microbik.ru
1 2 3 4


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
Управление организации воспитательной работы со студентами

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

ДЛЯ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
В ы п у с к 3

Саратов 2006

ДОКЛАД

проректора по воспитательной работе и общественным связям на Учёном совете СГУ

«Основные направления воспитательной работы

в Саратовском государственном университете

имени Н.Г.Чернышевского: пути оптимизации»
Задача воспитания научить и помочь молодёжи выжить в непростых (экстремальных) условиях, не ожидать пассивно наступления лучших времён, а учиться выживать через действие, через активное сопротивление обстоятельствам, через саморазвитие и изменение этих обстоятельств в свою пользу. Мировой педагогический опыт убеждает, что решающее значение в становлении, социализации личности имеет образование, понимаемое как единство обучения и воспитания, а не воспитание само по себе.

Система организации воспитательной работы в университете создана в соответствии с требованиями Министерства образования и
науки РФ, которое в течение последних нескольких лет осуществляет ряд мер по наращиванию воспитательного потенциала системы образования. Имеется ряд документов, регламентирующих воспитательную деятельность, среди которых: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В университете сложилась структура организации воспитательной работы, которая позволяет управлять и взаимодействовать с подразделениями, связанными с организацией воспитательного процесса.

Общее руководство организацией воспитательной работой в университете осуществляет Учёный совет (Комиссия по воспитанию студенчества) и ректорат университета.

Воспитательную работу курирует проректор по воспитательной работе и общественным связям через управление организации воспитательной работы со студентами.

На факультетах воспитательная работа организуется деканатом факультета, возглавляется заместителем декана по воспитательной и социальной работе и реализуется через деятельность кураторов студенческих академических групп факультета. Кураторы назначаются из числа преподавателей кафедр факультета на первых и вторых курсах в каждой академической группе факультета (в обязательном порядке), произвольно на остальных курсах некоторых факультетов. В колледжах данную работу организует заместитель директора по воспитательной работе через классных руководителей на каждом курсе специальности (см. приложение).
Приложение
Структура воспитательной работы со студентами в

Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского



Воспитательная работа осуществляется и через органы студенческого самоуправления университета, в число которых входят:

  • Совет студентов и аспирантов СГУ (состоящий из студенческих Советов факультетов, пединститута и колледжей);

  • Профсоюзный комитет студентов Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.

А также структурные подразделения:

        • Спортивный студенческий клуб;

        • Студенческий клуб культуры.

В целях координации деятельности структурных подразделений, ориентированных на воспитание и воспитательную работу со студентами управлением организации воспитательной работы со студентами была разработана и утверждена на Учёном Совете 22.03.2004 года Концепция воспитания студентов СГУ. В бюджете университета появилась строка расходов на финансирование воспитательной работы.

В соответствии с Концепцией воспитания студенчества были определены следующие направления деятельности:

- работа с кураторами;

- студенческое самоуправление;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- профессионально-трудовое;

- культурно-эстетическое;

- спортивно-оздоровительное.

Для реализации Концепции управлением организации воспитательной работы со студентами ежегодно разрабатывается комплексный план по воспитательной работе в университете по направлениям Концепции, с учётом мероприятий структурных подразделений (факультетов, института, колледжей), анализа отчётов за прошедший учебный год, анкетирования и социологических опросов участников воспитательного процесса.
Работа с кураторами
Кураторство – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.

Утверждённое приказом ректора в сентябре 2004 года положение о кураторе студенческой академической группе послужило новым импульсом в повышении эффективности деятельности кураторов.

Работа куратора в нашем университете считается составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах как внеаудиторная учебно-воспитательная работа в объёме 100 часов в год на 1 курсе и 60 часов в год на 2 курсе. В настоящее время решается вопрос о выплатах денежного вознаграждения за кураторскую работу. С 2004 года проводится конкурс «Лучший куратор года» победителям, которого предусматривается денежная премия и объявление благодарности ректора. Состоявшиеся два конкурса показали, что в университете есть педагогический потенциал и заслуженные победители, но существует и проблема недостаточной информированности об условиях конкурса на факультетах (поэтому малое количество участников), а в педагогическом институте и колледжах до сих пор не утверждены аналогичные конкурсы.

К сожалению, работе куратора, этому важному участку воспитательной деятельности, уделяется недостаточное внимание как со стороны заместителей деканов и заведующих кафедр (на многих факультетах и кафедрах отсутствует контроль за выполнением кураторами своих прямых обязанностей) так и деканатов (огромные сложности с аудиториями для проведения «кураторских часов»). В колледжах классное руководство, в силу специфики заведений, соответствует своему предназначению, и контроль со стороны руководства администрации обеспечивает высокую организацию воспитательного процесса. Также следует отметить стремление многих преподавателей в уклонении от воспитательной работы, хотя в силу своей профессиональной педагогической деятельности они обязаны содействовать этому процессу.

В целях методического обеспечения деятельности кураторов управлением был запущен проект «Школа куратора», в результате которого выпущены два сборника:

методический

  • рекомендации по организации внеучебной работы куратора студенческой академической группы I курса;

разъяснительный

  • о подготовке к предстоящей аттестации университета.

В стадии разработки находится третий - информационно-методический сборник



следующая страница >>