microbik.ru
  1 2 3 4

Воспитательные отношения
Принципы формирования воспитательных отношений
Участвуя в образовательной и воспитательной деятельности, куратор студенческой группы вступает в определенные отношения – воспитательные, направленные на развитие личности студента. Эффективность этих отношений во многом определяют принципы их построения. Основными педагогическими принципами формирования воспитательных отношений являются:

  • принцип природосообразности: воспитательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, основной упор на развитие самовоспитания, самообразования и самообучения;

  • принцип гуманизации: воспитательный процесс строится на полном признании гражданских прав студентов;

  • принцип целостности: достижение единства и взаимосвязи всех компонентов воспитательного процесса;

  • принцип демократизации: предоставление всем участникам воспитательного процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания;

  • принцип культуросообразности: максимальное использование в процессе образования и воспитания культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона);

  • принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни студентов;

  • принцип профессиональной целесообразности: обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности.

Сформированные воспитательные отношения определяют стиль общения куратора со студенческой группой.
Стили общения


  • общение-устрашение. Негативная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней куратора;

  • общение-дистанция. В этом случае в отношениях куратора и студентов прослеживается дистанция во всех сферах совместной деятельности;

  • общение-заигрывание. Данный стиль характерен для молодых кураторов, стремящихся к популярности;

  • общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом;

  • общение на основе высоких профессиональных установок куратора, его отношения к педагогической деятельности в целом.

Разные стили коммуникативного взаимодействия куратора со студентами порождают несколько моделей поведения куратора:
Модели общения куратора
Модель диктаторская («Монблан») – куратор, как бы, отстранен от студентов. Никакого личностного взаимодействия. Воспитательные функции сведены к информативному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда и безынициативность студентов.
Модель неконтактная («Китайская стена»)- близка к первой модели. Разница в том, что между куратором и студентами существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера. В роли такого барьера может выступить отсутствие желания к сотрудничеству с чьей-либо стороны, снисходительное отношение к студентам.

Следствие: Слабое взаимодействие со студентами, а со стороны студентов равнодушное отношение к куратору.
Модель дифференцированного внимания («Локатор»)- основана на избирательных отношениях со студентами.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе куратор-коллектив студентов.
Модель гипорефлексная («Тетерев»)- заключается в том, что куратор в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. Даже в совместной деятельности куратор поглащен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между куратором и студентами. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
Модель гиперрефлексная («Гамлет»)- противоположная по психологической канве предыдущей. Куратор озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет.

Следствие: социально-психологическая чувствительность куратора приводит к неадекватным реакциям на реплики и действия студентов. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках студентов, а куратор займет ведомую позицию в отношениях.
Модель негибкого реагирования («Робот»)- взаимоотношения куратора со студентами строятся по жесткой программе, без учета педагогической действительности, состава и психологического состояния студентов, их возрастных и этнических особенностей.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
Модель авторитарная («Я сам»)- педагогический процесс целиком фокусируется на кураторе. Он - главное действующее лицо. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается познавательная и общественная активность студентов.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер воспитательного процесса, снижается мотивационная сфера социальной активности.

Модель активного взаимодействия («Союз»)- куратор в постоянном творческом союзе со студентами, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и, что очень важно, гибко реагирует на эти изменения. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие педагогические и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.

Такая модель - наиболее продуктивная в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского.

