microbik.ru
1 2 3 4


Обзор результатов мониторинга

деятельности территориальных органов Минюста России,

действующих в Южном федеральном округе, в сфере адвокатуры.

Во исполнение Плана основных организационных мероприятий Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области на 2-е полугодие 2011 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее – Главное управление) проведен мониторинг деятельности территориальных органов Минюста России, действующих в Южном федеральном округе, в сфере адвокатуры за 2011 год.

Адвокатура как институт гражданского общества выполняет определенную часть государственных задач в сфере правосудия. Ее деятельность непосредственно связана с работой судов, правоохранительных и других государственных органов. Это обстоятельство предопределяет необходимость взаимодействия адвокатуры и государства и государственного контроля за адвокатурой.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в установленных законодательством случаях бесплатно. Одним из инструментов реализации этого конституционного положения является адвокатура как институт, обеспечивающий оказание бесплатной юридической помощи на профессиональной основе в целях защиты прав и законных интересов граждан.

Особенности контрольных и надзорных функций в сфере адвокатуры определяются ее положением в системе правосудия, а именно:

- адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления;

- адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления и корпоративности;

- любая проверка деятельности адвокатов при исполнении ими своих обязанностей должна быть регламентирована нормативно-правовым актом.

Указанные принципы деятельности адвокатуры закреплены Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон).

В соответствии с положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 146, а также положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147 в полномочия Главного управления и Управлений по субъектам входит:

- ведение реестра адвокатов субъекта Российской Федерации;

- выдача адвокатам соответствующих удостоверений, а также документа, подтверждающего статус адвоката (в случае изменения членства в адвокатской палате);

- участие в работе квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката, и рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов;

- внесение представления о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату;

- подготовка необходимых документов и обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты в установленный 3 месячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его;

- требование проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов с целью досрочного прекращения полномочий совета адвокатской палаты в случае неисполнения советом требований федерального законодательства.

В территориальных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального органа (далее – территориальные органы) продолжается вестись работа по реализации функций в сфере адвокатуры в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также в соответствии с приказом Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» (далее - Административный регламент).

На основании ст. 12 Административного регламента реестр адвокатов в территориальных органах ведется на бумажном и электронном носителях, согласно утвержденной форме. Реестр на бумажном носителе прошит, его листы пронумерованы, сведения о количестве листов заверены подписью начальника и оттиском печати управления.

Реестр адвокатов содержит сведения: о регистрационных номерах; фамилии, имени, отчестве адвокатов; реквизитах решений о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката; изменении членства в адвокатской палате; реквизитах уведомлений адвокатской палаты.

Кроме этого, территориальными органами Минюста России формируются реестровые дела адвокатов, в которые вносятся документы, имеющие отношение к статусу адвоката.

Региональный реестр дает четкое представление о количественном и возрастном составе, образовании и стаже работы по юридической специальности представителей адвокатского сообщества субъекта Федерации.

Порядок и сроки внесения сведений о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката в региональный реестр за 2011 год территориальными органами соблюдались.

Подробная информация по ведению реестра адвокатов в субъектах Южного федерального округа за 2011 год (по состоянию на 16.12.2011 г.) представлена в виде графиков.

Анализируя количество адвокатов, имеющих действующий статус, за 2011 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого, года можно отметить следующее.



  1. Республика Адыгея – 253 адвоката (в 2010 - 222);

  2. Республика Калмыкия – 132 адвоката (в 2010 - 127);

  3. Краснодарский край – 3 023 адвоката (в 2010 – 2 856);

  4. Астраханская область – 507 адвокатов (в 2010 – 507);

  5. Волгоградская область – 1 274 адвоката (в 2010 – 1 262);

  6. Ростовская область – 2 815 адвокатов (в 2010 – 2 801).



По состоянию на 16.12.2011 в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, в реестр адвокатов были внесены следующие сведения:
- в связи с присвоением статуса адвоката:


  1. Республика Адыгея – о 46 адвокатах (в 2010 – 26);

  2. Республика Калмыкия – о 25 адвокатах (в 2010 – 23);

  3. Краснодарский край – о 260 адвокатах (в 2010 – 237);

  4. Астраханская область – о 42 адвокатах (в 2010 –36);

  5. Волгоградская область – о 87 адвокатах (в 2010 – 108);

  6. Ростовская область – о 194 адвокатах (в 2010 – 248).


- в связи с исключением сведений об адвокате из реестра адвокатов:


  1. Республика Адыгея – о 7 адвокатах (в 2010 – 3);

  2. Республика Калмыкия – о 14 адвокатах (в 2010 – 15);

  3. Краснодарский край – о 18 адвокатах (в 2010 – 12);

  4. Астраханская область – о 6 адвокатах (в 2010 – 11);

  5. Волгоградская область – о 6 адвокатах (в 2010 – 11);

  6. Ростовская область – о 25 адвокатах (в 2010 – 20).


- в связи с прекращением статуса адвоката:


  1. Республика Адыгея – о 7 адвокатах (в 2010 – 7);

  2. Республика Калмыкия – о 8 адвокатах (в 2010 – 13);

  3. Краснодарский край – о 84 адвокатах (в 2010 – 120);

  4. Астраханская область – о 24 адвокатах (в 2010 – 32);

  5. Волгоградская область – о 67 адвокатах (в 2010 – 48);

  6. Ростовская область – о 121 адвокате (в 2010 – 126).




