microbik.ru
1 2 3




НФО «Мир через Культуру»

Для группы третьего года обучения, № 045.
СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ
«Через все попытки разногласий,

отрицаний, разложений, даже в

самом ужасном тумане ядовитых

газов все-таки светятся огни

башни Дозора»

(Н.К.Рерих. «Священный Дозор»,

Харбин, 1934).
Родилась Елена Ивановна Рерих 12 февраля 1879 г. в Петербурге в семье академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. Дворянский род по линии его жены Екатерины Васильевны, матери Елены, очень знатен. Полководец фельдмаршал М.И.Кутузов - двоюродный дед Е.И.Рерих (личность он очень известная и одновременно малоизученная, ибо кроме общеизвестной биографии есть у Кутузова - «Зеленеющего Лавра» - и биография сокровенная, так же, к слову, как и у Суворова).

Елена закончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью, музыкальную школу, где особо отметили её музыкальные способности, в результате чего путь в консерваторию был открыт. Но жизнь распорядилась не так. В 1901г. Е.И.Шапошникова стала Еленой Рерих; затем становится матерью двух сыновей; затем - путешествия с исследовательской целью по России, затем Европа, Америка, Индия. После Транс-Гималайской экспедиции, которая продолжалась почти 5 лет и была сопряжена с испытаниями на пределе физических и духовных сил, Е.И.Рерих - президент-основатель медународного Гималайского института научных исследований «Урусвати», построенного Рерихами на севере Индии, у подножия Гималаев, в долине Кулу, где с 1928 года поселилась семья. С 1920 года до последних дней без перерыва - работа над серией ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Е.И.Рерих была вдохновителем (а затем и духовным наставником) создания во многих городах обеих Америк, в Европе, Азии культурно-философских обществ, ставивших целью расширение сознания людей на основе Сокровенного Учения Махатм. Земной путь Е.И.Рерих завершен 5 октября 1955 г., тело предано огню в Индии, в Калимпонге.

Прекрасно владея четырьмя иностранными языками, Е.И.Рерих перевела с английского на русский 2 тома «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской (издана впервые на русском в Риге, 1940) и основную (по содержанию) часть «Писем Махатм» к А.Синнетту». Они были опубликованы под псевдонимом Искандер Ханум и под названием «Чаша Востока» (Нью-Йорк, 1925). Под псевдонимом Ж.Сент-Илер в 1929 г. (Париж) опубликован эзотерический сборник «Криптограммы Востока». Под псевдонимом Наталия Рокотова в 1926 г. вышли (в Урге) «Основы Буддизма», в 1934 г. - «Знамя преподобного Сергия» (Н.Ярославская, Париж). Небольшая часть переписки с многочисленными корреспондентами почти со всех стран мира, разъясняющая многие положения Сокровенного Учения, была издана друзьями и сотрудниками под названием «Письма Елены Рерих» (2 тома, Рига, 1940).

С.Н.Рерих говорит, что философских работ у Е.И.Рерих около 200, опубликована лишь незначительная часть.

Как было упомянуто, все наследие Н.К. и Е.И.Рерих в 1989г. передал России Святослав Николаевич Рерих, а для доставки бесценного груза из Индии правительством СССР был выделен специальный самолет. Если сравнить, как изменилось отношение к имени Рерих после личной встречи С.Н.Рериха с М.С.Горбачевым (1987 г.), то я допускаю, что спустя век после московской встречи Рерихов с Чичериным и другими (по тибетскому 60-летнему исчислению) Россия, наконец, приняла Весть. И бурно развивающиеся события лишь подтверждают древние пророчества и делают нас свидетелями стремительной, как и было предсказано (а не медленной, как было раньше), смены Циклов, что и вызывает ускоренное созревание национального самосознания народов, ускоренное развязывание кармических узлов и эволюционного отбора. Сами видим: как нелегок, сложен для понимания и болезнен этот процесс, но - увы! Он неизбежен перед новым построением. Будем помнить о том, что говорила Матерь Агни Йоги: над Российскими народами и друзьями России - щит Света и космические пертурбации её не затронут в той мере, как иные страны.
В 90-х годах ХХ века вышел сборник «Огонь Неопаляющий». Он состоит из небольших статей и заметок Е.И. Рерих, публиковавшихся на страницах журнала "Оккультизм и Йога". Сам журнал начал издаваться в 1933 г. в Белграде (Югославия) и сразу же объединил под своей эгидой разбросанных по всему миру русских теософов, оккультистов, эзотериков, а также тех, кто представлял русскую духовную мысль в самом широком ее аспекте. С первых же номеров и на протяжении значительного времени Елена Ивановна вела раздел "Свободная трибуна". В 1938 году по ряду обстоятельств журнал прервал свою деятельность и возобновил её только в 1952 году, но уже в Асунсионе (Парагвай). Последняя заметка Елены Ивановны была напечатана в пятнадцатом номере журнала, в 1956 г., уже после ее смерти. Следующий же номер был посвящен её памяти, в котором Президент Нью-Йоркского общества Агни Йоги Зинаида Григорьевна Фосдик писала: "Всею мощью синтеза Красоты и Мудрости, присущего лишь Великим Посвящённым, Елена Ивановна устремляла всех к творчеству духа и мысли, без уклона в узкие рамки специальности, направляя от малого к великому... Вспомним Её слова:

"Бедное человечество, зашедшее в тупик со своим однобоким материалистическим мировоззрением, больше чем когда-либо нуждается в осознании Высшего Мира и ведущего Начала Гуру — Иерарха"1

1 Оккультизм и Йога, Асунсион, 1957, N9 16, стр. 10.
Эти слова как нельзя лучше характеризуют деятельность Елены Ивановны Рерих на страницах журнала.

Великий русский художник Николай Константинович Рерих и его жена Елена Ивановна прожили в Индии более 20-ти лет и были связаны с уникальной группой духовных Космических Учителей, которых в Индии называют Махатмами или Великими душами.

В сотрудничестве с Великими Учителями и под их водительством Рерихи создали и опубликовали уникальную философскую серию книг "Живой Этики" или "Агни Йоги", которая была посвящена важнейшим проблемам космической эволюции человечества. В этом Величайшем Учении СВЕТА мы находим синтез древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада.

"Живая Этика" обгоняет все научные достижения землян. По-иному, более широко трактует основные вопросы Материи и её взаимодействия с Энергией.

Великие Учителя рассматривают Космос как целостную и одушевлённую энергетическую систему, в которой именно Энергия (т.е. Дух) и является Первопричиной всего. Энергетические процессы подчиняются Великим законам Космоса, по которым развивается всё Мироздание, начиная от человека и кончая природными космическими явлениями. Человек, по мысли Учителей Света, будучи частью этой грандиозной духовно-энергетической Системы, находится в тесном взаимодействии с ней и проходит вместе с ней свой эволюционный путь.

Главной движущей силой этой эволюции является космический энерго-информационный обмен, в ходе которого происходит изменение энергетического потенциала разумной материи. Это изменение и заставляет Материю двигаться в своем развитии или вверх по спирали эволюции или низвергаться вниз, в инволюцию. Человек же, как часть этой разумной Материи, может быть объектом или субъектом Эволюции. Расстояние между этими двумя понятиями включает весь спектр того явления, которое мы называем культурно-духовным совершенствованием человека.

Объект эволюции, сущность с незначительным уровнем сознания, обречён на пассивное продвижение по спирали эволюции до определенного её уровня.

Субъект — это активная сущность, обладающая расширенным сознанием и возможностью в рамках Великих Законов Космоса влиять на эволюцию, нести за неё ответственность и помогать тем, кто не достиг соответствующего состояния в эволюционном продвижении. И Великие Учителя, и Николай Константинович, и Елена Ивановна Рерихи были как раз такими субъектами эволюции, или представителями одухотворённого Космоса, которые могли воздействовать на космическую эволюцию человечества.

То, что "Живая Этика" вышла в мир именно в 20-30-е годы XX века, имеет под собой немало оснований. Наш век, в силу ряда обстоятельств, оказался переломным в истории развития человеческого общества, которое в этот период подошло к новому эволюционному витку. Такое приближение влечёт за собой ряд изменений не только в энергетическом уровне человечества, но и в его философской и научной мысли, в его сознании, в его духовной структуре, а также в его этическо-поведенческом комплексе. Елена Ивановна Рерих занимала в бесконечной цепи Космических Иерархов одно из труднейших мест, которое было крайне приближено к плотным земным условиям.

Существует Великий закон Космоса об энергетическом принципе Учительства, как одной из движущих сил эволюции. История земного человечества знает целый ряд Великих Учителей, приносивших ему знания, этические нормы и повышавших уровень его сознания. В течение миллионов лет эволюции каждая разумная сущность рано или поздно приближается к такому Учителю. Великий Учитель всегда требует особого состояния или особой готовности самого ученика.

