microbik.ru
1

В.Д. Шадриков

НИУ ВШЭ

Развитие способностей учащихся – путь к повышению интеллектуального потенциала нации1

Можно сказать, что проблема развития является вечной проблемой психологии. В отечественной психологии следует отметить такие имена как: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, В.В. Рубцов и многие другие.

Достаточно полный обзор проблем психологии развития в зарубежной психологии можно найти в учебнике Грейса Крайга: «Психология развития».

В настоящей статье я остановлюсь на одном аспекте развития – развитие способностей человека. В данной позиции мы опирались на положение С.Л. Рубинштейна о том, что проблема развития способностей является центральным моментом всей проблемы развития человека.

Новые подходы к пониманию способностей

В теоретическом исследовании "История развития высших психических функций" Лев Семенович Выготский сформулировал положения о том, что развитие высших психических функций идет через овладение субъектом собственными процессами поведения".

И здесь мы вправе поставить вопрос, что же означает "овладеть психическими функциями?" Именно недостаточная теоретическая разработка данного вопроса приводит к задержкам и в практических работах. Но какое значение это имеет для проблемы способностей человека?

Дело в том, что понятия "способности" и "психические функции" исследовались и исследуются раздельно, как две совершенно независимые линии. На самом же деле, это два тесно связанных аспекта развития способностей. Развитие способностей идет на базе функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и одновременно как процесс развития культурно-обусловленных oпeрационных механизмов, овладевая которыми человек и овладевает своими способностями. В этом случае развитие способностей выступает как процесс биологического и культурного развития в их единстве.

Анализ работ по психологии способностей показывает наличие отрыва способностей от психических функций и перенос центра тяжести на их детерминацию со стороны деятельности. Стремление раскрыть культурную детерминацию способностей в противоположность их понимания как внутренних скрытых свойств, качеств, сущностей приводит к разрыву природной и культурной составляющих способностей.

Психологический анализ показывает, что любую деятельность, осуществляемую в практической или идеальной форме, можно разложить на отдельные психические функции. В любой деятельности необходимо что-то воспринять, запомнить, представить, осмыслить, принять решение и т.д. Психические функции представляют собой наиболее общие родовые формы деятельности. Психофизиологические исследования убедительно показали, что отдельные психические функции реализуются сложными нейрофизиологическими функциональными системами. Эти функциональные системы в структуре целостного мозга формировались для реализации определенных психических функций. Можно сказать, что функциональные системы обладают свойством, благодаря которому возможно реализовать определенную психическую функцию. Это свойство функциональных систем и является общей природной способностью, отнесенной к конкретной психической функции.

Определив способности с позиции общего, мы можем рассмотреть их с позиции единичного и особенного. С позиции единичного, отдельного, индивидуального способности будут определяться тем, как общее свойство (конкретная способность воспринимать, запоминать и т. д.) выражено у конкретного индивида. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства у конкретного индивида. Вполне естественно, что мера выраженности этого общего свойства у отдельных индивидов может быть различной. На этом этапе появляется проблема индивидуальных различий в способностях, как различной меры выраженности общей способности.

И тогда мы можем дополнить данное выше определение и сказать, что способности - есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Изложенный выше подход раскрывает природу способностей, позволяет дать определение способностей индивида. Эти способности обеспечивали выживание индивида в природных условиях.

Дав определение способностей через свойства функциональных систем, мы ввели понятие «способности» в систему основных категорий психологии.

Говоря о развитии природных способностей (способностей индивида) мы ограничены в управлении этим развитием. Развитие способностей в этом случае направлено на тренинг функциональных систем, реализующих природные способности. В наиболее яркой форме это представлено при развитии психомоторных способностей (например, в спорте).

Для того чтобы говорить о подлинном управлении процессом развития умственных способностей, мы должны выделить те компоненты способностей, которыми ученик может осознанно овладевать.