- в связи с приостановлением статуса адвоката:


  1. Республика Адыгея – о 4 адвокатах (в 2010 – 0);

  2. Республика Калмыкия – о 4 адвокатах (в 2010 – 4);

  3. Краснодарский край – о 37 адвокатах (в 2010 – 41);

  4. Астраханская область – о 12 адвокатах (в 2010 – 5);

  5. Волгоградская область – о 20 адвокатах (в 2010 – 23);

  6. Ростовская область – о 33 адвокатах (в 2010 – 47).



- в связи с возобновлением статуса адвоката внесены сведения:


  1. Республика Адыгея – о 2 адвокатах (в 2010 – 2);

  2. Республика Калмыкия – об 1 адвокате (в 2010 – 2);

  3. Краснодарский край – о 17 адвокатах (в 2010 – 14);

  4. Астраханская область – о 3 адвокатах (в 2010 – 8);

  5. Волгоградская область – о 6 адвокатах (в 2010 – 6);

  6. Ростовская область – о 20 адвокатах (в 2010 – 21).





Удостоверение адвоката является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая изменения членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, когда территориальный орган Минюста выдает адвокату документ, подтверждающий статус адвоката взамен сданного удостоверения.

Выдача удостоверений в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области происходит с участием представителей Адвокатской палаты Ростовской области в торжественной обстановке с выдачей адвокатам памятки о сохранности удостоверения.

За 2011 год (на 16.12.2011г.) выданы адвокатам удостоверения адвокатов в количестве:

  1. Республика Адыгея - 53 удостоверения (в 2010 – 34);

  2. Республика Калмыкия - 35 удостоверений (в 2010 – 30);

  3. Краснодарский край - 362 удостоверения (в 2010 – 333);

  4. Астраханская область - 60 удостоверений (в 2010 – 56);

  5. Волгоградская область - 120 удостоверений (в 2010 – 142);

  6. Ростовская область – 302 удостоверения (в 2010 – 222).



Главное управление в целях повышения эффективности организации работы территориальных органов Минюста России предлагает выдавать и распределять бланки удостоверений адвокатов через Главные управления в соответствующих федеральных округах.

В субъектах Южного федерального округа квалификационная комиссия адвокатской палаты соответствующего субъекта формируется в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Деятельность квалификационной комиссии содействует повышению качественного состава адвокатского сообщества и обеспечивает контроль за исполнением адвокатами своих профессиональных обязанностей, этнических норм, иных требований законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности.

Квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену, проводит квалификационный экзамен с целью проверки наличия у претендента необходимых профессиональных знаний, принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката, также рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов.

В состав квалификационной комиссии входят представители:

1) от адвокатской палаты субъекта;

2) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) от верховного суда республики, краевого, областного суда;

4) от арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

5) от территориального органа юстиции.

Наиболее существенным полномочием территориальных органов юстиции в рамках контроля и надзора в сфере адвокатуры является право вносить представления в адвокатскую палату и обращаться с заявлением в суд о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его.

В настоящее время в связи с реализацией данного полномочия у территориальных органов юстиции возникают определенные сложности. В первую очередь они связаны с отсутствием в законодательстве Российской Федерации четких механизмов проверки сведений, являющихся основаниями для направления в адвокатскую палату указанного представления.

В Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области поступают представления из правоохранительных органов, в которых предлагается воспользоваться полномочиями, предусмотренными п. 6 ст. 17 Закона и внести представление в Адвокатскую палату Ростовской области о прекращении статуса адвоката.

При этом территориальный орган (Ростовская область) оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, требуется реагирование на представление, формальных оснований для его отклонения нет.

С другой же стороны, представление о прекращении статуса адвоката вносится территориальным органом от своего имени и именно на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для прекращения статуса. Располагая только теми сведениями, которые содержатся в представлении правоохранительного органа, при отсутствии возможности самостоятельно расширить доказательственную базу, территориальный орган зачастую лишен возможности эффективно поддерживать такого рода представления при их рассмотрении в квалификационной комиссии.

В таких случаях Главное управление вынуждено представления о прекращении статуса адвоката не вносить, а направлять материалы в Адвокатскую палату Ростовской области для решения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства в общем порядке.

Отсутствует у территориального органа юстиции и право обращаться в суд в случаях, если адвокатская палата, рассмотрев представление о прекращении статуса адвоката, отказала в его удовлетворении либо адвокат был привлечен к менее строгой мере дисциплинарной ответственности.

Проводя анализ количества представлений о прекращении статуса адвоката, направленных территориальными органами, расположенными в Южном федеральном округе в Адвокатские палаты субъектов в соответствии с п. 6 ст. 17 Закона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, необходимо отметить следующее.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия внесено 3 представления о прекращении статуса адвоката (в 2010 - 8). По результатам рассмотрения, которых в отношении 3 адвокатов (в 2010 – 3) квалификационной комиссией вынесены заключения о наличии в их действиях (бездействиях) нарушений норм законодательства РФ и Кодекса профессиональной этики адвокатов. Совет Адвокатской палаты Республики Калмыкии принял решение о применении к ним меры дисциплинарной ответственности – замечания. Квалификационной комиссией по представлениям территориального органа (Республике Калмыкия) заключения о прекращении дисциплинарных производств в отношении адвокатов в связи с отсутствием в их действиях нарушений норм законодательства и Кодекса профессиональной этики адвоката не выносились


следующая страница >>