microbik.ru
  1 2 3 ... 8 9
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

2. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

3. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

4. Философия Платона и Аристотеля.

5. Эллино - римский период античной философии.
Основные понятия: атом, апейрон, апория, логос, идеи, майевтика, метафизика, стоицизм, эллинизм, ноумен, софистика, натурфилософия, эпикуреизм, первоматерия, космоцентризм, антропоцентризм, кинизм, софисты, стоицизм, фатум, этика, космология, греческий полис, эллины,первоначало.
В этой теме Вы познакомитесь с "греческим чудом". Зародившись в YI веке до н.э. и завершившись в YI веке н.э., античная мудрость, построенная древними греками и обжитая древними римлянами, просуществовала более тысячи лет. Феномен внезапного рождения и стремительного развития греческой культуры является одной из загадок в истории человечества. Сегодня эта загадка обрела статус научной проблемы. Вам предстоит прикоснуться к этой проблеме и попытаться найти ответ. Изучая античную философию, Вы определитесь с этапами ее развития, выделяя самый значительный - классический, связанный с такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Вам предстоит познакомиться с первыми попытками определить первоначало мира и условиями развития всего сущего. Познакомитесь с целым рядом философских категорий сформулированными греками. На протяжении тысячелетия греки, а затем римляне сформировали множество философских школ, которые заложили основы европейской цивилизации, определив идеалы добра и справедливости, патриотизма и свободы. Греческая философия впервые сформулировала беспрецедентную для своего времени идею: любовь к знанию самому по себе.
Темы докладов

1. Поиск первоосновы мира в античной философии.

2. Суть принципа софистов " человек есть мера всех вещей".

3. Учение Платона об " идеях.

4. Философия Аристотеля - энциклопедическое учение.
Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, почему атомизм является философской концепцией.
2. Почему по Аристотелю в единстве материи и формы именно форма играет ведущую роль?
3. Какие добродетели Вы цените выше всего?
4. Как Аристотель аргументировал свое несогласие с платоновским разделением мира на "мир идей" и "мир теней"?
5. Укажите автора каждого из высказываний и философское направление ( концепцию, школу), которое он представляет
1) Вещи - тени идей 1) Аристотель 1) материализм
2) Человек - мера всех вещей 2) Демокрит 2) идеализм
3) В одну и ту же реку нельзя войти дважды 3) Фалес 3) Антропоцентризм
4) Все тела состоят из атомов 4) Анаксагор 4) Скептицизм
5) Я знаю, что я ничего не знаю 5) Сократ 5) стоицизм
6) Человек - общественное животное 6) Зенон 6) метафизика
7) Движения нет, так как его нельзя выразить в понятиях 7) Платон 7) диалектика

8) Многознание не научает быть мудрым 8) Гераклит 8) натурфилософия
9) Познай самого себя 9) Протагор 9) атомизм


10) Минимум потребностей,   максимум совершенства 10) Сенека 10) дуализм

11) Эпикур 11) аскетизм

12) Анаксимен 12) прагматизм
6. Выберите правильный ответ. Какое из приведенных положений противоречит учению античного атомизма?
а) мир состоит из атомов (бытия) и пустоты (небытия);

б) атомы - мельчайшие неделимые частицы;

в) атомы делимы до бесконечности;

г) атомы различаются по форме или геометрической фигуре.
7. Какая черта была наиболее характерна для античной философии?
а) теоцентризм;

б) космоцентризм;

в) пантеизм;

г) эмпиризм
8. Поиском первоосновы бытия, "праматери", из которой произошло все сущее, в античной философии занимались:
а) Парменид, Платон, Аристотель;

б) Сократ, Протагор, Горгий;

в) Демокрит, Левкипп, Эпикур

г) Фалес, Гераклит, Анаксимен.
9. В каком варианте указаны имена только древнегреческих философов?

а) Пифагор, Платон, Августин, Демокрит;

б) Фалес, Гольбах, Гераклит, Аристотель;

в) Анаксимен, Анаксимандр, Протагор, Сократ;

г) Левкипп, Лейбниц, Локк, Парменид.
10. Взгляды, каких философов наиболее сходны между собой в понимании структуры бытия?

а) Сократа и Парменида;

б) Демокрит и Левкипп;

в) Платона и Аристотеля;

г) Фалеса и Протагора
11. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
12. В чем Аристотель видел сущность вещей?
13. Прокомментируйте слова философов.