Такая возможность появляется, когда мы переходим от природных способностей к способностям субъекта деятельности. Не вдаваясь подробно в теорию данного вопроса,2 отметим, что в своем развитии природные способности могут достраиваться системой интеллектуальных операций. Этот процесс интеллектуализации способностей заключается в вовлечении интеллектуальных операций в реализацию основных психических функций: восприятие, память, воображение, представление, мышление.

Одновременно следует отметить, что там, где разворачивается интеллектуальная деятельность, обязательно начинают присутствовать процессы принятия решения (какие интеллектуальные операции и как использовать), программирования (как, в какой последовательности использовать выбранные операции), формирования различных критериев: какие операции предпочтительны (критерии предпочтительности), критерии достижения цели, критерии необходимости и достаточности выбранных операций, критерии эффективности полученных результатов.

Развитие способностей в направлении освоения интеллектуальных операций, формирования умственных навыков, включающих в себя операции программирования, принятия решений, использования различных критериев, будет характеризовать интеллектуализацию способностей. В табл. 1 дан перечень интеллектуальных операций, осваиваемых в процессе развития способностей.

Таблица 1

Перечень интеллектуальных операций

Восприятие и память,

мышление

Предметно-практическое мышление

Мышление

в понятиях

Метаинтеллектуальные процессы

Установление ассо-циаций

Структурирование перцептивных дей-ствий

Упорядоченное ска-нирование

Мнемические дей-ствия:

— группировка

— классификация

— систематизация

— аналогии

— перекодирование

— построение мне-мических схем (опорных пунктов и связей между

Предметное манипу-лирование

Различение

Сопоставление

Сравнение

Анализ

Синтез

Обобщение

Выяснение функци-онального значения

Анализ

Абстрагирование

Синтез

Различение

Интеллектуализа-ция понятий

Сопоставление

Сравнение

Раскрытие

отношений

Обобщение

Классификация

Систематизация

Определение

Рассуждение

Суждения

Умозаключение

Обоснование

Формирование гипо-тезы

Целеполагание

Принятие решения

Планирование

Программирование

Контроль

Саморефлексия

Понимание

Выяснение значе-ний и смыслов

Интерпретация

Аргументирование

Доказательство

Моделирование

Опосредование

Способности

ними,мнемотех-нические приемы, достраивание запоминаемого материала, сериа-ция)

— повторение




Категоризация

Кодирование

Идентификация





В способностях субъекта деятельности человек выходит за рамки природных способностей.

Развитие способностей на уровне субъекта деятельности можно представить как процесс овладения субъектом интеллектуальными операциями в их применении к решению практических проблем. В этой точке мы подошли к задаче, которая была сформулирована еще Л.С. Выготским, но не могла быть реализована до тех пор, пока мы не подошли к социокультурному пониманию способностей, в котором способности субъекта деятельности рассматриваются в единстве природной и социально обусловленной составляющих. Только в процессах интеллектуализации способностей появляется возможность управления (овладения) своими способностями.

Третьей линией развития способностей является постановка их под контроль нравственных качеств субъекта, под контроль совести.

Решающим моментом в развитии способностей на данном уровне является их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных сознаний.

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что содержательно определить способности можно только рассматривая их в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.

Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика)

Опираясь на изложенное выше понимание способностей, в 2007-2008 и в 2008-2009 учебных годах на базе средней общеобразовательной школы № 507 было проведено эмпирическое исследование возможностей развития способностей через овладение интеллектуальными операциями. В исследовании принимали участие научные сотрудники Института содержания образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Н.А. Зиновьева, М.Д. Кузнецова, Н.В. Шрейдер) и школьные учителя (В.Д. Бойкова, О.Е. Коробкова, Е.В. Степанова).

В исследовании приняли участие учащиеся шести классов (трех экспериментальных и трех контрольных классов).

На подготовительной стадии учителя-экспериментаторы знакомились с основными положениями теории способностей3. Особенно глубоко прорабатывалось положение о том, что развитие способностей достигается путем овладения интеллектуальными операциями.