"Для серьезного ученика, — пишет Е.И. Рерих, — желающего стать учеником Великого Иерарха, а не просто лишь слушателем, совершенно необходимо такое полное погружение на первых ступенях, до его полного самоотречения, ибо, чем иначе достигнет он объединения сознания с сознанием Учителя, чем создаст серебряную нить, связующую нас с Учителем? Как Вы уже знаете, лишь эта связь с Учителем открывает все возможности. И связь эта создаётся лишь упорным и неуклонным устремлением к единому фокусу"1.

1Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 165.
Вот на этой «серебряной нити» и держится восходящая спираль космической эволюции человечества. Неся в себе разное качество и разную пробу, она связывает ученика с Учителем СВЕТА в самых различных формах. Создаётся эта нить в крайне сложном процессе взаимодействия труда и духа, через который проходит ученик, так же как и его Учитель, ибо у последнего есть, в свою очередь, свой Учитель. Не всегда «серебряная нить» духовно-энергетического контакта, созданная Великим Учителем, ощущается предполагаемым учеником. Поэтому Учитель Света может испытывать большие затруднения, нежели ученик, особенно там, где общий фон сознания невысок.

"Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения"2

2Е.И. Рерих. Огонь Неопаляющий, стр. 48. Далее цитируется по этому сборнику. (Т.П.Сундри - псевдоним Е.И.Рерих).
Будучи Космическим Учителем очень высокого плана, Елена Ивановна испытывала те же затруднения, то же напряжение, о которых писала сама. Она говорила "по сознанию" не только с близкими учениками, но и с каждым, кто обращался к Ней за помощью или за разъяснением. Она неутомимо отвечала на множество писем, сотрудничала в журналах, готовила к публикации очередные тома "Живой Этики". Она была непостижимо Великим Учителем, принявшем на себя тяжкое бремя земных учеников.

Каждый раз поражаешься, как четко работала Её мысль, как умела Она объяснить сложнейшие явления и процессы, как быстро реагировала на неверное понимание. Она удивительно чувствовала пространство статьи или заметки и в нём, иногда очень малом, умела системно изложить самое главное, что содержали в себе книги Учения Света. Статьи в журнале "Оккультизм и Йога" — ярчайший пример всему этому. Она бывала достаточно критичной, но всегда при этом сохраняла корректность и врожденное уважение к человеку вне зависимости от того, каким он был или что писал. Сама Её критика носила всегда конструктивный характер и была полезна любому читателю. Она умела не только критиковать, но и защищать своих единомышленников.

Елена Ивановна пишет об энергетическом мировоззрении, которое пронизывает "Живую Этику". Каждое космическое или планетарное явление имеет свою энергетику, каждый виток эволюции несёт свой энергетический потенциал.

Учение о Новой эволюционной ступени связано, прежде всего, с новыми энергиями, которые проявляются в этом витке. Именно энергия, посылаемая духовными Учителями, может изменить и переродить сознание человека, а затем и всего человечества.

"Поэтому главный пробный камень, – пишет Е. И. Рерих, – для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников"1

Она обращает внимание на необходимость изучения тонких энергий, роль которых в эволюции человечества увеличивается по мере приближения к новому витку космической эволюции.

"Сейчас, в первую очередь, нужно давать всё, что устремляет мысль вперед к новым нахождениям в области тончайших энергий. Срок этим энергиям наступил, и различные проявления их вспыхивают на всем пространстве Земли"2

1Сборник, стр 15. 2Там же, стр. 26.
Психическая энергия, носителем которой является сам человек, есть одно из проявлений этих тончайших, но в то же время и сильнейших энергий. Она содержит в себе энергетику Миров иных измерений. Они определяют и нашу интуицию, и наше чувствознание и, в конце концов, нашу духовность, которая синтетически объединяет наши накопления и придаёт им иное энергетическое качество.

По сути, наш плотный трёхмерный мир пронизан Тонким многомерным Миром, находящимся с нами в постоянном энергетическом контакте, который много больше, чем мы предполагаем, и он влияет на нас. Объяснить что-либо происходящее на планете, в человеческом обществе или в нас самих невозможно, не беря в расчёт Высший Мир.

"Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создаёт вибрацию, и, именно, эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно, эти энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достижением (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни"1

В некоторых заметках Елена Ивановна пишет о важности Великих Космических Законов, лишний раз, давая нам понять, как необходимо соблюдать их в нашей жизни.

"Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами"2

Мир проявленный, мир дифференцированный, который держится противоположениями, особенно нуждается в соблюдении этих Законов. Их нарушение приводит к неустойчивости и разбалансированию, что всегда чревато крупными опасностями и разрушительными действиями на всех уровнях Бытия.

Вникая в сущность явления противоположений, Елена Ивановна высказывает глубокую мысль:

"Лишь при сопоставлении этой двойственности или пар противоположений высекаются искры познания и возможно совершенствование или эволюция. Вечное движение или эволюция создаёт и относительность всех понятий. Так познание действительности достигается лишь путём вечной смены и сопоставления пар противоположений"3

1Сборник, стр. 72-73. 2Там же, стр. 50. 3Там же, стр. 74.
Во многих трудах Елены Ивановны Рерих, в Её письмах, публикациях, статьях особое место занимают размышления о России. Так же как и Николай Константинович, Она достаточно ясно себе представляла, через что проходила и должна была пройти Россия. Она уделяла особое внимание этой стране не только потому, что Россия была Её родиной, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играла важнейшую роль. Роль эта до сих пор до конца не расшифрована, в значительной степени запутана поздними писаниями и измышлениями различных авторов, в которых достаточно ясно звучит сомнительная идея "избранничества". На самом деле всё сложней и глубже.

Елена Ивановна пишет об Общине, или общинном устройстве Нового, грядущего Мира. Она не связывала эту проблему напрямую с российской революцией и событиями, которые последовали за ней.

"Учение Живой Этики, – отмечала Она, – рассматривает весь мир, как единую Мировую общину. Нам указано развивать чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание"1

Вот это "телесное толкание" возникает тогда, когда такие эволюционные категории, как Община, поспешно насаждаются там, где уровень сознания группы людей или народа для этого ещё не готов. В результате в России силами тьмы эволюционная идея Общины была подменена казарменным лже-коммунизмом конц-лагерного типа.
Основные мысли и предупреждения касательно этого процесса Великие Учителя Солнечной системы высказали в книге "Община".

Елена Ивановна продолжает развивать идею Учителей Света, и Её мысли на этот счёт звучат вполне жизненно и актуально.

"При настоящем уровне сознания человечества, в тесном замкнутом общежитии, неизбежна тенденция к уравниванию, а всякое уравнивание неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведёт к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, т.е. к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно, к огрубению. Поэтому община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно"2.

1Сборник, стр. 69. 2Там же
Именно в России произошло грубое нарушение Великого космического закона об Общине и Сотрудничестве. Князьями тьмы и невежества вводилась насильственная община, которая подавила свободу мысли.

"Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца – засыхают"3.

Строки эти, написанные сорок лет назад, удивительно своевременно звучат для нас, сегодняшних. Сейчас в России, захваченной ублюдочным капитализмом, много этих засохших ростков духа и сердца. И пока никто из правящих бизнес-даунов не торопится поднять их из пыли и дать им новую жизнь. А без этого трудная и славная судьба страны может и не состояться...

3Там же, стр. 71
«…Надо поверить всем существом, до мозга костей, что осуществление Великого Плана строительства Нового Мира осуществится во всём до конца.

Тогда легче будет вдвинуть в Него сознание и легче созвучать ступеням осуществления. Отстранить себя от него, отойти, уклониться – значит исключить себя из Будущего и лишить себя и на участие в нем.

Конечно, в Будущее войдут все, за исключением обреченных на Сатурн. Плестись в хвосте эволюции – одно, идти в её первых рядах – другое.

На примере вымирающих народов можно видеть печальную карму отставших. Потому столь важно не только принятие Будущего, но и труды, приложенные на Его строительство. Верно отметили, что кони эволюции нуждаются в твёрдой руке, чтобы ими управить, а также и малые сознания, не могущие вместить величие Плана. Но знающие о приближающейся Эпохе сознательно идут вперёд и впереди, увлекая других за собою. Неповторяемое время. Время великих возможностей, новых открытий и завоеваний науки – ей суждено возглавить движение к Свету.

И Свет утверждать познания Мира и Космических и Пространственных Тайн. Чудесные открытия ждут многих ученых. Дары эволюции ждут, чтобы стать достоянием человека. Но могут они быть переданы только в чистые руки, неспособные применить их во зло и на разрушение.