Гераклит:

- "Многознание уму не научит".

-"Все течет, все изменяется".

Демокрит:

- "Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой".

- "Глупым лучше повиноваться, чем повелевать".

Фалес:

- "Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы - голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей".

Пифагор:

- "Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости".

- "Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами".
14. В чем выражался космологизм древнегреческой философии?
15. Что изучала натурфилософия и первые "философы"?
16. Кого называют софистом? Есть ли у софистики достоинства?
17. Сравните онтологические взгляды Платона и Аристотеля.
18. Выделите основные черты школ эллинистического периода.
19. У кого из ранних греческих философов основой и  началом всех вещей был воздух?

а) Фалеса;

б) Анаксимена;

в) Анаксимандра.
20. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.
21. О рабовладельческой демократии он говорил:
"Худшее это- большинство":

а) Пиррон;

б) Диоген;

в) Сократ;

г) Клеанф.
22. Что пытался доказать в своих знаменитых апориях
(трудно-разрешимых противоречиях) Зенон?

а) существование движения;

б) невозможность движения.
23. Для Платона мир нереальный и недействительный - это мир:

а) первоматерии;

б) эйдосов;

в) множества конкретных вещей и предметов;

г) представлений.
24. Сократ говорил: "Я знаю, что ничего не знаю, но…"

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) другие не знают и этого.
25. Что было движущим и созидательным началом мира у Эмпедокла?

а) притягательность;

б) агрессия;

в) любовь;

г) вражда.
26. Вcе течет, все изменяется", - говорил:

а) Фалес;

б) Анаксимандр;

в) Гераклит;

г) Левкипп.
27. Что представляла собой модель мира по Демокриту?

а) мир наполнен пустотой, в которой носятся атомы и макротела;

б) мир заполнен до отказа частицами - атомами, пустоты не существует.
28. В чем суть познания по Платону?

а) в отыскании новых фактов;

б) в припоминании;

в) в теоретической деятельности.
29. Все тела в мире имеют цель своего движения и развития, которая задана Богом, считал:

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Зенон;

г) Протагор.
30. Как стать счастливым согласно философии Эпикура?

а) следует быть аскетом;

б) следует искать удовольствий;

в) не нужно бояться смерти;

г) не нужно бояться богов.
32. Что является источником философского знания, согласно Сократу?

а) процесс познания мира;

б) жизнь человека в обществе;

в) знание о неизбежной смерти;

г) постоянная духовная неудовлетворенность.
Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. 3-е изд. / В.Ф. Асмус. М., 2003.

5. Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1976.

6. История философии: Запад. Россия. Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия древности и средневековья. М., 1985.
Дополнительный

1.Лосев А.Ф. История античной философии. В конспективном изложении / А.Ф. Лосев. М., 1989.

2. Нерсесянц В.С. Античная философия / В.С. Нерсесянц. М., 1976.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. М., 2001.

             ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Особенности средневековой философии. Вера и разум. Проблема человека.

2. Этапы развития среднеевропейской философии: патристика и схоластика. Реализм и номинализм.

3. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм; гуманизм, пантеизм, индивидуализм; антиклерикализм.

4. Формирование новой картины мира: философия политики Н.Макиавелли; социальный утопизм Т.Мора и Т. Кампанеллы; натурфилософия Г.Галилея, Дж. Бруно,
 Н.Коперника И.Кеплера.
Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, теоцентризм, религия, христианство, ислам, буддизм, иррационализм, креационизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропоцентризм, антиклирикализм, утопия, абсолют.
Христианство, распространившееся в Римской империи в первые века новой эры, несло с собой новую систему ценностей. Христианство начинается с отрицания античной культуры, которую оно называет "языческой", оно радикально меняет картину мира, разрушая "космос" античной философии с его законченностью и целостностью, самодостаточностью и сложной структурой. Статичный "совершенный космос" античности сменяется напряженной динамикой движения к совершенству, к Богу. Не познание и созерцание составляют смысл человеческого существования, приближая человека к Богу, а преодоление греховности, очищение, через изменение мотивов и целей жизни. В данной теме Вы познакомитесь философией, возникшей в новых условиях, называемой религиозной философией. Вам предстоит узнать, как билась философская мысль в тесных рамках Священного писания. Определитесь с возникновением патристики и схоластики.

