microbik.ru
  1 2 3

19. Отличие социального блага от рыночного заключается в том, что:

А) Плата за потребление социальных благ собирается государством в виде налогов и сборов;

Б) Возможность исключить индивидуумов из потребления;

В) Возможность ограничить потребление социальных благ;

Г) С увеличением потребителей социальных благ полезность уменьшается.

20. Для каких видов социальных благ полезность, для определенного потребителя, зависит от количества потребителей, что следует из теории клубов?

А) Общественные;

Б) Смешанные;

В) Частные;

Г) Все ответы верны.

21. Теория клубов состоит в том, что число потребителей смешанных социальных благ можно увеличивать до тех пор, пока это не вызовет:

А) Уменьшение полезности для других его членов;

Б) Увеличение полезности для других его членов;

В) Спад численности пользователей;

Г) Переполнение клуба пользователями.

22. Состояние соответствия цены и … для каждого потребителя того или иного социального блага, называется равновесием Линдаля.

А) Суммы издержек;

Б) Количества издержек;

В) Полезности;

Г) Количества доходов.

23. Если цена, оплаченная каждым потребителем того или иного социального блага одинакова, а полезность от использования такого блага различна, то:

А) Происходит Парето-улучшение;

Б) Происходит перераспределение;

В) Формируется агрегированный спрос;

Г) Все ответы верны.

24. Какой полезностью для человека обладает воинская повинность?

А) Положительной;

Б) Отрицательной;

В) Нулевой;

Г) Полезностью не обладает.

25. Почему часть граждан уклоняются от участия в финансировании социальных благ?

А) Нет гарантии, что средства будут использованы на создание такого социального блага, в котором они нуждаются;

Б) Невозможность просчитать полезность данного блага;

В) Невозможность предусмотреть количество всех пользователей определенного блага;

Г) Нет возможности заинтересовать всех людей в использовании данного блага.

26. Заинтересованность в социальных благах совместимо с уклонением от коллективного участия по созданию данного социального блага, называется:

А) Разгосударствлением;

Б) Дефицитными благами;

В) «Национальная» проблема;

Г) Проблемой «безбилетника».

27. Группы граждан, стремящаяся получить частные блага, обосновывая свои требования общественной значимостью, путем воздействия на государственные органы коллективными действиями, называются:

А) Группами специального интереса;

Б) Оптимизационные группы;

В) Прямые группы;

Г) Провокационные группы.

28. Трансферт – это передача части доходов или имущества в распоряжение других лиц на:

А) Безвозмездной основе;

Б) Возвратной основе;

В) Возмездной основе;

Г) Условиях софинансирования.

29. В результате создания социального блага произошло перераспределение. Какие меры необходимо принять государству по отношению к стороне, для которой полезность данного перераспределения являлась отрицательной?

А) Взыскательные меры;

Б) Компенсационные меры;

В) Лоббирование;

Г) Легитимные меры.

30. Как называют социальное благо, в случае, когда суммарная полезность этого блага меньше, чем затраты на его создание.

А) Общеполезное социальное благо;

Б) Компенсационное благо;

В) Мнимое социальное благо;

Г) Бесполезное социальное благо.

31. Что позволяет выявить улучшение положения в обществе таким образом, что те его граждане, чье благосостояние повысилось, могут компенсировать потери других граждан, сохранив исходный уровень благосостояния.

А) Принцип Парето-оптимизации;

Б) Критерий Калдора-Хикса;

В) Анализ политических решений;

Г) Теория справедливости.

32. Как называются основные три позиции перераспределения политики, с помощью которых можно моделировать социально-экономическую политику?

А) Ролзианский, уталитарный, межгруппавой;

Б) Региональная, местная, общая;

В) Утилитаризм, либертализм, эгалитаризм;

Г) Равенство, братство, коллективизм.

33. Особенности рыночных процессов выявления и согласования предложений граждан с помощью политического механизма, как правило, называют:

А) Изъянами государства;

Б) Пределом государства;

В) Институтом государства;

Г) Открытостью государства.

34. Чем объясняется проблема выбора социальных благ в общественном секторе?

А) Типичными иррациональными реакциями;

Б) Типичными рациональными реакциями;

В) Отношением к оптимальным реакциям;

Г) Отношением к рациональным реакциям.

35. В общественном секторе на многообразие разнонаправленных интересов различных граждан влияют:

А) Госслужащие и граждане РФ;

Б) Производитель и продавец;

В) Посредник и производитель;

Г) Продавец и покупатель.

36. С помощью какой процедуры возможно выявить имеющиеся предпочтения и согласовать их?

А) Метод экспертных оценок;

Б) Перепись населения;

В) Голосование;

Г) Метод мозгового штурма.

37. Что оказывает влияние на итоги голосования при утилитаристской, либерталистской и эгалитарной позициях вместе взятых:

А) Разброс мнений среди участников;

Б) Весомость каждого голоса;

В) Способ подведения итогов;

Г) Все вышеперечисленное.

38. Что включает в себя доходы общественного сектора:

А) Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления;

Б) Доходы целевых фондов;

В) Доходы бюджетных фондов;

Г) Все вышеперечисленное.

39. Какая категория в наименьшей степени определяет эффективность работы общественного сектора:

А) Производительность;

Б) Прибыльность;

В) Результативность;

Г) Экономичность.

40. Денежные экстерналии – это такие внешние эффекты, которые связанные с перераспределением, но:

А) Не оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;

Б) Оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;

В) Оказывающие влияние на производительность;

Г) Не использующие теневые ресурсы.

41. Какой показатель обозначает совокупность аналитических приемов, позволяющих определить расходы на достижение специфических целей и выбрать оптимальное решение?