Сияющая участь Великой Страны, мир Миру несущей. (ГАЙ, т.14, §.15. (Янв. 11).
Также полезны для нас и мысли Елены Ивановны о тех ошибках и искажениях, которые были присущи последователям самого Учения Света. Ликвидация идеологического пресса духовных кастратов в некоторых республиках бывшего СССР создала возможности для организации различных духовных движений, в том числе и рериховских.

Рериховские общества, рериховские клубы, рериховские издания – всё это объединяет людей различного уровня сознания и разной культурной направленности. И поэтому опять возникают те же болезни, о которых писала Елена Ивановна много лет назад.

"Изуверство и фанатизм последователей, – справедливо замечает Елена Ивановна, – разрушают все основы, преподанные им Основателями и Учителями"1. Фанатизм, обусловленный невысоким уровнем сознания, с первых же шагов любого духовного движения, начинает себе вить в нём гнездо, превращая идеи, заложенные в этом движении, в собственную противоположность.

1Сборник, стр. 31
Деградация сознания ученика может произойти не только при внутреннем отказе от Учения Света в целом, но и при неприменении отдельных идей, составляющих его ядро.

Одной из самых фундаментальных идей Учения является идея Всеединства, идея Общины, идея Братства. Эта идея является не просто морально-этической функцией, но и строго научным постулатом.

Что происходит с человеком, идущим по пути самосовершенствования обособленно, но не желающим участвовать в деле оказания духовной помощи другим людям? Примерно, то же, что с любой изолированной живой системой, ограниченной своим изначальным потенциалом. Об этом хорошо написал В.Л.Воейков:

«Рано или поздно, индивидуальная живая система (независимо от уровня ее организации) даже при наличии в среде достаточного запаса вещества и энергии начинает терять свою структурированную энергию. Такое направление вектора процесса (т.е.поддержание постоянства условий внутренней среды – гомеостаз) указывает на движение индивидуальной живой системы к равновесному со средой состоянию, что явно не отвечает принципу целенаправленности».
Применительно к подобному состоянию сознания отдельно идущего ученика, пребывающего в иллюзии самодостаточности, это означает не просто стагнацию огненных процессов роста сознания, но и незаметную смену цели направленного движения, изменение вектора устремления ученика, вплоть до противоположного. Это может привести к духовному коллапсу и возникновению «черной дыры» сознания, или, вернее, «черной дыры» личного эго, замкнувшего на себя все окружающие энергетические и структурные связи в судорожных попытках поддержать внутреннее равновесие системы. Пользуясь эзотерической терминологией, можно было бы назвать это явление «синдромом Люцифера».

Эзотерические учения переосмысливают библейскую легенду падения ангела, или, вернее, выпадения его Индивидуальности из стройной Иерархии Высших Индивидуальностей, вектор развития сознания Которых стремится к объединению для перехода на новый уровень существования.

Падение Люцифера заключалось не только в нежелании сотрудничества с Высшими Иерархами Солнечной системы, но прежде всего, в попытке отсечь планетные излучения Земли от пространственных Галактических воздействий, обособив её положение в Солнечной системе и замкнув в некий энергетический кокон, что могло бы привести к серьёзному дисбалансу планетарных макроструктур. Таким образом, существование любой индивидуальной живой системы ограничено во времени и пространстве и может быть продолжено лишь при объединении её сознания с сознанием более высоких Сущностей. Так наука подошла к понятию Братства, содержащегося в Учении космической Этики, о чём писал Воейков:

«Принцип целенаправленности позволяет предложить гипотетический механизм, дающий возможность преодолеть ограничения, накладываемые на существование индивидуальных живых систем. Исходя из квантово-механического рассмотрения свойств источников излучений биологических когерентных полей, Ф. Попп предположил, что им присуща тенденция расширения сферы действия – расстояния, на котором они способны взаимодействовать с другими аналогичными полями. Расширение сферы действия полей осуществляется благодаря резонансно-подобным взаимодействиям между клетками, частями одного организма и целостным организмом. Из такого представления следует модель прогрессивной эволюции живой природы: эволюция направлена в сторону роста и развития каждой живой системы вследствие расширения круга элементов, поведение которых все в большей степени координируется их взаимодействием друг с другом и с данной системой. Существенно, что своеобразие включаемых во все более целостную систему элементов сохраняется» (В.Л.Воейков).
С волновым принципом связано понятие ритма Учения, ритма Жизни, ритма Космоса:

«Вы уже слышали о насыщенности ритма работы, как об особенном качестве, лишь иногда владеющем людьми. Благодетельность его имеет более глубокое значение, нежели может казаться.