На смену средневековью пришла эпоха Возрождения. Ей отведено в истории чуть более ста лет, но сколько много идей, новых мыслей, новых имен она привнесла. Вы познакомитесь с такими понятиями как гуманизм, реформация, утопизм и мн. др. Вы узнаете, что философия в эпоху Возрождения даст новое понимание личности. Личность, отмеченная индивидуализмом, светскостью, силой воли, многообразием интересов вскоре начала утверждаться во всей Европе. Знакомясь с этой темой, Вы также узнаете выдающихся натурфилософов, концепции которых ознаменовали возникновение новой картины мира, приведших к первой научной революции. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности (не возвращается, а обращается).

Темы докладов

1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

3. Влась и насилие в политической концепции Н. Макиавелли.

4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения?
2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли Вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ).
3. В каком смысле следует понимать выражение: " В средневековой философии произошло открытие человеческой личности"?
4. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы и человека?
5. Почему только в эпоху Возрождения гуманизм стал широким общественным движением?
6. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени?
7. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?
8. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?
9. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно.
10. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

1) практический и теоретический индивидуализм;

2) движение цивилизации против дикости (средневековья);

3) время безбожия и язычества;

4) культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

5) светский дух религии с тенденцией к язычеству;

6) движение культуры против бескультурья и варварства;

7) освобождение от власти авторитетов;

8) особенное внимание к истории;

9) чрезвычайный вкус к искусствам;

10) обновление духовной жизни.
11. Укажите наиболее характерные черты философии Средневековья:

а) схоластика

б) догматизм

в) софистика

г) диалектика

д) креационизм

е) скептицизм

ж) примат веры над разумом

з) созерцательность

и) примат знания над верой

к) строгая логика
12. Истоки средневековой философии находятся в:

1) атомистической философии античности;

2) философии Возрождения;

3) философии Сократа;

4) философии Платона, стоиков и эпикурейцев.
13. Онтологическим принципом средневековой философии является:

1) рационализм;

2) креационизм;

3) откровение;

4) формализм.
14. "Ангельским доктором" называли впоследствии средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Аристотеля;

4) Марка Аврелия.
15. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1) историзм;

2) рационализм;

3) откровение;

4) креационизм
15. "Отцом схоластики" называют средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Пьера Абеляра;

4) Боэция.
16. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

1) идея общего (понятие) предшествует вещи;

2) реальны лишь единичные вещи, а " имена после вещей";

3) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

4) идея идентична вещи.
17. Что такое "патристика"?

а) учение отцов церкви периода Х - ХIV в. н.э.;

б) учение отцов церкви периода перехода от античной к средневековой философии (I-VII в. н.э.).
18. Почему в средневековую эпоху философия была "служанкой богословия"?

а) потому, что авторитет церкви, Священного  Писания был неизмеримо выше любой философской идеи;

б) одни устали от философии, другим, в отличие от простых христианских истин, она была непонятна.
19. Апологеты во II в. н.э.:

а) впервые раскрыли стремление души к  первоединству;

б) рассматривали противоположность духа и материи;

в) защищали, оправдывали христианское вероучение.
20. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) "Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего";

б) "Верую, потому что нелепо";

в) "Божественное и дьявольское постоянно борются между собой";

г) "Ищите и обрящете".
21. По Филону Александрийскому Бог творит мир и управляет им через своего посредника - Логоса. Логос – это

а) сотворенный Богом Дух;

б) иудейский Бог Яхве.
22. Теоцентризм - это учение о том, что определяющей
    реальностью является:

а) Бог;

б) природа;

в) материя;

г) сознание.
23. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из:

а) пылегазовой туманности;

б) вакуума;

в) из ничего.
24. Провиденциализм - это:

а) учение о реальном существовании сверхъестественного;

б) понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

в) совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога.
25. В христианском мировоззрении главной целью жизни человека является:

а) спасение души;

б) достижение личного счастья;

в) беззаветное служение Родине.
26. Его называли "первым отцом схоластики" и "Карлом Великим схоластической философии":

а) Ансельм Кентерберийский;

б) Иоанн Росцелин;

в) Иоанн Скотт Эриугена;

г) Пьер Абеляр.
27. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
28. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) наукой и теологией;

в) теологией и философией;

г) философией и наукой.
29. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

а) Платона об идеях;

б) Аристотеля о сущности вещей;

в) Плотина об эманациях;

г) Порфирия о характере родов и видов.
30. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно- философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.
31. Какие изменения в экономике и культуре повлияли на становление натурфилософии Возрождения?