Процесс педагогического общения куратора со студентами определяет и стили руководства.
Стили педагогического управления


  • автократический стиль руководства, когда куратор осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания;

  • авторитарный стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной и коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает куратор в соответствии со своими установками;

  • демократический стиль предполагает внимание и учет куратором мнений студентов. Он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалоговое общение «на равных»;

  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что куратор стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от выполнения воспитательных функций, ограничиваясь административной информацией;

  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда куратор отстраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

  • непоследовательный, алогичный стиль- куратор, в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений куратора со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность воспитательного процесса, педагогического общения, является тип установки педагога-куратора. Наиболее эффективно решать воспитательные задачи позволяет демократический стиль, при котором учитываются индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфика их потребностей и возможностей. Куратор, владеющий таким стилем, осознанно ставить задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выбрать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.
Профессионально важные качества, необходимые куратору

для общения со студентами
Успешное педагогическое общение и взаимодействие куратора со студентами предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

  1. интерес к студентам и работе с ними, наличие потребности и умения общения, общительность, коммуникативные качества;

  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания студентов;

  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;

  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

  5. умение управлять собой, своим настроением, мыслями, чувствами;

  6. способность к спонтанности ( неподготовленной коммуникации);

  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний куратора педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия).

Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и вне учебной деятельности.

Список методической литературы для творческого самообразования


  1. Адаптация студентов младших курсов вуза.- М.; ОНИ, 1975.

  2. Андреев В.И. Педагогика. Учеб. пособ. по спец. «Психология», «Педагогика», «Социальная работа ».- Казан. ун.-та., 1996

  3. Бабанский Ю.К., Поташник М.Н. Оптимизация педагогического процесса: (В вопр. и ответах).- Киев,1982.

  4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр.- М.: Педагогика, 1983.

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.

  6. Волгина Т.А. Проблема успешной адаптации студентов к обучению в вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции,2004.

  7. Выгодский Л.С. Педагогическая психология/ Под. ред. ДавыдоваВ.В. – М.: Педагогика – Пресс.,1999

  8. Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. – М.: Высш. шк.,1990.

  9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя.- М.: Посвящение, 19887.

  10. Листенгартен В.С. Работа куратора студенческой группы.- Воронеж, Воронеж ун-та,1973.

  11. Маслоу А. Мотивация и личность: Евразия, 1999.

  12. Мысли о воспитание: Афоризмы, изречения, лит.цитаты/ Сост. авт. предисл. и введ. к частям и разделам Н.И.Курпова.- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во,1988.

  13. Пейсахова Н.М. Практическая психология: (Науч. основы).- Казань: изд-во Казан ун-та,1991.

  14. Рейс Фил. 500 советов студентам.- М.: Аудит: издат. об-ние «Юнити», 1996.

  15. Российская педагогическая энциклопедия. Под редакцией В.В.Давыдова.

  16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М.: Академия,2003.

  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: издат. центр «Академия », 2001.

  18. Юнг К.Г. Структура психологического бытия человека.- Минск: Университетское, 1992.

Совет студентов и аспирантов

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского
27 апреля 2004 года в актовом зале Х корпуса СГУ состоялась учредительная студенческая конференция «Совета студентов и аспирантов СГУ». Делегатами конференции стали свыше 380 студентов Классического университета, педагогического института, Балашовского филиала, геологического колледжа, колледжа управления и сервиса, колледжа радиоэлектроники им. Яблочкова.
Целями Совета являются:

  • - удовлетворение потребностей студентов и аспирантов СГУ в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, а также в развитии профессиональных навыков;




  • - содействие Ученому совету СГУ и ректорату в проведении мероприятий, в решении учебных, организационных и других вопросов.


Наши проекты
За время работы Совета студентов и аспирантов были разработаны и реализованы множество проектов, самые яркие из которых:

  1. Организация летнего отдыха в спортивно-оздоровительном лагере «Чардым»

  2. Фестиваль студенческих инициатив «Неделя студенческой молодёжи»

  3. Благотворительная программа «Подари капельку тепла детям»

  4. Эколого-туристический клуб «Дороги края» и проведение ежегодных туристических слётов.