Еще древние мистерии знали два выражения: одно – работать в волне Великой Природы, другое –работать с биением сердца Матери Мира.

Изучавшие глубокие предметы должны были знать работу насыщенного ритма, ничто не должно было мешать им. Учитель Будда очень заботился, чтоб последователи знали о сменах ритма. Он советовал перед большими достижениями не покой, но работу насыщенного ритма,– запомните это» («Озарение», ч. 3, VI, 9).

С понятием ритма в свою очередь связаны понятия вибрации, пульсации, импульса, и далее – спирали и кристалла, т.е.основные понятия, отражающие структурную энергию Учения.

Человек, познавший внутренние ритмы своего организма, психики, наконец, своей жизни, становится обладателем ключа ко многим жизненным проблемам, поэтому «формула идти с Космосом напряженным ритмом даст лучшее понимание жизни» («Беспредельность», § 61).
Значительный вред духовному движению наносит и сектантство, попытки уйти от жизни, замкнуться в собственной скорлупе и лелеять в ней свою "избранность". Ощущение же "избранности" возникает у многих при неправильном восприятии положений Учения Жизни.

Недостаточный культурный уровень изучающих приводит к тому, что они пытаются всё, что сказано в "Живой Этике", немедленно перенести на себя. Тем самым, по словам Елены Ивановны, они напоминают студентов-медиков, которые читают учебники по различным болезням и находят все признаки этих болезней в себе.

"Также точно некоторые из них (читающие "Живую Этику"), начинают приписывать себе священные боли и самые высокие достижения, прочитанные ими в книгах Учения Света. Нужно очень остерегаться от подобных увлечений, ибо такое явление свидетельствует о наличии таких нежелательных качеств духа, как эгоизм, самомнение и недостаток распознавательной способности. Без преодоления таких качеств никакое продвижение на духовном плане невозможно"2

2Там же, стр. 68
Одно искажение тянет за собой другое, не менее вредное. В современном рериховском движении в результате этого развился острый синдром «учительства». Ученики, ощутившие в себе "особые силы", смело берутся "просвещать" других. В результате распространяются невежественные толкования сложнейших идей "Живой Этики", с одной стороны, а с другой – возникает "комплекс глобальности" или стремление приобщить к идеям Великого Учения, если не всю страну, то, во всяком случае, миллионы.
«…Много их, учителей самоутвержденных, особенно свирепо стремящихся поучать и осуждать с готовой цитатой на языке. Не таких даятелей и не такое даяние Имею в виду, когда Говорю об отдаче. Истинное даяние, имеющее в виду не себя, но получающего, прежде всего соизмеримо. Оно всегда производится по сознанию получающего.

Лучше, лучше дать меньше, нежели переобременить. Иной раз даже трудно сказать, что вреднее: умолчание или перегрузка сознания сверх того, что оно в силах вместить. Ибо последняя может произвести надлом сознания и отвратить его от того, что так яро пытались втиснуть в него, отвратить навсегда.

Насилие над сознанием недопустимо. Говорить не по сознанию есть худший вид насилия над человеком. Много предательств произошло от не ко времени сказанного слова. Сознание человеческое – хрупкий сосуд, требующий очень бережного отношения. Широка сфера применения принципа соизмеримости. (ГАЙ, т.2, §. 529).
«…Ответственность за чужое сознание, доверившееся явно, велика. Неопытность стремится поучать и учительствовать, но опытный путник знает, сколь тяжка эта ноша, и никогда не зазывает никого на двор свой. Но стучащемуся должен открыть.

Зазванный же жерновом ляжет на шею, отяготит непомерно и отойдёт. Но если постучались, тяготу должно принять на себя и постучавшемуся протянуть руку, ибо как наверху, так и внизу, и нагружение, даже сверх меры, послужит только на пользу обоим. Полезно помыслить о том, чего стоит Учителю каждый подошедший, если допущен. (ГАЙ, т.2, §.160. (Авг. 5).
В своих прежних работах и письмах Елена Ивановна не раз указывала на вредность такого заблуждения, настаивая на соблюдении соизмеримости при продвижении идей "Живой Космической Этики". Вмещающий усвоит, невмещающий должен быть оставлен в покое. В отличие от культовых вероучений, рассчитанных на массовость последователей, "Живая Этика" не может продвигаться путем насилия или миссионерства.

следующая страница >>