а) появление мануфактур, зачатков рыночного хозяйства;

б) выдающиеся технические открытия и нововведения;

в) изобретение книгопечатания;

г) возникновение многочисленного слоя буржуазной интеллигенции;

д) некоторые организационные изменения в церковных структурах.
32. Для нового, гуманистического мировоззрения характерны:

а) коллективизм;

б) антропоцентризм;

в) иррационализм;

г) культ творческой деятельности.
33. Особенностями философской мысли эпохи Возрождения являются:

а) схоластика;

б) патристика;

в) антисхоластический характер;

г) натурфилософия;

д) пантеизм.
34. Назовите наиболее известных представителей пантеизма эпохи Возрождения:

а) И.Кеплер;

б) Дж. Бруно;

в) Н. Кузанский;

г) Парацельс.
35. По мнению Н. Кузанского:

а) природа конечна в пространстве;

б) природа бесконечна в пространстве;

в) Земля есть центр Вселенной;

г) Земля не есть центр Вселенной;

д) сфера звезд есть окружность, замыкающая мир.
36. Мировоззрение Дж. Бруно в целом:

а) идеалистическое;

б) материалистическое.
37. Философия Дж. Бруно - это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.
38. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.
39. Термин "реформация" имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.
40. По мнению М. Лютера, вся жизнь верующего человека должна быть:

а) посвящена искуплению прегрешений путем совершения "святых дел";

б) покаянием, состоящем в добросовестном исполнении человеком своего земного  призвания.
41. Какова причина общественных катаклизмов и бед, по мнению философов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы?

а) недостаток знаний;

б) частная собственность;

в) человеческое несовершенство.
42. По мнению многих средневековых мыслителей, разделение "областей" познания между философией и теологией должно быть таково:

а) Предмет философии - истины откровения, предмет теологии - истины разума;

б) философия изучает творящие бытие, а теология - сотворенное;

в) философия исследует бытие Бога, а теология - природу;

г) истины разума - предмет философии, истины откровения - предмет теологии.
43. Взаимоотношения тела, духа и души в понимании средневековых философов:

а) дух подчиняется душе, душа - телу;

б) душа подчиняется телу, а тело - духу;

в) тело подчиняется душе, душа - телу;

г) тело подчиняется духу, а он - душе.
44. Для средневековой христианской философии были характерны:

а) дуализм, рационализм и космоцентризм;

б) антропоцентризм, материализм и механицизм;

в) теоцентризм, эмпиризм и метафизика.
45. Развернувшаяся в средневековой философии дискуссия между реалистами и номиналистами - это спор о …

а) природе общих понятий;

б) первоосновах бытия;

в) бессмертии души;

г) смысле жизни.
46. Гуманизм эпохи Возрождения выражается в следующем положении:

а) человек ничего не может изменить в этом мире, поэтому ему следует изменить свое отношение к миру;

б) вся жизнь человека предопределена Божественным Провидением и не следует ему противиться;

в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свободой выбора, чтобы самому творить свою судьбу и оценивается по степени реализации творческих способностей;

г) человек - не то, чем следует гордиться, а то, что необходимо превзойти, став Сверхчеловеком.
47. "Если плоть произошла ради духа, это чудо. Если дух ради тела, то это чудо из чудес, но я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности". И.Христос. Прокомментируйте слова И. Христа - философа.
48. В античности и в средние века методы метафизического познания следующие:

а) ограничивались рассуждениями в пространстве чистой мысли, не включали в себя чувственный опыт и предметно-практические действия и проверки;

б) делали акцент на естественнонаучных изысканиях;

в) предпочитали практические действия;

г) стремились совместить науку и практику.
49. Одной из основных задач при решении проблемы бытия, начиная с античности, было:

а) выяснение соотношения бытия как реальности, находящейся "за" миром чувственным с вещами этого мира, при котором критерием расположения вещей на иерархической лестнице служила степень их свободы от материи;

б) открытие законов мира;

в) выяснение места человека в мире;

г) познание Высшего Разума.
50. Номинализм как философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий) возник

а) в V в. н.э.

б) в V в. до н.э.

в) в XV в.

г) в XX в.
Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.
Дополнительный

1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. М., 1980.

 2. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С.Н. Григорян. М., 1966.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. М., 1991.

4. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. СПб., 1996.



<< предыдущая страница   следующая страница >>