  5. Клуб интеллектуальных игр «Улей» - проведение чемпионатов по интеллектуальным играм

  6. Дискуссионный клуб «Альтернатива» - обсуждение важнейших вопросов студенческой жизни

  7. Клуб кибер-спорта – проведение турниров, чемпионатов по компьютерным играм

  8. Образовательная программа «Школа студенческого актива» - тренинги, лекции, семинары, направленные на получение необходимых навыков и знаний

  9. Ежегодный спортивный праздник «Университетская снежинка»

  10. Ежегодный спортивно-развлекательный праздник «Широкая масленица»


Перспективные планы Совета студентов и аспирантов


  • Создание штаба студенческих отрядов СГУ;

  • Подготовка предложений Совета в программу празднования 100-летия университета;

  • Создание студенческого музея СГУ;

  • Создание клуба исторической реконструкции;

  • Создание постоянно действующей школы студенческого актива;

  • Разработка проекта курса по этикету для студентов первого курса;

  • Организация периодического обеспечения студенческих советов факультетов методической литературой;

  • Разработка PR – проекта по популяризации студенческого самоуправления и активной гражданской позиции студенчества


Структура Совета студентов и аспирантов СГУ


Конференция Совета




Собрание Совета


Дискуссионный клуб «Альтернатива»


Клуб интеллектуальных игр «Улей»


Туристический клуб

«Дороги края»


Клуб

кибер-спорта

Профессионально-трудовой сектор


Спортивный сектор


Хозяйственный сектор


Культурно-массовый сектор


Информационный сектор


Научный сектор

Студенческие советы факультетов, института, колледжей


Спортивный клуб СГУ


Профсоюзный комитет студентов








Телефоны членов Совета студентов и аспирантов СГУ


1

Ф.И.О.

Факультет

Телефоны

Должность

Группа

1.


Плетнёв Виктор Викторович

Исторический

51 84 49

Председатель ССА

Аспирант

2.


Кирьянова Надежда Юрьевна

Физический

51 84 49

Секретарь ССА

331

3.


Кошель Елена

Ивановна

Биологический

8 905 386 90 94

Председатель

с

221

4.


Рязанцева Елена

Андреевна

Исторический

8 917 215 47 79

Председатель студ. Совета

412

5.


Михайлов Сергей Вячеславович

Геологический

8 917 205 97 10

Председатель студ. Совета

421

6.


Логунова Марина Александровна

Географический

8 904 243 42 81

Председатель студ. Совета

424

7.


Стольников Сергей Викторович

КНиИТ

8 917 217 86 60

Председатель студ. Совета

231

8.


Исляев Сурен Камильевич

Мехмат

8-903-382-04-74

Председатель студ. Совета

412

9.


Шишкин Борис

Андреевич

Социологический

8 927 153 97 91

Председатель студ. Совета

532

10.


Самсонова Мария Евгеньевна

Физический

8 927 115 51 24

Председатель студ. Совета

541

11.


Капля Наталья Александровна

Филологии и журналистики

8 917 318 79 10

Председатель студ. Совета

423б

12.


Степанова Ольга Александровна

Философии и психологии

8 917 980 87 26

Председатель студ. Совета

311

13.


Стрижевская Галина Алексеевна

ФНиБМТ

8 903 380 10 56

Председатель студ. Совета

511

14.


Лобанов Сергей

Валерьевич

ФНП

8 905 380 58 17

Председатель студ. Совета

312

15.


Адамова Екатерина Михайловна

Химический

8 905 030 45 02

Председатель студ. Совета

413

16.


Троенко Екатерина Ивановна


Экономический


8 927 625 52 94

Председатель студ. Совета

351

17.

Галкин Владимир Владимирович

Юридический

8 917 213 23 89

И.о. предсе-дателя

221

18.


Браташов Леонид Николаевич

Физический

51-14-27

Председатель тур.клуба

532

19.


Бреднева Екатерина Александровна

ФНП

51 84 49

Председатель КИИ «Улей»

511


ПЛАН

проведения Фестиваля студенческих инициатив

«Неделя студенческой молодёжи»

10 – 17 ноября 2006 года




Мероприятие

Место проведения

Дата и время проведения

Ответственный



Открытые собрания студСоветов на факультетах

Факультеты

10 ноября 2006 г.