А) Анализ производительности;

Б) Анализ издержек и результативности;

В) Показатель Калдора-Хикса;

Г) Анализ осязаемых рыночных процессов.

42. Какие цены устанавливают на благи, которые не поступают на рынок, при этом применяют расчетную цену, которая отражает предпочтения общества и альтернативную стоимость затраченных ресурсов?

А) Теневые;

Б) Общественные;

В) Справедливые;

Г) Демпинговые.

43. Бюджетный федерализм эффективен в том случае, если решения, относящиеся к социальным благам, выгоды от которых локализуются на данной территории, принимаются:

А) Федерацией;

Б) Главой Государства;

В) Децентрализовано;

Г) Централизовано.

44. Какую функцию расходов территориальных бюджетов государство на практике реализовать не может?

А) Аллокационную;

Б) Перераспределительную;

В) Стабилизационную;

Г) Другое.

45. Трансферты в бюджеты нижестоящего уровня из вышестоящего осуществляется из:

А) Бюджетных грантов;

Б) Фонда компенсации;

В) Налоговых платежей;

Г) Нет правильного ответа.

46. Какие налоги увязываются непосредственно с той деятельностью налогоплательщика, которой он занимается: ресурсы, виды деятельности, товары и услуги?

А) Прямые налоги;

Б) Недифференцированные налоги;

В) Косвенные налоги;

Г) Простейшие налоги.

47. Какой налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, например на конкретный вид общественных благ, создаваемых за его счет?

А) Маркированный налог;

Б) Прогрессивный налог;

В) Пропорциональный налог;

Г) Перераспределительный налог.

48. Деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избыточно поступают к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Какое это явление?

А) Принцип достижения Парето-оптимума;

Б) Эффект «липучки»;

В) Эффект агрегирования прибыли;

Г) Принцип субсидиарности.

49. Какие издержки несет государство при децентрализации?

А) На национальную оборону;

Б) Административного характера;

В) Информационного характера;

Г) Мероприятия по пополнению государственных запасов и резервов.

50. Что такое субнациональная надбавка к налогам?

А) Органы власти федерального бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;

Б) Органы власти бюджета субъекта федерации имеют право устанавливать свою надбавку;

В) Органы власти местного бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;

Г) Каждый уровень власти имеет право устанавливать свои надбавки;
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Экономика общественного сектора»

  1. Общественный сектор, удельный вес общественного сектора в экономике.

  2. Структура общественного сектора.

  3. . Функции общественного благосостояния.

  4. Первая и вторая теоремы экономики благосостояния.



  5. Провалы рынка: несовершенная конкуренция, экстерналии, информационная ассиметрия, общественные блага – определение, примеры.

  6. Коллективное и локальное благо.

  7. Переполнение и теория клубов.

  8. Равенство и эффективность. Критерий Парето и альтернативные критерии.

  9. Принцип компенсации Калдора-Хикса.

  10. Альтернативные подходы к пониманию справедливости и роли государства.

  11. Равновесие в сфере производства общественных благ.

  12. Равновесие Линдаля. Цены Линдаля.

  13. Проблема «безбилетника»

  14. Принцип "второго лучшего".

  15. Процедуры голосования. Примеры.

  16. Парадокс голосования.

  17. Теорема о медианном избирателе.

  18. Представительная демократия - избиратели, политики, бюрократия.

  19. Теория бюрократии: модель Нисканена

  20. Утилитаризм, либерализм, эгалитаризм, ролзианство.

  21. Изъяны государства.

  22. Группы специальных интересов. Лоббирование.

  23. Содержание погони за рентой.

  24. Классификации налогов.

  25. Неналоговые доходы общественного сектора.

  26. Критерии оценки налоговых систем.

  27. Избыточное налоговое бремя.

  28. Парето-эффективные налоговые структуры. Факторы, определяющие оптимум.

  29. Формы общественных расходов.

  30. Перемещения выгод и сферы действия программ общественных расходов.

  31. Искажающее действие общественных расходов.

  32. Социальное страхование и социальная помощь: виды и взаимосвязь.

  33. Анализ издержек и результативности.

  34. Анализ издержек и полезности.

  35. Анализ издержек и выгод. Проблемы оценки издержек и выгод.

  36. Приватизация и ее формы.

  37. Конкуренция: контрактация и квазирынки.

  38. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация.

  39. Теорема о децентрализации.

  40. Гипотеза Тибу.

  41. Сущность гранта и его виды.

  42. Сущность «эффекта липучки».

  43. Сущность некоммерческой организации.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

  1. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

  2. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

  3. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  4. Занадворов В.С. Экономическая теория государственных финансов: учеб. пособие для вузов / В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына. М. ГУ-ВШЭ, 2006.


Б) дополнительная литература:

  1. Аткинсон Э., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1995.

  2. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: ИНФРА-М, 1997.

  3. Мюллер Д. Общественный выбор III. М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  4. Хиллман А. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления: учеб. пособие / А. Хиллман; перев. с англ. Научн. ред. пер. В.В. Бусыгин, М.И. Левин. М. Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009.


В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.» http://ecsocman.edu.ru



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Изучение дисциплины «Экономика общественного сектора» подразумевает наличие ноутбука и проектора, для демонстрации учебного материала с помощью программы Power Point. Самостоятельная работа студентов также включает применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки……………..
Автор доцент кафедры экономической теории и национальной экономики к.э.н., доцент кафедры экономической теории и национальной экономики Шлякова О.А.
Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 2011 года, протокол № ____.
Зав. кафедрой Трубицына Т.И.
Декан экономического факультета Смирнов А.К.

<< предыдущая страница