microbik.ru
1 2 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

__________________________

“____” _____________20___г.
Рабочая программа дисциплины

Экономика общественного сектора

Направление подготовки

Экономика

Профиль подготовки

Экономика предпринимательства

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Саратов,

2011

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Экономика общественного сектора является - ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями и актуальными прикладными вопросами, возникающими в общественном секторе.

Студент должен знать: комплекс форм и особенностей экономической активности государства как субъекта, действующего в рыночной среде и модифицирующего эту среду на основе монополии на легитимное принуждение; роль экономических исследований и экспертизы в выработке и реализации политических и административных решений; ключевые проблемы современной теории общественного выбора и государственных финансов, основные инструменты выработки рациональных экономических решений, относящихся к общественному сектору.

Студент должен уметь: адекватно интерпретировать проблемы общественного сектора с позиций нормативного и позитивного экономического анализа, быть квалифицированным пользователем результатов экономического моделирования общественного выбора, государственных доходов и расходов, а также поведения государственных органов, предприятий и организаций.

Студент должен владеть: методологическими принципами и уверенно оперировать основными понятиями современной экономики общественного сектора, хорошо представлять современное состояние общественного сектора российской экономики.



  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономика общественного сектора» читается на четвёртом курсе бакалавриата и к этому моменту предполагается, что студенты изучили курсы микроэкономики и макроэкономики на промежуточном уровне, а также курс по государственному регулированию экономики и другие курсы.

Курс рассчитан на 30 часов лекционных и 30 часов семинарских занятий.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Экономика общественного сектора» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

  • способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);



  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 кредитных единицы, 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Л С ИР СР

Формы текущего контроля успеваемости

Формы промежуточной аттестации

1.

Общественный сектор: понятие, границы, масштабы.

8

1

2

2




2

Кейс

2.

Общественные блага.

8

1,2

4

4




6

Решение задач. Коллоквиум

3.

Перераспределение и эффективность

8

3,4

2

2




2

К/р

4.

Экономические основы политического механизма в общественном секторе.

8

5,6

4

4




6

Тесты и решение задач

5.

Формы государственных доходов и особенности налоговых систем.

8

7

2

2




2

Доклад по группам

6.

Перемещение налогового бремени.

8

8

2

2




2

Тесты и решение задач

7.

Избыточное налоговое бремя.

8

9

2

2




2

Тесты и решение задач

8.

Оптимальное налогообложение.

8

10

2

2




4

К/р

9.

Расходы государства.

8

11

2

2




6

Кейс

10.

Ценообразование в общественном секторе.

8

12

2

2




4

Коллоквиум

11.

Оценка эффективности общественных расходов.

8

13,14

2

2




4

Проблемный коллоквиум

12.

Основы экономической теории федерализма.

8

15,16

2

2




4

Коллоквиум

13.

Место и роль некоммерческих организаций в экономике общественного сектора.

8

17,18

2

2




4

Эссе

14

Экзамен
















36







Итого:







30

30




84

144


Тема 1. Общественный сектор: понятие, границы, масштабы.

Рынок и государство. Провалы рынка: несовершенная конкуренция, ассиметрия информации, экстерналии, общественные блага. Общественный сектор, удельный вес общественного сектора в экономике.

Тема 2. Общественные блага.

Общественные блага: свойства, типология. Проблема переполнения и теория клубов. Проблема «безбилетника». Дилемма заключённого. Трагедия общности.

Равновесие в сфере производства общественных благ. Частичное и общее равновесие: равновесие Линдаля, условие Самуэльсона. Выявление предпочтений, налог Кларка-Гроувса.

Тема 3. Перераспределение и эффективность

Дилемма эффективность – справедливость. Критерий Парето. Критерий компенсации (Калдора–Хикса). Теоремы экономики благосостояния. Теории общественного благосостояния: либертаризм, утилитаризм, эгалитаризм. Принцип «второго лучшего».

Тема 4. Экономические основы политического механизма в общественном секторе.

Коллективные действия, коллективный выбор. Правило простого большинства. Парадоксы голосования: парадокс Даунса, парадокс Кондорсе (парадокс голосования). Теорема о медианном избирателе. Другие процедуры принятия коллективных решений. Теорема о невозможности Эрроу.

Представительная демократия. Рациональное неведение. Теории бюрократии. Группы специальных интересов. Логроллинг и лоббирование. Изъяны государства.

Тема 5. Формы государственных доходов и особенности налоговых систем.

Структура государственных доходов. Классификация налогов. Критерии оценки налоговых систем. Сфера действия налога. Эквивалентные налоги.

Тема 6. Перемещение налогового бремени.

Перемещение налога на конкурентном и монополизированном рынках. Анализ перемещения налогового бремени в контексте общего равновесия. Модель Харбергера.

Тема 7. Избыточное налоговое бремя.

Избыточное налоговое бремя. Мера искажающего действия налога. Факторы, влияющие на величину избыточного налогового бремени. Масштабы чистых потерь.

Тема 8. Оптимальное налогообложение.