В.В.Плетнёв



Обновление (открытие) Доски именных стипендиатов

Холл III этажа Х корпуса

10 ноября 2006 г.

11.40

Н.Ю.Кирьянова



Футбольный матч преподавателей и студентов

Спорт-зал спортфака ПИ СГУ

11 ноября 2006 г.

14.00 – 18.00

С.В.Лобанов



II Чемпионат по кибер-спорту

Компьютер-ные аудитории

IX корпуса

12 ноября 2006 г.

09.00 – 19.00

С.В.Лобанов



День Донора

Здравпункт VII корпус

13 ноября 2006 г.

09.00 – 13.00

Н.П.Алданова



Встреча с интересным человеком

Ауд. 503

Х корпуса

14 ноября 2006 г.

В.А.Масленников



Фото-конкурс

Ауд. 102

Х корпуса

15 ноября 2006 г.

Е.А.Бреднева



Студенческий кино-клуб


Ауд. 503

Х корпуса

16 ноября 2006 г.


Б.А.Шишкин



День студенческого самоуправления на факультетах

Факультеты

17 ноября 2006 г.

В.А.Масленников



Субботник

Факультеты


17 ноября 2006 г.

В.А.Масленников



Начало акции студенческой благотворительности «Семь добрых дел» (неделя благотворительнос-ти)

Саратовская область

17 – 26 ноября 2006 .

С.В.Буранова



Финальная игра клуба «Улей»

Актовый зал

Х корпуса

20 ноября 2006 г.

15.00 – 17.00

Е.А.Бреднева



Отчётно-выборная Конференция студенческого самоуправления

Актовый зал

Х корпуса

30 ноября

В.В.Плетнёв


Расписание работы коллективов студенческого клуба СГУ


  1. Вокальная студия СГУ - руководитель Бочарова В.А.

Среда с 15.00 до 19.00 - 7 корпус 18 аудитория

Суббота с 10.00 до 15.00 - 7 корпус 18 аудитория


  1. Вокальная студия СГУ - руководитель Курылева Ю.В.

Понедельник с 17.00 до 20.00 – 7 корпус 18 аудитория

Четверг с 17.00 до 20.00 – 7 корпус 18 аудитория


  1. Ансамбль современного танца «Даймондс»

- руководитель Ахтырченко И.В.

Понедельник с 19.00 до 21.00 – 7 корпус 16 аудитория

Вторник с 19.00 до 21.00 – 7 корпус 16 аудитория

Пятница с 19.00 до 21.00 – 7 корпус 16 аудитория

Воскресенье с 14.00 до 16.00 – 7 корпус 16 аудитория

Воскресенье с 10.00 до 12.00 – 10 корпус актовый зал


  1. Театр-студия «Коллаж» - руководитель Вайлова М.А.

Понедельник с 19.00 до 21.00 – 7 корпус 15 аудитория

Вторник с 17.00 до 21.00 – 10 корпус актовый зал

Среда с 19.00 до 21.00 – 7 корпус 16 аудитория

Четверг с 16.00 до 19.00 -7 корпус 16 аудитория

Пятница с 19.00 до 21.00 – 10 корпус актовый зал

Суббота с 17.00 до 21.00 – 10 корпус актовый зал

Воскресенье с 16.00 до 21.00 – 10 корпус актовый зал


  1. Ансамбль эстрадного танца «Дружба» -

руководитель Ликомидова М.В.

Понедельник с 17.30 до 21.00 – 10 корпус актовый зал

Четверг с 19.00 до 21.00 – 10 корпус актовый зал

Пятница с 17.30 до 19.00 – 10 корпус актовый зал

Воскресенье с 12.00 до 16.00 – 10 корпус актовый зал


  1. Театральная студия СГУ - руководитель Быков А.В.