На основной стадии исследования на первом этапе – учителя обучали учащихся содержанию и составу основных интеллектуальных операций. Критериями освоения интеллектуальных операций выступало безошибочное определение каждой интеллектуальной операции учащимися.

На втором этапе интеллектуальные операции вводились в процесс изучения содержания образования по конкретному предмету. Здесь учитель показывал, какие интеллектуальные операции реально представлены при освоении учебного материала, акцентируя внимание учащихся на используемые интеллектуальные операции (развитие рефлексии по отношению к используемым операциям).

На третьем этапе исследования учителя переходили к главной цели – использованию интеллектуальных операций в учебной деятельности, как метода развития познавательных способностей и повышения качества обучения по предмету.

В качестве примера приведем поурочные разработки учителя-экспериментатора О.Е. Коробковой, преподававшей историю в 5-х классах: экспериментальный класс 5 «Б» (21 человек), контрольный класс 5 «А» (22 человека). Период эксперимента – декабрь 2008 – май 2009 г.

Календарно-тематическое планирование фрагмента курса истории для 5-го класса «История Древнего мира» с указанием занятий, включенных в третий этап эксперимента, приводится в табл. 2.

Таблица 2.

Календарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира»

Тема

Эксперимент

На каком материале

Раздел III. Цивилизация Древней Греции

Тема 6. Зарождение древнегреческой цивилизации. Архаический период

Природа и население Древней Греции. Критское царство

Микенское царство

Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник

Поэма Гомера «Одиссея»

Занятие 15.

Различение, анализ, сравнение, установление связей

Иллюстрации в презентации, работа с учебником, атласом и тетрадью

Древнегреческие города-государства

Занятие 16.

Различение, анализ, синтез, аргументирование, выявление смыслов

Работа с тетрадью, схемами, учебником

Древняя Спарта

Древние Афины

Зарождение демократии в Афинах

Греческая колонизация

Занятие 17-19.

Анализ, сравнение, аналогия




Самостоятельная работа. Повторительно-обобщающий урок «Полисы Древней Греции»

Тест № 4.




Тема 7. Классический период истории Древней Греции. Древнегреческая культура.

Греко-персидские войны

Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса

Возвышение Афин и расцвет демократии

Афинские школы. Научные знания у древних греков

Занятие 20.

Сравнение, анализ, обобщение, интерпретация


Работа с контурной картой, анкетой

Общегреческие праздники. Олимпийские игры

Занятие 21 – 23.

Различение, анализ, сравнение, установление связей, мышление по аналогии
Тест № 5.

Учебник, тетрадь, таблица

Религия Древней Греции. Искусство Древней Греции

Возникновение древнегреческого театра

Иллюстрации в презентации

Учебник, тетрадь, таблица. Тест

Тема 8. Эллинистический период древнегреческой цивилизации

Возвышение Македонии. Подчинение Эллады

Создание и распад державы Александра Македонского

Эллинистическая культура

Занятие 24.

Сравнение, анализ, обобщение, интерпретация



Работа с контурной картой, атласом, учебником.

Повторительно-обобщающий урок, «Древняя Греция»

Занятие 25.

Аргументация, обобщение, установление связей, аналогия

Тест № 6.

Презентация

Результаты теста на качество интерпретации основных интеллектуальных операций

Выполнение теста показало, что участники экспериментального класса достоверно лучше справились с предлагаемыми заданиями и дали более детальные и точные, обобщенные и основанные на ключевых признаках определения. Графически эти данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Качество интерпретации учащимися экспериментальной и контрольной группы (5е классы) основных интеллектуальных операций

(0 – не знают значение данного термина; 3 – дают точное, содержательное определение)
Различия между экспериментальной и контрольной группами в плане эффективности выполнения тестового задания, являются статистически значимыми с вероятностью 0,95 (р < 0,05). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что учащиеся, проходившие занятия по специальной развивающей программе, лучше владеют операциями анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, интерпретации и выявления значений и смыслов, аргументирования и доказательства.