Цели и ограничения налоговой политики. Правило и цены Рамсея. Парето-эффективные налоговые структуры.

Тема 9 Расходы государства.

Формы общественных расходов. Сфера действия программ общественных расходов и перемещение выгод. Натуральные и денежные субсидии. Искажающее действие общественных расходов. Роль общественного страхования. Социальные риски.

Тема 10. Ценообразование в общественном секторе.

Формы государственного регулирования. Категории цен. Контрактация. Квазирынки. Особенности ценообразования в отдельных отраслях общественного сектора.

Тема 11. Оценка эффективности общественных расходов.

Оценка затрат и результатов в частном и общественных секторах. Критерии оценивания. Анализ издержек и выгод. Проблемы оценки издержек и выгод: учёт внешних эффектов, оценка результатов в денежной форме, теневые цены.

Тема 12. Основы экономической теории федерализма.

Бюджетный федерализм и управленческая децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.

Тема 13. Место и роль некоммерческих организаций в экономике общественного сектора.

Институты некоммерческих организаций. Финансирование деятельности некоммерческих организаций. Международные некоммерческие организации.


  1. Образовательные технологии

Освоение курса «Экономика общественного сектора» предполагает

- проведение интерактивных лекционных занятий;

- работу студентов на семинарах;

- работу в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем;

- выполнение специальных заданий в виде тестов, кейсов;

- решение экономических задач;

- использование метода анализа проблемных ситуаций.

Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 1:

  1. Предмет и метод экономики общественного сектора. Исторический обзор развития изучаемых вопросов.

  2. Рынок и государство. Причины существования и функционирования общественного сектора. Функции общественного сектора.

  3. Основные провалы рынка.

  4. Структура общественного сектора.

  5. Измерение удельного веса общественного сектора в экономике.

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 2:

  1. Какими свойствами обладают общественные блага?

  2. Какая проблема рассматривается в рамках теории клубов?

  3. Что иллюстрирует дилемма заключённого?

  4. Что представляют собой селективные стимулы?

  5. Какую роль в производстве общественных благ играет государство?

  6. Как определяется агрегированный спрос на общественное благо?

  7. Почему частное благо приобретается потребителями по одной цене, но в разном количестве, а общественное по разным «ценам», но в одинаковом количестве?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 3:

  1. В каких формах осуществляются перераспределительные процессы?

  2. Почему создание социальных благ тесно связано с перераспределением?

  3. Чем различаются критерии Парето и Калдора-Хикса?

  4. Из-за чего появляются издержки перераспределения?

  5. Что представляет собой принцип компенсации?

  6. Каким образом принцип компенсации связан с идеей оптимизации по Парето?

  7. Раскройте проблему выбора между эффективностью и справедливостью.

  8. В чем заключается принцип второго лучшего и как влияет на его применение наличие или отсутствие информации? Приведите примеры «второй лучшей» политики.

  9. Поясните особенности утилитаристского, либертаристского и эгалитаристского подходов к проблемам благосостояния.

  10. Что выражает понятие «государство благосостояния»?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 4:

  1. Охарактеризуйте основные трудности принятия коллективных решений.

  2. Какими свойствами должен обладать избирательный механизм?

  3. Что такое манипулирование голосованием? Кем и как оно может осуществляться? Всегда ли манипулирование отрицательно сказывается на результатах голосования?

  4. Каков механизм достижения оптимального большинства?

  5. В чем состоит парадокс Кондорсе?

  6. Сформулируйте и обоснуйте теоремы: о медианном избирателе; теорема Эрроу.

  7. Что такое «рациональное неведение избирателя» и в чем его причина? В чем состоит феномен фискальной иллюзии?

  8. Что такое поиск ренты?

  9. В чем суть процедуры логроллинга?

  10. Каким образом длительность политического цикла оказывает влияние на принятие политических решений?

  11. Зачем государство создается, и как оно может использовать свою регулирующую функцию, если изъяны государства и рынка почти одинаковы?

  12. Каковы возможные пути совершенствования бюрократического поведения?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 5:

  1. Охарактеризуйте основные виды налогов.

  2. Как связан уровень развития страны и соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете?

  3. Сформулируйте основные критерии оценки налоговых систем.

  4. Какие существуют принципы для обеспечения вертикального и горизонтального равенства?

Доклад по группам: охарактеризовать налоговую систему какой-либо страны.

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 6-7:

  1. От чего зависят реальные экономические последствия налогообложения?

  2. Оцените воздействие налогов на товарных рынках.

  3. Как налогообложение влияет на предложение труда?

  4. Чем определяются сферы действия налогов в условиях общего равновесия?

  5. Что представляет собой избыточное налоговое бремя?

  6. Как оценивается избыточное бремя налогообложения доходов и накоплений?

  7. Как налогообложение влияет на инвестиционную активность предприятий?

  8. Каковы основные особенности возникновения и оценки избыточного налогового бремени в контексте общего равновесия?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 8:

  1. В чем состоит смысл оптимизации налогообложения?

  2. От чего зависит практическая осуществимость и приемлемость вариантов выбора структуры налогообложения?