Понедельник с 17.00 до 19.00 – 7 корпус 15

Среда с 17.00 до 19.00 – 10 корпус актовый зал

Суббота с 17.00 до 19.00 – 7 корпус 15 аудитория

Воскресенье с 17.00 до 19.00 – 7 корпус 15 аудитория


  1. Театр авангардной моды «Мистерия» - руководитель Юрина Е.С.

Вторник с 17.00 до 19.00 – 7 корпус 16 аудитория

Четверг с 17.00 до 19.00т – 10 корпус актовый зал

Суббота с 16.00 до 18.00 – 7 корпус 16 аудитория



  1. Ансамбль эстрадного танца «Дружба»

- руководитель Панферова А.А.

Понедельник с 17.00 до 19.00 - 7 корпус 16 аудитория

Среда с 19.00 до 21.00 – 10 корпус актовый зал

Четверг с 19.00 до 21.00 - 7 корпус 16 аудитория

Пятница с 17.00 до 19.00 - 7 корпус 16 аудитория

Воскресенье с 12.00 до 14.00 - 7 корпус 16 аудитория.


  1. Ансамбль традиционной русской музыки «Праздник» - руководитель Куриленко А.В.

Среда с 19.00 до 21.00 – 7 корпус 18 аудитория.

Пятница с 17.00 до 19.00 – 7 корпус 18 аудитория.

Расписание работы спортивных залов 6 корпуса СГУ на 2006/2007 год


День недели


Время

Преподаватель

Тренажерный зал

Понедельник

Среда

Пятница


15.00 - 16.30


Антоничева Ю.Т

Понедельник

Среда

Пятница

16.30 – 18.00

Фирсин С.А

Понедельник, среда,

пятница.

18.00 – 21.00

Каверин А.В.

Вторник

Четверг

Суббота

15.00 – 18.00

Поздняков В.Н.

Вторник

Четверг

Суббота

18.00 – 21.00

Ларионова О.В.

Воскресенье

12.00 – 14.00

Белов В.Н.

Кузнецова В.В.

Фехтовальный зал

Фехтование

Понедельник

Среда

Пятница

17.00 – 21.00

Карсакова Т.В.

Петелин И.В.

Четверг

19.00-21.00

Карсакова Т.В.

Петелин И.В.

Настольный теннис

Вторник

Четверг

17.00 – 21.00

Петелин И.В.

Суббота

15.00 – 16.30

Осипцев М.А.

Игровой зал

Волейбол

Понедельник

Четверг


20.30-22.00

Аркадакский С.С.

Савинов О.Е.

Вторник

Четверг

17.00 – 19.00

Петелин И.В.

Воскресенье

12.00 – 15.00

Петелин И.В.

Баскетбол

Понедельник

Среда

Пятница

16.00 – 19.00

Поздняков В.Н.

Группа здоровья

Воскресенье

15.00-16.30

Грачева Н.В.

Воскресенье

8.00-10.00

Вантеева В.Л.

Кудрявцева Е.В.






Зал борьбы

(мягкий зал)

Аэробика

Понедельник

Среда

Пятница

16.00 – 17.30

Воротилова Н.Н.

Вторник

Четверг


16.00–18.00

Коняева М.А.


Суббота

14.00–16.00

Коняева М.А.


Понедельник

Вторник

Среда


14.00-16.00

Коняева М.А.


Айкидо

Понедельник

Среда

Четверг

Пятница

20.00 – 21.30


Чернов В.Н.

Самбо

Понедельник


17.30-20.00

Чинилов В.Н.

Среда


17.30-20.00

Чинилов В.Н.

Пятница

17.30-20.00

Чинилов В.Н.

49 аудитория

Оздоровительная гимнастика для женщин

Вторник

Четверг

18.00 – 19.30

Серебреникова С.Н.




<< предыдущая страница   следующая страница >>