Тестирование качества учебной деятельности

Для оценки влияния сформированности интеллектуальных операций на качество учебной деятельности была проведена итоговая проверочная работа в экспериментальном и контрольном классах. Результаты представлены в табл. 3.


Таблица 3.

Сравнение отметок за итоговую проверочную работу


5 «А» - контрольный класс

«5»

«4»

«3»

«2»

0%

39%

47%

14%

Процент качества - 39%

Процент успеваемости – 86 %

5 «Б» - экспериментальный класс

«5»

«4»

«3»

«2»

27%

55%

18%

0%

Процент качества - 82%

Процент успеваемости – 100 %


Результаты теста показывают, что обучение интеллектуальным операциям существенно повышают качество учебной деятельности.

Психологическое тестирование

Результаты педагогического эксперимента были сопоставлены с показателями тестирования в экспериментальном и контрольном классах по культурно-независимому тесту Кеттелла.

Сопоставление успешности выполнения теста Кэттелла в экспериментальной и контрольной группах представлена в табл. 4.

Таблица 4.

Средние баллы по IQ культурно-независимому тесту Кеттелла, полученные в экспериментальной и контрольной группе учащихся (5-е классы)





Экспериментальная группа

Контрольная группа

Задание 1

10,11

8,38

Задание 2

9,67

9,56

Задание 3

9,17

8,69

Задание 4

5,56

4,50

Общая сумма баллов

34,50

31,06

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что участники экспериментальной группы достоверно лучше справились с предлагаемыми заданиями, чем участники контрольной группы. Расчет по критерию U Манна-Уитни показал значимость различий с вероятностью 0,99 (р < 0,01).

В табл. 5 и на рис. 2 представлена динамика результативности выполнения теста Кэттелла в трех срезах.

Таблица 5.

Динамика результативности выполнения заданий IQ культурно-независимого теста Кеттелла в экспериментальной и контрольной группе учащихся (5-е классы)

Данные

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Первичные

29,32

29,62

Промежуточные

32,89

29,71

Итоговые

34,50

31,06


Рис. 2. Динамика результативности выполнения заданий IQ теста Кеттелла в экспериментальной и контрольной группе учащихся (5е классы)
Промежуточные и итоговые результаты в экспериментальной группе различаются с вероятностью 0,99 (р < 0,01).

Таким образом, можно констатировать, что в результате целенаправленного развития познавательных способностей достигается существенное развитие интеллекта учащихся, выражающееся в повышении качества учебной деятельности.

В экспериментальной группе показатели выполнения теста выросли на 5,18 балла, в контрольной только на 1,44 балла. Уровень интеллекта в экспериментальной группе вырос на 17,7 %, а в контрольной группе только на 4,9 %. Разница составила 12,8 %.

На наш взгляд, это очень высокий показатель, свидетельствующий о том, что интеллектуальные операции и их освоение существенно влияют на развитие интеллекта. Рост показателя успешности выполнения теста в контрольной группе вполне объясним тем, что интеллект детей развивается в процессе классического обучения, но этот показатель значительно ниже, чем в экспериментальной группе (4,9 % 17,7%).

Отдельные наблюдения показывают, что имеется перенос интеллектуальных навыков с одного предмета на другой. Но этот аспект нуждается в дополнительном исследовании.

В заключении можно сделать общий вывод: использование разработанной методики развития познавательных способностей при ее широком использовании в учебных заведениях может способствовать повышению интеллектуального потенциала нации.
Литература

Шадриков В.Д. Ментальное развитие человек. М.: Аспект Пресс, 2007.

1 Исследование выполнено в рамках проекта «Изучение роли рефлексии в процессе развития способностей» программы фундаментальных исследований 2012года Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

2 Подробно данный вопрос рассмотрен в монографии: Шадриков В.Д. Ментальное развитие человек. М.: Аспект Пресс, 2007.

3 Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект – Пресс, 2007.