  3. Каковы основные предпосылки анализа Рамсея?

  4. Какую налоговую структуру можно считать оптимальной?

  5. В чем суть правила Корлетта-Хейга?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 9:

  1. На какие основные группы можно разделить задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств?

  2. Как способны перемещаться налоговое бремя и выгоды от программы общественных расходов? Что благоприятствует смещению налогового бремени и выгод?

  3. В чем проявляется искажающее действие общественных расходов при осуществлении программ общественных расходов?

  4. Как теория взаимозависимых полезностей объясняет общественные расходы?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 10:

  1. В каких формах осуществляется приватизация и чем определяется выбор форм?

  2. Как строятся контрактные отношения между общественным сектором и частными поставщиками?

  3. При каких условиях реализуются преимущества контрактации?

  4. Что представляют собой квазирынки, формируемые в общественном секторе?

  5. В чём смысл дотационного ценообразования?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 11:

  1. В чем сходство и различия в оценке затрат и результатов в частном и общественном секторах?

  2. На основании каких индикаторов можно оценить результативность программы общественных расходов?

  3. В чем суть «ресурсного» и «потребительского» подходов к оценке неосязаемых благ?

  4. Каковы особенности: анализа издержек и полезности; анализа издержек и результативности; анализа издержек и выгод?

  5. Есть ли прямая связь между размером государства и его эффективностью?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 12:

  1. При каких обстоятельствах переход от централизованного к децентрализованному принятию решений о поставке общественных благ и ее финансировании может приводить к Парето-улучшениям?

  2. Сформулируйте теорему о децентрализации.

  3. В чем суть гипотезы Тибу? Какие факторы ограничивают проявление тенденции, описанной Тибу?

  4. Что представляют собой блочные, категориальные, долевые гранты?

  5. В чем проявляется эффект «липучки»?

  6. Что такое федерализм, сохраняющий рынок, и каким с этой точки зрения является экономический федерализм в России?

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме 13:

  1. Каким образом можно привлекать частный сектор к выполнению функций общественного сектора?

  2. В чем заключается роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ?

  3. Охарактеризуйте негосударственные некоммерческие структуры и их взаимодействие с государством.

  4. Особенности поведения негосударственных некоммерческих организаций и государственных организаций.


Задачи

Внешние эффекты

  1. Спрос на товар, производство которого сопровождается отрицательным внешним эффектом, описывается уравнением Q = 80 - Р, а предложение Q = 20 + 2Р. Издержки третьих лиц составляют 30 р. на каждую единицу товара. Найдите, на сколько изменится объем производства данного товара, если государство попытается решить проблему отрицательного внешнего эффекта за счет воздействия на производителей.

Общественные блага

  1. Два соседа по даче решили построить общий бассейн. Их функции индивидуального спроса на это общественное благо Q1D = 37 - 0,5Р1 и Q2D = 21 - 0,5Р2 соответственно (Q — площадь бассейна в м2, Р - цена 1 м2 в тыс. р.). Определите оптимальный размер бассейна (Q), если предельные издержки строительства 1 м2 равны 36 тыс. р.

  2. Спрос на общественное благо предъявляют 3 группы потребителей:

1-я группа: Q1 = 5 - Р;

2-я группа: Q2 = 30 - 2Р;

3-я группа: Q3 = 15- 0,5P.

Постройте кривую рыночного спроса на данное благо и запишите ее уравнение.

  1. В условиях совершенной конкуренции фирмы готовы поставить любой объём услуги при постоянных предельных издержках (MC), равных 4 тыс. р.

    1. Найдите эффективный объём предоставления услуги, если она представляет частное благо и спрос на неё со стороны двух потребителей определяется как: Q1 = 60 - 3Р1 и Q2 = 30 – Р.

    2. Найдите эффективный объём предоставления услуги, если она определяется как общественное благо при тех же функциях спроса на него у потребителей.

    3. Представьте оба решения графически.

Общественный выбор: коллективное принятие решений

  1. Имеются три участника со следующими предпочтениями:




1 индивид

2 индивид

3 индивид

1

2

1

2

4

3

4

1

2

3

3

4

Есть ли здесь победитель Кондорсе?


  1. Группы индивидов (1,2,3,4,5) с численностью 3,7,4,12, и 5 человек соответственно определяют величину общественных расходов на здравоохранение. Альтернативы упорядочены от самых маленьких расходов (вариант А) до самых больших (вариант D).

  1. Предложите такую повестку дня и процедуру голосования, которая обеспечивала бы победу варианту C. Должны выполняться следующие условия:

    1. В голосовании принимают участие все избиратели;

    2. Предпочтения избирателей неизменны и устойчивы;

    3. Сравнение кандидатур должно проводиться попарно;

    4. По каждой кандидатуре должно пройти не менее одного голосования.

      1

      A

      B

      C

      D

      2

      A

      B

      C

      D

      3

      D

      C

      B

      A

      4

      C

      B

      D

      A

      5

      D

      B

      C

      A


следующая страница >>