microbik.ru
  1 ... 3 4 5 6 7 8 9

Темы докладов

1. Исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси.

2. Влияние христианизации на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси.

3. Представления о человеке и его добродетелях в русской литературе.

4. Социальна и политическая философия декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения.

5. Идея культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл.

6. Новейшие гуманистические исследования в России.
Контрольные вопросы и контрольные задания
1. Проанализируйте исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси.
2. Как повлияла христианизация на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси.
3. В чем Вы видите значение петровских преобразований для утверждения принципов Просвещения в России.
4. Дайте определение гуманистическому потенциалу творчества Н.А. Радищева.
5. Охарактеризуйте идею единства науки, этики, искусства и ремесел в трудах М.В. Ломоносова; особенности гуманизма Ломоносова.
6. Определите социальную и политическую философию декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения.
7. Укажите проблемы религиозного гуманизма в философии В. Соловьева.
8. В чем сущность идеи культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл?
9. Каковы исторические корни термина "гуманизм"?
10. Назовите основных представителей античного гуманизма?
11. Почему Сократа можно назвать одним из величайших гуманистов древности?
12. Каковы исторические особенности гуманизма эпохи европейского Возрождения?
13. Назовите имена выдающихся французских просветителей и дайте характеристику их взглядам.
14. Кем представлена гуманистическая мысль радикально-демократической традиции в России XIX века?
15. Назовите черты реального гуманизма, присущие сознанию и поведению советского человека.
16. В чем суть проблем, трудностей и перспектив гуманизма в современной России?
17. Прокомментируйте слова древнеегипетского жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..."
18. Что имел ввиду Конфуций, произнося: "Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль - большое".
19. "Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок". Эпикур. Какой смысл жизни проповедовал Эпикур?
20. Вольтер страстно защищал право на самоопределение человека и свободу мышления: "Я могу быть несогласным с Вашим мнением, но я отдам жизнь за Ваше право высказывать его". Можно определить его афоризм как самый актуальный на сегодняшний день и почему?
21."Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации", - отмечает Гете. Прокомментируйте слова великого гуманиста.
22. Познание сути человека, по Достоевскому, есть дело чрезвычайной сложности и важности: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время зря; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Согласны ли Вы с позицией Достоевского? Если да, то почему?
23. Почему культурное движение XVIII в. можно охарактеризовать одним словом "Просвещение":

а) иметь мужество пользоваться собственным разумом

б) оставаться несовершеннолетним

в) все решать путем революции
24. Главными врагами умственной свободы и духовного развития общества были:

а) буржуазия

б) католическое духовенство

в) третье сословие
25. Просвещение XVIII в. было синтезом культурных начал:

а) античной и христианской

б) гуманизма и Реформации

в) средневековья и Возрождения
26. Кто из философов ответил на вопрос " Что такое Просвещение?"

а) Джон Локк

б) Дени Дидро

в) Иммануил Кант
27. Своеобразие английского Просвещения заключается в том, что:

а) оно возникло до буржуазной революции

б) после буржуазной революции

в) во время буржуазной революции
28. Назовите страну, в которой в эпоху Просвещения зародился лозунг "Свобода, равенство, братство":

а) Германия

б) Англия

в) Франция

г) Италия.
29. Кто из великих немецких композиторов написал оперу "Свадьба Фигаро" по комедии французского писателя Бомарше "Женитьба Фигаро".

а) Христофер Глюк

б) Георг-Фридрих Гендель

в) Вольфганг Амадей Моцарт
Библиографический список

Основной

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. М.: Наука, 1989. 270 с.

2. Гавризян Г.М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга / Г.М. Гавризян // Историко-филос. ежегодник. М., 1988. С. 202-227.

3. Гайденко П.П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени / П.П. Гайденко // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1988. 3. С. 57-69.

4. Манекин Р.В. Философия эпохи Возрождения / Р.В. Манекин, Д.А. Гусев, П.В. Рябов // История философии: учеб. пособие для студентов российских вузов. М.: Эксмо, 2004.

5. Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека: (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) / В. Кувакин. - СПб.; М., 1998. - 360 с.

6. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма / П. Куртц // Здравый смысл: журн. скептиков, оптимистов и гуманистов. Спец. вып. - М., 2000. - 160 с.

7. Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия: тез. междунар. науч. конф., СПб., 14-18 июня 2000 г. - М., 2000. - 159 с. - (Здравый смысл: Журн. скептиков, оптимистов и гуманистов; Спец. вып.).


Дополнительный

1. Анохин А.М., Сюсюкин М.Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII XVIII вв. / А.М. Анохин, М.Ю. Сюсюкин //Философия и медицина. М., 1989. С. 29-45.

2. Библер В.С. Кант Галилей Кант / В.С. Библер // Разум нового времени в парадоксах самообоснования. М.: Мысль, 1991.- 317 с.

3. Богат С.М. Мир Леонардо. Философский очерк / С.М. Богат. М.: Дет. лит., 1989. Кн. 1-2.

4. Богуславский В.М. Эразм и скептицизм XVI в. / В.М. Богуславский // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 218-226.

5. Горфункель А.X. Эразм и итальянская ересь XVI в. / А.Х. Горфункель // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. С. 197-205.

6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды / Н.И. Девятайкина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. - 205 с.

7. Доброхов А.Л. Данте Алигьери / А.Л. Доброхов. М.: Мысль, 1990. 208 с.

8. Котловин А.В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса / А.В. Котловин // Философия истории: диалог культур. - М., 1989. - С. 73-75.

9. Кудрявцев О.Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм / О.Ф. Кудрявцев // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С.67-77.

10. Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и "Утопия" / О.Ф. Кудрявцев. М.: Наука, 1991. 228 с.

11. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 192 с.

12. Балашов Л.Е. Гуманистический манифест / Л.Е. Балашов. - М., 2000. - 15 с.

13. Поругание разума: Экспансия шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру XXI века: Тез. к междунар. симп. "Наука, антинаука и паранормальные верования", Москва, 3-7 окт. 2001 г. - М., 2001. - 120 с. - (Биб-ка журн. "Здравый смысл").

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем пособии были предложены для рассмотрения фундаментальные философские проблемы, к которым на протяжении всей разумной истории человечества люди возвращаются вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Это также и проблемы мироздания, его бесконечности во времени и пространстве. По своей природе указанные проблемы относятся к числу "вечных", т.е. таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Предлагая настоящее учебное пособие по истории философской мысли, мы стремились дать объемную картину разнообразных взглядов и представлений, предоставив студенту выбрать те, которые он найдет наиболее отвечающими его интересам и уровню знаний, а также жизненному опыту и интуиции. Мы видели задачу в том, чтобы побудить студентов проникнуть в сокровищницу философской мысли и на этой основе сформировать свое сознательное мировоззрение. В учебном пособии студенты найдут подборку контрольных вопросов, отвечая на которые придется осмыслить суть проблемы, в том числе и в историческом контексте, а также, может быть, впервые, задуматься над смыслом всего Сущего. Тесты, подобранные к каждой теме, помогут еще глубже разобраться в вопросах веками мучающих, как великих мыслителей прошлого, так и современных философов. Составители данного учебного пособия надеются на то, что студенты еще не раз обратяться к философской мысли, которая хоть и не дает окончательных ответов, позволяет ставить вопросы, помогающие понять жизнь и мир вокруг себя.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия.

2. Человек в философии Древнего Востока.

3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае.

5. Космоцентризм античной философии.

6. Основные этапы развития античной философии.

7. Поиск первоосновы мира в досократической философии.

8. Атомистическое учение Демокрита.

9. Суть принципа софистов: "человек есть мера всех вещей".

10. Философия Сократа.

11. Идеализм Платона.

12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

14. Теоцентризм средневековой философии.

15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.

16. Патристика: суть учения и основные представители.

17. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

18. Антропоцентризм в философии Возрождения.

19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.

20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.

21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию.

22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.

23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени.

24. Философские идеалы эпохи Просвещения.

25. Теория познания Канта.

26. Соотношение системы и метода Гегеля.

27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.

28. Антропологический принцип в философии Фейербаха.

29. Концепция общественного развития Маркса.

30. Философский позитивизм.

31. Философия прагматизма.

32. Герменевтика как философское направление.

33. Сциентизм и антисциентизм.

34. Человек в "философии жизни".

35. Философские учения психоанализа.

36. Проблема свободы личности в экзистенциализме.

37. Религиозная философии ХХ века.

38. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

39. Философские воззрения Ломоносова.

40. Дискуссия западников и славянофилов.

41. Философские взгляды Достоевского.

42. Философские взгляды Л.Толстого.

43. Философия всеединства В.С.Соловьева.

44. Русский космизм и его представители.


СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ
Агностицизм - философское учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира и его законов.

Адиафора - (греч. adiaphora — безразличное, малозначительное) — термин для фиксации индифферентного. Согласно учению киников и стоиков, адиафора — расположенное между Добром и Злом, добродетелью и пороком, не имеющее значения с позиции морали.

Аксиология - философское учение о ценностях.

Антиномия - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Анти-этно-фалло-фоно-логоцентризм – это метафорическое выражение Ж. Деррида, в котором фиксируется отрицание системно-иерархических ти­пов реальности и, прежде всего, человеческой реальности.

Антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Антропоцентризм представление, согласно которому человек является центром вселенной и конечной целью мироздания.

Ану - атомы, то дискретное, что сохраняется в любых изменениях субстанций (земли, воды, огня и т.д.).

Апатия - (греч. араtheia - бесстрастие) - состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким-либо действиям. В этических учениях стоиков под апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

Апейрон (греч. Беспредельное) - первоматерия, вечное и бес­предельное начало мира.

Апологетика (греч. apologeomai - защищаю) - в традиционно-историческом значении - собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии.

Апория - невозможность, затруднение, недостаток; кажущееся непреодолимым логическое затруднение, противоречие при разрешении проблемы. В др. греч. философии особой известностью пользовались апории Зенона.

Априори (лат. a priori, букв. - из предшествующего) - философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин - из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) - это познание А. и познание причины из ее действия - апостериорное познание.

Априорные средства познания (априори происходит от лат. из предшествующего) в философии Канта и его последователей доопытные формы познания; знание о фактах полученное до изучения их на опыте, знание изначально присущее познанию.

Апостериорные суждения (от лат. - из последующего) - в гносеологии Канта понятием апостериори обозначено знание, получаемое из опыта.

Атараксия - (греч. невозмутимость) - состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог.

Атом (греч. неделимый) - у Левкиппа и Демокрита - мельчайшие, конечные, неделимые и вечные тельца, недоступные восприятию, отличающиеся друг от друга формой, размером и существующие в бесконечном меньшинстве; их соединения и разъединения через пустоту лежат в основе возникновения и уничтожения отдельных проявлений материального мира.

Атман - человек как индивидуальное и как универсальное, космическое психическое бытие. В последнем значении атман - начало, основа и завершение всего сущего.


<< предыдущая страница   следующая страница >>