное или материальное, дух или материя?

г) кто создал этот мир или он никем не создан?
33. Философские направления, относящиеся к идеализму, отличаются тем, что признают следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц мельчайших частиц;

б) мир является некоей духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания;

в) мир создан Богом и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей - это лишь отражение действительного мира идей, совершенных прообразов, существующих вечно и неизменно.
34. Философскими учениями о сущности и развитии
       человеческого общества не являются:

а) онтология;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г) антропология;

д) аксиология.
Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Введение в философию: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

Дополнительный

1. Антология мировой философии: в 4 т. - М., 1969 - 1970.

2. Ильин В. История философии: учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.

3. Каратини Р. Введение в философию / Р. Каратини. - М., 2003.


            

   ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Источники формирования и особенности философствования в Древней Индии.

2. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные - веданта, йога, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья; неортодоксальные - джайнизм и буддизм.

3. Основные школы китайской философии и темы их размышлений: а) даосизм; б) конфуцианство; в) моизм; г) легизм.

4. Особенности развития и связь философии и культуры в Древнем Китае.
Основные понятия: атман; ахимса; Будда; буддизм; брахман; Варны, веды, гунн, Дао, даосизм; карма; мокша; нирвана; пракрити; раджас; сансара; саттва; ян; инь; санхиты; Ригведа; Самаведа; Атхарведа; араньяки; упанишады; ортодоксальный; неортодоксальный; гедонизм; аскетизм; медитация; индуизм.
Вторая тема посвящена изучению становления и развития философии в Древнем мире. Уровень развития философии Древнего Востока равноценен философии Запада данного периода, поэтому и начинаем изучение истории философии с Востока. Философия Древнего Востока имеет много общего с западной философией, но все, же есть и существенные различия в философской проблематике. Мы познакомимся с философскими школами Древней Индии, назовем их ортодоксальными, что означает не отступающими от раз и навсегда заведенных традиций и правил, и неортодоксальных, т.е. имеющих свои идеи и концепции, не опирающихся на авторитеты. Не менее интересны многочисленные школы китайской философии. Мы познакомимся с конфуцианством, который в Китае и поныне является основой общественной жизни. Познакомимся с буддизмом, модным и поныне философско-религиозного учения на Востоке. Вы узнаете такие понятия, как брахман, нирвана, карма, Веды, Упанишады и т.д. Узнаете, наконец, как на Востоке представляли возникновение и существование Вселенной, предназначение человека и смысл его жизни.
Темы докладов

1. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

2. Буддизм как философия этического совершенствования.

3. Антропоцентризм философии Конфуция.

4. Учение о брахмане и Атмане.
Контрольные вопросы и задания


        1. Что означает термин " карма" в древнеиндийской философии?
2. Какая школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической?
3. Какое исходное понятие лежит в основе буддизма?
4. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?
5. Что тренирует йог в первую очередь - тело или дух? Кто такой йог - спортсмен или философ?
6. Видите ли Вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?
7. Прокомментируйте слова Конфуция "Приносите жертвы богам, но держитесь подальше от них".
8. Какова общая направленность философии Древнего Востока?
9. Что такое "четыре истины" буддистского учения Древней Индии?

10. Раскройте понятие "дао" в учении древнего китайского мыслителя Лао-Цзы?
11. В чем заключается политический смысл нравственно-политической доктрины Конфуция? В чем ее отличие от легизма?
12. Выберите правильный ответ. Основателем даосизма считается:

а) Конфуций;

б) Лао Цзы;

в) Мо Цзы;

г) Мэн Цзы.
13. Как звали Будду до того, как он стал пробужденным"?

а) Махавира Вардхамана Джина;

б) Тит Лукреций Кар;

в) Сидтхарата Гуатама Шакьмуни;

г) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Рушд.
14. Общественный идеал Конфуция –

а) государство - это семья, в которой император - отец, а подданные - его дети;

б) общественная собственность и демократическое управление;

в) возврат к "золотому веку предков" - натуральному хозяйству и отсутствию государства;

г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.
15. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь - это страдание;

б) причина страданий - жажда жизни;

г) путь избавления от страданий - жажда жизни;

д) у страдания есть причина.
16. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы:

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.
17. Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были:

а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство;

2) легизм;

3) ньяя;

4) моизм;

5) буддизм;

7) вайшешика;

8) веданта;

9) йога;

10) джайнизм.
18. Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?

а) Конфуцианство Строгий аскетизм и следование принципу ахимсы.

б) Буддизм Религиозное освящение логико-философского мышления.

в) Джайнизм Человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует.

г) Даосизм Совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека.

д) Санкхья Главное средство спасения - психический тренинг Йога Мир вечен и неподвижен, движение - иллюзия, безличным все определяется принципом мира.

е) Ньяя Принцип "не - деяния".

ж) Легизм Идеал человека - "благородный муж" - "человек политический".

з) Чарваки (локаята) Учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение.
19. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обоих исторических типов?

1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;

2) учение о карме как нравственном регулятиве повседневной жизни;

3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимающихся медитацией;

4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;

5) созерцание, погружение в себя как религиозно-философского мироощущения;

6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности - взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;

7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека;

8) ориентация в основном на нравственные проблемы;

9) поиск способов совпадения "пути человека" и "пути Неба";

10) религиозное освещение логико-философского мышления;

11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;

12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного;

13) гуманистический настрой философской мысли;
14) проповедь принципа ахимсы /ненасилия/.

20. Недеяние в даосизме - это:

а) полная бездеятельность;

б) необходимое вмешательство в происходящее;

в) планирование своих действий;

г) внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности.
21. Что означает термин "Дао"?

а) нечто реальное, материальное;

б) нечто непонятное, невидимое;

в) естественный путь, он же закон и основа всего сущего.
22. Формы, в которых обнаруживает себя "Дао", называются:

а) Ян;

б) Инь;

в) Дэ;

г) Ци.
23. Как должен жить человек, который придерживается принципов даосизма?

а) стремиться к наслаждениям;

б) человек должен жить в согласии с окружающим миром;

в) соблюдать меру во всем;

г) принимать мир таким, какой он есть, и не пытаться его изменить.
24. Какими качествами, по мнению Конфуция, должен обладать благородный муж?

а) справедливостью;

б) верностью;

в) искренностью;

г) сыновней почтительностью;

д) иметь значительное состояние.
25. Что означал принцип "жень" в конфуцианской философии?

а) позицию золотой середины;

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру.
26. "Будда" в соответствующем религиозно-философском учении - это:

а) родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни;

б) просвещенный;

в) мудрый;

г) просветленный.
27. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

г) страдание.
28. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из:

а) атомов;

б) огня;

в) воды;

г) огня, воздуха, воды, земли и законов их сочетаний.
Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Антология мировой философии. М., 1969. Т.1.

5. История философии: Запад - Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия древности и средневековья. М., 1985.
Дополнительный

1. Бродов В.В. У истоков индийской философии / В.В. Бродов. М., 1972.

2. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев. М., 1999.

3. История китайской философии / пер. В.С. Таскина.

4. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. М., 2001.


следующая страница >>